СОБЫТИЯ | Post Factum 28 декабря 2005 г.

Новые решения для систем управления

Источник: "Корпоративные системы" (№6, 2005)
Автор: Борис Жданов, главный редактор журнала "Корпоративные системы".

6-9 декабря 2005 г. в Киеве прошла Восьмая международная специализированная выставка и конференция «Управление предприятием — 2005».

Организатор этого известного мероприятия, компания «Бизнес Лайн», в Международном выставочном центре собрала более 130 отечественных и иностранных компаний на 85 стендах и привлекла более 60 компаний, которые параллельно в шести конференц-залах в 200 докладах предлагали посетителям ознакомиться с новейшими решениями в сфере управления предприятиями различных масштабов и отраслей. При этом в выставке-конференции количество зарубежных компаний превысило 20% от общего числа участников.

ЕКР растворился в СУПе

Прежде чем начать обзор «Управления предприятием — 2005», определимся с терминологией. Можно смело сказать, что в этом сезоне модный ранее термин ЕRР уже не на слуху. В самом деле, ЕRР лишь изредка встречается в раздаточных материалах и в докладах. Наиболее часто можно было услышать такие названия: система управления предприятием, автоматизированная система управления (предприятием), информационная система управления, комплексная система управления, интегрированная управленческая система, комплексная информационная система. Все эти названия «крутятся» вокруг одного понятия — «управление предприятием». И не даром, ведь в последнее время мы все больше говорим об управлении бизнес-процессами, «проходящими» через всё предприятие, а не об управлении ресурсами предприятия, что свойственно старой функциональной парадигме управления. Очевидно, что не информационным, не комплексным, не интегрированным и не автоматизированным современное управление предприятием быть не может. Поэтому далее будем придерживаться «простого» (и отвечающего духу времени) термина — система управления предприятием (СУП).

Основные СУПы подано

Как всегда, на выставке «Управление предприятием» представлены практически все ведущие разработчики систем автоматизации уровня предприятия, работающие на национальном рынке. Свои новые версии продуктов и их конфигураций предлагали компании, давно известные в Украине как поставщики систем управления предприятием: «Галактика», «Интеллект-сервис», «Информационные технологии», «КСИКОМ СЕРВИС», «Парус», «СофтПро», Business Service, GrossВее и ряд других. На этот раз самостоятельно, без партнеров, отдельными стендами стояли зарубежные компании Ерiсоr-Sсаlа (украинское представительство) и IFS (польское). А вот с системами Microsoft, Оrасlе, SАР можно было ознакомиться только через доклады.

Видно ли лидеров?

Многие уже забыли, когда лидеры мировой автоматизации Microsoft, Оrасlе, SАР экспонировались на выставке. Возможно, для некоторых посетителей компенсацией отсутствия их стендов было то, что они (SАР через партнера — компанию «Софт-Рейтинг») организовали полнодневные семинары. А вот желающим ознакомиться с системами Аxарtа и Nаvision от Microsoft Business solutions повезло меньше всех. Многие посетители могли просто не успеть «увидеть» эти системы среди 200 докладов и 85 стендов. Если кто случайно и мог наткнуться на эти названия, то получил бы очень «сжатую» информацию в виде конкретного отраслевого решения, например по строительству или торговле, что подходит далеко не всякому. В этом есть определенная проблема для вендоров, имеющих партнерскую сеть. Парадокс в том, что на высококонкурентном рынке партнер, рекламируя платформу СУП, тем самым рекламирует и другого партнера — своего конкурента. Поэтому каждому партнеру выгоднее прежде всего рекламировать свою отраслевую компетенцию, а не платформу как таковую.

Работа вендора

Этого парадокса по большей части удается избежать на нишевом рынке одного монопольного вендора, где спрос опережает предложение (как можно видеть на примере компании «1С»). Не первый раз можно наблюдать, как глава представительства «1С» в Украине Вадим Мазур знакомит всех заинтересованных с политикой компании, комментируя распространяемый «1С» официальный документ «Информация для пользователей и партнеров». На этот раз такой документ шел под номером 4652 (!). Он дал много информации о новых конфигурациях, ценовой политике, центрах сертификации, условиях обучения пользователей.

Затем представители «1С» в течение дня более подробно рассказывали о главных новшествах «1С:УПП для Украины». Компания работает с пользователями через 8000 своих партнеров. Открытая и заказчикам, и партнерам политика приводит к тому, что общий стенд «1С» с партнерами и отдельные стенды у крупных партнеров («ДИСК» и «ФОРТ») стали для всех привычными взаимодополняющими элементами общего «1С»-ландшафта.

Новый имидж «старых» компаний

В новом качестве — принадлежностью к СУПам — позиционировали себя на этой выставке известные компании «СВIТ Проф» и «Банкомсвязь». Ранее они традиционно предлагали решения по автоматизации отдельных видов деятельности предприятий. Нарастив функционал, эти компании смогли на выставке продемонстрировать внедрения уровня предприятия — соответственно «СВIТ Проф. Предприятие» и платформа «Облiк» для производства. Эволюция этих систем повторяет традиционный путь своих старших собратьев, преимущество новичков в том, что они не обременены рудиментами устаревших средств разработки и не отягощены грузом ошибок первопроходцев. Надо отметить, что содержание «Облiка» переросло его название и требует ребрендинга.

Кстати, пример ребрендинга можно было обнаружить на стенде компании «Интеллект-сервис». Теперь вместо привычного названия «БЭСТ-ПРО» можно было прочитать «ИС-ПРО».

Небесные превращения

Подобная эволюция происходит и с рядом не очень публичных компаний — «Небеса», «Антекс», «Инфополис». Объяснение их чудесного возникновения на выставке из «ниоткуда» можно свести к следующему. Имея разработки по частичной автоматизации предприятия, они получили хорошие контракты, на них провели успешные проекты по комплексной автоматизации, с которыми не стыдно выйти на люди. И действительно, то, что демонстрировалось «новичками» на выставке, вполне может подойти очень многим компаниям.

.NЕТ-приправы

На стендах можно было ознакомиться с архитектурными «приправами» для СУП.

Так, компания «Информационные технологии» представляла новую версию сервисно-ориентированных возможностей своей системы «ИТ-Предприятие». Теперь прикладные сервисы в этой системе с помощью web-ориентированных интерфейсов легко конфигурируются под нужные задачи.

На стенде компании «Галактика» можно было увидеть новую ветку развития системы — Rаnет, о которой будет объявлено в начале 2006 г. В «Галактике» .NЕТ-платформа бесплатна, и предлагается она для платного присоединения к аутсорсинговым сервисам. Кроме того, она может служить как базисом для СУП «Галактика» (в качестве общей шины для сервисов), так и надстройкой над ней (как средство для ВI).

Сервировка от САD и МЕS

Современные системы управления предприятием включают в себя функции инженерного обеспечения производства и его непосредственного администрирования. Однако в сложных случаях лучше с этим справляются специализированные системы. Они позволяют поддерживать весь цикл конструкторской и технологической подготовки производства, управления инженерными данными. Системы САD/САМ/РLМ демонстрировались на стендах компаний «Аркада», «АСКОН» и «ИНТЕРМЕХ» (Беларусь).

Для эффективного управления деловыми процессами уровня цеха применяются автоматизированные системы класса МЕS1 (Manufacturing Execution System). Уровень востребованости таких систем свидетельствует об уровне развития производства. Впервые из отечественных разработчиков компания «Информационные технологии» продемонстрировала этот функционал год назад, а на этой выставке она вышла с расширенными МЕS-возможностями.

Доверяй, но проверяй

Посетителям, выбирающим СУПы, нужно было быть внимательными. Им могла попасться гипотетическая СУП некоей компании. Отдельные продукты (части такой системы) были реализованы, но их комплексная работа не была подтверждена конкретными внедрениями. Зато маркетинговая активность этой компании заслуживает самой большой похвалы — она могла сбить с толку многих.

Чужое имя

Вот пример другого рода. Что может означать «система оперативного управления предприятием»? По идее, если от управления «отнять» стратегический и тактический горизонты планирования, то останется оперативный (текущий). Однако в программном продукте «МОТИВ» ничто не мешает ставить задачу как на тактическом, так и на стратегическом горизонте планирования. Ведь этот продукт ориентирован на управление персоналом предприятия посредством использования функций документооборота и workflow для реализации постановки задач, мониторинга исполнения, создания рабочих групп. Системы такого класса очень эффективно контролируют исполнительскую дисциплину. Вот только облачение системы в название «с чужого плеча» маскирует ее от многих потенциальных заказчиков. А те, кто понимает толк в оперативном управлении, окажутся в недоумении.

ЭДО как основа СУП

Те из посетителей, кто интересовался системами автоматизации документооборота, делопроизводства, организации потока работ, могли найти интересующее их решение на стендах компаний «НетКом Текнолоджи», «ОПТИМА-УКРАИНА», «СВIТ Проф». В ряде случаев, например для «конторских» организаций, системы этого класса одновременно являются и системами управления. Но и для производственных предприятий известны архитектуры информационных систем, в которых базисом СУП являются системы электронного документооборота.

Заразительный пример

Украинский СRМ от Terrasoft чувствует себя настолько уверенно, что экспортируется в Россию. Российская компания WinPeak не осталась в долгу и экспортирует свой СRМ в Украину. Примеру компании «Парус», добавившей к своей СУП самодостаточный СRМ-модуль, последовала и GrossВее, которая также вывела на рынок свой СRМ-модуль. Эти и другие компании предоставили посетителям выставки большие возможности по выбору СRМ-систем. Поскольку украинские компании еще не завершили освоение клиентоориентированной модели бизнеса, интерес к СRМ не иссяк.

От IТIL до ЕАМ

Компании стараются по максимуму воспользоваться своей компетенцией — это позволяет расширить линейку бизнеса. Один из примеров такого расширения на выставке продемонстрировала компания «БМС Консалтинг». Она проводит курсы по обучению методам применения IТIL — одному из проверенных подходов к «обслуживанию и ремонту» ИС.

В некоторой степени этот подход напоминает техническое обслуживание и ремонт оборудования. Системы автоматизации такого вида обслуживания носят английскую аббревиатуру ЕАМ. На выставке «БМС Консалтинг» предлагала североамериканскую систему iМаint ЕАМ, представленную ее российским партнером «АНД Проджект».

Новые перспективы товаропотока

В последнее время динамично развивается автоматизация логистики. Этому способствует ряд обстоятельств. Штрихкодирование, соединяя информацию о товаре с самим товаром, ускоряет товаропоток за счет мобильных терминалов сбора данных.

В еще большей степени этому способствуют радиочастотные метки по технологии RFID, которые крепятся к товару. Они позволяют считывать и даже менять информацию о товаре дистанционно во время его движения.

Товар становится уникальным в мире благодаря глобальной системе стандартов товарной нумерации GS1. На выставке компания «GS1-Украина» (бывшая «ЕАМ-Украина») консультировали по этой системе товарной нумерации.

Системы управления складом VMS обеспечивают автоматическое планирование работ склада. Автоматизируются все больше деловых операций в торговле, дистрибуции. ГК «Система» со своими российскими партнерами IВS и i2 предлагала системы автоматизации торговли, складов, дистрибуции, а также RFID -технологии. Элементы этой же технологии экспонировались и компанией RFID-DРS.

Логистика вытесняет ЕRР?

В одном из докладов приводились примеры того, как на некоторых металлургических заводах системы автоматизации логистики взяли на себя даже функции планирования и управления производством. Пришлось уточнить у докладчика, правильно ли его можно понять. Ведь исторически системы управления ресурсами (ЕRР) возникли раньше, чем системы автоматизации логистики, и мы привыкли к тому, что нам говорят об автоматизации металлургических предприятий с помощью ЕRР-систем. Однако системы автоматизации логистики, возникнув позже, построены на принципе управления бизнес-процессами, а не на управлении ресурсами. Значит ли это, что они могут заменить ЕRР-системы как устаревшие? В качестве ответа был приведен обескураживающий пример того, как на ряде известных металлургических заводов в тендере лидеры ЕRР-систем уступили системе автоматизации логистики. Имеющиеся в этих системах управления ресурсами модули логистики, закупок и даже планирования производства уступали по объему и глубине тому функционалу, который предлагался системой логистики.

Секционная работа

На конференции были представлены доклады по новейшим решениям ведущих украинских и зарубежных компаний в области управления предприятием. Программа конференции состояла из 11 тематических направлений. Они были разделены на ряд секций: комплексных информационных систем, финансово-экономического анализа, реинжиниринга, бизнес-моделирования, безопасности — и многочисленные секции управления: оргизменениями, ресурсами, персоналом, документооборотом, проектами, отношениями с заказчиком, цепочкой поставок и др. В этом году впервые была сформирована секция по информационно-справочным системам.

Некоторые компании в рамках конференции выступили с докладами по своим специальным программам. Были проведены дни компаний «Информационные технологии», GrossВее, Innoware, Оrас1е, «1С», а по полдня заняли семинары компаний «Банкомсвязь», «Информконтакт», ЕВS.

Журнал «Корпоративные системы» провел круглый стол «Интероперабельность, SOА, SOЕ» (Материалы круглого стола будут опубликованы в следующем номере) с участием представителей Intel, Microsoft и SАР.

Практика — критерий истины

На конференции более 30 докладов было представлено в рамках специального проекта «Системы управления предприятием. Отраслевые решения. Практические результаты внедрения». Ими был охвачен опыт в промышленности, строительстве, торговле, транспорте, ТЭКе и других отраслях. В этом году появился новый раздел — для страховых компаний. Впервые в спецпроекте выступала одна из самых крупных польских ИТ-компаний СоmАrch, входящая в Computer World's ТОР 200.

Отрадно отметить, что, за исключением пары случаев, пользователей не кормили «старой обглоданной косточкой». Напротив, все внедрения, представленные в спецпроекте, были осуществлены в 2004-2005 годах. Радует и то, что только один доклад был с анонимным внедрением из-за «соглашения о конфиденциальности», в остальных случаях докладчики не делали секрета из места внедрения, а напротив, гордились своими «референс».

Много тем и компаний презентовались перед украинской аудиторией впервые. Отметим два доклада, совершенно противоположных по соотношению формы и содержания.

Аlfa-конферансье

Доклады, ориентированные на специалистов, имеют устоявшиеся формы, помогающие ясно и быстро донести до слушателя суть сложной темы. Риторические, сценические приемы лишь «помогают» этим формам выполнить задачу. Однако эксперименту всегда есть место. Представители российской компании «Информконтакт» предложили новую форму подачи материала. Представьте себе, как три докладчика с хорошо поставленной дикцией, работая попарно, красиво («бесшовно») передают слово друг другу каждые 3-4 минуты, как опытные конферансье. Вы ловите себя на мысли, что получаете эстетическое удовольствие от увиденного. Сидите и гадаете, на каком моменте будет передан пас партнеру.

Но за удовольствие надо платить — по итогам доклада вы вспомните его необычную форму, а вот содержание как-то не запомнится. На вопрос к руководству компании «Информконтакт», почему они избрали столь необычную форму, был получен следующий ответ. По большому счету сейчас все СУП по функционалу одинаковы, поэтому тут важно привлечь внимание, получить позитивное отношение и продемонстрировать командную работу.

И это действует. Проникшись позитивным отношением к «Информконтакт», уже после выставки разбирая материалы, особенно внимательно изучаешь проспекты по СУП Аlfa. Если судить только по многочисленным и хорошо проработанным буклетам, то это система с большим функционалом. В ней имеются развитые средства управления производством, глубоко проработан редкий еще пока функционал — пооперационное планирование технологических карт. Почему бы тогда об Аlfa не рассказать «нормально»? Впрочем, у россиян все же следует поучиться выступать красиво.

Каждому по потребностям

В другом докладе, напротив, выступающий не стал гнаться за экзотической формой представления материала. Но зато сама суть излагаемого создавала манящие картины будущего.

Речь шла о том, что в известных моделях-цепочках создания стоимости не учитывается главный покупатель-домохозяйство (семья). Предлагалась модель микроэкономической среды, определяющая барьеры взаимодействия домохозяйств и производителей. Если рассмотреть модель этой среды с точки зрения управления ее ресурсами как некую глобальную ЕRР, то эта ЕRР крайне не эффективна — скопились огромные запасы товаров. Этого можно избежать, если домохозяйства вовлечь в глобальную ЕRР. Тогда они станут через нее планировать свои закупки. Чтобы это произошло, следует устранить барьеры взаимодействия. Для этого необходимо повысить скорость передачи информации в Интернет (что станет возможным, например, при переходе с двоичного кода на троичный), а также повысить пропускную способность товарных каналов (за счет распространения RFID-технологии и стандартов GS1). Все это позволит производить ровно столько продукции, сколько запланируют домохозяйства. Жизнь станет почти как при коммунизме: каждый сможет удовлетворить свои потребности, а экономика опять станет стопроцентно плановой.

Можно спорить с докладчиком по поводу реализуемости предложенной модели. Едва ли удастся избежать запасов в силу нерегулярного характера экономической среды. Нужно будет в этой модели найти достойное место конкуренции в плановом хозяйстве. Но несомненна ценность предложенной идеи в том, что она ставит информационные технологий вообще и системы управления в частности в центр глобального развития экономики.

Количество переходит в качество

Как и любая выставка, «Управление предприятием» подвержена общим тенденциям. На первых выставках «Управление предприятием» программисты целыми отделами и даже организациями ходили смотреть на чудеса компьютерной автоматизации систем управления. У многих экспонентов осталась ностальгия о тех временах, когда они прямо на стенде заключали по 10-15 контрактов.

Сегодня мы наблюдаем иную ситуацию: посетителей меньше, и среди них преобладают руководители организаций, структурных подразделений. Теперь о платформах автоматизации известно многим. Ситуация с ними не такая переменчивая, как на подиумах домов моды. Разработчики и консультанты больше рассказывают о внедрениях, чем о платформах как таковых. А об этом удобнее рассказывать в конференц-зале, а не на стенде. Число докладов возросло за последние годы на два порядка.

По-прежнему и на стендах идет работа. В. Михайлов (технический директор «Информационных технологий») так характеризует посетителей. Возможно, наш стенд является исключением, но к нам приходят в основном менеджеры, руководители, которые уже знают, чего они хотят получить от автоматизации. О бухгалтерии уже никто не спрашивает. Они говорят, что понимают, что бухгалтерия по умолчанию в системе уже есть. Заказчики интересуются уже не только автоматизацией функций, но ставят задачи по их оптимизации. Причем отрадно то, что мы с ними разговариваем на одном языке. Мы довольны участием в выставке.

Положительно оценивает участие в выставке и В. Лунин (директор «КСИ-КОМ СЕРВИС»), его оценка посетителей в целом совпадает с приведенной выше. Тем более что есть с чем сравнивать. В этом году компания экспонировалась в Москве на выставке SoftTool, и там за день было лишь два-три заинтересованных посетителя.

Представитель московской компании IВS (которая позиционировалась на «Управлении предприятием — 2005» в качестве партнера ГК «Система») отметил очень высокий интерес к логистике. На московских выставках такой интерес к этой теме был 4-5 лет назад.

Есть и такие компании, которые считают свое участие чисто имиджевым мероприятием. Другие же полагают, что конференции на ИТ-выставках стали сильно конкурировать с экспозициями.

Место встречи изменить нельзя

В завершение приведем симптоматичный случай. Перед самым окончанием выставки, когда редакция уже приступила к упаковке своего имущества, на входе в наш сектор выставки вдруг возник посетитель. Он быстро окинул взглядом фризы стендов и быстрой походкой направился к нашему стенду (видимо, потому что на нашем фризе были самые простые и знакомые ему слова — корпоративные системы). Подойдя, посетитель сходу спросил, как мы можем помочь ему автоматизировать его работу. Оказалось, что это директор мебельной фабрики. Расспросив его о характере производства фабрики, мы вкратце проинформировали его, с чего он может начать. Посетитель поспешил вглубь выставки, участники которой уже находились в суете сборов.

Если директор предприятия находит возможность вырваться из «объятий бизнеса», чтобы лично успеть посетить выставку «Управление предприятием», то это свидетельствует о том, насколько важное место в деятельности руководителя занимает система управления. Именно на тех руководителей и специалистов, кто ориентируется на современные системы управления, и рассчитана Международная выставка и конференция «Управление предприятием». Она является ведущей в СНГ специализированной выставкой в области управления предприятием и служит традиционным местом деловых встреч поставщиков систем управления и их потенциальных заказчиков.


    1 Существует международный стандарт S95, который описывает функционал МЕS-систем. См. Корпоративные системы. — №3. — 2003.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливоТонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо
Выигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другимВыигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другим
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)