Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Образ идеального экономиста 21 февраля 2008 г.

Менеджмент, маркетинг и математика в культуре идеального экономиста

Автор: Константин Соловьенко

В статье анализируются некоторые различия и сходства управленческой, экономической и математической культур. Предлагается образ идеального экономиста, обладающего целостным мировоззрением, объединяющем эти столь разные культуры.

Для сильных его мозгов гимназическая премудрость
была каракулями на полях настоящей книги.

И.Э. Бабель

Экономика и управление: некоторые различия и сходства

Во многих вузах управленческие дисциплины читают преподаватели кафедры экономики. Тем не менее, весь блок управленческих курсов, в том числе менеджмент и маркетинг, весьма условно можно отнести к экономике. Это отдельные, очень специфичные виды деятельности. Их главное отличие от экономического блока дисциплин заключается, во-первых, в прикладном характере знаний и навыков, в их большей практичности, "приземленности". То есть, управление, по нашему мнению, в смысле "практичности", находится к обычному человеку ближе, чем экономика. Даже исторически, во время своего возникновения, экономика как наука была в значительной степени теоретической областью далекой от нужд отдельных людей (Юм, Смит, Мальтус, Рикардо). Тогда как еще на заре возникновения менеджмента как массовой профессии, как науки и как искусства (и даже задолго до этой зари) управленческие знания были "робастей", чем экономические (Файоль, Тейлор, Гилбрет). Это отличие сохранилось и до наших дней. Заметим, что проверяемость или, как говорят, "верифицируемость" управленческих знаний выше, чем экономических: многие из утверждений экономистов доказать очень трудно или практически невозможно.

Во-вторых, управление в отличие от экономики, решает, прежде всего и в основном, задачи микроуровня, хотя мы знаем, что существуют такие его направления как стратегическое управление, международный маркетинг и др. Весьма незначительная часть знаний даже по микроэкономике (не говоря уже о макро) может пригодиться на уровне отдельного человека, его семьи, его работы. Ведь нет дисциплины "Экономика личности". Тогда как от 50% до 80% управленческих знаний и навыков, по нашему мнению, могут успешно применятся в ежедневной жизни любого человека (не только управляющего), существенно облегчая его жизнь. Заметим, что минимальным объектом менеджмента является личность. Дисциплины "Самоменеджмент" и "Самомаркетинг" есть. Более того, мы надеемся, почти все менеджеры согласятся с тем, что прежде, чем научится управлять людьми, производством, деньгами, временем, и пр., необходимо научиться управлять собой.

Впрочем, упомянутые отличия и многие сходства экономики и управления становятся понятней, если обратить внимание на определения этих наук. Управление — это процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Управление превращает неорганизованную толпу людей в производительную группу [1]. Экономика — наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами [2]. Нетрудно заметить, что эти науки легко переопределяются одна через другую:

  1. Экономика — это управление на уровне общества.
  2. Управление — это экономика на уровне организации.

Любопытно отметить, что если "общество" понимать, как некую "организацию" со своими целями, а "организацию" как некое "сообщество людей", то эти определения превращаются в тавтологии, отличающиеся только масштабом ("все общество" или его подмножество — "организация").

Все перечисленные и не перечисленные отличия этих наук лишь доказывают необходимость серьезного отношения к менеджменту и маркетингу, необходимость отдельной работы с блоком управленческих дисциплин. Что не значит, боже упаси, выделения этого блока в отдельный не соединяющийся с другими дисциплинами сосуд. Более того, междисциплинарные связи управления и экономики, по нашему мнению, должны не ослабевать, а множиться и крепнуть (об этом — ниже).

Качества молодых специалистов, которые ценятся на рынке труда

Исследования, проведенные нами в 1997-1999 гг. в Иркутске показали, что работодатели ценят умение ладить с людьми (этому учат в менеджменте) и хорошую маркетинговую подготовку1. Такие требования рынка труда легко объясняются тем, что отечественным предприятиям до 90-х годов не приходилось работать в условиях конкуренции, при рынке. Первые из наук, которые могут помочь получить ответы на их ежедневные практические задачи — менеджмент и маркетинг.

Насколько мы можем судить по имеющейся информации, описанная ситуация характерна не только для иркутского, но, в значительной степени, и для всего российского рынка труда. Вероятно, поэтому в России возрастает значимость менеджмента и маркетинга как видов деятельности.

Место управленческих знаний в мировоззрении
молодого специалиста. Целостное научное мировоззрение

Прежде, чем коснуться этой темы, сообщим результат одного из наблюдений. В очень многих дипломных работах студентов в большей или меньшей мере используются знания по менеджменту и маркетингу. Они, зачастую, являются связующим звеном, объединяющим знания по финансам, теории оптимизации, теории вероятностей, управлению рисками и страхованию, информационным системам, другим дисциплинам. Таким образом, уже на студенческой скамье управленческие знания используются в работе, являясь тем "клеем, который вяжет". Такое положение вещей нам представляется естественным, поскольку исходной точкой почти всех проектов является определение целей и путей достижения этих целей. А это сфера компетенции менеджмента. Если учесть рыночный характер производства в нашей стране, то становится понятной необходимость маркетинга в этой работе2.

Теперь о главном. Время студенчества — период духовного становления молодых людей, решения ими для себя вечных вопросов (что есть добро? зло? каков мир? каким я хочу быть? чего я хочу?), период завершения формирования их мировоззрения. Какие дисциплины могут им в этом помочь? На студентов-гуманитариев сильное влияние могут оказать история, литература и философия. Для студентов естественных и технических специальностей (экономистов в том числе) таким предметом может стать еще и менеджмент. Мы понимаем менеджмент как управление собой, самоорганизацию, самоопределение в мире людей и предприятий. Именно менеджмент способен поставить перед учащимся и помочь конструктивно решить подобные вопросы: какой я? чего я хочу? что нужно нашей организации? какие люди вокруг? как мне увязать свои желания с желаниями других людей и целями организации? как добиться своих целей? каким для этого нужно быть? как управлять организацией людей? как быть успешным в мире конкуренции?

Необыкновенно важным мы считаем формирование целостного мировоззрения у студентов. Знания, полученные в вузе, должны не конфликтовать, а дополнять друг друга, давая целостную картину мира. Этому могут служить междисциплинарные связи (см., например, [3]), в том числе управления, экономики и математики. Формированию соответствующей структуры учебного процесса здесь может помочь синергетический принцип: жертвовать полнотой во имя целостности. Целостность мировоззрения молодых людей мы считаем более значимой, чем даже получение ими высшего образования. Более широко: целостное научное мировоззрение, формируемое образованием, при свободе выбора научных школ и направлений, как нам кажется, будет по закону об иерархических компенсациях Седова3 тем эффективным ограничением, которое позволит открытому демократическому обществу идти по пути эволюции. По нашему мнению, нынешнее образование не направлено на формирование целостного научного мировоззрения. В лучшем случае, образование сейчас дает научные фрагменты мира, которые почти не связаны друг с другом и которые не покрывают все потребности человека (духовные, производственные, социальные и бытовые), оставляя белые пятна. В продолжение темы целостности — следующие пункты.

Экономика, управление и математика — конфликт культур?
Нет — дополнение

Выскажем некоторые соображения, касающиеся гармоничного сочетания вещей трудносовместимых.

Математическая культура в корне отличается от управленческой и экономической, по крайней мере, на уровне изучения этих предметов. Проиллюстрируем это на двух примерах.

  1. Для математика число "пи" — иррационально. Его можно выразить в виде бесконечной непериодической десятичной дроби: 3,1415926... Напротив, большинство управляющих может сказать кощунственную для математика вещь, что пи равно 3,14 или 3,1 или 3. Иногда экономиста может устроить оценка: "пи — число, лежащее между 2 и 5" или "пи больше 0 и меньше 10". Математику в его расчетах "такое" в голову вряд ли придет, а экономиста могут устроить и эти очень грубые оценки, если работа с ними позволяет решать задачи.

    Математиков часто обескураживает то, что управленческая задача может не иметь лучшего, оптимального решения, то есть иметь несколько "хороших по-разному" решений. Еще большее впечатление на них производит

  2. решение задачи, которая решения не имеет. Такими задачами изобилует менеджмент.

Работа в качестве математика, менеджера и экономиста позволяет нам видеть силу и слабость каждой из упомянутых областей знания, видеть где и как эти науки могут дополнить друг друга. Это позволяет также снять некоторое недоверие, которое иногда появляется у представителей одной науки к представителям другой. Выскажем некоторые из опасений, существующих у специалистов этих наук.

Экономика, с точки зрения математика, строго говоря, наукой не является. Хотя бы потому, что экономическая теория не обладает преемственностью. Например, известная всем геометрия Эвклида входит частным случаем в геометрию Лобачевского, придуманную позднее. Физика Ньютона, которую учат в школе, является предельным случаем теории относительности Эйнштейна. Теория функций комплексного переменного выводится из обычной математики путем ее дополнения единственным постулатом: существует число, квадрат которого равен минус единице. А кейнсианство, возникшее в XX веке, развивается параллельно с классическим учением Смита. Последователи Кейнса и неоклассики сосуществуют до сих пор не в силах доказать оставшемуся миру свою правоту. Сколько экономистов — столько и экономик! Получается, что экономика — субъективная наука. Но с точки зрения математика научные знания должны быть объективными. Следовательно, экономика — не наука. Правда, познакомившись с неоклассическим синтезом (один из его представителей — Н. Грегори Мэнкью), математик сказал бы, что экономика как наука сегодня переживает период становления.

В защиту экономики скажем также, что она — наука мягкая. Здание математики строится на абстрактных, хоть часто и близких к реальной действительности, аксиомах и на железных законах логики. В основе же всех мягких наук — человек, поступающий часто нелогично и изменяющий со временем свой взгляд на мир, свои постулаты. "Просчитать" человека, "вычислить" его поведение, а тем более группы людей, страны — математике не под силу4. А экономика и менеджмент — давно работают с этой "неудобной" материей и нередко очень успешно. Заметим также, что значимость гуманитарной, "мягкой" составляющей в образовании почти всех стран мира, в том числе и в России (чему мы рады), неуклонно растет.

Математика же для экономиста является одним из инструментов: как ручка, как компьютер. Но инструментом, справедливо считающимся очень сложным, что отпугивает от него5. Из-за этого экономисты в построении своих математических моделей менее автономны и, обычно, вынуждены прибегать к помощи математиков. Математики, как правило, быстро все понимают, но очень "по-своему" и их понимание далеко от представлений экономистов. Поэтому стандартный упрек, который высказывается экономистами в такой ситуации, заключается в том, что математики способны моделировать лишь собственные фантазии.

Однако экономика без хорошей математики может стать похожей на шаманство: против справедливых аргументов одного экономиста второй выдвигает свои также справедливые аргументы. Третий, четвертый и "энный", обсуждая некоторые из удобных для себя аргументов, выдвинутых ранее, могут продолжать говорить о своем. Считается, что все они вместе делают науку. Может так оно и есть. Осмелимся только заметить, что экономика — наука очень прикладная. Во всяком случае, изначально такой мыслилась: люди, ежесекундно ощущая на себе влияние "экономической действительности", вправе требовать от экономистов решения в первую очередь наших сегодняшних экономических задач. Их мало интересуют рассуждения "на тему". Так вот здесь математика может следующее:

  1. Формализовать все экономические теории и обобщить их, построив одну или несколько моделей, в которых каждая из теорий станет "виднее". Что позволит легче сравнивать эти теории, видя их ограничения, области применения, достоинства и недостатки. Такая обобщенная экономическая теория может стать первым шагом к искомой целостной экономической теории, без которой трудно работать в целостном экономическом мире. Упомянутый выше неоклассический синтез, объединяющий постулаты кейнсианцев и неоклассиков, долгосрочный и краткосрочный аспекты экономического развития, как нам кажется, закладывает в это здание прочные кирпичи.

  2. Системное и синергетическое мышление математиков6, возможно, первое среди равных средство, способное стать могучим орудием в умах экономистов. Орудием, помогающем создавать новые целостные экономические модели, адекватные современности.

Отметим более широкую тему: проблемы междисциплинарного синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания на сегодняшний день становятся насущной необходимостью выживания человечества. С кризисами сегодняшнего дня экологическими, экономическими, духовными можно справиться, только обладая целостным мировоззрением. «"Физики" и "лирики" по отдельности не выдержали экзамена в XX веке. В следующем веке его придется сдавать вместе» [5, с.12]. Каким подходом пользоваться при решении реальных жизненных задач — экономическим или математическим — вопрос методологический и для нас это — вопрос тактики. Гораздо важнее, чтобы задачи были решены, то есть стратегия — важнее.

Из всего изложенного в этом пункте нам хочется сделать один вывод: цены не будет тем универсальным специалистам, которые смогут в равной степени свободно владеть экономикой, управлением и математикой.

Методы обучения математике, экономике и управлению

Какими методами можно успешно учить математике, экономике и управлению, если это такие разные области знаний? Возможно ли здесь существование единого подхода? Еще один вызов рынка труда специалистов: в современном образовании, как нигде, остро ощущается потребность в объединении науки, теории и практики. На наш взгляд, одной из перспективных методик, отвечающих этим вызовам, является андрагогика (см., например, [6, 3]).

Важнейшими чертами андрагогики являются гибкость и открытость. Она включает в себя разные, в том числе — педагогические методы обучения7, естественным образом вовлекая при этом весь мир во взаимодействие андрагога с его учеником, то есть, действуя максимально открыто.

Достоинством андрагогики является ее нацеленность на то, чтобы пробудить в учащемся желание учиться или убеждение в необходимости этого. При наличии хороших учебников, курсов и прочего — овладение знаниями становится простым, техническим, частным следствием работы андрагога. При плохих учебниках и неудачной структуре курсов учеба будет дольше длиться и, возможно, не закончится успешно.

Выбирать методику обучения, как нам кажется, лучше всего в направлении: андрагогика -> гуманистические теории -> дидактические -> механические. Таким образом, учитель идет от максимального развития личности, максимальной легкости и интересности обучения (андрагогика) к минимальному развитию и объему необходимых для работы и жизни знаний (механические теории). Важно, чтобы у каждого ученика всегда была возможность подняться на более высокий уровень обучения (от механического к андрагогике). Возможно, тогда одной из главных забот учителя будет "перетаскивание" учеников вверх к андрагогике.

Наш идеал преподавателя: управляющий процессом образования, свободно владеющий всеми методами обучения и выбирающий наиболее подходящий из них для данной аудитории студентов с тем, чтобы достигнуть максимального развития учащихся.

Образ идеального экономиста

Идеальный экономист, мы полагаем, должен уметь:

  1. Адекватно оценить действительность (социальную, экономическую, экологическую, духовную).
  2. Поставить цель, достижение которой или "движение к которой" способно изменить действительность к лучшему (стратегия).
  3. Вычленить задачи, решение которых поможет цель достичь (тактика).
  4. Решить поставленные задачи.
  5. Оценить успешность своей работы, чтобы действовать эффективнее на следующем этапе работ п. (1)-(5).

Что для этого нужно:

  1. целостность мировоззрения;
  2. культура мышления (математика, синергетика);
  3. умение мыслить в разных масштабах (синергетика, менеджмент);
  4. знание экономики и социологии;
  5. умение работать на рынке (маркетинг);
  6. знание своих сил и умение работать с людьми (менеджмент);
  7. умение моделировать социально-экономическую действительность (математика);
  8. умение реализовывать свои модели на компьютере (информационные технологии);
  9. умение убедительно, логично и ярко представить свой взгляд на задачу и ее решение (менеджмент, реклама8);
  10. воля (целостность мировоззрения)9.

Как видим, образ идеального экономиста также подразумевает междисциплинарный подход в его подготовке. Этот образ позволяет конструировать наш завтрашний рынок специалистов "снизу" — от вуза, что на сегодняшний день является, вероятно, самым действенным способом влияния вузов и науки на будущее страны [7].

Место менеджмента, маркетинга и математики
в учебном процессе экономического вуза

Знания и навыки по менеджменту и маркетингу можно трактовать как возможность молодого специалиста быть открытым внешнему миру:

  • менеджмент облегчает самоопределение (открывает себя себе), а также общение внутри и вне предприятия;
  • маркетинг позволяет квалифицированно работать на рынке (узнавать потребности клиентов, разрабатывать новые товары и услуги, эффективно продвигать свою продукцию, быть конкурентоспособным и под.).

В нестабильном, сильно изменчивом мире, в котором мы и живем, открытость является одной из важнейших черт, позволяющих людям и предприятиям адаптироваться, создавать новые формы поведения, то есть самоорганизовываться. В конечном итоге, только открытость позволяет увеличивать разнообразие мира и, благодаря этому, возможна эволюция. Блок управленческих дисциплин может, а, возможно, и должен стать одним из инструментов, превращающем стихийную самоорганизацию обучения на уровне личности в самоорганизацию конструктивную [8, 9].

Математика, будучи мощным инструментом, позволяет, с одной стороны, расширить горизонты мышления экономиста, а с другой — четче, формальнее (а значит, удобнее для моделирования на компьютере) представлять экономическую действительность в каждом масштабе ее рассмотрения. При этом, математика (что естественно для ее природы) может способствовать сохранению целостности мировоззрения обучающегося10.

Поэтому такие дисциплины как менеджмент, маркетинг и математика представляются нам столь важными в формировании целостного научного мировоззрения будущих экономистов.

Литература

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992. — С.38-39.
  2. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. — СПб: Питер Ком, 1999. — С.30.
  3. Соловьенко К.Н. В поисках синтеза // Высшее образование в России, №1, 1998. — С.52-64. См. также: Синтез радикального и либерального подходов к образованию. Переход от Т-систем к Ладоням // Alma mater (Вестник высшей школы), №10, 1997. — С.19-25.
  4. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность, №5, 1993. — С.92-100.
  5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М.: Наука, 1997. — 285 с.
  6. Малькольм Ш. Кноулс. Обучение взрослых. Теория и практика // Леонид Найдлер. Руководство по развитию человеческих ресурсов. Джон Уайли. Нью-Йорк, 1984. — Гл. 6. С.6.1-6.23.
  7. Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Эволюционная модель рынка труда специалистов // Alma mater (Вестник высшей школы), — №6, 2000. — С.34-38.
  8. Соловьенко К.Н., Пугачева Е.Г. Открытость и самоорганизация в реформе высшей школы // Alma mater (Вестник высшей школы), №5, 1998. — С.3-7. См. также: Труды научно-исследовательского семинара при Институте философии РАН и Московском синергетическом форуме, 1998. — Электронная статья — http://www.iph.ras.ru/~mifs/~spts/S_ref
  9. Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации // Социс (Социологические исследования), №11, 1999. — С.99-101.

Статья впервые в сокращенном варианте была опубликована в журнале «Высшее образование в России», №2, 2001, с.46-50.


    1 Наряду с перечисленным ценится: профессиональное владение специальностью, практический опыт работы, умение работать на компьютере, знание английского языка, терпение и универсальность.

    2 Маркетинг (market — англ. рынок) можно определить как науку, которая учит добиваться своего в условиях конкуренции.

    3 См. формулировку закона Седова в [4, с.100]: "Только при условии ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ нижележащего уровня можно формировать разнообразные функции и структуры находящихся на более высоких уровнях социальных систем".

    4 "Механический" подход к человеку, скорее, создает больше проблем, чем их решает.

    5 Нам кажется, что математик может освоить основы экономики за 2-3 года. А экономисту обратный результат, вероятно, не под силу. Ход мысли математика приблизительно таков: для математики экономика является одним из приложений; поскольку язык математики — универсальный, то для освоения одного из приложений требуется меньше времени, чем для освоения всего фундамента.

    6 Особенно "синергетическое" мышление важно, на наш взгляд, для работы в современном стремительно изменяющемся мире. Определим синергетику как науку, изучающую самоорганизацию систем различной природы.

    7 Педагогические методы можно разделить на "гуманистические", "дидактические" и "механические".

    8 Реклама является частью маркетинга, а маркетинг, в нашем представлении, является частью менеджмента.

    9 Целостное мировоззрение позволяет жить в гармонии с собой и находить эту гармонию во взаимоотношениях с внешним миром. Оно побуждает искать и выстраивать своими руками гармонию "внутри" себя и "вовне", выступая в качестве воли человека.

    10 Правда, может и не способствовать. Но это — другой разговор.


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Тайные мысли успешных женщинТайные мысли успешных женщин
Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиватьсяНе в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться
Бла-бла-бла, или Что делать, когда слова не работаютБла-бла-бла, или Что делать, когда слова не работают
Дар лидера. Как научиться влиять на людейДар лидера. Как научиться влиять на людей
Вийди за межi. Забудь про успiх — стань видатнимВийди за межi. Забудь про успiх — стань видатним

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)