БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Тенденции 19 ноября 2012 г.

Напрасные учения

В отличие от мировой бизнес-элиты, охладевшей к МВА,
в Украине модные дипломы снова возводятся в статус панацеи от всех проблем

Автор: Людмила Ксендз, Татьяна Громова, Юрий Еремин
Источник: "Деловая столица" (№42, 2012)

В этом году многие мировые бизнес-школы недобрали студентов. Отток на уровне 10-15% фиксируют даже учебные заведения, занимающие первые строки в самых авторитетных рейтингах МВА. Данная тенденция подтверждает: глобальный бизнес разочаровался в модных управленцах, которые, несмотря на свою высокую стоимость, оказались бесполезными в период рецессии. Но в нашей стране интерес к МВА, наоборот, на подъеме. Украинские менеджеры не жалеют денег на дорогое обучение, чем уже воспользовались бизнес-школы, повысив цены на 10%. Качество при этом отвечает стоимости далеко не всегда.

Последняя надежда

Украинские белые воротнички потянулись к знаниям. В этом году наши бизнес-школы едва ли не впервые с начала кризиса, когда спрос на программы МВА упал вдвое, зафиксировали увеличение потока слушателей. По данным вице-президента по маркетингу МИМ-Киев Алексея Виноградова, желающих учиться стало больше на 15-20%.

А директор МВА-программ Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs) Владимир Павелко говорит, что они рассчитывают улучшить показатели набора на 15%. О позитивной динамике заявляют и агентства, отправляющие наших менеджеров в западные бизнес-школы. По словам директора компании DEC Education Натальи Тарченко, количество заявок выросло на 8-10%. Учитывая, что многие обращаются в учебные заведения напрямую, в реальности эта цифра еще выше.

В мире тем временем наблюдается обратная тенденция. В текущем году ведущие бизнес-школы недобрали 10-15% слушателей, что связано как с рецессией (традиционная система кредитования обучения стала недоступна многим претендентам), так и с переоценкой бизнес-элитой значения диплома МВА. Многие крупные корпорации рассудили, что в существующем виде эти программы себя изжили и требуют срочной модернизации.

Ведь обладатели модных корочек так и не смогли адекватно отреагировать на кризис, хотя работодатели не экономили на их содержании. Выпускников бизнес-школ на работу по-прежнему принимают, но переплачивать им уже не готовы, что отбило желание у менеджеров тратиться на дорогое обучение. Украинцы же, наоборот, готовы платить, несмотря на то что большинство программ в этом году подорожало на 10%.

Впрочем, отношение к МВА меняется и у нас. Если ранее многие гонялись исключительно за модной корочкой, получая образование "про запас", то сейчас менеджеры рассматривают диплом как козырь, который позволит им сделать более успешную карьеру и повысить доходы. Среди потенциальных студентов немало и тех, кто устал от наемного труда и планирует открыть собственное дело, полагая, что МВА поможет систематизировать полученные ранее знания и опыт и обзавестись нужными знакомствами.

Едва ли не впервые после кризиса у тренеров появились и корпоративные заказчики, желающие повысить конкурентоспособность своих компаний, укрепив руководящее звено. Больше всего активизировались фирмы, работающие на быстроразвивающихся рынках, в частности аграрном, фармацевтическом и IT. Причем они готовы оплачивать образование не только первых лиц, но и руководителей подразделений.

Многим бизнес-школам удалось увеличить набор лишь за счет молодых специалистов. Ранее МВА было им недоступно, так как от претендентов требовалось наличие хотя бы двухлетнего опыта работы на руководящих должностях. Но на волне кризиса многие учебные заведения снизили планку и готовы принимать едва ли не вчерашних студентов.

МВА спасает репутацию

Квалификационная степень в менеджменте и управлении МВА традиционно считается своего рода "золотым стандартом" бизнес-образования. По окончании программы, которая длится в среднем два года, выпускники должны понимать тонкости работы всех звеньев предприятия, а также досконально изучить условия ведения бизнеса. Подразумевается, что новые знания они будут черпать не только от преподавателей, но и от соучеников, которые, как правило, работают в разных отраслях.

Главной фишкой МВА являются практические интерактивные занятия (тренинги, бизнес-стажировки, анализ кейсов конкретных компаний). В ведущих мировых бизнес-школах им уделяют большую часть учебного времени (в Гарварде — до 90%). Хотя у этой методики есть и противники, так как считается, что обилие практики пускает образовательный процесс на самотек.

Следовательно, результаты зависят не столько от квалификации преподавателей, сколько от личностных данных самих студентов. В школе Wharton (США), наоборот, делают упор на лекциях, а в Insead (Франция) распределили учебные часы между теорией и практикой пополам. В отечественных учебных заведениях доля практики колеблется от 30 до 50%.

Снижение авторитетности МВА заставляет школы экспериментировать и с другими составляющими программ. До недавнего времени большинство делало ставку на функциональные знания и навыки (финансы, маркетинг, HR и пр.). Работодателям же все больше нужны управленцы с системным видением бизнеса, которые бы не только хорошо знали "кухню" того или иного рынка, но и умели встраивать компанию в общество.

Как следствие, менеджерам требуются знания бизнес-этики, корпоративной и социальной ответственности и пр. Ведущие бизнес-школы пытаются отреагировать на запросы рынка, но пока это получается не у всех.

Этим воспользовались новички, не отягощенные стандартами. Школы Китая, Бразилии, Индии, а также Восточной Европы в нынешнем сезоне увеличили набор на 15-20%. Стараются следовать мировой тенденции и отдельные украинские школы. Владимир Павелко рассказывает, что за последние годы они обновили содержание программ на 80%, сделав ставку на интеграцию функциональных и системных знаний.

Впрочем, большинство отечественных учебных заведений не спешат меняться и сосредоточили внимание не столько на совершенствовании программ, сколько на расширении их ассортимента, что позволяет привлекать больше студентов.

Бизнес-гадания

Несмотря на более чем вековую историю МВА, в мире до сих пор не существует единых стандартов этой программы. Главным ориентиром для потенциальных студентов, желающих получить качественное образование, является имя школы, ее позиции в рейтинге МВА, а также наличие аккредитации в бизнес-ассоциациях (наиболее престижные — EQUIS, AMBA, AACSB).

Топ-10 лучших бизнес-школ мира в 2012 г. по версии The Economist

Согласно последнему рейтингу The Economist лучшими в этом году по классическим программам (full-time MBA) признаны американские Чикагская, Дартмутская и Виргинская бизнес-школы. Из европейских наиболее престижными считаются испанская IESE Business School и швейцарская IMD. В первую десятку-2012 от Financial Times попали также бизнес-школы из Лондона, Гонконга и Парижа.

Топ-10 лучших бизнес-школ мира в 2012 г.  по версии Financial Times

Украинские учебные заведения, по версии авторитетных зарубежных изданий, в сотню лучших не входят. Их можно обнаружить лишь в рейтингах, которые ранжируют МВА по регионам. К примеру, в рейтинге Eduniversal за этот год в двадцатку лучших в Восточной Европе по full-time MBA попал МИМ-Киев, среди программ для управленцев высшего звена и собственников (Executive MBA) на седьмом месте оказалась Киево-Могилянская бизнес-школа, на девятом — Международный институт бизнеса (МИБ).

Тем не менее наши управленцы выбирают именитые иностранные бизнес-школы далеко не всегда. И дело не только в деньгах, хотя обучение там стоит совсем не дешево и во многих случаях превышает отметку в $150 тыс. Претенденты должны выдержать нешуточный отбор, причем планка не падает, несмотря на отток студентов. От соискателей требуются профильное высшее образование, хорошее знание английского, опыт работы на руководящей должности не менее двух лет, а также убедительное мотивационное эссе.

"Наши менеджеры чаще всего срезаются либо на английском, либо на эссе", — говорит Наталья Тарченко. А представитель немецкой бизнес-школы IBR (Институт международных деловых отношений) в Украине Анна Киркопуло отмечает, что многие украинцы, особенно собственники бизнеса или руководители крупных корпораций, просто не могут позволить себе оставить дела на столь длительный срок ради учебы.

Специалисты же рангом пониже едут в зарубежные бизнес-школы, если планируют остаться работать за границей или в отечественном представительстве международной компании.

Метод исключения

Те, кто связывает свою карьеру лишь с Украиной, как правило, предпочитают учиться на родине. Цены у нас более демократичные (от $4 тыс. за мини-МВА до $22 тыс. за программы для топ-менеджеров), а отбор лояльнее (многие не требуют знания английского, закрывают глаза на отсутствие руководящего опыта и даже диплома о высшем образовании). Из бонусов — возможность завязать знакомства среди "своей" деловой элиты и кейсы, адаптированные к нашим реалиям.

На сегодняшний день в Украине программы МВА предлагают около сотни учебных заведений. Помимо бизнес-школ, на этом рынке активничают вузы, которым Минобразования лицензировало МВА вместе с обычными магистерскими программами и даже позволило выдавать государственные дипломы по бизнес-администрированию. Но качество у всех разное, причем определить уровень до начала занятий можно лишь по косвенным признакам (имена преподавателей, выпускники, имидж на рынке и пр.).

На пике кризиса многие бизнес-школы, чтобы сократить издержки, разорвали контракты с лучшими преподавателями, имеющими практический опыт работы в бизнесе. В вузах, предлагающих МВА, программы вообще наполняют стандартными институтскими лекциями, которые читают те же штатные преподаватели, что и у обычных студентов. Поэтому высок риск купить кота в мешке, а по окончании программы обнаружить, что полученный диплом на рынке труда ничего не стоит.

Впрочем, сколь бы именитой не была бизнес-школа, она в любом случае не гарантирует превращения посредственного менеджера в высококлассного управленца. "Ни в какой школе вам не расскажут, как достичь успеха и стать миллионером. МВА — это лишь инструмент, а уж никак не рецепт решения всех проблем. Их по-прежнему придется решать самостоятельно, каким бы дорогим ни был полученный диплом", — уверен президент Украинской биржи инвестиционных проектов Startup.Ua (окончил Гарвардскую школу бизнеса) Александр Сорока.

Какими бывают МВА

Согласно принятым в мировой бизнес-практике стандартам программы МВА делятся на несколько групп:

  • Executive MBA (EMBA) — самые престижные программы, ориентированные на руководителей высшего звена и собственников бизнеса. Практические занятия во многом базируются на "разборе полетов" компаний, которые представляют сами участники. Как правило, такие программы наиболее дорогие.
  • Full time MBA — наиболее популярные классические программы в формате очного обучения, рассчитанные на управленцев среднего звена и наемных директоров.
  • Part time MBA — программы, позволяющие совмещать обучение (часто вечернее) с работой.
  • Distance-learning MBA — программы, совмещающие стационарное и дистанционное обучение.
  • Mini MBA — краткосрочные программы (до девяти месяцев), включающие самые актуальные вопросы организации и управления бизнесом. Экономия времени достигается за счет сокращения или отказа от практики.

Липовые корочки

Повышенный интерес отечественных менеджеров к бизнес-образованию спровоцировал появление на рынке самых разнообразных эконом-вариантов МВА. Прежде всего к таковым относятся дистанционные и мини-МВА. Они присутствуют в мировой классификации бизнес-дипломов, но все же менее стандартизированы, чем классические, поэтому сравнить наполнение западных и наших предложений учащимся сложно.

Это позволяет украинским школам продавать под видом МВА обычные тренинги и семинары. К примеру, некоторые обещают диплом с вожделенной приставкой Master of Business Administration всего за двух-трехдневный курс обучения. При этом он дороже сертификата о прохождении аналогичного тренинга в два-три раза (от $800). Более продолжительные программы мини-MBA (от одного месяца) стоят до $2-3 тыс. Для формирования же системного видения бизнеса (для чего, собственно, и нужен МВА) требуется не менее полугода.

Дистанционные МВА, которые стоят от $500, по сути, представляют собой классическую начитку лекций. Многие школы предлагают теорию и практику исключительно по выбранному направлению, тогда как МВА ценен прежде всего универсальностью знаний (позволяет выпускнику работать практически на любом рынке). В идеале специализированные МВА должны базироваться на классической программе, к которой добавлен дополнительный профильный курс.

Такое обучение, как правило, длится дольше, чем обычное (как минимум 2,5 года). Но у нас специализированные программы зачастую, наоборот, укороченные (до одного года).

Путаница на рынке уже подпортила имидж бизнес-образования. Работодатели, увидев в модном дипломе приставки "мини" или "дистанционное", вообще не считают его подтверждением высокой квалификации специалиста, так что деньги, потраченные на такие программы, можно считать выброшенными на ветер.

Уроки бизнеса

В октябре открылся набор в большинство бизнес-школ мира и Украины. Количество наших менеджеров, готовых выложить за престижную корочку немалую сумму, тянет на рекорд: только за последний год оно выросло в среднем на 15%, а некоторые заведения хвастаются, что превысили докризисные показатели. Все больше украинцев поступают и в иностранные бизнес-школы.

На фоне наиболее существенного за последние десятилетия снижения спроса на бизнес-образование в мире такая тяга к деловым знаниям выглядит парадоксом. Но у наших белых воротничков есть свои причины сесть за парты. Жесткая конкуренция на рынке труда и снижающиеся зарплаты заставляют их искать способ убедить работодателей в своей незаменимости. И МВА, по мнению многих, является едва ли не лучшим из них. Неудивительно, что бизнес-школы штурмуют как опытные управленцы, так и вчерашние студенты.

Ажиотаж на рынке подстегивают и сами преподаватели. Многие бизнес-школы в период кризиса снизили требования к потенциальным слушателям и разработали целый ряд эконом-вариантов получения степени МВА. И хотя последние не имеют ничего общего с классическими стандартами этой программы, они неплохо продаются.

Так что уже в следующем году на рынок труда попадут тысячи слепленных на скорую руку магистров бизнес-администрирования, что грозит снизить и без того невысокий авторитет украинских бизнес-дипломов в глазах работодателей.

Большинство отечественных компаний пока не спешат доплачивать за модные корочки, особенно, если они не подкреплены богатым практическим опытом. Некоторые фирмы вообще принципиально отказываются рассматривать резюме менеджеров с МВА, опасаясь их завышенных зарплатных требований. Исключение составляют лишь немногочисленные предприятия, работающие в отраслях, фактически не пострадавших от кризиса: аграрной, фармацевтической и IT, где выпускники бизнес-школ действительно получают больше, чем их коллеги без дипломов.

Но мест на всех желающих все равно не хватит, поэтому большинство "магистров" рискуют потратить деньги и время впустую.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Мой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизниМой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизни
12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития
Доведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектовДоведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)