Альпина Паблишер
Фрагмент книги любезно предоставлен
издательством "Альпина Паблишер"

Как развивать стратегическое мышление

Раздел: Стратегия
Автор(ы): Джеймс Клоусон, фрагмент книги "Лидерство третьего уровня"
размещено: 30.07.2020
обращений: 8391

Лидерство третьего уровня. Взгляд в глубину (Джеймс Клоусон)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Современные специалисты по стратегии прилагают большие усилия к тому, чтобы понять значимые факторы окружающей обстановки, оценить и развить свои конкурентные преимущества, выработать четкую концепцию желаемого результата и сохранять гибкость и даже противоречивость отношений между соперничающими воздействиями, чтобы развить самодостаточное стратегическое конкурентное преимущество.

Стратегическое мышление — это тяжелая работа, подразумевающая чтение общих и отраслевых изданий и изучение новых тенденций, чтобы оставаться в курсе того, какие факторы влияют на настоящее и будущее. Необходимо четко осознавать, на каких основаниях одни организационные единицы конкурируют с другими. Чтобы мыслить стратегически, нужна открытость обучению и готовность находить новые способы участия в конкурентной борьбе. Стратегическое мышление опирается не только на концептуальное представление, но и на решимость выбрать путь и упорно следовать ему в течение долгих лет, даже если первоначальные успехи были очень скромными.

Два современных специалиста по стратегии, Жанна Лидтка (Jeanne Liedtka) и Джон Розенблюм (John Rosenblum), называют стратегические беседы кирпичиками стратегии1. Руководители собираются вместе и общаются, стараясь прояснить свою концепцию того, какой может и должна стать организация, и способы ее воплощения. Иногда эти беседы бывают расплывчатыми, иногда конкретными.

Создавать стратегию в быстро меняющейся обстановке сложно. Когда контекст деятельности хаотичен, стратегическое мышление нужно направлять на выработку альтернативных, гибких программ. Такой подход будет эффективен, только если эти программы основаны на крепком ценностном фундаменте и соотносятся с такой целью фирмы, которая, по определению Коллинза и Порраса, превыше прибыли. Частые перемены в экономике быстро подорвали веру в отделы стратегического планирования. Многие компании, которые разрабатывали стратегические планы, имели стратегические замыслы и выделяли на их воплощение большие средства, за последние 20 лет обнаружили, что ввиду стремительных изменений полагаться на стратегические планы невозможно.

Сценарное планирование

Проверенная и эффективная альтернатива стратегическому планированию — сценарное планирование, процесс создания реалистичных стратегических сюжетов, которые могут воплотиться в меняющемся внешнем контексте деятельности. Настоящее стратегическое сценарное планирование имеет мало общего с привычным описанием наилучшего, наихудшего и наиболее вероятного развития событий. В сценарном планировании каждый сюжет реалистичен и имеет значительные последствия для компании. Задача в том, чтобы выявить все возможные варианты хода событий и затем продумать способы исследования окружающей обстановки, чтобы как можно быстрее определить, какой из этих вариантов наблюдается в действительности.

Специалисты по стратегии в Royal Dutch Shell на рубеже 1960-1970-х годов развили технику сценарного планирования до такого уровня, что подготовили свою компанию к рывку с последнего места в списке крупных нефтяных компаний на первое-второе место к концу тысячелетия. Читая и размышляя об экономике, политике, географии, национализме и множестве других факторов, Пьер Вак, Питер Шварц, Лес Грейсон и их коллеги выявили наиболее вероятные альтернативные сценарии, с которыми могла столкнуться Royal Dutch Shell, и затем определили главные индикаторы или сигналы для каждого сценария, которые следовало искать в газетах.

Когда в международной прессе стали появляться сообщения о том, что ближневосточные производители нефти встречаются для обсуждения международных вопросов, специалисты Royal Dutch Shell регулярно их отмечали и благодаря этому распознали, в частности, ключевой индикатор одного из сценариев, включавшего формирование нефтяного картеля. То, что для других было всего лишь незначительной новостью из середины газеты, для них стало явным сигналом «картельного» сценария, который мог серьезно сказаться на стабильности поставок сырой нефти. Увидев эти заметки, Royal Dutch Shell, уже проработавшая развитие ситуации в случае формирования такого картеля, смогла изменить свой стратегический курс, приобрела прямой доступ к запасам нефти до нефтяного кризиса 1973 года и таким образом заложила основу для резкого рывка вверх2. Таким образом, сценарное планирование оказывается полезно в стратегическом мышлении, поскольку помогает подойти к созданию стратегии с обоснованным и продуманным прогнозом, обладающим гибкостью.

Расширение кругозора

Из вышеприведенных примеров ясно, что для развития навыков стратегического мышления имеет огромное значение широта взглядов и круга чтения. Иногда будущую возможность или опасность лучше видно с другой, более удаленной от вас позиции. Стратегическое мышление предполагает умение рассматривать ситуацию с разных точек зрения и учитывать мнения тех, кто их придерживается. Например, хороший способ для студентов MBA выработать в себе это «умение видеть альтернативу» — научиться китайско-японской игре го.

В го играют на особой доске размером 19x19 клеток. В отличие от шахмат, где в распоряжении игрока много различных фигур, двигающихся разными способами, в го используются только камешки, белые и черные, которые можно как угодно расставлять на пересечениях линий. Если в шахматах цель — захватить или убить вражеского короля, то в го — контролировать больше территории, чем соперник, но при этом не уничтожить его (что соответствует экологическому подходу к стратегии). Поскольку клеток гораздо больше (361, в отличие от 64 на шахматной доске) и цель игры иная, го гораздо сложнее шахмат. Способность логически предугадывать ходы соперника здесь скорее мешает. Большее значение приобретает умение видеть, как формируются на доске сильные и слабые фигуры из камней. Западные студенты, научившиеся играть в го, отмечают, что это помогло им осознать значительную разницу между мировоззрением европейцев и жителей Азии, составляющих огромную часть мирового населения.

Главные элементы стратегического мышления

Подведем итоги, используя концепцию стратегического мышления Жанны Лидтка, включающую пять основных элементов: системное мышление, разумный авантюризм, целенаправленную сосредоточенность, ориентацию на гипотезу и привязку ко времени3.

Системное мышление начинается с системной перспективы — умения видеть, как соотносятся друг с другом различные факторы и элементы в отрасли. Системная перспектива помогает человеку подняться над выполнением задач своего подразделения и увидеть, как соотносятся все части организации или отрасли, как изменения в одной части влияют на другие. Понимание этих разнообразных элементов — например, звеньев в отраслевой цепочке добавления стоимости, — позволяет применить разумный авантюризм, чтобы найти выгодные возможности для бизнеса. Разумность в данном случае означает способность анализировать и интерпретировать различные части и фрагменты отрасли или сегмента рынка, применяя вышеприведенные аналитические методики; это инструменты, которые помогают составить разумное представление о том, где искать возможности. Такой анализ позволяет стратегически мыслящему руководителю или лидеру решить, на какую деятельность он хочет направить усилия. Сделанный выбор ложится в основу его идеи. Если этот замысел неясен, то и стратегия будет колебаться и отклоняться от курса.

Реализация замысла всегда основана на некотором предположении о причинно-следственных отношениях в отрасли или бизнесе. Понимание того, что этот элемент гипотетичен, отличает упрямого человека от упорного. Если замысел не удается воплотить так, как хочется, тот, кто обладает ориентацией на гипотезу, будет готов испытать другой подход. Иногда для этого нужно выбрать новый метод, а иногда — изменить замысел.

Человек, обладающий стратегическим мышлением, осознает всю важность своевременности: удачный продукт или стратегия, появившиеся в неудачное время, потерпят крах, как и попытка обогнать события или отставание от них, излишняя поспешность или неоправданные задержки. Развитое стратегическое мышление помогает почувствовать, когда надо действовать, а когда — ждать.

Наконец, стратегическое мышление часто ставит серьезные вопросы, касающиеся инноваций и этики. Гэри Хэмел (Gary Hamel) отмечал, что существует два типа стратегов: «соковыжиматели» и «новаторы», и они придерживаются принципиально разных точек зрения об управлении предприятием. Интересный пример из опыта General Electric: если администрация Джека Уэлча стремилась прежде всего к повышению производительности (выжимала сок), то его преемник Джефф Иммелт больше сосредоточен на инновациях. Можно ли объединить две стратегии? Вероятно, да, но все же в их основе лежат противоположные ценности: стремление к большей производительности позволяет избежать лишних затрат и потерь, а инновация по своей сути — непроизводительный и непредсказуемый процесс, который часто ведет к затратным экспериментам.

В то же время лидер де-факто или явно делает стратегический выбор в области этики. Будет ли он «соблюдать» букву закона, но всегда искать способы его обойти? Последует ли он спортивной «мудрости»: «Если ты не жульничаешь — значит, не стараешься победить»? Будет ли он стараться не выходить за рамки закона или даже возглавить нормотворчество так, чтобы от этого выиграли разные круги заинтересованных лиц? Или сделает все возможное, чтобы получить как можно больше денег, к каким бы последствиям для других это ни привело?

* * *

Эффективные лидеры мыслят стратегически; они понимают, насколько ценно мыслить на перспективу. Они учатся прояснять свою цель, формулировать концептуальное представление о том, какими они могут стать, если эта цель будет достигнута, и исследовать способы и средства воплощения этой концепции. Они понимают, как важно вкладывать ресурсы и усилия в развитие ключевых компетенций, необходимых для исполнения и реализации их стратегического замысла. Они все яснее сознают, как важно управлять стратегическими замыслами, проявляя при этом достаточную гибкость, что позволяет им не только сосуществовать с конкурентами на мировом рынке, но и процветать в симбиозе с ними.

Стратегическое мышление — это наполовину искусство, наполовину дисциплина. Навыки стратегического мышления вполне можно развить, но для этого понадобится приложить немало усилий: изучать и обдумывать различные темы, беседовать с людьми, читать и размышлять о самых разных вопросах. Нужно будет научиться выражать словесно даже нечеткие идеи, иногда освещенные вспышками озарений. Причем эти мысли придется не только мысленно проговаривать, но и фиксировать на бумаге. Понадобится умение рефлексировать и огромный запас энергии, а если вам предстоит воплотить в жизнь свои стратегические мечты, вам потребуется очень хорошо развить навыки лидерства и управления переменами.


    1 Liedtka J. M., Rosenblum J. W. Shaping Conversations: Making Strategy, Managing Change // California Management Review 39, no. 1 (Fall 1996): 4.

    2 Более подробно о сценарном планировании см.: Grayson L., Clawson J. Scenario Building (UVA-G-260); Shoemaker P. Scenario Planning: A Tool for Strategic Thinking // Sloan Management Review, Winter (1995): 25; Wack P. Scenarios: Uncharted Waters Ahead // Harvard Business Review, September 01, 1985, 85516; Schwartz P. The Art of the Long View (New York: Doubleday Currency, 1991).

    3 Liedtka J. Strategic Thinking: Elements, Outcomes, and Implications for Planning. — Working paper, Darden Graduate School of Business Administration, Charlottesville, VA.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Бизнес-модели. 55 лучших шаблоновБизнес-модели. 55 лучших шаблонов
Тестирование бизнес-идейТестирование бизнес-идей
Как управляют лучшиеКак управляют лучшие



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)