ПЕРЕЗАГРУЗКА 2.0. Бизнес-конференция на основе реальных кейсов


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | «Pull»-образование 13 мая 2011 г.

Образование для «новой» экономики

Автор: Вячеслав Макович, управляющий партнер VM Consult
Источник: E-xecutive.ru

Знания — новое поле битвы между странами, компаниями и личностями. Но существующая образовательная система не направлена на повышение уровня интеллектуального и творческого развития. Учебные заведения — это «лабиринт, который необходимо пройти, чтобы выйти на волю и реализовать стремление к реальному обучению». А как можно иначе?

Образование для «новой» экономики Аграрная эпоха характеризовалась развитием земледелия и животноводства, выделением специализированного ремесла. Наиболее ценным ресурсом стали плодородные земли. Основой промышленной эпохи стали машинные технологии, позволившие осуществлять массовое производство. Самым ценным ресурсом стали машины и оборудование. Наступающая информационная эпоха берет за основу знания, а наиболее ценным ресурсом становится квалифицированный, коммуникабельный и творческий работник.

Кризис современной образовательной практики

Знания — новое поле битвы между странами, компаниями и личностями. Но направлена ли существующая образовательная система на максимизацию уровня интеллектуального, творческого и коммуникационного развития? Или же учебные заведения уподобились «лабиринту, который необходимо пройти, чтобы выйти на волю и реализовать стремление к реальному обучению»?

И вот, нобелевский лауреат Пол Кругман (Paul Krugman) уже эпатажно заявляет, что «все, чему учили экономистов в течение последних тридцати лет, в лучшем случае бесполезно, а в худшем — вредно».

Смена экономической эпохи ведет к кризису современной образовательной практики. Объемы информации, необходимые для дальнейшей жизни, переросли возможности усвоения в рамках учебного процесса. При этом возможности самостоятельного получения данных, информации и знаний — резко возросли.

Задачи обучения

Согласно различным научным подходам, основными мотивами обучения являются:

  • Культурный / человеческий капитал: знания (теории человеческого капитала; Шульц, Беккер);
  • Социальный капитал: связи (институциональная экономика; Ноук);
  • Символический капитал: гарантийные сертификаты (информационная экономика; Спенс-Штиглиц).

Также стоит отметить классовый подход (Веблен, Вебер, Бурдье) и возрастной подход (университет, как переходный период перед вступлением во взрослую жизнь; Парсон, Эриксон).

Наибольшие нарекания руководителей приходятся именно на уровень знаний сотрудников: ограниченность познаний и навыков, отсутствие системного мышления и инициативы.

Система «Push»-образования (в утрированной форме — механистическое одностороннее распределение учебных материалов согласно учебному плану) уже не дает результатов: только 13% сотрудников заинтересованы в своей работе, 67% просто работают по предписанию, а 20% уже активно ищут новую работу (по исследованию Gallup).

«Pull»-образование должно научить не только правильно решать задачи, но и решать правильные задачи. Современные специалисты не могут жить по принципу «задача — решение — сверка ответа — оценка», они должны быть способны самостоятельно ставить вопросы. Успешные люди «новой» экономики не могут ограничивать себя лишь аналитическими методами анализа, они должны рассматривать проблемы с более высоких уровней абстракции.

Для этого необходимо:

  • Наличие высокого уровня базовых знаний;
  • Способность к эффективному усвоению знаний;
  • Наличие системного мышления.

Таким образом, с точки зрения развития культурно-человеческого капитала система образования должна выполнять функции: (1) оказания учащемуся помощи в изучении того, что он желает, и того, что ему необходимо знать; (2) обучение его более эффективному усвоению знаний и навыков. Дополнительными функциями являются (3) мотивация к учебе и контроль.

Согласно Расселу Акоффу (Russell Ackoff), «главная задача обучения — облегчение выбора задач и их выполнения».

Некоторые принципы «Pull»-обучения

Гибкий учебный план

Расписание должно составляться не только исходя из представлений преподавателей и стандартов, но и из интересов учеников. Ученику должны быть разъяснены место и ценность каждой позиции учебного плана. Предметы должны даваться пакетами из нескольких взаимосвязанных дисциплин (интенсивный курс из нескольких дисциплин в течение двух-трех недель, затем — экзамен и следующий пакет курсов).

Упор на самостоятельное изучение материала

Зачем слушать лекцию, если ту же информацию можно прочитать в книге?

Необходимо уделить пристальное внимание развитию способностей получения учениками информации (поиск источников, работа с текстами, систематизация информации, организация рабочего процесса) и достижения понимания (методы анализа, системное мышления).

Работа должна вестись на основе Цикла Деминга (PDCA): 1) планирование, 2) реализация, 3) проверка, 4) исправления. Причем, участие преподавателя допускается только на 1-й и 3-й фазах.

Обучение «Сверху-Вниз»

В рамках традиционной системы образования мы имеем четкую последовательность «теория-практика»: сначала идет объяснение, затем практическая работа.

В системе «Push»-образования первичной становиться практика, которая в дальнейшем «вытягивает» за собой теоретические знания. При этом, однако, ни в коем случае, не следует отрицать необходимость базового теоретического естественно-научного фундамента.

Выработка внутренней мотивации

«Не для жизни, а для школы учимся», — писал еще Сенека.

Куда проще выучить иностранный язык для общения с зарубежными друзьями, чем для сдачи школьного экзамена.

Мотивацией должно служить решение реальных проблем (студенты должны понимать, как и куда они смогут применить свое умение вычислять производную n-го порядка) и выбор интересных предметов. Креденциализм (вера в «корочки») должен смениться внутренней заинтересованностью ученика.

Минимизация однонаправленных коммуникаций

Наилучшее понимание вопросов происходит в процессе семинарских дискуссий, возглавляемых опытным специалистом-практиком.

Семинарские дискуссии должны стать объединением в группы с целью решения проблем. Поводом и предметом для такой дискуссии может служить разбор кейса. Причем участвовать в обсуждении кейса должны ученики всех направлений, это позволит взглянуть на проблему с разных сторон.

Экзаменационный вопрос как повод для общения

«Лучшие уроки дают экзамены». В процессе подготовки и сдачи экзаменов ученики получают большие объемы информации.

Но современные экзамены — это проверка способности воспроизведения полученной информации, зачастую оценивающая не понимание предмета, а память, усидчивость экзаменуемого или, в худшем случае, умение пользоваться «шпорами». Полная деградация экзаменов — это тесты.

Экзамены должны проводиться в устной форме и с привлечением других учеников к приему экзаменов.

Заключение

Новая экономика выставляет новые запросы. В то время как процесс преподавания, несмотря на перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. Преподаватели должны становиться в большей степени консультантами, наставниками и посредниками. Сейчас на первый план выходит умение решать важные проблемы, а не выполнять задачи.

Для своевременной идентификации и эффективного решения проблем необходимы навыки получения информации и понимание, что сейчас это возможно только в условиях непрерывного образования. А все «то, чему мы учились в школах и университетах — это не образование, а способ получить образование».



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
27-28 апреля 2017
Киев
Управление запасами — увеличение прибыли компании (Елена Павлова)
28-30 апреля 2017
Киев, БЦ Инком
Тренинг по достижению сверхрезультатов «Контекст» (Арсен Рябуха, Владимир Герасичев)
12 мая 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Оплата по результату KPI — мотивация 4.0 (Игорь Немировский, Инна Старожукова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Три признака унылой работы. История со смыслом для менеджеров (и их подчиненных)Три признака унылой работы. История со смыслом для менеджеров (и их подчиненных)
Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. СделайПравило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности
Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творитьВойна за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить
Стиральная машина для мозгов. Как научиться эффективно управлять своими мыслями и добиваться намеченных целейСтиральная машина для мозгов. Как научиться эффективно управлять своими мыслями и добиваться намеченных целей


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)