Стоит ли открывать салон красоты в 2022 году: тенденции рынка

11.01.2022

Пандемия, вызванная Covid-19 изменила рынок салонных услуг. Количество желающих открыть салон красоты снизилось, но эксперты рынка скорее рады этому факту. Мы выяснили, почему.

«Салоны красоты нередко открывали ради забавы и статуса, рассказывает Наталья Гончаренко, автор известной книги «Мой салон красоты». Также этот рынок считается привлекательным для людей, которые скопили некоторую сумму денег и ищут, куда бы их вложить. После открытия салона, для многих становится откровенным шоком понимание того, что этот бизнес совсем не такой, каким кажется со стороны. Он требует специфических знаний по направлению работы салона, инсайдерской информации, знаний в области маркетинга и финансов, и хотя бы элементарных навыков управления людьми. Не получится открыть салон красоты, нанять мастеров, постить сториз в Инстаграм и считать прибыль. С одной стороны, пандемия и изменения в законодательстве – введение РРО, усугубили ситуацию, а с другой – на рынке останутся серьезные инвесторы, открывающие сети и учебные центры и специалисты высокой квалификации, сумевшие создать вокруг себя сообщество единомышленников и систему работы. Для потребителей – это большой плюс, потому что, сейчас во многих салонах красоты качество услуг нестабильно из-за высокой текучки мастеров и полным непониманием собственников, что с этим делать».

Какие тенденции спровоцировала ситуация с пандемией? Начнем с негативных.

Home-услуги. Из-за падения доходов увеличилось количество людей, отдающих предпочтение home-услугам. Во время локдаунов, часть салонов красоты предложили клиентам услугу смешивания состава для окрашивания и доставки на дом, чтобы клиент сам себя красил. Салоны и мастера стали снимать и публиковать видео, в которых подробно рассказывали, как в домашних условиях проводить салонные процедуры, опять же с доставкой косметики и без нее. Но не стоит во всем винить пандемию. В немалой степени этому способствовало наполнение рынка мастерами низкой квалификации. После первого локдауна они массово пошли работать в салоны из коворкингов, квартир и аренды, потому что, клиентов банально, не стало даже у них.

Массовые продажи профессиональной косметики в интернете. Эта тенденция началась до пандемии, но в 2020-2022 выросла, окрепла и привела к тому, что немало салонов красоты просто отказались от продажи домашних уходов или оставили у себя небольшой ассортимент средств.

Повышение арендных ставок для помещений под салоны красоты. Пандемия не привела к снижению стоимости аренды помещений, а даже наоборот. В Киеве хорошее помещение обойдется по цене 20-35$ за квадратный метр.

Обязательное использование РРО. Не секрет, что многие салоны красоты, из-за высокого уровня ФОТа (фонда оплаты труда) – от 45% до 70% (!) и, как следствие, низкой маржинальности были вынуждены вести бизнес, используя различные схемы оптимизации налогообложения. В том числе, и не показывая часть выручки. С обязательным введением РРО это стало невозможно.

Повышение коммунальных платежей. Сейчас собственники салонов привыкают к новым ценам за коммунальные услуги. Первый шок прошел, но что с этим делать многие еще не решили. Кроме этого, подорожали расходные материалы. Салоны красоты будут вынуждены поднять стоимость услуг – вопрос только на сколько.

Теперь о хорошем.

Обратная сторона home-услуг – испорченные волосы, ногти, проблемы с кожей. Профессиональный уход и обслуживание трудно заменить домашним. Добавьте к непредсказуемому результату нехватку времени и «возню» – люди ходили и будут ходить в салоны красоты.

Профи. На рынке останутся профессиональные предприятия. Их собственники будут вкладывать в операционные процессы, маштабирование или, наоборот, в нишевость. Появятся хоть какие-то правила игры и разнообразие бизнес-моделей.

Новые тренды потребления услуг красоты. На стыке бьюти, велнеса, эстетики появляются новые концепции салонов красоты. Держите нос по ветру – кто знает, может этот едва уловимый ветерок скоро превратится в мощный поток, генерирующий клиентов и прибыль.

Возможности для людей, умеющих создавать новые бизнес-модели и продукты. Когда те, кто открывает салоны красоты, перестанут возмущаться тем, что женщины покупают краску в Еве, и подумают: как сделать салонную услугу такой, чтобы они увидели в ней ценность и смогли ее купить откроют огромный, даже по меркам Украины, рынок.