РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 22 февраля 2019 г.

Книга «Теория U. Лидерство из будущего» Отто Шармера: ответ на главный вопрос лидера

Источник: Blog.kniga.biz.ua

Книга «Теория U. Лидерство из будущего» (Theory U: Leading from the Future as It Emerges) Отто Шармера (Otto Scharmer) — это второе переиздание классического труда преподавателя MIT, инноватора и исследователя. Его теория U стала манифестом социальных изменений и основой для новой технологии социального лидерства. Популярный американский философ и писатель Кен Уилбер назвал книгу «потрясающей, провокативной и важной для овладения интегральным мышлением».

Будет ли интересна книга не только философам, а и лидерам, топ-менеджерам украинских компаний? Давайте разберемся.

Книга «Теория U. Лидерство из будущего» Отто Шармера: ответ на главный вопрос лидера

Как появилась теория U

История теории U начинается с визита Отто Шармера к основателю Массачусетского технологического университета более 20 лет назад (кстати, в переиздании Питер Сенге, автор бестселлера «Пятая дисциплина», написал предисловие). Вместе исследователи решили разобраться с тем, как управлять изменениями в организациях. Старые методы уже не подходили. Они подумали о том, как использовать знания из надвигающегося будущего для того, чтобы улучшить организации в настоящем.

Для того, чтобы система не была сухой теорией, Отто и Питер опросили компании из Кремниевой долины. Нужно было разобраться в том, что такого особенно делают владельцы и управляющие директора, что их услуги и продукты покоряют мир. На это они потратили 2 года, за время которых собрали 150 интервью с СЕО таких успешных компаний как Apple, XP, Xerox. Шармер и Сенге всё больше убеждались в том, что финальный продукт — только вершина айсберга. То, что было под водой, оставалось неизвестным: мысли, действия, эмоции, предпосылки, мотивация родоначальников инновационных продуктов.

Следующие 20 лет ушли на систематизацию знаний и создание инструментов, которые мог бы использовать каждый для создания инновационных решений. Так появилась теория U, где U — траектория движения от сбора информации до физического воплощения идеи в реальном мире.

Процесс создания теории не был безболезненным. Отто Шармер на одной из конференций рассказал о том, что у каждого есть своя точка поражения. Такой точкой стал пожар, который уничтожил дом, где он провел свое детство. Тогда Отто понял, что он должен отпустить прошлое и найти новый путь в будущее. Это, по словам исследователя, легло в основу теории U — идея, что каждому нужно быть открытым к изучению будущего.

теория U
Так это выглядит визуально. Каждый элемент схемы детально обьясняется на 500 страницах книги.

Что такое «слепые пятна» в теории U?

Важное место в теории U занимает понятие «слепых пятен». Работая с лидерами и организациями по всему миру Отто заметил, что всегда существует некое «слепое пятно» — точка, где рождается намерение что-либо сделать. К сожалению, его нельзя измерить, и в этом самая большая проблема определения слепого пятна.

Возьмем в качестве примера художника. Как мы можем посмотреть на его работу?

  • сфокусироваться на картине — результате творческого процесса;
  • сфокусироваться на процессе написания картины;
  • сфокусироваться на самом художнике, когда он стоит перед еще чистым холстом.

Лидеры — организационные «художники», и на их работу также можно посмотреть под тремя разными углами:

  • изучить то, что делают лидеры;
  • посмотреть на то, как лидеры используют процессы для достижения целей;
  • понять, какие первоисточники деятельности лидеров. Что побудило нанести их определенные краски в конкретном порядке на чистый холст?

Задавшись этими вопросами, Отто сформировал важный урок в сфере организации корпоративных изменений: «Успех вмешательства зависит от внутреннего состояния того, кто вмешивается». А значит важно не только то, ЧТО лидеры делают и КАК, но и их внутреннее состояние.

В этом Отто Шармер видит причину большинства организационных неудач. Люди не хотят измерять лидерство настолько глубоко и думать, что лежит в основе трансформационных изменений. Такие слепые пятна действуют и в повседневности. Мы много знаем о том, что и как делаем сами, а также другие руководители, но редко задумываемся об исходном намерении. Для этого и была создана теория U — для исследования внутреннего источника всех действий лидеров.

Вам точно не удастся пролистать эту книгу за пару вечеров. Это вдумчивое чтение, которое дает новый взгляд на природу лидерства и нашего будущего. U-процесс — фантастическая технология для ускорения процесса разработки, роста потенциала людей. Сейчас, когда на рынке появляются специалисты по росту компаний, и возникает осознание, что недостаточно просто увеличить прибыль — теория U может серьезно помочь.

И эта книга — попытка ответить на один из самых сложных вопросов человечества: «Почему?».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Цифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумном миреЦифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумном мире
Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своегоРазговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего
Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять другихЭмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других
bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2022, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)