Менеджмент.com.ua - головна сторінка
На головну
Зробити закладку
Мапа сайту
Розширений пошук
Зворотній зв'язок
Проекти MCUa
Розсилка оновлень порталу


По материалам книги Дона Тапскотта "Электронно-цифровое общество"
Перейти: в Розділ :: в Підрозділ :: на Головну

Как преуспеть в новой экономике: двенадцать признаков нового общества

 
Попробуйте на минутку отвлечься от сражения, которое ведете, и подумать вот над чем. Как раз сейчас мы находимся на самой ранней стадии развития нового общества, сама сущность которого отличается от того, что было прежде. Вспомним отличия автомобильной эпохи и земледельческой. Если вы уясните это, будет гораздо легче понять, что происходит, в частности, почему вас и ваше предприятие то и дело захлестывает девятый вал перемен.
Джон Хью, 19941

Широко распространено мнение о том, что развитый мир переживает сейчас переход от индустриального общества, основанного на стали, автомобилях и дорогах, к новому, построенному на кремнии, компьютерах и сетях. Многие толкуют об изменениях экономических отношений, столь же значительных, как во времена, когда промышленная эпоха пришла на смену аграрной. Новые темпы развития диктуют новые правила и определяют новые пути достижения успеха.

Однако Алан Уэббер, бывший редактор «Гарвард бизнес ревю» (Harvard Business Review), писал: «Никто не задает самого важного вопроса: что, собственно, нового в этом новом обществе?»2 Этот вопрос воскрешает в памяти времена, когда Альберт Эйнштейн собирался принимать выпускной экзамен по физике, и ему сделали замечание, что вопросы те же, что в прошлом году. «Ничего, – ответил Эйнштейн, – зато ответы нынче уже не те». Вот и ответ на вопрос Уэббера сейчас не тот, что год назад. А через год снова будет другой. Смысл нового общества – в борьбе за будущее, способности создавать новые товары и услуги, возможности преобразовывать предприятия в новые структуры, о которых вчера еще никто и не помышлял, а завтра уже и думать забудут.

ПРИЗНАКИ НОВОГО ОБЩЕСТВА

Если задуматься о том, что же все-таки отличает новое общество от прежнего, можно привести дюжину взаимосвязанных признаков. Понимание сути этих признаков является основой для эффективного преобразования вашего предприятия.

Признак 1. Ориентация на знания

Новое общество – общество знаний

Информационные технологии позволяют создать общество, основанное на знаниях. Впрочем, знания формируются людьми – работниками умственного труда (их уже почти втрое больше, чем рабочих) и потребителями знаний, как бы там ни развивался искусственный интеллект и прочие «технологии знаний». «Усиленный интеллект и то, что его усиливает, – технология сферы услуг, вызывают изменения не только в этой сфере, но и в промышленности США; полностью меняется картина развития экономики, распределение занятости по стране в целом и по отдельным регионам, даже место Соединенных Штатов в мировой политике и международной конкуренции», – указывает Джеймс Брайан Квин, профессор Дартмутского института им. Такка, в книге «Интеллектуальное предприятие»3.

По мере того как идеи, подсказанные потребителями, а также информация и технологии становятся частью продукции, увеличивается содержание «знаний» в товарах и услугах. Возьмем хотя бы интеллектуальные изделия новой эры. совершающие революцию во всех сферах жизни общества.

  • Интеллектуальная одежда
    Производители одежды помещают в свои изделия микропроцессоры, содержащие сведения о том, где и когда изготовлена вещь, кто ее выпустил, когда она попала в страну, когда дошла до магазина и когда ее повесили на вешалку. При покупке можно добавить информацию о том, кто, когда и по какой цене купил эту вещь. Изделие снабжено памятью, благодаря которой каждый участник экономического цикла может получить полезную информацию. Это помогает решать вопросы возврата товаров, ну, а если вещь выносят из магазина, не уплатив, она сама напомнит об этом. «Помогите! – закричит, к примеру, пиджак. – Меня похищают!»
  • Интеллектуальные карточки
    Кредитные карточки, дебетные карточки, пропуска – кому охота носить столько пластмассовых штучек с разными сроками действия, да еще и платить за каждую отдельно! Вывод: на одну карточку упаковать все эти функции, а еще права на вождение автомобиля, историю болезни, не забыть сведения о переносимости лекарств и данные от донора органов, размеры одежды и обуви жены или мужа, чтобы покупать подарки, а управлять всем этим будет один-единственный микропроцессор, облаченный в пластмассу. А как же защита данных и неприкосновенность информации частного характера? Это немаловажно, но об этом позже.
  • Интеллектуальные жилища
    Управлять охранной и пожарной сигнализацией, бытовой техникой и освещением можно с переносного пульта управления или извне по телефону. Вы можете узнать, какая температура в комнате, включить духовку, чтобы подогреть ужин, накормить собаку, посмотреть, что делается в доме, и убедиться в том, что подрастающее поколение ломает не слишком много мебели во время вечеринки, которой не должно было быть, пока вы в отпуске. Скоро кладовая для провизии будет следить за тем, какие продукты заканчиваются, и сама заказывать еду и напитки, которые затем доставят к вашей двери.
  • Интеллектуальные дороги
    Трасса может служить не только для того, чтобы машины ехали по ней в нужном направлении. Дорожное покрытие будет следить за интенсивностью движения, погодными условиями и предупреждать об опасности впереди. Аварий станет меньше, потому что датчики будут обращать внимание водителей на несоблюдение дистанции, а тех, кто задремал и съехал со своей полосы, – будить. Трейлеры начнут держаться так, чтобы их можно было объехать. Выбоины? Они вообще исчезнут.
  • Интеллектуальные автомобили
    Выпили лишку? Машина не заведется. Проезжаете достопримечательности? Посмотрите видеоролик о том, что и когда здесь произошло. Единая система контролирует и ваши действия за рулем, и работу машины, автоматически назначает сроки техосмотра, а работнику станции техобслуживания достаточно подключить разъем, чтобы узнать, что не в порядке под капотом. Карты с указателями будут передаваться через навигационные спутники. Никому больше не придется рассказывать жене, что он сбился с дороги.
  • Интеллектуальные шины
    Лесовозы на Аляске и на севере Британской Колумбии оснащены бортовыми компьютерами, связанными через спутник с географической и метеорологической информационными системами. По сигналам от этих систем, помимо всего прочего, автоматически регулируется давление в шинах грузовиков. Затраты на создание этой системы окупаются в считанные месяцы, так как грузовик, давление в шинах которого соответствует дорожным условиям, ездит быстрее и служит дольше.
  • Интеллектуальные шайбы
    Популярность хоккея постоянно растет, но пожилым людям бывает нелегко уследить за шайбой на экране телевизора. Вскоре в шайбы начнут встраивать микропроцессоры, передающие данные в вычислительную сеть. Шайба на экране будет, например, ярко-розовой или станет менять цвет в зависимости от того, что происходит на поле, или даже начнет издавать какие-нибудь звуки.
  • Интеллектуальные радиоприемники и телевизоры
    Кому не надоело одностороннее вещание?! Кто не хотел бы, чтобы радио и телевидение допускало диалог, чтобы можно было заказывать и получать подробную информацию о музыке, фильме или рекламируемом товаре, и даже заказывать этот товар?! А если это вам не по душе, узнавать больше о результатах в кегельбане и местах, где играют в лото. Встроенная программа-агент отыщет интересующие вас сведения и воспроизведет их по команде. Рекламу можно будет селектировать в соответствии с предпочтениями покупателя. Конец бесполезным объявлениям и сведениям о товарах, которыми вы и не подумаете пользоваться!
  • Интеллектуальные телефоны
    Уже сейчас телефонные аппараты снабжены автоответчиками, факсами и определителями номера, но это только начало. Интеллектуальный телефонный аппарат совместит все известные функции связи, будет мобильным и сможет передавать одновременно звук, изображение и данные. Единственное, о чем придется только мечтать, – это режим обратной перемотки, позволяющий повернуть время вспять и высказать прекрасную мысль, которая пришла в голову через пять минут после окончания важного разговора.
В обществе, где интеллект предпочитают грубой силе, центр тяжести смещается в сторону умственного труда. В новом обществе главные активы любого предприятия – активы интеллектуальные, а главная фигура – интеллектуал. Из-за этого руководители фирм во всем мире ломают голову над тем, как по-новому измерять интеллектуальный капитал своих компаний и распоряжаться им.4 С точки зрения Питера Дракера, знания – не просто еще один ресурс из числа традиционных средств производства, к которым относятся труд, капитал, земля. Это единственное, что вообще представляет ценность. Соответственно, и работник умственного труда – главное достояние любой организации.5

Посмотрите на «Майкрософт» – фирму нового общества. Нелепо было бы, оценивая ее активы, задавать вопросы в стиле старой экономики, например:

    Много ли у фирмы «Майкрософт» земли?
    Какова стоимость ее производственных мощностей, то есть заводов?
    Много ли у нее продукции на складе? Сколько у компании офисных зданий?
    Велики ли у нее запасы сырья?
Скорее, можно сказать, что главное достояние фирмы находится в головах руководителей и работников. Активы компании расходятся каждый вечер по домам (впрочем, в «Майкрософт» многие расходятся по домам под утро или в другое мало подходящее время суток).

Но ведь капитал – по-прежнему важнейший актив? Разве не собственность и доступ к средствам позволяют «Майкрософт» вкладывать деньги в новую продукцию, покупать другие компании, затрачивать десятки миллионов долларов на маркетинг новых изделий, как это было с системой Windows 95? И, правда, капитал – имущество важное, но важность его преходяща. Пятнадцать лет назад никаких капиталов у «Майкрософт» не было. А сейчас ее рыночная стоимость больше, чем у «Дженерал моторе» (General Motors) или «Ай-би-эм». В новом обществе капитал все больше и больше будет зависеть от знаний.

Само понятие «средства производства» из предметной области постепенно переходит в область человеческих отношений. Роберт Харрис отмечает: «Наиболее заметные различия между корпорацией будущего и сегодняшнего дня будут не в продукции, которую они выпускают, и не в оборудовании, которое используют, а в том, кто работает, как работает, зачем и что для них значит работа»6.

Еще одно: труд – больше не товар. В старом обществе рабочие на одном автомобильном заводе ничем не отличались от рабочих на другом. Труд представлял собой расхожий товар, работники были взаимозаменяемыми. Сегодня труд весьма разнообразен. Работники на старом заводе фирмы «Мерседес» (Mercedes) в Германии, сшивавшие вручную чехлы для сидений, располагали совершенно не теми знаниями и навыками, что высокообразованные рабочие, управляющие сегодня роботами на заводе, который выпускает машины «Лексус». А в баталиях между изготовителями программного обеспечения – «Лотус», «Майкрософт», «Оракл» (Oracle), «Новелл» (Novell) и другими – слово «труд» в традиционном смысле практически не применяется. Главное – знания и творческие способности разработчиков стратегии, продукции, специалистов по маркетингу. Самое важное – умение компании привлекать, сохранять и постоянно совершенствовать навыки работников умственного труда, создавать условия для творчества и новаторства.

Вот почему фирма «Эллайд-сигнал» (AlliedSignal) тратит миллионы долларов в год на обучение заводских рабочих использованию сложных статистических методов для достижения уровня качества «шесть сигма» (очень высокий уровень). Именно это смещение акцентов в сторону умственного труда – предмет всех споров в академических кругах, семинаров по менеджменту и конференций по обучению в организациях. В этом мире только та организация будет конкурентоспособной, которая обучается быстрее, чем ее существующие или нарождающиеся конкуренты. Технологией одной фирмы вполне может располагать и другая, любое изделие можно воспроизвести. В новых гонках единственное существенное преимущество компаниям дает обучение, длящееся всю жизнь.

Поскольку производство основывается на знаниях, возникает множество новых возможностей повышения уровня жизни для тех обществ, которым удалось успешно трансформироваться и эффективно распределить социальные блага. В старой экономике показателем жизненных достижений было количество свободного времени. В самом деле, трудящийся был отчужден от средств производства, которыми владели и распоряжались другие. В новом обществе единственный путь добиться успеха в жизни – трудиться, а главное средство производства – интеллект самого трудящегося.

Признак 2. Цифровая форма представления объектов

Новое общество – это цифровое общество

Из истории человечества известно, что по мере открытия полезных ископаемых изменялся материал, из которого производили орудия труда (железо, бронза, сталь), а это, в свою очередь, открывало новые пути для развития общества и роста его благосостояния. Новую эру уместно было бы назвать «песочный век». Торговля, сделки, общение между людьми, научные открытия – все свершается заряженными частицами в кристалликах кремния или стеклянных волокнах, которые получают из простого песка.

Новая информационная среда, инфомагистраль и новое общество основаны на поразительно простом принципе. Любую информацию можно представить в двоичной системе счисления с помощью нулей и единиц. Число 1 выглядит в этой системе как 1, 2 – как 10, 3 – как 11 и т. д. Поскольку любое число можно представить, используя нули и единицы, то довольно быстро был сделан вывод, что какое-то их сочетание может обозначать букву «а», другое – букву «б», еще одно – прописную букву «А», короче говоря, какую угодно информацию.

В свою очередь, в компьютере нули и единицы свидетельствуют о наличии или отсутствии электрического сигнала. В первых вычислительных машинах для преобразования чисел, а позже и букв, в нули и единицы применяли вакуумные лампы. Пропускающее ток состояние лампы соответствовало единице, запертое – нулю. На смену лампам пришли транзисторы, которые также имели открытое и запертое состояния. Сегодня вместо транзисторов используются микросхемы на кристаллах кремния, где открытое и запертое состояния представляются как отсутствие или наличие заряда на частице.

Постепенно в цифровую форму стали преобразовывать не только числа и буквы. Появилась возможность использовать двоичные единицы, или биты, для представления данных все новых и новых типов, в первую очередь диаграмм и изображений. Оказалось, что информацию, зависимую от времени (то есть не статическую, а разворачивающуюся во времени), такую как звуко – и видеозаписи, также можно оцифровать, или преобразовать в биты. Если, например, к аналоговому звуковому сигналу, соответствующему человеческому голосу, применить операцию квантования, то есть сделать выборку с достаточной частотой.

Полученные биты можно сохранять в компьютере или на цифровом запоминающем устройстве (скажем, на диске, как при работе с голосовой электронной почтой), а потом восстанавливать на их основе аналоговую звуковую волну, которую может воспринимать человеческое ухо.

В старом мире информация представлялась либо в аналоговой форме, либо в виде физических объектов (как утверждает Николае Негропонте, была в виде «атомов»). Для общения люди физически перемещались в залы заседаний, разговаривали по телефону, подключенному к аналоговому каналу, посылали друг другу письма, состоящие из атомов, транслировали аналоговые телевизионные сигналы в дома, показывали фотографии, отпечатанные в местном фотоателье, обменивались наличными или чеками, слушали пластинки, прогоняя иголку по канавкам на их поверхности, печатали журналы, продавали их в киоске или доставляли по почте, пропускали свет сквозь физическую кинопленку в кинотеатре.

В новом обществе информация принимает цифровую форму (состоит из битов). Стоит преобразовать ее в эту форму и начать передавать через сети, как открывается целый мир с новыми возможностями. Данные огромных объемов сжимают и пересылают со скоростью света. И их качество может быть куда лучше, чем при аналоговой передаче. Уже можно сочетать разные формы информации, создавая, например, мультимедийные документы (если лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, то вовремя получить хорошо сделанный мультимедийный документ лучше, чем сто раз увидеть). Сведения можно накапливать и мгновенно получать с другого конца света, по сути, можно организовывать мгновенный доступ к большей части информации, созданной человечеством. Можно создать карманные (или еще меньше) электронные приборы, благодаря которым изменится очень многое в деловой и частной жизни.

Сравните что-нибудь совсем простое, например традиционную почту, занимающуюся доставкой физических объектов, и современные системы электронной почты (пока что достаточно примитивные), и вы начнете понимать, как преобразование данных в цифровую форму влияет на «обмен веществ» в обществе. Преимущества электронной почты не в том, что сообщения перемещаются быстрее (почти со скоростью света, особенно в сравнении с почтовыми грузовиками). Не в том, что письмо гораздо удобнее отправлять нажатием одной клавиши, выбрав адресата из списка. Не в том, что все отправления регистрируются автоматически и навсегда. И не в том, что уходят в небытие «вспомогательные» действия, – поход к почтовому ящику или набор телефонного номера. Хотя все эти преимущества вполне осязаемы, главное в том, что электронная почта только открывает совершенно новые пути сотрудничества людей. Разработчики продукции могут объединиться в бригаду, находясь в разных местах. Дома или в номере гостиницы работается не хуже, чем в офисе. Подобным образом меняются самые различные стороны торговли, управления и обучения во всем обществе. По мере того как текстовым системам электронной почты приходят на смену мультимедийные, в которых письмо содержит информацию различных типов, в том числе видеоданные, открываются новые возможности общения людей сквозь пространство и время.

Признак 3. Виртуальная природа

Вследствие преобразования информации из аналоговой формы в цифровую объекты виртуальной природы приходят на смену физическим. Становятся иными «обмен веществ» в обществе, виды учреждений и отношений, сама природа экономической деятельности.

Вот что будет в новом обществе (и это далеко не все):

  • Виртуальные иностранцы
    Люди, работающие в одной стране, но физически находящиеся в другой, например «виртуальные операторы по занесению данных», проживающие в Индии. С точки зрения закона, виртуальные иностранцы зачастую работают нелегально.
  • Виртуальная урна для силосования
    Любое информационное устройство (телевизор, телефон, компьютер, киоск и пр.), с которого можно проголосовать
  • Виртуальная доска объявлений
    «Message Maestro» с гипертекстовыми ссылками на другие доски объявлений. При этом не нужно прикалывать бумаги кнопками.
  • Виртуальный бизнес-ценmp
    «Помещения» для предприятий в Сети помогают компаниям быстро создавать виртуальные корпорации. Что-то вроде медиа-центра фирмы «Беллсаут» (Bell South), предоставляющего ресурсы творческому сообществу.
  • Виртуальный конгресс (или виртуальные слушания)
    Слушания по законопроектам в асинхронном режиме (то есть не одновременно) из разных мест.
  • Виртуальная корпорация (виртуальное предприятие, расширенное предприятие, межсетевое предприятие)
    Группировка в Сети, организованная фирмами, физическими лицами и учреждениями в предпринимательских целях.
  • Виртуальный купон
    Купон, который существует в Сети и побуждает покупать, к примеру, арахисовое масло «Джиффи».
  • Виртуальный государственный орган
    Ряд государственных органов со сходными функциями объединяются посредством сети для обслуживания населения через единое «окошко», например, виртуальное агентство по выплатам пособий.
  • Виртуальная должность
    Индивидуальная работа через Сеть по контракту. Не путать с безработицей!
  • Виртуальный универмаг
    Среда в Сети, где можно найти нужный товар, как в виртуальном магазине или на виртуальной распродаже обуви.
  • Виртуальный рынок
    Любой «участок» киберпространства, где делают покупки.
  • Виртуальная контора
    Рабочее место для разъездного конторского работника. Может находиться где угодно.
  • Виртуальная реальность
    Оксюморон, обозначающий виртуальную природу.
  • Виртуальный секс
    Интимные отношения с электронным партнером или партнерами с помощью интерактивных средств мультимедиа, а в будущем – с помощью сенсорных систем с обратной связью.
  • Виртуальный оптовый рынок
    Электронный аукцион с использованием интерактивных автоматизированных рабочих мест. Товары для продажи не выносятся на рынок физически. Уже вытесняют физические оптовые рынки, например «Калгари Стокъярд лтд.», где две трети сделок по крупному рогатому скоту совершаются в электронной форме.
  • Виртуальный магазин
    Магазин в Сети, в реальном мире не существующий, через который потребители связываются с поставщиками (то же, что виртуальная розничная торговля, виртуальная оптовая торговля, виртуальный сбыт).
  • Виртуальное поселение
    Группа лиц, независимо от их географического местонахождения, имеющих широкий круг общих объективных и субъективных интересов. У поселения может быть своя общественная жизнь, главная улица, центральная площадь, юродивый.
  • Виртуальная бочка с пивом
    Места в Сети, где можно участвовать в неофициальном, даже шутливом, общении, как у настоящей бочки с пивом. Другое название – многопользовательские подвалы (МПП).
 
 
Признак 4. Молекулярная структура

Структура нового общества подобна структуре молекул

Старые корпорации распадаются, вместо них появляются динамичные молекулы и скопления людей и организаций – основа всякой хозяйственной деятельности. Организации не обязательно исчезают, но преобразуются. В экономической и общественной жизни понятие «массовый», повсеместно заменяется понятием «молекулярно-структурированный».

В индустриальном обществе основной экономической единицей была корпорация. Иерархическая командно-административная система уходит своими корнями в бюрократические структуры церкви и армии аграрной эпохи, а ее развитие привело к появлению фирмы. Целью каждого генерального директора и всякого правления были как рост доходов и прибыли корпорации, так и рост самой корпорации.

Вот уже несколько лет предприятия с традиционной иерархией преследуют неудачи, потому что средства, которыми они располагают, не позволяют как следует реагировать на возникновение новых для ведения дел условий. В последнее десятилетие здравый смысл требует сделать структуру предприятия бригадной, более маневренной, с меньшим числом уровней. Самым заметным движением за создание таких горизонтальных процесс-ориентированных структур является реорганизация бизнес-процессов (BPR). Вот мнение Рила Миллера, экономиста, сотрудничающего с «Союзом конвергенции технологий»:

«Необходимость привнесения новых знаний в каждом звене стоимостной цепочки заставляет усомниться в правомерности привычного восприятия фирмы как организационной единицы. Фирма, какой мы ее знали, может найти в Сети как гибель, так и спасение».7

Прошло уже более пятидесяти лет с тех пор, когда экономист Рональд Коуз, лауреат Нобелевской премии 1991 г., поставил вопрос:

    Почему существуют фирмы?
    Что побуждает группы людей сотрудничать в рамках единой организационной структуры?
    Он любопытствовал, почему нет рынка внутри фирмы?
    Почему невыгодно, чтобы каждый работник на каждой стадии процесса производства превратился в независимого покупателя и продавца?
    Почему копировщицы не устраивают аукцион, чтобы продать свою продукцию инженеру?
    А инженер не продает чертежи тому, кто предложит самую высокую цену?
Один из возможных вариантов ответа на эти вопросы основывался на том, сколько стоит информация. Испечь хлеб, собрать автомобиль, организовать работу пункта неотложной помощи – все это предполагает множество этапов, на которых сотрудничество и общность целей жизненно необходимы для того, чтобы работать с пользой. Отделение скорой помощи, где сотрудники участвуют в конкурсе на услуги медсестры, пытаясь выяснить, действительно ли она может ассистировать при операции, возможно, и неплохой пример полнофункционального рынка, вот только польза от этого для пациента, который тем временем умрет, сомнительна. Так же в точности и конвейер, у которого сборщик оси проводит аукцион, прежде чем передать свою продукцию сборщику шасси, вряд ли станет двигаться достаточно быстро. Еще хуже будет работать предприятие, где на каждом этапе технологического процесса информацию о совместимости и жизнеспособности инженерных решений нужно покупать.

Итак, чисто рыночные решения проигрывают в практичности из-за затрат, в том числе временных, на приобретение информации, необходимой в сложном производственном процессе. Что, собственно, продается? Что собой представляет качество рабочей силы? Как оценить качество сырья или полуфабрикатов? Как установить цену на готовую продукцию? Как организовать ее сбыт? Кто будет этим заниматься? Какие сведения или маркетинговые мероприятия ему потребуются? Кто финансирует производство и во что обойдется это финансирование? К тому же, совокупность функций в рамках фирмы – это не только ряд отдельных изделий, но и инфраструктура совместной деятельности.

Четко очерченные рамки и строгое разбиение на подразделения в прошлом не раз доказали свою практичность как на рынках, так и на полях сражений. Роль инфраструктуры, поставленной во главу угла и в армии, и на фирме, понятна и неоспорима. Но сегодня, по утверждению Миллера, Сеть меняет не просто правила, а все, что может измениться.

Открываются новые горизонты в отношении экономической и практической целесообразности. Стоимость информации и координации снижается. Появляются невиданные ранее возможности создавать материальные блага, привнося новые знания на каждом этапе производства любой продукции.

Присущая промышленности и экономическим системам иерархия постепенно уступает место молекулярно-структурированным организациям (molecular organizations) и экономическим системам. Термин «молекулярная структура» здесь несколько тяжеловесен, но достаточно иллюстративен. В физике молекула – одна из основных составляющих вещества. Это – самая малая частица вещества, которая еще обладает его химическими свойствами. Молекулы удерживаются вместе силами электрического происхождения. В твердом теле силы притяжения и отталкивания уравновешиваются и удерживают молекулы на месте. Молекулам не достает энергии, чтобы переместиться в другую часть твердого тела. В жидкости молекулы перемещаются сравнительно легко, хотя и здесь их взаимное притяжение довольно сильно. Есть органические соединения под названием жидкие кристаллы, обладающие свойствами как жидкостей, так и твердых тел: молекулы в них образуют скопления, так называемые кластеры, которые могут перемещаться и изменяться довольно быстро, однако при этом в какой-то мере сохранять структуру. Состояние молекул зависит от внешних условий (например, от температуры).

Возможно, аналогия с молекулами поможет понять структуру нового общества. Предприятие нового типа имеет молекулярную структуру. И основа этой структуры – человек. Работник умственного труда (человек-молекула) действует как самостоятельная производственная единица.8 Работники – заинтересованные, самообучающиеся, предприимчивые, обладающие принципиально новыми средствами труда и сотрудничества, – используют свои знания и творческие способности для создания ценностей. В определенных условиях может оказаться, что молекулы тесно связаны между собой и образуют структуру подобную твердому телу. Но, скорее всего, внешние условия потребуют более динамичных отношений между молекулами, так что они создадут бригады – кластеры, как в жидких кристаллах, или начнут перемещаться еще свободнее, как в жидкостях. Возможности для отношений нового типа тем шире, чем больше развита новая инфоструктура. Нельзя сказать, что организация совсем утрачивает свою значимость, (ведь она служит основой для такой молекулярной деятельности), но от величия былой иерархии не остается и следа.

Если же молекулярный характер деятельности распространяется на общество в целом, появляются совершенно иные типы отношений, в результате чего пропадает всякий интерес к разговорам о виртуальных корпорациях. Например, средства массовой информации превращаются в молекулярно-структурированную среду (molecular media); вместо слушателей, зрителей, читателей появляются клиенты с возможностями доступа и взаимодействия с миллионами «каналов». Время доступа при этом они выбирают по своему усмотрению, а не в соответствии с программой вещания. Массовое производство становится производством молекулярно-структурированным (molecular production): джинсы шьют поштучно, а не миллионами. Да и сама продукция при ближайшем рассмотрении оказывается состоящей из молекул, связанных через стандартные интерфейсы. Индустрия программного обеспечения для ПК становится индустрией компонентов, где компании создают и продают детали, которые работают вместе с другими составляющими. Примерно так же о современном широкофюзеляжном реактивном самолете в отрасли говорят, что это «сложная совокупность деталей, летящих сомкнутым строем». В самом деле, большинство этих деталей изготовлены не фирмами «Боинг» (Boeing), «Локхид» (Lockheed) или «Макдоннел-Дуглас» (McDonnell Douglas), а их поставщиками. Массовый маркетинг превращается в молекулярно-структурированный, так как работа специалистов по маркетингу теперь состоит в выделении конкретных групп или даже отдельных потенциальных клиентов, которым адресуется сбытовая информация.

Признак 5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие

Новое общество – общество с межсетевым взаимодействием, с помощью которого молекулы объединяются в кнастеры, а кластеры – в сетевые структуры для создания материальных благ

Когда в 1994 г. Рона Пондера назначили генеральным директором «AT и Т», его главная задача состояла в том, чтобы сформировать на фирме сетевую структуру с целью сегментации рынка и организовать молекулярную систему оказания услуг. «Мы создаем новую модель работы предприятия, – сказал Пондер. – Мы создаем возможность сегментации, которой нет больше ни у кого, с сегментом рынка размером в одного потребителя. Разумеется, такое превращение невозможно без новой техники, ведь только она позволяет перейти от одних принципов к другим».

Новые принципы в создании материальных благ стали возможны, благодаря компьютерным сетям, в которых информация представляется в основном в электронно-цифровой, а не в аналоговой форме, причем сетям не иерархическим с центральной ЭВМ, как когда-то, а одноранговым, весьма разветвленным, типа Интернет. И чем больше пропускная способность таких сетей, чем лучше они приспособлены к режиму мультимедиа (данные, текст, звук, графика и видео), тем быстрее расширяются возможности создания принципиально новых структур организаций.

Новые, основанные на сетях, организационные структуры – это не просто модели, главным образом ориентированные на процессы. И важно не то, что удается избавиться от «лестниц» в бизнес-процессах и преобразовать их к горизонтальным структурам, экономя деньги и сокращая время реакции на новые запросы. И изменения не сводятся к переходу на бригадную организацию (хотя бригада – главное звено предприятия нового типа). Скорее, следует говорить о радикальном пересмотре самой природы организации и принципов ее функционирования, да и взаимосвязей между организациями. Новая организация, которую «Союз конвергенции технологий» называет предприятием с межсетевым взаимодействием или межсетевым предприятием (internetworked enterprises), – это широкий спектр взаимоотношений, затрагивающих все уровни и все функции, в которых границы, как внутренние, так и внешние, проницаемы и непостоянны.

Сети, это новая технологическая среда, позволяющая малым предприятиям сражаться с крупными их же оружием – экономией на масштабах и доступом к ресурсам. В то же время, малые предприятия не отягощают присущие крупным фирмам убивающая все живое бюрократия, удушающая иерархия, неспособность к переменам. Впрочем, если крупные компании распадаются на кластеры небольших молекул, более приспособленные к работе друг с другом, они выигрывают в подвижности, в независимости и маневренности.

Предприятия с межсетевым взаимодействием будут лишь отдаленно напоминать виртуальную корпорацию, имея постоянно обновляющиеся связи с внешними деловыми партнерами и контрактные отношения со сторонними организациями на выполнение львиной доли работ. Предприятия с межсетевым взаимодействием смогут развиваться так же, как сеть Интернет к которой может присоединиться каждый, а объединенные усилия дают куда больше, чем сумма составляющих.

Подобным образом поведет себя и общество в целом. Сети, связанные, в свою очередь, в сети по типу Интернет, уже приводят к стиранию граней между фирмами – поставщиками, заказчиками, смежниками, конкурентами. Вскоре мы увидим расцвет сетевого бизнеса, сетевого правительства, сетевого обучения, сетевого здравоохранения и многое, многое другое.

Любое общество нуждается в информационной инфраструктуре. В XXI веке эта инфраструктура станет главенствующей в системе коммунальных услуг, превратится в столбовую дорогу, по которой пойдет мощная экономика. Без информационной инфраструктуры не сможет обойтись ни одна организация. Новая инфраструктура приведет к столь же значительным переменам в обществе, как в свое время электрификация. Как бизнес и создание материальных благ сейчас невозможны без электрификации, так новое общество немыслимо без мощи информации.

Жаргон киберпространства
    Видиоты (vidiots) – те, кто слишком много времени проводит в Сети
    Иконки (icons) – полезные указательные знаки, если относиться к ним с почтением
    Киберпространство (cyberspace) – место для прогулок людей с крепкими нервами
    Луддит (luddites) – начальник, не понимающий разницы между стабильностью и параличом
    Отсушить (flamed) – то, что делают с нарушителями правил Сети
    Припаривать (ballistic) – заставлять устройство работать
    Рухлядь (obsolete) – только что купленная вычислительная техника
    Цифровой (digital) – то, что можно сосчитать на двух пальцах

Признак 6. Устранение посредников

Посредники, служившие передаточным звеном между изготовителями и потребителями, с появлением компьютерных сетей становятся не нужны

Предприятия-посредники, их функции, люди, выполнявшие эти функции, должны занять иную нишу в бизнесе и начать создавать новые ценности, иначе они будут устранены.

Если на вашей фирме работают агенты, оптовые торговцы, дистрибьюторы, розничные торговцы, маклеры или управляющие среднего звена, пора подумать о принятии стратегических решений (а если вы сами один из них – о перспективах собственной карьеры). В прошлом эти люди занимались организацией сделок, посредничеством, в общем, усилением слабых сигналов, проходивших по каналам связи в доэлектронной экономике. Устранение посредников изменяет характер прохождения этих сигналов. Музыкантам и их импресарио не понадобятся ни фирмы звукозаписи, ни магазины, ни организаторы радио – и телевещания, когда музыка будет храниться в базе данных в Сети. У производителей пищевых продуктов не будет нужды в оптовиках и универсамах, когда клиенты смогут пополнять запасы съестного, вводя раз в неделю данные в перечень покупок в базе данных и получая все с доставкой на дом. К чему гостиницам агентства путешествий, если каждый сможет сам забронировать себе номер на выбор, «полетав» над нужным городом с помощью геоинформационной системы (ГИС)?

Припомните, как давили на изготовителей потребительских товаров гигантские сети розничной торговли вроде «Уол-март», требуя поставлять товары на консигнацию, да к тому же с микроскопической наценкой на себестоимость. Производители могут воспользоваться новой инфраструктурой и начать продавать напрямую через сеть, выводя из игры посредника – розничную торговлю. Фирма, выпускающая электроинструмент и бытовую технику, вроде «Блэк энд Деккер» (Black & Decker), могла бы размещать видео – или интерактивные программы, скажем, о том, как сделать ремонт с помощью этого инструмента. Или серию программ по кулинарии, устраивая, например, неделю итальянской кухни, при приготовлении блюд которой используются ее макаронная машинка, кухонный комбайн и микроволновая печь. Размещая в Сети информационное наполнение (неважно, бесплатно или за деньги), фирма примыкает к ряду поставщиков информационно-развлекательных программ. Этот процесс приводит к отказу от посреднических услуг крупных розничных торговцев. Народ по-прежнему охотно ходит в кино, однако рынок домашнего видео уже оставил позади киноиндустрию Голливуда.

Другой посредник, а значит, кандидат на устранение – государственные органы. Клиентам государства (населению) приходится выстаивать в очереди в пятнадцати местах и иметь дело с пятнадцатью государственными учреждениями, в каждом из которых есть контора, сотрудники, субподрядчики, все это обходится недешево, а эффективность обслуживания может быть, мягко говоря, различной. Стремление к лидерству на государственном уровне, возможно, приведет к тому, что на инфомагистрали появится единый путь доступа к государственным органам, открытый с места работы, из информационных киосков, прямо из дому (через компьютер, телевизор, телефон и прочую бытовую информационную технику). Налогоплательщики смогут работать с нужными им функциями автоматизированной системы или, если необходимо, общаться с людьми (в звуковом или видеорежиме). При надлежащем руководстве устранение посредников может не только сэкономить миллиарды долларов бюджета, но и приблизить правительство к тем, кому оно призвано служить.

Посмотрите на маклеров на рынке недвижимости, работа которых состоит в подборе потенциальных покупателей или арендаторов для владельцев. Это – типичные посредники, действующие чаще всего от имени владельца. Цель их деятельности в том, чтобы найти подходящего покупателя (арендатора). Как правило, они работают в составе бригады, благодаря которой сделка и может состояться. В эту же бригаду можно, кроме маклера, включить владельца недвижимости, его адвоката, бухгалтеров, еще кого-то. Маклер старается стать связующим звеном, на котором держится сделка, а отнюдь не заменить собой специалистов в составе бригады. Хотя ему и нужны знания и сведения по целому ряду вопросов, включая состояние рынка, типы сделок, варианты аренды, текущее законодательство по налогообложению.

Как только важнейшая информация становится доступной в режиме реального времени в сети, к которой подключены и владельцы, и покупатели, для маклеров наступают тяжелые времена. Возникает вопрос: какова вообще роль маклера?

Вот как пишет об этом Джон Бич из Белвилля (провинция Онтарио), маклер по профессии:

Поскольку технология упрощает обмен информацией между поставщиками и заказчиками, нам нужно искать новые ценности, которые мы могли бы предложить клиентам. Следует отказаться от участия в сделках или обмене информацией и стать теми, благодаря кому упрощается совершение сделок, постоянными партнерами, которые в состоянии дать хороший совет по части недвижимости, поделиться знаниями, оказать помощь. Если нам это удастся, то и продавцам будет ясно. что иметь такого партнера лучше, чем пытаться сделать все самому.

Когда маклер организует аренду площадей в новом торговом центре, он должен как следует узнать не только своих клиентов, то есть потенциальных покупателей (их финансовое состояние, потребности в торговых площадях и т. п.), но и клиентов своих клиентов, чтобы его услуги были действительно ценными. Когда задача маклера – сдать торговый центр, ценность его услуг будет куда выше, если он как следует разберется в потенциальных клиентах своих заказчиков: местном населении, его демографии, уровне доходов, степени занятости, привычках делать покупки, подверженности воздействию средств информации и т. д. Небесполезно также знать, каковы уставы местных властей, состояние окружающей среды, особенности налогообложения, и проявить творческий подход к заблаговременной подготовке договоров по сделкам.

Значит, необходимо, чтобы маклер имел немедленный доступ к весьма разнообразной информации. Если при этом он – мастер разговаривать с людьми, знает, от чего зависят сделки и умеет их организовывать по разным сценариям, у него есть все возможности продвинуться вверх по стоимостной цепочке и установить доверительные партнерские отношения. Маклер, которому угрожает отказ от его услуг как посредника, предпочтет сам научиться использовать новые технологии и создавать новые ценности. И это – задача и возможность отнюдь не отдаленного будущего. В 1995 г. множество маклеров получили доступ к системе NARLINK, где содержатся сведения по законодательству и местным подзаконным актам, результаты исследований, позиция NAR (Национальной ассоциации риэлтеров) по вопросам недвижимого имущества. Кроме того, через эту систему можно воспользоваться библиотекой NAR.

Столь же уязвимо и положение агентов по путешествиям. Им тоже пора задуматься над созданием новых ценностей. Уже сегодня более 20% пассажиров самолетов покупают билеты прямо у авиалиний. Скоро весь процесс станет электронным, а билеты исчезнут как таковые. Так что агентам нужно становиться консультантами по путешествиям и предоставлять услуги нового вида. Агентства, специализирующиеся на услугах командированным, могут заняться организацией съездов и конференций, обеспечивать высокую эффективность этих мероприятий, получать наибольшие скидки от гостиниц и т. п. А фирма «Саммит трэвел» (Summit Travel) из г. Уинстон-Сейлем, штат Северная Каролина, решила: не можем победить, вольемся в ряды, и разработала пакет программ, которые помогают путешественникам искать в Сети маршруты самолетов и самостоятельно оформлять заказы. При этом «Саммит» получает 5% комиссионных со всех заказов (через эту фирму их проводит специальная программа). Другие агентства предлагают систему призовых очков за частые полеты. Как бы там ни было, все эти решения направлены на создание ценностей нового типа в электронном обществе.

Признак 7. Конвергенция

В новом обществе главная отрасль экономики формируется путем конвергенции трех отраслей. Это, в свою очередь, обеспечивает инфраструктуру для создания материальных ценностей во всех остальных отраслях

В старой экономике главной отраслью было автомобилестроение. В новой – особая информационная среда (new media), возникающая в результате конвергенции сфер коммуникации, вычислительной техники и информационного наполнения. В Соединенных Штатах продукция этой отрасли и отраслей, смежных с ней, уже составляют более 10% ВВП. Аппаратные средства и ресурс канала связи становятся товарами наподобие биржевых. Наибольшую прибыль в новой отрасли начинает приносить наполнение, потому что именно здесь, а не в ящиках и проводах, создаются ценности, необходимые потребителям. Многие фирмы, выпускающие информационное наполнение – компании индустрии развлечений, трансляционные, издательские – не торопятся отходить от прежних стереотипов: старое не сдается без боя. Большего успеха добиваются фирмы, которые начинали с программ, услуг, информации о вычислительной технике, цифровой связи.

Компаниям не чужда определенная узость мышления, зависящая от того, в каком углу технологического треугольника они обитают. Работники телевизионных сетей видят единственную возможность на будущее – интерактивное телевидение. Кое-кому из голливудских продюсеров кажется, что о конвергенции вообще незачем вести речь. Производители вычислительных машин тяготеют к программам делового назначения. Разработчикам игр конвергенция представляется путем к всеобщей игровой площадке. А некоторые телефонные компании сосредоточиваются на расширении возможностей телефонной связи и организации селекторной видеосвязи. Кто прав? Решать рынку. «Что вы думаете о радио?» – спросил как-то Фред Аллен Тайтуса Муди. «Не понимаю, для чего могла бы понадобиться говорящая мебель», – ответил тот. Вот вам и специалист.

Некоторым фирмам удается оседлать волну конвергенции. Один из титанов бизнеса новой информационной отрасли Дик Нотберт, генеральный директор фирмы «Америтек» (Ameritech), замечает, что прежнее название «телефонная компания» уже не соответствует роду занятий. «Да собственно, – говорит он, – мы давно свою фирму так не называем».

Конвергенция становится краеугольным камнем всех отраслей. Новая информационная среда уже вызывает изменения в искусстве, методике ведения научных исследований, организации образования. Не за горами тот день, когда благодаря этим средствам изменятся и фирмы, и то, как мы ведем дела, работаем, играем, живем, а может, и думаем.

Признак 8. Инновационная природа

В новом обществе экономика основана на инновациях

«Сделай сам так, чтобы твоя продукция устарела». На фирме Майкрософт» это положение знакомо всем программистам, специалистам по стратегическому планированию, инженерам, разработчикам и управляющим, они применяют его все шире и шире во всех аспектах работы, начиная с первой ориентировки в первый день на службе. Если вы только что создали чудо техники, задача в том, чтобы разработать что-то еще чудеснее, после чего первое покажется устаревшим. Если вы не сделаете так, чтобы оно устарело, это сделает кто-то другой. К примеру, технолог «Майкрософт» Кен Никерсон с гордостью отметил, что именно его фирме удалось выпустить новое изделие (Windows 95), вытеснившее самую популярную на то время программу – DOS все той же «Майкрософт».

В самом деле, главная движущая сила новой экономики – это новововведения, понимаемые как ориентация на постоянное обновление продукции, систем, процессов, маркетинга и персонала.

Сравните этот подход с точкой зрения приверженцев больших ЭВМ на фирме «Ай-би-Эм», когда-то выступавших против смещения центра тяжести капиталовложений в сторону персональных компьютеров, открытых систем и систем с архитектурой клиент-сервер. Их целью были не нововведения, и уж тем более не «состаривание» собственной продукции, а упорное сопротивление новому. Результат на рынке не замедлил сказаться: продукция все равно устаревала, вот только главную роль в этом сыграли конкуренты.

Занятно, что в доиндустриальном обществе нововведения были очень важны. Не существовало двух одинаковых винтовок или пар сапог, и каждая была выполнена мастером-новатором. Изделия тиражировались в крайне малых количествах, а зачастую не тиражировались вовсе. Если винтовку или сапоги нужно было чинить, мастер придумывал новый способ починки. В индустриальном обществе тиражирование продукции выросло до масштабов массового производства стандартных изделий. В обществе нового типа массовое производство вытесняется производством по индивидуальным заказам, происходит своего рода переход от Генри Форда, для которого все машины черные, к Генри Фонда, для которого все фильмы разные.

Чем больше нацелена компания на нововведения, тем короче жизненный цикл ее продукции. Японцы производят автомобили, ориентируясь на двухлетний цикл, а бытовую электронику – на трехмесячный. Цикл жизни финансовых услуг на некоторых рынках составляет несколько часов – пока не сориентируются конкуренты. Большинство крупных и средних компаний Северной Америки выпускают новые изделия каждый день, и даже чаще. Фирма «Сони» (Sony) за последний год произвела 5 000 новых изделий. По словам вице-президента концерна «Майкрософт» Натана Мирфольда, от краха вас отделяет всего полтора года, как бы ни была хороша ваша продукция. Лу Герстнер, генеральный директор «Ай-би-эм», указывает, что ассортимент их продукции значительно расширился, но при этом продолжительность жизненного цикла отдельных изделий резко сократилась. Соответственно, снизились и средние трудозатраты на выпуск изделия: от 2 500 человеко-дней до трех часов. Казалось бы, что нового можно придумать в такой древней и простой отрасли как пивоварение. Но вот 90% выручки фирмы «Миллер» (Miller) поступает с продажи сортов пива, которых два года назад еще не было.

Каких-нибудь десять лет назад сталелитейная промышленность США совершенно не могла конкурировать с японскими заводами, где производительность была высокой, а себестоимость – очень низкой. Но решили не сдаваться, а изобретать, и вот на заводах «Чапараль Стил и Нюкор» (Chaparral Steel and Nucor) появились своего рода мини-домны. Процесс сталеварения удалось организовать по-новому, внедрив новую технологию. Это позволило получать сталь более высокого качества при меньших затратах на заводах меньших масштабов. Кроме того, производители приблизились к рынку, наладили более тесные связи с потребителями, изменили характер взаимоотношений между работником и нанимателем. И вот что из этого вышло: отрасль снова работает в полную силу, вполне конкурентоспособна и выпускает лучшую по качеству сталь в мире.

«В сегодняшней мировой экономике фирмы, считающие свое лидирующее положение само собой разумеющимся, не успевают оглянуться, как оказываются в хвосте, – считает Франк Шронц, президент и генеральный директор фирмы «Боинг», отличившейся при разработке и внедрении на рынок самолета модели 777. – Мир меняется прямо на глазах, а значит, и мы должны изменяться вместе с ним, прилагая все усилия для лучшего понимания потребностей и надежд заказчиков, повышая эффективность и производительность, предлагая товары и услуги, наиболее ценные для потребителя. Слишком быстро движется информация, слишком мало живет технология, чтобы «Боинг», да впрочем, и любая другая фирма, могла бы надеяться, что ее прошлое станет гарантией успеха в будущем».

Каким образом фирме «Раббермейд» (Rubbermaid) удалось оказаться фирмой, которой, по результатам ежегодного опроса журнала «Форчун», «восхищаются больше всех»? Более того, эта с виду неказистая и далекая от новейших технологий компания разделила первое место с «Майкрософт» в самом престижном состязании США по промышленному дизайну. Постоянное совершенствование забыто; «Раббермейд» отдает предпочтение непрерывному обновлению. И вот то и дело появляется новая продукция, а старая перерождается. Хотя большинству изделий фирмы цена несколько долларов, это не помешало внедрять новшества, чтобы товары лучше отвечали потребностям покупателей, более того, предвосхищали их. Выяснилось, что клиент охотно платит за большой мусорный ящик, отличающийся от остальных тем, что весит мало, стоит на колесиках, имеет приятный голубой цвет, запирается так, что никакому животному не влезть, и практически никогда не ломается.

Нововведения – движитель экономической и общественной жизни во всех их аспектах. В искусстве появляются новые жанры, целиком основанные на интерактивных средствах мультимедиа. На смену многотомным энциклопедиям приходят компакт-диски, на каждом из которых умещается по 360 000 страниц текста. Совсем недавно музыкальные видеоролики были вспомогательным рекламным средством для певца, теперь успех без них просто немыслим. Награды Академии искусств существуют, как и всегда, но теперь к ним добавились награды Академии интерактивных искусств и наук, первая церемония награждения лауреатов состоялась в 1994 г. Новшества начинают задавать тон в системе образования. В прежние времена стандартного образования могло хватить на всю жизнь и неплохую карьеру. В новом обществе система образования, чтобы не отставать, должна постоянно заботиться о новом наполнении, средствах преподавания и оригинальных подходах.

В обществе новаторов главный источник ценностей – человеческое воображение. А основная задача каждой фирмы в электронном обществе – создать климат, в котором новаторство поощряют, стимулируют и награждают. В каждой стране нужны рабочие места для новаторов и организации, в которых взращивают творческие личности. Развитие новаторской экономики определяют не крупные корпорации, и не правительства, а малые и средние предприятия. Чего недостает – так это системы образования, в которой студентов учили бы не вспоминать информацию, а учиться и проявлять творческий подход. Правительству и государственным органам следовало бы способствовать высвобождению человеческого духа для творчества и созидания, а не строить бюрократические препоны на пути изменений и преобразований.

Лучшие, чем у других, товары и услуги, – это лишь один из путей к победе в обществе нововведений. И этого недостаточно, чтобы понимать клиентов, их заботы и чаяния. При такой скорости изменений и сложности рынков сами клиенты сплошь и рядом не могут точно сказать, что им нужно. Ваши нововведения должны выходить за рамки того, что рынки могут даже вообразить. Вы должны понимать клиентов вашего клиента. Вашей организации нужно постоянно вникать в суть новой техники. И создавать климат, в котором за риск не наказывают, творчество процветает, а воображение развивается без границ.

Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-потребитель

В новом обществе грипп между изготовителем и потребителем стираются

По мере того как на смену массовому производству приходит массово-индивидуальное, изготовители вынуждены создавать изделия, соответствующие требованиям и вкусам отдельных потребителей.

В новом обществе потребители могут вовлекаться в производственный процесс. Например, они могут заходить на выставку автомобилей и создавать нужную конструкцию на экране компьютера, последовательно выбирая параметры. Фирма «Крайслер» (Chrysler) уже сейчас в состоянии выпускать машины по заказу за шестнадцать дней. Потребитель задает характеристики и запускает производство конкретного заказного экипажа. В старом обществе зрители смотрели по вечерам новости по какому-нибудь телеканалу, а в новом телезритель будет сам задавать программу новостей, указывая десяток наиболее интересных тем и отмечая предпочтительные источники сведений, выбирая комментаторов и стили изображения. Более того, зритель сможет просмотреть новости, когда располагает временем или когда в этом есть необходимость.

На инфомагистрали каждый потребитель становится одновременно изготовителем, когда создает и отправляет коллеге сообщение, заносит свое мнение на общедоступную доску объявлений изменяет по своему усмотрению концовку фильма, обкатывает виртуальный автомобиль или передает снимок мозга пациента в другой конец страны.

Были люди, которые делали то же самое и в старом обществе, но таких было не много. Главным орудием производства у работника был токарный станок, мастерок, мел или скальпель. В новой экономике задания подобного рода становятся частью повседневной деятельности. А предприятия, следуя за увеличением информационного наполнения товаров и услуг, перестают быть просто потребителями информации и технических решений и выходят на уровень изготовителей информационно-наполненной техники. Автозаводы будут не просто собирать машины, а делать все, начиная рекламно-информационными материалами и заканчивая навигационными системами для водителей и программ по безопасности вождения. Уже сейчас фирма «Тойота» (Toyota) обращается к сорокалетним покупателям посредством тридцатиминутного информационно-рекламного материала, а к толпе двадцатилетних – с помощью интерактивного компакт-диска.

Признак 10. Динамизм

В информационном обществе динамизм становится главной движущей силой и основным параметром хозяйственной деятельности и делового успеха

Жизненный цикл товаров сокращается. В 1990 г. с момента возникновения идеи до выпуска автомобиля проходило шесть лет. Сегодня – два. Начальник отдела вычислительных систем фирмы «Хьюлетт-Паккард» Вим Роланде утверждает, что львиную долю выручки дают изделия, которых год назад не существовало. В старой экономике изобретение (например, фотоаппарат «Полароид» (Polaroid) или ксерография) могло приносить доход десятилетиями. Сегодня бытовые электронные приборы, как правило, больше двух месяцев не живут.

Предприятие нового типа – это предприятие, которое работает в режиме реального времени и постоянно, без малейшей проволочки подстраивается к изменяющимся условиям деятельности, благодаря оперативности получения информации. Исходные материалы предоставляют поставщики, а готовые изделия доставляют заказчикам по системе «точно в срок», сокращая или сводя на нет складирование и получая возможность перейти от массового производства к заказному. Заказы поступают в электронной форме и обрабатываются мгновенно; так же в электронной форме направляются счета-фактуры, после чего вносятся изменения в базы данных.9 Предприятия стремятся как можно эффективнее организовать «конкуренцию во времени»10.

Электронный обмен данными (ЭОД – EDI) – это яркий пример того, как благодаря инфомагистрали обеспечивается скорость обмена информацией11. Сторонники ЭОД утверждают, что, связав вычислительные системы поставщиков и заказчиков для прохождения заказов, счетов и ведения учета, фирмы могут значительно снизить затраты по сравнению с неэлектронными (ручными) методами. На самом же деле возможности ЭОД гораздо шире. Это – лишь пена на гребне цунами электронной коммерции, благодаря которой вся работа предприятия переходит в область реального времени, а взаимоотношения между компаниями изменяются раз и навсегда.

Признак 11. Глобальные масштабы

Экономики нового общества имеет глобальные масштабы

Профессор Массачусетского технологического института Поль Кругман, автор книги «Лоточное процветание» считает, что экономика мирового сообщества – не что иное, как торговля товарами, услугами, капиталом, рабочей силой и информацией. «И ничего более, – говорит он. – Никакого сверхъестественного смысла в термине «экономика мирового сообщества» нет. Мир, в котором мы живем, за исключением пары-тройки особенностей, объединен ничуть не более, чем в XIX веке».12

Позвольте с вами не согласиться, профессор. Новое общество похоже на старое не более, чем катер с подводными крыльями на велосипед, а электронная почта – на тележку с осликом почтальона.

Двухполюсный геополитический мир распался, уступив место новой, динамичной и постоянно меняющейся глобальной среде. Точно так же стираются границы и в экономике. Это явление связано с развитием общества нового типа. Питер Дракер заметил: «Знание не ведает границ». Знания не бывают отечественными или международными. А когда они превращаются в главный ресурс, экономика может быть только мировой, хотя бы отдельные организации и работали на местах, в регионах или государствах.

Вот почему, несмотря на все усилия борцов за старые стереотипы, призывающих к протекционизму, разрастаются свободные экономические зоны в Северной Америке и на побережье Тихого океана. Глобальным заказчикам нужна глобальная продукция. Труд организуют в глобальных масштабах, чтобы использовать ценовые преимущества традиционных исходных материалов – рабочей силы и сырья. Новые экономические и политические региональные образования (вроде Европейского Союза) приводят к снижению значимости государства, построенного по национальному признаку.

Чем больше предприятий выходит на международную арену, тем важнее управлять ими так, чтобы удерживать лидерство. В будущем станут жизненно важны объединения для решения конкретных задач, стратегические партнерства, а больше всего – информационные технологии. Сотрудничество выходит за прежние рамки. «Сотрудничество в бизнесе уже не ограничивается двусторонними союзами компаний в виде совместных предприятий или договоров о совместной деятельности, – замечает Бенджамин Гом-Кассерз, доцент Гарвардской школы бизнеса. – Сегодня мы видим, как целые группы фирм объединяются для достижения общих целей. Соответственно, и конкуренция на мировых рынках приобретает новые формы: группа против группы»13.

Глобализация – это и курица, и яйцо. Она приводится в движение и одновременно является движителем новых технологий, позволяющих действовать в масштабах всей планеты. Вычислительные сети помогут фирмам организовать круглосуточное обслуживание, при котором запросы пересылаются из одного часового пояса в другой, при этом клиенту невдомек, что работа производится на другом конце земли. Сети позволяют небольшим фирмам, сотрудничая, добиваться экономии за счет масштабов. Разрабатывать программы можно в сетях, независимо от того, где находятся программисты. Контора – больше не помещение, а глобальная система. Техника позволяет исключить слово «место» из сочетания «рабочее место». Дом может быть там, где я сердцем, но работать при этом я могу где угодно, лишь бы было к чему приложить знания.

«Эти связи создают для нас новые возможности, укрепляют свободу и демократию. Общение граждан, то есть передача и прием информации, приобретет такой размах, который еще недавно трудно было вообразить, – заявила Анна Бингеман, заместитель Генерального прокурора Министерства юстиции США. – Когда думаешь об этом, вспоминаются картины оккупированной нацистами Европы, где люди собирались у радиоприемников, отчаянно пытаясь узнать правду, чтобы передать ее другим. Или думается о тех, кто за железным занавесом искал на коротких волнах «Свободную Европу» или «Би-би-си» (ВВС). А теперь представьте себе, насколько труднее угнетателю, когда у народа, рвущегося к свободе, есть доступ к электронным вычислительным сетям».

Мало кому удавалось лучше описать глобальный характер нового общества, чем бывшему председателю правления «Ситикорп» (Citi-соrр) Уолтеру Ристону. Чего он только не повидал на своем веку! Еще в 60-х попытка банковских служащих связаться из Нью-Йорка с коллегами в Бразилии была сродни приключению. Каналов международной связи было так мало, что если удавалось подключиться к одному из них, трубку не вешали, даже если нечего было сказать. Зато когда приходило время обмениваться информацией, связь имелась. По словам Ристона, то, что происходит сейчас, – это «разговоры в мировых масштабах». Ежечасно совершается более ста миллионов телефонных разговоров по тремстам миллионам каналов во всем мире, а к 2000 году это число утроится. «Весь земной шар связан в единый электронный рынок, движение на котором происходит со скоростью света, – говорит Ристон. – Спрятаться уже негде».14

Точно так же глобализация вызывает развитие техники. В обновленной геополитической структуре мира тут и там появляются новые рынки, что требует работы в глобальных масштабах. Предприятия, которые уже приобрели эти масштабы, должны иметь возможность связываться с клиентами, поставщиками, работниками и партнерами во всем мире. Чтобы воспользоваться новыми возможностями на мировых финансовых рынках, нужна информационная инфраструктура. Все это заставляет вновь подумать о структуре организаций и целых отраслей на международном уровне. Фирмы и ученые работают над построением «транснациональных предприятий», «сетей ответа», «фирм без границ», «глобальных организаций» и «международных предприятий».15

Признак 12. Наличие противоречий

Появляются беспрецедентные социальные проблемы, которые .могут привести к массовым беспорядкам и брожению умов

Стоя у порога нового общества, мы можем также видеть и начало новой эры в политэкономии, знаменующейся далеко идущими вопросами о власти, праве на неприкосновенность информации частного характера, доступности, равноправии, охране труда, качестве жизни вообще, в конце концов, о будущем самого демократического процесса. Когда тектонические сдвиги в большинстве аспектов человеческого существования затронут устои старой культуры, общественные противоречия неизбежно взорвут старые структуры и учреждения.

Зарождается новая социальная диалектика – сосуществование или взаимодействие противоречащих друг другу идей16. Гегелю принадлежит концепция борьбы противоположностей, в результате которой рождается нечто новое. Маркс применил этот подход в теории развития общества, известной как исторический материализм, вот только история пошла не так, как он планировал. Новое общество требует нового обращения к идее диалектики движущих сил. Например, время настоятельно требует эффективного распределения экономической и политической власти. Это требование вступает в противоречие со старыми структурами, обеспечивающими их централизацию.

Природа труда и требования к рабочей силе в электронном обществе отличаются от прежних весьма существенно. Подлежит переопределению само понятие труда. В последние десять лет количество рабочих, занятых на производстве (по сути, в экономике старого типа) неуклонно сокращалось, как и процент занятых в сельском хозяйстве с начала века. В новом обществе характерны высокооплачиваемые занятия для тех, кто создает значительные материальные ценности, но это совсем не те занятия, что прежде. Каким же образом происходит столь глобальная реорганизация рабочей силы и ее способностей?

Сейчас наблюдаются две тенденции: «единоличного» частного предпринимательства и создания малых отраслей, где работники умственного труда заняты на контрактной основе. В электронном обществе важнейшим ресурсом становится интеллектуальный капитал, средства производства из заводских цехов переходят в головы новаторов, тех, кто создает новые ценности. Сопоставьте эту зарождающуюся силу с промышленными рабочими, которые могли отказаться от работы путем забастовки. Соответственно, хозяева могли закрыть завод и отстранить рабочих от средств производства. Значимость работников умственного труда проявляется более эффективно, но и более сложно. Никаким хозяевам не отделить их от их собственных извилин. Если работникам умственного труда что-то не нравится или они чувствуют, что не нужны, скорее всего, они откроют собственное дело, как это сделали миллионы только за последние пять лет. Неглупая голова, телефонная линия, модем да компьютер – вот и все, что нужно для производства. Миллер заметил: «Хозяин не скажет: «Ваша бригада должна выдать на-гора столько-то тонн блестящих идей», как говаривал когда-то об угле». Работникам умственного труда, чтобы действовать в полную силу, нужны заинтересованность и доверительные отношения в коллективе. А уж возможности их превышают самое смелое воображение Маркса. Эти собственники средств производства нового типа занимают гораздо лучшее, чем когда бы то ни было, положение при разделе общего пирога. Но эта новая сила в обществе вступает в противоречие с традиционными структурами собственности и власти, основанными на достоянии промышленной эры, в частности, капитале.

В новом обществе рабочие, у которых есть доступ к новой инфраструктуре, могут принимать живейшее участие в общественной жизни и хозяйственной деятельности. Те же, у кого нет ни доступа, ни знаний, ни заинтересованности, обречены плестись в хвосте. Если этим процессом не управлять, он приведет к резкому расслоению общества и появлению нового класса неимущих. Последние окажутся перед лицом противоречия между чудесными возможностями новых технологий, с одной стороны, и постоянно снижающимся качеством собственной жизни, с другой.

В новом обществе образование будет предоставляться преимущественно как услуга частного сектора. И дело тут не в ответственности перед обществом, просто работа и обучение для большинства из нас сольются воедино, а знания станут важнейшей составляющей любой продукции. К тому же, традиционные учебные заведения уже не в состоянии удовлетворить потребности экономики, так что возникают огромные и постоянно растущие возможности создания товаров и услуг в сфере обучения. При этом каждый (кто может себе это позволить) чувствует большую ответственность за то, чтобы учиться до конца своих дней, но тем самым углубляет пропасть, разделяющую общество. Более того, единственная надежда для школы промышленной эпохи трансформироваться и выжить в том, чтобы учителя и их объединения приняли участие в перестройке системы образования и возглавили ее. Вместе с тем, для обучения все меньше нужны официальные учебные заведения, да и там учиться можно с помощью техники при меньшем количестве преподавателей. Учителя попадают в положение, описанное в романе «Уловка-22»: стать ненужным, сопротивляясь переменам, или возглавить их и в конце концов все равно стать ненужным.

Консультант по развитию Фил Курнейе, проживающий в Никарагуа, отмечает политическое значение реструктуризации, дестабилизации и распада государств, построенных по национальному признаку, а также возможное вредное использование новых технологий диктаторскими режимами и многочисленными военными формированиями, возникающими при распаде государств. «Страшно подумать, что может случиться, если в руки бандитам попадут ядерные технологии, отравляющие газы, как в токийском метро, или бомбы, как в Оклахоме; или о том, как малые государства могут воспользоваться новыми технологиями, чтобы вести локальные войны».

НОВОЕ ОБЩЕСТВО. НОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ДВЕНАДЦАТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРИЗНАКОВ

Общество нового типа. предприятие нового типа и новая технология не суть нечто независимое, напротив, они нераздельно связаны. Одно обеспечивает возможность существования другого, одно приводит другое в движение. Если вам понятно, каким образом новая технология связана с новыми предприятиями, построенными на принципах межсетевого взаимодействия, вы можете начать формировать стратегию, чтобы не утратить конкурентоспособности в новом обществе.

Таблица 1. Двенадцать взаимосвязанных признаков

ОБЩЕСТВО

ОРГАНИЗАЦИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

1. Ориентация на знания

Центр тяжести смещается от силы мышц к силе мысли. Знания становятся важной составляющей продукции. Стираются грани между изготовителем и потребителем.

Умственный труд становится основой создания материальных ценностей, получения доходов и прибылей. Знания привносятся в стоимостной цепочке.

Распространяются технические средства, ориентированные на знания, экспертные системы, искусственный интеллект. Системы управленческой информации и их предшественники. Системы обработки данных эволюционируют в системы знаний.

2. Цифровая форма представления объектов

Общение между людьми, реализация правительственных программ, работа системы здравоохранения, сделки, обмен денежными средствами и пр. приобретают форму единиц и нулей.

Внутренняя связь из аналоговой формы (докладные, отчеты, совещания, телефонные переговоры, чертежи, кальки, модели, фотоснимки, проекты, графика и пр.) преобразуется в электронно-цифровую.

Переход от аналоговой техники (телевидение. радио, копировальные машины, (фотоаппараты,

учрежденческие АТС и пр.) к электронно-цифровой.

3. Виртуальная природа

Физические предметы могут становиться виртуальными, из-за чего изменяется «обмен веществ» экономики, возможные типы учреждений и отношений между ними, сама природа хозяйственной деятельности.

Виртуальные корпорации. бригады, склады, государственные органы, рабочие места и т. п.

Визуализация данных, мультипликация в режиме реального времени, системы типа «виртуальная реальность» с воздействием на все органы чувств.

4. Молекулярная структура

Вытеснение средств массовой информации, массового производства, единого государственного аппарата «молекулярно-структурированной» средой информации, заказным производством индивидуализированнным управлением и т. п.

Конец административно-командной иерархии, переход к небольшим бригадным структурам. Отдельные работники и бригады получают свободу действий и возможность создавать ценности.

Объектно-ориентированные системы и технологии. Математическое обеспечение отделяет данные от собственно программ. Создаются компоненты типа конструктора «Лего». предполагающие многократное использование и быстрое сочленение.

5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие

Новое общество основано на вычислительных сетях с глубокими и разносторонними связями внутри организаций и между ними. Создание материальных ценностей, торговля, общественная жизнь основываются на вездесущей инфоструктуре общего пользования.

Предприятие нового типа – сетевое. Новая технология, ранее доступная только цельным иерархическим структурам, теперь создает возможности для появления модульных независимых компонентов организации, составляющих единую сеть услуг.

Переход от вычислений на центральных ЭВМ к сетевым. Вместо островков техники появляются сети с архитектурой клиент-сервер, представляющие собой часть предприятия и инфоструктуры общего пользования.

6. Устранение посредников

Устранение посредников в хозяйственной деятельности: агентов, маклеров, оптовиков, отчасти розничных торговцев, компаний по трансляции, звукозаписи, всего, что стоит между изготовителем и потребителем.

Устранение руководителей среднего звена, внутренних агентов, брокеров и всех, кто выполнял функции усилителя сигналов в каналах связи организаций прежнего «доумственного» периода.17

Переход от иерархических многоуровневых вычислительных систем к новым сетевым моделям. Центральные ЭВМ, характерные для иерархии. вытесняются одноуровневыми моделями сетевых вычислений.

7. Конвергенция

Конвергенция ключевых отраслей экономики – коммуникаций, вычислительной техники и информационного наполнения.

Конвергенция организационных структур, отственных за технику коммуникаций, вычислительную технику и технику наполнения.

Конвергенция технических средств связи, вычислительной техники создания наполнения.

8. Инновационная природа

Нововведения – главная движущая сила экономической деятельности и успеха в делах. Основным источником ценностей становится человеческое воображение. а не традиционные факторы успеха – доступ к сырью, производительность, масштабы, стоимость рабочей силы.

Нововведения – главный фактор успеха товаров, стратегии, маркетинга, основа подхода к управлению, организационных преобразований. Старые приемы и методы становятся непригодными. Единственное настоящее преимущество – обучение в масштабах организации.

Корпоративная инфоструктура закладывает основы нововведений. Новые инструменты позволяют использовать все богатство инфоструктуры для мультимедийной информации и баз знаний, повсеместного доступа к людям и ресурсам.

9. Трансформация отношении изготовитель-потребитель

Различные причины приводят к стиранию граней между изготовителем и потребителем. Например, заказчики вовлекаются в производственный процесс. то есть их знания, информация и соображения используются при определении технических характеристик продукции. Сотрудничество людей в Сети становится частью международного депозитария знании.

Потребители информации и техники становятся производителями. Сотрудничество людей в Сети воспринимается как часть корпоративного ресурса мультимедийной информации. Пользователи начинают самостоятельно создавать новые программы. Ответственность за приобретение и внедрение новой техники распыляется.

Новые средства разработки программ, объектно-ориентированные вычисления. программы – агенты и пр. Позволяют пользователям создавать программные комплексы и базы данных. При этом традиционные специалисты вытесняются, как десять лет назад разработчики некоторых программ были вытеснены в результате появления электронных таблиц. Интерфейс пользователя из графического превращается в мультимедииный. обеспечивая возможность голосового ввода-вывода, благодаря чему общение с техникой приобретает естественный характер.

10. Динамизм

Новое общество действует в режиме реального времени. Торговля становится электронной. Сделки и связь осуществляются со скоростью

света, а не со скоростью доставки почты.

Повое предприятие действует в режиме реального времени, непрерывно и мгновенно подстраиваясь под изменяющиеся условия деловой жизни. Жизненный цикл продукции сокращается.

Технология используется для оперативного получения информации и обновления банков данных в режиме реального времени. В результате становится доступной истинная картина и обеспечивается возможность управления производственным процессом по минутам.

11. Глобальные масштабы

Знанию не ведомы границы. Как только знания становятся ключевым ресурсом, экономика превращается в общемировую, хотя бы отдельные организации и продолжали работать на местах, в регионах или в масштабах государства. В связи с появлением новых экономических и политических регионов и структур (например, Европейского Союза) государства, организованные по национальному признаку утрачивают значимость, взаимозависимость стран возрастает.

Предприятие нового типа обеспечивает независимость от времени и пространства, оно по-новому определяет их для работников и владельцев. Работу можно выполнять в самых разных местах, в том числе на дому. Сеть приобретает функции хранилища информации при связи, зависимой от времени. Объединенные в сеть деловые кластеры сотрудничают в глобальных масштабах для достижения целей хозяйственной деятельности.

Глобальная корпоративная сеть становится основной магистралью предприятия и главной системой доставки, поддерживающей деловые операции. Она основывается на стандартах и обеспечивает связь как в режиме реального времени так и с хранением и пересылкой информации. Последнее необходимо, если люди не имеют возможности общаться в один и тот же момент времени. Сеть обеспечивает доступ к информации общего пользования из любого места.

12. Наличие противоречий

Возникают массовые социальные противоречия между новыми высокооплачиваемыми трудящимися и уволенными рабочими, знания которых стали не нужны. Растет разрыв между имущими и неимущими, знающими и невеждами, имеющими доступ к информационной магистрали и не имеющими его.

Возникают глубокие противоречия внутри организации. Например, работников призывают «трудиться усердно создавать ценности для корпорации, ощущать себя членами коллектива и предприятия», однако они не участвуют в разделе материальных благ, которые сами создают.

Обостряются противоречия между архитектурами вычислительных комплексов, конкурирующими стандартами, старые системы вступают в конфликт с новыми техническими принципами. Во многих фирмах функции информационных систем не согласуются с остальной хозяйственной деятельностью.

ПРИМЕЧАНИЯ
    1 John Huey. «Waking up to the New Economy», Fortune, June 27. 1994.
    2 Alan M. Webber, «What's So New About the New Economy?». Harvard Business Review. January-February 1994.
    3 James Brian Quinn, Intelligent Enterprise. The Free Press. 1992.
    4 Thomas A. Stewart. «Your Company's Most Valuable Asset: Intellectual Capital», Fortune. October 3, 1994.
    5 Peter F. Drucker, Post Capitalist Society. HarperCollins, New York. 1993.
    6 Robert D. Harris. The New Paradigm of Business: Emerging Strategies for Leadership and Organizational Change. Pedigree Books. 1993.
    7 Выражаем признательность Рилу Миллеру за ценные соображения но этому подразделу.
    8 Первыми предложили понятие подразделения, состоящего из одного человека, Стен Девис и Билл Девидсон в: 2020 Vision: Transform Your Business Today to Succeed in Tomorrow's Economy. Simon & Schuster. New York. 1991. Затем эту тему развил Том Питере в «Семинарах Тома Питерса».
    9 Stan Davis and Bill Davidson, 2020 Visiоп: Transform Tour Business Today to Succeed in Tomorrow's Economy. Simon & Schuster. New York. 1991. По мнению Девиса и Девидсона, предприятий, работающих в режиме реального времени, пока не существует. Популярно об этом говорится в вышеуказанном источнике.
    10 Peter G.W. Keen, Competing in Time: Using Telecommunications for Competitive Advantage, Ballinger Publishing Company, New York, 1988.
    11 ЭОД (электронный обмен данными) – термин, обозначающий обмен данными и документами между компьютерами. Информация остается в вычислительных машинах и сетях, необходимости в ее выводе на печать нет. Популярным примером может служить выставления счетов клиентам в электронной форме. При ЭОД используются стандарты на обмен данными. благодаря которым разные вычислительные системы могут обмениваться данными между собой. Главное препятствие к внедрению ЭОД – сопротивление руководства, а не несовершенство техники. Фирмы не понимают. как изменить приемы работы и связи с другими компаниями, чтобы использовать возможности, которые дает новая техника.
    12 Fortune. June 27. 1994. p. 98.
    13 Harvard Business Review. July-August 1994. p. 62.
    14 Walter Wriston, The "wilight of Sovereignity: How the Information Revolution is Transforming Our World. Charles Scribner's Sons. 1992.
    15 Stephen P. Bradley. Jerry A. Hausman and Richard I.. Nolan. Globalization, Technology and Competition, Harvard Business School Press. 1993. Хорошее обсуждение новых глобальных организационных структур и их взаимосвязи с техникой. Mary O'Hara-Deveraux and Robert Johansen, Global Work Bridging Instance, Culture and Tinie. Jossey-Bass Publishers. 1994. Полное глубокого смысла н заставляющее задуматься обсуждение, в особенности. но поводу «глобального рабочею места где угодно и когда угодно».
    16 The Random House Dictionary of the English Language. Second edition. Unabridged. New York. 1987.
    17 The paraphrase Peter Drucker. The New Realities in Government and Politics/ in Economics and Business/ in Society and World View, Harper & Row. New York. 1991.

Перейти: До верху :: в Розділ :: в Підрозділ :: на Головну

Відгуки

Игорь, www.nerons@gala.net
проичитав данную статтю я честно говоря не нашол для себя ничего нового в ней. Здесь нету ничего чтобы говорило о том какой будет структура економики в будущем а лишь сказано о жизни будущго поколения и тех тенденциях економики которые есть в наше время .
2006-10-06 16:50:57
Відповісти

Алексей, KartashovAlexei@mail.ru
Прикольно написано, в стила Била Гейтса.
2006-10-07 15:07:08
Відповісти

Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі.

Ваше ім'я:
E-mail:
Коментар: 
 

  
bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тенденції, Інтерв'ю, Бізнес-освіта, Коментарі, Рецензії, Консалтинг
СЕРВІСИ: Робота, Семінари, Книги, Форуми, Глосарій, Ресурси, Статті партнерів
ПРОЕКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методологія   RSS RSS Книги   RSS RSS Форуми   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Відео   RSS RSS Візіонери   RSS RSS Бізнес-проза   RSS RSS Бізнес-гумор

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал створено та підтримується STRATEGIC