Эволюция социальных медиа. Почему нынешних китов ждет крах

16.12.2021

Эволюция социальных медиа

Современные социальные сети – отличная штука. С их помощью можно делиться личной информацией и мнениями, узнавать новости, общаться с людьми со всего мира и даже зарабатывать! Однако помимо явных плюсов, у них есть и не менее явные минусы. И, честно говоря, эти минусы уже начинают перевешивать. Особенно на фоне стремительно развивающихся проектов Web 3.0, лишенных этих недостатков. Но обо всём по порядку. Так что же плохо в существующих социальных сетях и какие у них есть альтернативы?

Тотальная цензура

То, что когда-то было способом поддержания культуры общения, уже давно стало «репрессивным механизмом», с помощью которого можно давить всех, чьё мнение отличается от «правильного». Нет, в нормальной цензуре нет ничего плохого – не любой контент должен быть доступен для любого пользователя. Всё-таки маркировки «18+» были придуманы не просто так.

Проблемы начинаются, когда механизмы цензуры начинают использовать для оказания давления. Например, удалять посты и аккаунты людей под давлением со стороны государства. Или блокировать пользователей, на которых в один момент подаётся куча жалоб. Или просто пресекать высказывание любых мыслей, которые не нравятся владельцу платформы.

Худшими примерами такого поведения являются Twitter, в котором беспощадно банится всё, что входит в противоречие с «левой» идеологией и принцами SJW, и Facebook, регулярно прогибающийся под давлением «якобы большинства» и удаляющий неугодные аккаунты.

Взломы базы данных и утечки информации

Вы наверняка помните о том, как Марка Цукерберга вызывали в суд по делу о массовых утечках приватной информации. И как ему с большим трудом (и, наверняка, большими «частными пожертвованиями») удалось отстоять свою позицию. А ведь Facebook не просто так считается самой большой и самой защищённой социальной сетью – что уж говорить о менее масштабных проектах.

Прибавим сюда Вконтакте, российскую социальную сеть, которая, как известно, активно сливает любую частную информацию ФСБ по первому запросу. Да и не только туда. И не суть важно, что потом с этими данными будут делать их новые владельцы. Главное, что вы не давали разрешения на использование этой информации.

Навязчивая реклама

А вот это уже «официально разрешенные» сливы информации. Якобы – исключительно для поисковых роботов, чтобы те выдавали релевантные выдачи на основе ваших запросов. Но на деле – кто знает. Кроме того, очень часто эта автоматика «перегибает палку». Стоит, например, один раз написать что-то про фарфоровые унитазы, как вас всю следующую неделю будут заваливать контекстной рекламой с ними. Её, конечно, можно блокировать, но это долго и не очень удобно.

Пример – тот же YouTube, который хоть и не является в прямом смысле этого слова «социальной сетью», но активно пользуется теми же самыми механизмами. Вы хотите видеть в рекомендациях проплаченные политические видео? Лично я – нет. А они до сих пор регулярно всплывают в «рекомендованном».

Манипулирование информацией

Факт использования социальных сетей (Facebook) для манипуляции общественным мнением, например, выборами в США – доказанное явление. Алгоритмы выдачи новостей были изменены так, чтобы выдавать то, что было нужно заказчикам. То есть – новости, дискредитирующие другую политическую сторону для тех, кто считал себя её сторонником. Или – дискредитацию вакцинации и современных систем здравоохранения, при активном продвижении постов на «антиваксерскую тематику». С помощью такого слабого, но регулярного давления, удаётся менять мнения людей и прививать им иную точку зрения. Хотите ли вы, чтобы вами вот так манипулировали? Не думаю.

Есть ли альтернатива?

Несмотря на сливы, утечки, цензуру и прочее, люди не уходили из социальных сетей, поскольку у них не было альтернатив. Вообще. Либо – «менять шило на мыло». А отказаться от этого всё ещё удобного способа обмена информацией они не могли. Даже несмотря на то, что платформы давно уже перестали действовать в интересах пользователей, продавшись крупным корпорациям. К счастью, уже начали появляться альтернативы. Лишенные практически всех недостатков традиционных социальных сетей Web2.0, но всё ещё недостаточно популярные. И хорошим примером такого нового пространства для общения является subsocial.network.

Манипулирование информацией

Субсоциальные сети – это децентрализованные открытые платформы на основе технологий блокчейн. Что автоматически даёт им следующие преимущества.

  • Децентрализация. У вас нет ни сервера, на котором хранятся ваши данные и который можно взломать, ни «начальника», который будет за вас решать, какой информацией вы можете делиться и на которого могут давить государственные структуры.
  • Стойкость к цензуре. Вы сами решаете, что именно можно постить в вашем «пространстве», а что – нельзя. А другие люди, соответственно, могут сами решать – читать вас или нет.
  • Стойкость ко взлому и удалению информации. Да, вас всё ещё могут взломать – но для этого хакеры будут вынуждены атаковать вас прицельно, потратив на это много времени и сил. Это куда сложнее, чем ломать единый сервер. Кроме того, вся информация хранится децентрализовано, поэтому удалить её просто так ни у кого не получится.
  • Разделение ответственности. Вы не обязаны руководить своим пространством в одиночку – платформа может управляться как руководящей группой, так и вовсе – коллективным голосованием всех пользователей. При этом всё ещё оставаясь безопасной.
  • Монетизация. О, это, пожалуй, самый важный момент. В субсоциальных сетях существует множество способов монетизировать контент. От оплаты внутренними токенами проекта за полученные лайки и репосты, до сдачи в аренду места для постинга в своём пространстве. Или даже оплачиваемые репосты, с которых вы в рамках смарт-контрактов будете автоматически получать небольшую прибыль. Вариантов множество, но это, скорее, тема для отдельной статьи.
  • Кастомизация. Вы сами вольны решать, как будет выглядеть ваше пространство. Да, некоторые платформы веб2.0 такую возможность тоже предоставляли, но тут куда больше возможностей.

Резюмируя

Классические социальные сети ещё долго никуда не денутся – люди будут сидеть там «по привычке», да и потому, что: «тут всё мои друзья», даже несмотря на имеющиеся недостатки. Но все, кто хоть немного ценит свои личные данные и разбирается в современных технологиях, будут постепенно переходить на куда более удобные платформы Web 3.0. Потому как очень уж приятные преимущества они предоставляют.

И это очевидно не только обычным пользователям, но и крупным инвесторам. Те же Coinbase Ventures, Polychain и Warner Bros не просто так выделяли свои деньги на разработку subsocial.network. И кто знает, возможно под давлением стремительно прогрессирующего нового, старые социальные сети тоже будут меняться – просто чтобы сохранить свою конкурентоспособность.

Автор: Lex Kiness