РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 22 февраля 2019 г.

Книга «Теория U. Лидерство из будущего» Отто Шармера: ответ на главный вопрос лидера

Источник: Blog.kniga.biz.ua

Книга «Теория U. Лидерство из будущего» (Theory U: Leading from the Future as It Emerges) Отто Шармера (Otto Scharmer) — это второе переиздание классического труда преподавателя MIT, инноватора и исследователя. Его теория U стала манифестом социальных изменений и основой для новой технологии социального лидерства. Популярный американский философ и писатель Кен Уилбер назвал книгу «потрясающей, провокативной и важной для овладения интегральным мышлением».

Будет ли интересна книга не только философам, а и лидерам, топ-менеджерам украинских компаний? Давайте разберемся.

Книга «Теория U. Лидерство из будущего» Отто Шармера: ответ на главный вопрос лидера

Как появилась теория U

История теории U начинается с визита Отто Шармера к основателю Массачусетского технологического университета более 20 лет назад (кстати, в переиздании Питер Сенге, автор бестселлера «Пятая дисциплина», написал предисловие). Вместе исследователи решили разобраться с тем, как управлять изменениями в организациях. Старые методы уже не подходили. Они подумали о том, как использовать знания из надвигающегося будущего для того, чтобы улучшить организации в настоящем.

Для того, чтобы система не была сухой теорией, Отто и Питер опросили компании из Кремниевой долины. Нужно было разобраться в том, что такого особенно делают владельцы и управляющие директора, что их услуги и продукты покоряют мир. На это они потратили 2 года, за время которых собрали 150 интервью с СЕО таких успешных компаний как Apple, XP, Xerox. Шармер и Сенге всё больше убеждались в том, что финальный продукт — только вершина айсберга. То, что было под водой, оставалось неизвестным: мысли, действия, эмоции, предпосылки, мотивация родоначальников инновационных продуктов.

Следующие 20 лет ушли на систематизацию знаний и создание инструментов, которые мог бы использовать каждый для создания инновационных решений. Так появилась теория U, где U — траектория движения от сбора информации до физического воплощения идеи в реальном мире.

Процесс создания теории не был безболезненным. Отто Шармер на одной из конференций рассказал о том, что у каждого есть своя точка поражения. Такой точкой стал пожар, который уничтожил дом, где он провел свое детство. Тогда Отто понял, что он должен отпустить прошлое и найти новый путь в будущее. Это, по словам исследователя, легло в основу теории U — идея, что каждому нужно быть открытым к изучению будущего.

теория U
Так это выглядит визуально. Каждый элемент схемы детально обьясняется на 500 страницах книги.

Что такое «слепые пятна» в теории U?

Важное место в теории U занимает понятие «слепых пятен». Работая с лидерами и организациями по всему миру Отто заметил, что всегда существует некое «слепое пятно» — точка, где рождается намерение что-либо сделать. К сожалению, его нельзя измерить, и в этом самая большая проблема определения слепого пятна.

Возьмем в качестве примера художника. Как мы можем посмотреть на его работу?

  • сфокусироваться на картине — результате творческого процесса;
  • сфокусироваться на процессе написания картины;
  • сфокусироваться на самом художнике, когда он стоит перед еще чистым холстом.

Лидеры — организационные «художники», и на их работу также можно посмотреть под тремя разными углами:

  • изучить то, что делают лидеры;
  • посмотреть на то, как лидеры используют процессы для достижения целей;
  • понять, какие первоисточники деятельности лидеров. Что побудило нанести их определенные краски в конкретном порядке на чистый холст?

Задавшись этими вопросами, Отто сформировал важный урок в сфере организации корпоративных изменений: «Успех вмешательства зависит от внутреннего состояния того, кто вмешивается». А значит важно не только то, ЧТО лидеры делают и КАК, но и их внутреннее состояние.

В этом Отто Шармер видит причину большинства организационных неудач. Люди не хотят измерять лидерство настолько глубоко и думать, что лежит в основе трансформационных изменений. Такие слепые пятна действуют и в повседневности. Мы много знаем о том, что и как делаем сами, а также другие руководители, но редко задумываемся об исходном намерении. Для этого и была создана теория U — для исследования внутреннего источника всех действий лидеров.

Вам точно не удастся пролистать эту книгу за пару вечеров. Это вдумчивое чтение, которое дает новый взгляд на природу лидерства и нашего будущего. U-процесс — фантастическая технология для ускорения процесса разработки, роста потенциала людей. Сейчас, когда на рынке появляются специалисты по росту компаний, и возникает осознание, что недостаточно просто увеличить прибыль — теория U может серьезно помочь.

И эта книга — попытка ответить на один из самых сложных вопросов человечества: «Почему?».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиямЧек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям
Коммуникации. Научись понимать других и общайся продуктивноКоммуникации. Научись понимать других и общайся продуктивно
Ицхак Адизес. Лучшее. Пища для размышленийИцхак Адизес. Лучшее. Пища для размышлений

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)