БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Тенденции 21 июля 2016 г.

Кризис — это навсегда. Какими должны быть бизнес-школы в условиях вечного шторма?

Источник: E-xecutive

Возможности бизнес-школ еще никогда не были столь велики, считает старший вице-президент AACSB Тимоти Мескон (Timothy S. Mescon).

Тимоти Мескон (Timothy S. Mescon)
Тимоти Мескон
(Timothy Mescon)
Текущая ситуация в экономике задает несколько серьезных вызовов бизнес-образованию. В течение последнего десятилетия мы наблюдаем, как многие индустрии устаревают и исчезают. Газетная индустрия, книготорговля, телефонные и брокерские компании, туристические агентства, ритейл вынуждены меняться до неузнаваемости. Компании, которые не успевают сделать это, переживают банкротства. Это серьезный вызов для бизнес-школ во всем мире. Они должны научиться готовить лидеров, которые смогут ориентироваться в новой реальности.

Возможности бизнес-школ еще никогда не были столь велики. Турбулентность и нестабильность стали постоянными характеристиками бизнеса и экономики во всем мире. Кризис — не нечто временное, это навсегда. Только сильные лидеры могут управлять изменениями. Бизнес-школам придется на ходу адаптироваться к новой реальности и обновлять свои учебные планы. Самая правильная стратегия сегодня — гибкость.

Несколько ключевых тенденций в бизнес-образовании

1. Бизнес-школы выходят за рамки национальной специфики и начинают работу в глобальном масштабе. Для этого создаются партнерства, альянсы и совместные программы. Интересную инициативу предложил Йельский университет. На его базе 25 ведущих мировых бизнес-школ создали партнерскую сеть с возможностью для обмена ресурсами и изучения практик ведения бизнеса в любом уголке земного шара: от стран Латинской Америки до Сингапура.

2. Бизнес-образование сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны корпораций. Некоторые компании создают корпоративные университеты с собственными сильными программами обучения (IE, IMD, Porto, Saїd). Другие работают с выпускниками университетов в формате стажировок. В GE ежегодно стажируется 3200 практикантов; 70-80% из них получают постоянную работу в компании.

3. В программах колледжей появляются курсы, которых не было раньше. Например, аналитика больших данных. Imperial College London запустил совместную программу с Data Science Institute «Когнитивный маркетинг». Нечто похожее практикуется в Rotterdam School of Management (Erasmus University), а также BI, IE, NC State, Judge.

4. Внедряются новые принципы обучения. Изучаются не только истории успеха, но и провалы. В помощь ученикам аудиторные занятия, онлайн-обучение и комбинированные формы.

5. Форматы обучения меняются в соответствии с запросом рынка.

  • Растет популярность дистанционных программ;
  • Меняется соотношение обязательных и необязательных курсов («шесть стигм» и «бережливое производство» становятся частью обязательной программы);
  • Бизнес-курсы дополняются академическими и наоборот;
  • Все большее распространение магистерской степени в бизнес-образовании, а также докторской степени для топ-менеджеров.

6. Управленческое образование связано со всеми отраслями промышленности и экономики. Поэтому оно целиком подвержено трансформациям. Сегодня речь не идет об «обычной» переориентации на развивающиеся рынки. Процесс трансформации индустрий, а вместе с ним и управления индустриями, будет происходить бесконечно. Отсюда следует необходимость тесного сотрудничества бизнес-школ и консалтинговых компаний.

7. Серьезный вызов для бизнес-образования представляет большой массив данных, распространяемых в интернете. Так называемые MOOCs (massively open online courses), бесплатные или условно бесплатные курсы, которые привлекают сотни тысяч учеников.

8. Персонализация знаний. Распространение онлайн-материалов означает, что появится когорта студентов, для которых, с одной стороны, непосильна высокая плата за обучение в топовых колледжах. С другой стороны, имеющихся материалов им будет достаточно для решения текущих рабочих задач. Возможно, эти студенты будут заинтересованы не столько в MBA, сколько в актуальном для них профессиональном развитии.

9. Образование в любое время в любом месте. Бизнес-школам придется адаптировать свои программы для восприятия «на ходу», сделать их мобильными. По данным Business Insider, в 2016 году будет продано 450 млн. планшетов. Skillsoft сообщает, что 83% американцев пользуются смартфонами. Эти люди захотят иметь возможность получать образование в том месте, где они находятся в данный момент: от прослушивания аудиокниги по дороге на работу до прохождения дистанционного курса на планшете во время отпуска или командировки.

10. Растет значение этики. В последние несколько лет мы стали свидетелями шокирующих корпоративных скандалов, подоплекой которых были этические вопросы. Например, «афера века» в Enron, которая привела к банкротству компании. Все еще на слуху бизнес-проступки топ-менеджеров, которые спровоцировали кризис 2008 года. Теперь бизнес-школы задаются вопросом, кто научил этому руководителей? Ряд колледжей включили в свои программы дисциплины, связанные с этикой в бизнесе, корпоративной ответственностью и устойчивостью компаний.

11. Роль развивающихся рынков возрастает. Исследование журнала Forbes в 2011 году показало, что многие новации в бизнес-образовании зарождаются в Индии. Harvard Business School предложила новую программу на кейсах индийских компаний. Скорее всего, кейсы из практики развивающихся рынков возьмут на вооружение и другие американские бизнес-школы.

12. Наконец, последний тренд в бизнес-образовании будет связан с будущим работы как таковой. По экспертным оценкам, в 2020 году 40% американцев будут работать на условиях фриланса или временного контракта. Все чаще такие формы сотрудничества выбирают лучшие специалисты. Harvard Business School называет это «Эрой супервременности». Будущие работники должны обладать колоссальной мотивацией, мышлением, нацеленным на рост и чутьем на успех. Бизнес-школы должны подготовить своих студентов к такому будущему.

Эти темы, идеи и вопросы определят ландшафт высшего и бизнес-образования в ближайшие годы. Успех ждет те учебные заведения, которые смогут предложить курсы, предполагающие получение ученой степени и возможность обучения без нее; смогут адаптировать учебные планы; вступать в партнерства и развивать сотрудничество с другими секторами экономики.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Найти выход. Как сохранить самообладание и выбраться из тупиковой ситуацииНайти выход. Как сохранить самообладание и выбраться из тупиковой ситуации
Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое делоПродуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело
Без усилий. Пусть главное станет прощеБез усилий. Пусть главное станет проще

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)