ТЕНДЕНЦИИ | Изменения 28 сентября 2012 г.

Сколько денег приносит компаниям гибкость

Автор: Дарья Марчак
Источник: Forbes.ua

Boston Consulting Group вывела зависимость капитализации компании от ее адаптабельности к изменениям.

Чем лучше компания умеет адаптироваться к ситуации, тем легче ей выстоять на конкурентном поле — уж не Капитан Очевидность ли это сказал? Консалтинговая компания BCG решила подсчитать, насколько именно легче, и можно ли измерить это «легче» в деньгах. BCG опубликовала исследование, в котором попыталась оценить влияние этой способности на рыночную капитализацию компаний и составить рейтинг самых гибких.

Сегодня условия для работы бизнеса куда менее стабильны, чем еще 30 лет назад. Волатильность роста доходов и операционной маржи по сравнению с 1960-х гг. сегодня выросла вдвое, средняя продолжительность периодов нестабильности — в четыре раза.

Выходит, сегодня умение адаптироваться к любым изменениям тоже более важно, чем еще лет 10, 20, и тем более 30 назад. Согласно подсчетам BCG, за последние тридцать лет общая рыночная капитализация компаний, вошедших в индекс, выросла в 8 раз. Но еще треть этой стоимости «съели» периоды волатильности.

Гибкость — это как?

Мера адаптивности, с точки зрения BCG, — способность наращивать капитализацию быстрее, чем в среднем по рынку, в самые турбулентные для рынка времена — то есть когда рыночная капитализация компаний скачет наиболее резко. Обычно такие скачки наблюдаются во время глобальных финансовых и сырьевых кризисов или тектонических изменений структуры спроса.

Исследователи выбрали семь самых турбулентных кварталов за период 2006-2011 гг. для разных рынков и получили список компаний с самым высоким «индексом адаптивности»: чем сильнее компания сумела прирастить стоимость в трудные времена, тем выше ее индекс.

Крупнейшие по капитализации компании (свыше $20 млрд.),
которые лучше других адаптируются к изменениям ситуации и требований рынка1

 Компания Отрасль BCG Adaptive Advantage Index3 Рост капитализации2, раз Средний рост капитализации по рынку2, раз
3M Промышленный конгломерат 108 0 -0.5
Allergan Фармацевтика 105 2 -0.2
Amazon Интернет-ритейл 102 5 3
Apple Компьютерная техника 106 7 1.7
Baxter Медицинское оборудование 106 5 -0.05
The Coca-Cola Company Напитки 103 0.5 0.05
Cognizant IT-услуги 106 3.5 0.4
Covidien Медицинское оборудование 104 0.1 -0.1
Danaher Corporation Машиностроение 103 2 0.4
Deer & Company Машиностроение 103 2.2 0.4
DirectTV Медиа 109 1.8 -0.3
Disney Медиа 103 0.5 -0.3
Express Scripts Медицинские услуги 107 2 -0.3
Ford Motor Company Автопром 105 4 0.7
Google Интернет ПО и услуги 107 0.6 0.3
MasterCard IT-услуги 108 7.5 0.4
McDonald's Отели и рестораны 108 2 0.1
Nike Производство одежды 104 1.4 1.2
Occidental Petroleum Нефтегазовая отрасль 105 2.5 0
Precision Castparts Аэрокосмическая отрасль и оборона 109 3.7 0
Priceline.com Интернет-ритейл 109 30 3
Southern Company Электроэнергетика 104 0.5 0.2
Target Многоканальная связь 105 -0.1 -0.2
Time Warner Cable Медиа 103 2 -0.3
TJX Companies Продажа специализированных товаров 105 2.3 -0.1
VMware ПО 107 0.5 -0.1
Yum! Brands Продукты питания 104 1.8 0.1

Источник: BCG


    1 в таблицу не включены компании финансового сектора, поскольку масштабная помощь государства этому сектору значительно искривила конкуренцию и рыночные условия работы; а также компании, чей рост капитализации в периоды кризисов обуславливался процессами M&A
    2 в качестве базы сравнения взята капитализация в 4 кв. 2005 г.
    3 показывает, насколько (в %) средневзвешенные темпы роста капитализации компании превышает средневзвешенные темпы роста капитализации отрасли по результатам семи наиболее волатильных кварталов, за период с октября 2005 г. по конец 2011 г.

BCG выделяет пять ключевых типов адаптивности:

  • Сигнальную. Торговая сеть Target вложилась в изучение демографии и поведения покупателей, чтобы делать им по обычной и электронной почте четко нацеленные предложения — например, посылать купоны на подгузники беременным женщинам на поздних сроках. Как только что-то в поведении покупателей меняется, Target считывает эти сигналы и мгновенно реагирует.

  • Экспериментальную. Компания 3M позволяет сотрудникам тратить 15% рабочего времени на обдумывание новых идей и финансирует многочисленные экспериментальные программы. Здесь убеждены, что к экспериментам неприменимо слово «неудача». 29% продаж 3М приносят продукты, введенные в линейку в последние пять лет.

  • Организационную. В Google 32 000 сотрудников, но почти нет бюрократии (о случаях «дилбертизма» можно сообщать через специальный внутренний сервис). Работники организаются в гибкие проектные группы. Новые идеи широко обсуждаются внутри компании, и сотрудники голосуют за те, в которые стоит «инвестировать» рабочее время.

  • Системную. Amazon сумела выстроить систему взаимодействия с внешними продавцами, которая позволяет покупателю не выходить за рамки привычной «экосистемы»: он может даже не заметить, что товар ему продает не сама Amazon, а кто-то из ее 2 млн. партнеров. 36% единиц товара, проданных через Amazon.com, поставляют эти внешние продавцы.

  • Экосоциальную. Компания Waste Management начинала с вывоза мусора на свалки, но теперь 12% прибыли ей приносит переработка мусора в электроэнергию, которая питает 1,1 млн. домов. Другие статьи дохода компании — ресайклинг и экологический консалтинг.

Полезная эквилибристика

С 2006 по 2011 г. рыночная стоимость компаний, входящих в первую десятку индекса, ежегодно росла в среднем на 31% быстрее, чем у компаний, плетущихся в хвосте.

Зависимость капитализации компании от ее умения адаптироваться

Зависимость капитализации компании от ее умения адаптироваться

Компании со «слабо развитой» способностью адаптироваться в периоды стабильного роста рынков растут даже немного быстрее, чем их более гибкие коллеги. Зато последние получают хорошую фору во время кризисов и растут, когда остальные переживают падение. К примеру, между 2006 и 2011 гг. негибкие компании потеряли в среднем 40% своей рыночной стоимости, зато их «антиподы» за этот период смогли удвоить свою рыночную стоимость. Причем разорвать эту закономерность и одинаково быстро расти и в стабильные времена, и во время кризиса, по данным BCG, удалось лишь единицам.

Сегодня умение адаптироваться влияет на бизнес больше, чем еще десятилетие назад. Корреляция между местом в индексе BCG и темпами роста компании за последние 30 лет стала вдвое сильнее.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности
Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техникиРазвитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники
Второй шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мираВторой шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мира

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)