Стандарты по оценке бизнеса ASA

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): American Society of Appraisers (ASA)
Источник: "Корпоративный менеджмент"
размещено: 17.02.2004
обращений: 28610

Стандарты по оценке бизнеса Американского Общества Оценщиков (American Society of Appraisers — ASA).

Приняты Комитетом по оценке бизнеса ASA, одобрены Правлением ASA.

Настоящие стандарты были переведены в рамках программы EDI World Bank для курсов по оценке бизнеса в Москве. Согласно требований Мирового банка, данные стандарты могут свободно распространяться в образовательных целях без права коммерческого использования.

  • Терминология
  • Полная письменная форма отчета по оценке бизнеса
  • Общие требования к выполнению задания по оценке бизнеса
  • Подход к оценке бизнеса на основе активов
  • Метод компании-аналога для оценки бизнеса
  • Рыночный подход к оценке бизнеса
  • Доходный подход к оценке бизнеса
  • Подготовка оценочного заключения о стоимости
  • Корректировка финансового отчета
  • Терминология

    Принят Комитетом по оценке бизнеса ASA в июне 1988 г.

    Одобрен Правлением ASA в январе 1989 г.

    СКОРРЕКТИРОВАННАЯ БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ (adjusted bооk value) — величина балансовой стоимости, которая получается после того, как одна или несколько статей активов или обязательств увеличиваются, сокращаются или изменяются по сравнению с соответствующими записями в бухгалтерских книгах.

    ОЦЕНКА (appraisal) — акт или процесс определения стоимости. Синоним Valuation.

    ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ (аррraisal approach) — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ. См. также определение ПОДХОДА НА ОСНОВЕ АКТИВОВ, РЫНОЧНОГО ПОДХОДА и ДОХОДНОГО ПОДХОДА.

    ДАТА ОЦЕНКИ (арргаisal date) — дата, на которую действительно заключение оценщика о стоимости.

    МЕТОД ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ (appraisal method) — способ определения стоимости, который варьируется в зависимости от ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ.

    ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ (арргаisal procedure) — операции, способы и технические приемы при выполнении этапов МЕТОДА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ.

    ОЦЕНЕННАЯ СТОИМОСТЬ (appraisal value) — стоимость согласно мнению или определению ОЦЕНЩИКА.

    ПОДХОД НА ОСНОВЕ АКТИВОВ (asset based approach) — общий способ определения стоимости активов предприятия и/или его СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА, в рамках которого используются один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств.

    БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ (book value)

    1. Применительно к активам — капитализированная стоимость актива за вычетом аккумулированных износа, использованных ресурсов и амортизации, в соответствии с записями в бухгалтерских книгах предприятия.
    2. Применительно к предприятию — разница между общей стоимостью активов (за вычетом износа, использованных ресурсов и амортизации) и общей суммой обязательств, в соответствии с данными балансового отчета. Является синонимом чистой балансовой стоимости (net book value), чистой стоимости (net worth) и акционерного капитала (shareholder's equity).

    ОЦЕНЩИК БИЗНЕСА (business appraiser) — лицо, которое благодаря полученному образованию и специальной подготовке, а также накопленному опыту квалифицирован как специалист, который правомочен производить оценку предприятия и/или его нематериальных активов.

    ПРЕДПРИЯТИЕ (business enterprise) — организация, осуществляющая экономическую деятельность в сфере торговли, производства или услуг.

    ОЦЕНКА БИЗНЕСА (business valuation) — акт или процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия или доли акционера в его капитале.

    КАПИТАЛИЗАЦИЯ (capitalization)

    1. Превращение дохода в стоимость.
    2. Структура капитала предприятия.
    3. Признание конкретной статьи издержек приростом капитальных активов, а не расходами отчетного периода.

    КОЭФФИЦИЕНТ КАПИТАЛИЗАЦИИ (capitalization factor) — любой множитель или делитель, используемый для пересчета прибылей предприятия в его стоимость.

    НОРМА КАПИТАЛИЗАЦИИ (capitalization rate) — любой делитель, используемый для пересчета доходов предприятия в его стоимость. Как правило, выражается в процентах.

    СТРУКТУРА КАПИТАЛА (capital structure) — составные части инвестированного капитала.

    ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (cash flow) — сумма ЧИСТОГО ДОХОДА, амортизационных отчислений и других начислений в безналичной форме.

    КОНТРОЛЬ (control) — полномочия осуществлять управление ПРЕДПРИЯTИEM и определять его политику.

    ПРЕМИЯ ЗА КОНТРОЛЬ (control premium) — имеющее стоимостное выражение преимущество, связанное с владением контрольным пакетом акций. Отражает дополнительные возможности контроля над предприятием (по сравнению с "МЕНЬШЕЙ ДОЛЕЙ", т.е. владением неконтрольным пакетом акций).

    СТАВКА ДИСКОНТА (discount rate) — СТАВКА ДОХОДА, используемая для пересчета денежных сумм, подлежащих уплате или получению в будущем, к текущей стоимости.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ (economic life) — период времени, на протяжении которого использование собственности прибыльно.

    ПРЕДПPИЯТИЕ (enterprise) — см. также определение business enterprise.

    СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ, акционерный капитал (equity) — доля собственников в капитале предприятия за вычетом всех обязательств.

    ОБОСНОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ (fair market value) — цена, по которой совершается акт купли-продажи, когда обе стороны заинтересованы в сделке, действуют не по принуждению и обладают достаточно полной информацией.

    ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (going concern) — предприятие, функционирующее в данный момент времени.

    СТОИМОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ (going concern value)

    1. Стоимость функционирующего предприятия или доли акционеров в его капитале.
    2. Нематериальные элементы стоимости предприятия, которые возникают за счет таких факторов, как наличие квалифицированной рабочей силы, исправного оборудования, необходимых лицензий, систем и процедур.

    ГУДВИЛЛ, "доброе имя" фирмы (goodwill) — нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентурой, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и пр. Эти факторы отдельно не выделяются и/или не оцениваются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.

    ДОХОДНЫЙ ПОДХОД (Income approach) — общий способ определения стоимости предприятия или его СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов.

    ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ (invested capital) — сумма обязательств и СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА предприятия, рассматриваемого в долгосрочной перспективе.

    КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ (majority) — владение более чем 50% акций предприятия, дающих владельцу право голоса.

    КОНТРОЛЬ ЧЕРЕЗ ВЛАДЕНИЕ АКЦИЯМИ (majority control) — степень контроля, которая достигается за счет обладания контрольным пакетом акций.

    РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД (market approach) — общий способ определения стоимости предприятия или его СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА, в рамках которого используются один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными уже проданными капиталовложениями.

    СКИДКА НА НИЗКУЮ ЛИКВИДНОСТЬ (marketability discount) — величина или доля в процентах, на которую уменьшается стоимость СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА предприятия, чтобы отразить его недостаточную ликвидность.

    МЕНЬШАЯ ДОЛЯ (minority interest) — владение менее чем 50% акций предприятия, дающих владельцу право голоса.

    СКИДКА НА НЕКОНТРОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР (minority discount) — величина, на которую уменьшается пропорциональная оцениваемому пакету доля в общей стоимости предприятия, с учетом неконтрольного характера оцениваемого пакета.

    ЧИСТЫЕ АКТИВЫ, нетто-активы (net assets) — разница между суммарными активами и суммарными обязательствами.

    ЧИСТЫЙ ДОХОД, чистая прибыль (net income) — разница между доходами и расходами (включая налоги).

    СТАВКА ДОХОДА (rate of return) — величина дохода, реализованная или ожидаемая к получению на инвестицию. Выражается в процентах от суммы капиталовложений.

    ПОЛНАЯ CTOИМОСТЬ ЗАМЕЩЕНИЯ (replacement cost new) — выраженная в текущих ценах стоимость предмета наиболее схожего по своей полезности с оцениваемым предметом.

    ОЦЕНКА (Valuation) — См. определение appraisal.

    ДАТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА (report date). Может совпадать с ДАТОЙ ОЦЕНКИ (appraisal date) или отличаться от нее.

    ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА (reproduction cost new) — выраженная в текущих ценах стоимость предмета, идентичного старому предмету.

    СОБСТВЕННЫЙ ОБОPOTНЫЙ КАПИТАЛ (working capital) — разница между текущими активами и текущими обязательствами.

    Изменения, принятые Комитетом по оценке бизнеса в июне 1991 г.

    Дополнения к стандарту терминологии bvs-i

    ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ (appraisal approach) — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.

    МЕТОД ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ (appraisal method) — способ определения стоимости, который варьируется в зависимости от ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ.

    ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ (appraisal procedure) — операции, способы и технические приемы при выполнении этапов МЕТОДА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ.

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ

    ПОДХОД НА ОСНОВЕ АКТИВОВ (asset based approach) — общий способ определения стоимости предприятия и/или его СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА, в рамках которого используются один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств.

    РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД (market approach) — общий способ определения стоимости предприятия или его СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА, в рамках которого используются один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными, уже проданными, капиталовложениями.

    ДОХОДНЫЙ ПОДХОД (Income approach) — общий способ определения стоимости предприятия или его СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов.


    Полная письменная форма отчета по оценке бизнеса

    Принят Комитетом по экономической оценке бизнеса в июне 1990 г.

    Одобрен Правлением ASA в июне 1991 г.

    I. Преамбула

    1. Чтобы обеспечить и поддерживать качество отчетов по оценке бизнеса, во благо профессии оценщика бизнеса и пользователей отчетами по оценке бизнеса, Американское Общество Оценщиков, действуя через Комитет по оценке бизнеса, приняло настоящий Стандарт. Требуется неукоснительное соблюдение этого Стандарта всеми членами Американского Общества Оценщиков, будь они кандидатами, аккредитованными или старшими членами, при подготовке полной письменной формы отчетов по оценке бизнеса.
    2. Целью настоящего Стандарта является определение и описание требований, которые предъявляются к обмену результатами по оценке бизнеса, анализу или заключению оценщика, представляемых в письменной форме, но не к процессу оценки.
    3. Американское Общество Оценщиков включает требования, предъявляемые к отчетам по оценке бизнеса в письменной форме, в разделы 7, 4 и 8 "Принципов практики оценки и Кодекса этики", также как и Фонд оценки, который включает аналогичные положения в раздел 10 "Единых стандартов профессиональной практики оценщиков". Настоящий Стандарт включает данные требования в явной форме или ссылается на них, и в нем сформулированы дополнительные требования, специально применяемые при подготовке полной письменной формы отчета по оценке бизнеса.
    4. Американское Общество Оценщиков, действуя через Комитет по оценке бизнеса, приняло Стандарт по оценке бизнеса BVS-l (l/88), содержащий глоссарий терминов, используемых в оценке бизнеса. При подготовке отчетов в соответствии с настоящим Стандартом следует придерживаться терминологии Стандарта BVS-I (l/88).
    5. Настоящий Стандарт содержит минимальный набор критериев, которыми следует руководствоваться оценщикам при подготовке полной письменной формы отчета по оценке бизнеса.
    6. Отчеты в письменной форме должны удовлетворять требованиям настоящего Стандарта, за исключением случаев, когда, по мнению оценщика, обстоятельства требуют отступления от Стандарта. Отступления такого рода должны быть непременно отражены в отчете.
    7. В соответствии с целями настоящего Стандарта, под оценщиком подразумевается физическое или юридическое лицо, выполняющее задание по оценке на ocновании контракта с заказчиком.

    II. Подписание и сертификация отчета

    1. Оценщик принимает на себя ответственность за утверждения, содержащиеся в полной письменной форме отчета, и удостоверяет взятую на себя ответственность путем подписания отчета. Чтобы соответствовать настоящему Стандарту, полная письменная форма отчета должна быть подписана оценщиком.
    2. Безусловно, по крайней мере одно лицо является ответственным за заключение (заключения), сделанное по результатам оценки и сформулированное в отчете. В соответствии с требованиями раздела 10 "Единых стандартов профессиональной практики оценщиков" Фонда оценки, отчет должен быть засвидетельствован (должен содержать сертификацию), и личность ответственных за сделанное по результатам оценки заключение (заключения) должна быть установлена.

    III. Исходные положения и ограничения

    В отчете должны быть сформулированы следующие исходные положения и/или ограничения:

    1. Относящиеся к объективности оценщика — отчет должен содержать заявление оценщика, что он не является собственником части оцениваемых активов и не имеет других имущественных интересов, связанных с данным предприятием, которые могут вызвать сомнения в независимости и объективности оценщика. В противном случае, соответствующая информация об оценщике должна быть непременно включена в отчет.
    2. Относящиеся к используемым данным — в отчете должно быть отражено, где это является необходимым, что оценщик пользовался данными, предоставленными другими лицами, и не проводил их дальнейшей проверки, то же и в отношении источников информации, на которые полагался оценщик.
    3. Относящиеся к действительности оценки — отчет должен содержать заявление, что оценка является действительной только на указанную дату оценки и только для сформулированных целей.

    IV. Определение задания на оценку

    Точное определение задания на оценку играет ключевую роль в общении с пользователями оценочным отчетом. Ниже перечислены основные компоненты такого определения, которые должны быть включены в отчет:

    1. Оцениваемая доля акций в капитале предприятия должна быть четко определена, например "100 обыкновенных акций класса «А» акционерного общества «XYZ»" или "20 процентов собственности в Товариществе с ограниченной ответственностью «АВС»". Другие виды собственности на оцениваемое предприятие, если они существуют, связанные с этим права и/или ограничения также должны быть описаны исчерпывающим образом, если от них зависит оценочное заключение о стоимости.
    2. Цель оценки и дальнейшее ее использование должны быть четко сформулированы, как, например, "определение обоснованной рыночной стоимости с целью создания системы участия работников в собственности предприятия (ESOP)" или "определение обоснованной стоимости в целях защиты прав несогласных с положением дел на предприятии". Если оценка производилась в соответствии с тем или иным конкретным официальным документом, она должна содержать ссылку на него.
    3. Использованный в оценке стандарт стоимости должен быть указан и точно определен. Должна быть сформулирована предпосылка определения стоимости, например, оценка на базе "меньшей доли" или "на базе предприятия".
    4. Должна быть четко определена дата оценки. Также должна быть указана дата готовности отчета.

    V. Описание предприятия

    Чтобы засвидетельствовать старательный труд оценщика при сборе данных об оцениваемом предприятии и облегчить пользователям понимание оценочного заключения, полная письменная форма отчета по оценке бизнеса должна включать описание, охватывающее все относящиеся к предприятию факты, такие как:

    1. Организационная форма (акционерное общество, товарищество или др.).
    2. История предприятия.
    3. Производимые товары и/или предоставляемые услуги, рынки сбыта, клиентура.
    4. Организация управления.
    5. Основные активы как материальные, так и нематериальные.
    6. Перспективы развития экономики страны, отрасли и данного предприятия.
    7. Ретроспективные данные о рыночных сделках.
    8. Зависимость от сезонных или циклических факторов.
    9. Конкуренция.
    10. Источники использованной информации.

    VI. Финансовый анализ

    1. Анализ и последующее обсуждение финансовых отчетов фирмы являются неотъемлемой частью оценки бизнеса и должны быть включены в отчет об оценке. Кроме того, в него должны быть включены суммирующие таблицы данных балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках за количество лет, достаточных для достижения целей оценки, а также информация о том, что представляет собой оцениваемая компания.
    2. Все корректировки финансовых данных в отчете должны получить исчерпывающее объяснение.
    3. Если при проведении оценки использовались прогнозы балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках, в отчет должны быть включены и прокомментированы основные допущения, лежащие в основе прогнозов.
    4. При необходимости в отчет должны быть включены финансовые результаты деятельности компании в сравнении с соответствующими отраслевыми показателями.

    VII. Методология оценки

    1. Выбранный метод (методы) оценки, равно как и причины, по которым они были выбраны, должны быть прокомментированы. Должна быть описана последовательность действий, выполненных при применении данного метода (методов); эти действия должны логически приводить к оценочному заключению о стоимости.
    2. Отчет должен включать объяснение, каким образом были выбраны и в дальнейшем использовались переменные величины, например, ставки дисконта, ставки капитализации или оценочные коэффициенты. Должны быть четко сформулированы логическое обоснование и/или использованные вспомогательные данные для всех премий и скидок.

    VIII. Полная письменная форма отчета

    Полная письменная форма отчета должна содержать описание логической последовательности действий для ясного понимания используемой информации, методов оценки и заключений и включать другие специальные требования настоящего Стандарта, включая условия, связанные с подписанием и свидетельствованием отчета.

    IХ. Конфиденциальность

    За исключением клиента, копии отчета не подлежат передаче какому-либо другому лицу без специального разрешения или указания клиента, если только это не предписано судом, действовавшим в пределах своей юрисдикции.

    X. Адрес

    Копии настоящего Стандарта и BVS-1 (1/88) могут быть получены в Американском Обществе Оценщиков (American Society of Appraisers. P.O. Box 17265. Washington. DC 20041).


    Общие требования к выполнению задания по оценке бизнеса

    Принят Комитетом по экономической оценке бизнеса в июне 1991 г.

    Одобрен Правлением ASA в июне 1992 г.

    I. Преамбула

    1. Чтобы обеспечивать и поддерживать качество отчетов по оценке бизнеса, во благо профессии оценщика бизнеса и пользователей отчетами по оценке бизнеса, Американское Общество Оценщиков, действуя через Комитет по оценке бизнеса, приняло настоящий Стандарт. Требуется неукоснительное cоблюдение этого Стандарта всеми членами Американского общества оценщиков, будь они кандидатами, аккредитованными членами (AM), аккредитованными старшими оценщиками (ASА) или действительными аккредитованными старшими оценщиками (FASA) при оценке предприятий, доли акционеров в капитале предприятия и ценных бумаг.
    2. Целью настоящего Стандарта является определение и описание требований, которые предъявляются к процессу оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятия и ценных бумаг, но не к отчету по оценке.
    3. Американское Общество Оценщиков — в "Принципах практики оценки и Кодексе этики", а Фонд оценки — в "Единых стандартах профессиональной практики оценщиков" устанавливают официальные нормы поведения и Кодекс профессиональной этики. Настоящий Стандарт включает данные требования в явной форме или ссылается на них, и в нем сформулированы и поясняются дополнительные требования, специально применяемые для оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг.
    4. Настоящий Стандарт включает, где это целесообразно, другие необходимые Стандарты по оценке бизнеса, принятые Комитетом по оценке бизнеса Американского Общества Оценщиков.
    5. Настоящий Стандарт содержит минимальный набор критериев, которыми следует руководствоваться оценщикам при подготовке оценок предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг.
    6. Если, по мнению оценщика, при проведении оценки бизнеса обстоятельства требуют отступления от тех или иных положений настоящего Стандарта, отступления такого рода должны быть непременно отражены в отчете и будут считаться применимыми только для данного конкретного отступления.

    II. Задание на оценку должно быть соответствующим образом определено:

    1. В формулировке задания на оценку должны быть определены:

      1. Предприятие, доля акционеров в капитале предприятии или ценные бумаги, подлежащие оценке.

      2. Дата оценки.

      3. Стандарт стоимости.

      4. Цель, с которой проводится оценка, и предположительное использование оценки.

    2. Объем задания должен быть исчерпывающим образом определен. В целом приемлемый объем работы будет относиться к одному из трех видов, как определено ниже. Другие виды работы должны быть объяснены и описаны с нужной степенью детализации в соответствующей отчетности.

    1. Оценка

    1. Оценка проводится с целью получения не допускающего двоякого толкования заключения о стоимости предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг и основывается на осуществлении всех тех процедур, которые оценщик полагает имеющими отношение к проведению оценки.
    2. Оценка характеризуется следующими свойствами:
    1. Она выражается в долларах и представляет собой либо конкретную вeличину, либо интервал значении.
    2. При ее подготовке используется вся имеющаяся информация, отражающая состояние дел на дату оценки, которая доступна оценщику в период подготовки оценки.
    3. Оценщик выполняет необходимые процедуры с целью сбора и анализа всей информации, которая предположительно имеет отношение к проведению оценки.
    4. Оценка основывается на рассмотрении всех концептуальных подходов, которые оценщик полагает имеющими отношение к ее проведению.

    2. Ограниченная оценка

    1. Ограниченная оценка проводится с целью получения приблизительной оценки стоимости предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг. При ее проведении некоторые дополнительные процедуры, необходимые для полной оценки, не применяются.
    2. Ограниченная оценка характеризуется следующими свойствами:
    1. Она выражается в долларах и представляет собой либо конкретную величину, либо интервал значений.
    2. Она основывается на изучении ограниченной информации, имеющей отношение к данному случаю.
    3. Оценщик выполняет только ограниченное число процедур с целью сбора и анализа информации, которую он считает необходимой для доказательства утверждений, содержащихся в оценке.
    4. Оценка основывается на рассмотрении концептуального подхода (подходов), которые оценщик полагает наиболее подходящими для ее проведения.

    3. Расчеты

    1. Расчеты проводятся с целью установить приблизительное значение оценочной стоимости и основаны на выполнении ограниченного числа процедур, относительно которых между оценщиком и клиентом достигнута договоренность.
    2. Расчеты характеризуются следующими свойствами:
    1. Их результаты выражаются в долларах и представляют собой либо конкретную величину, либо интервал значений.
    2. Они могут основываться на изучении только ограниченной информации, имеющей отношение к данному случаю.
    3. Оценщик выполняет только ограниченное число процедур с целью сбора и анализа информации.
    4. Расчеты могут основываться на рассмотрении тех или иных концептуальных подходов по договоренности с клиентом.

    III. Сбор и анализ информации

    Оценщик должен собирать, анализировать и корректировать информацию, имеющую отношение к проведению оценки, в соответствии с видом выполняемой работы. Эта информация должна охватывать:

    1. Характеристики предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, подлежащих оценке, включая права, привилегии и условия, количественные характеристики, факторы, влияющие на контроль и соглашения, ограничивающие продажу или передачу.
    2. Общую характеристику предприятия, его историю и перспективы развития.
    3. Финансовую информацию о предприятии за предыдущие годы.
    4. Активы и обязательства предприятия.
    5. Общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данное предприятие, их текущее состояние.
    6. Экономические факторы, оказывающие влияние на данное предприятие.
    7. Состояние рынка капиталов как источника необходимой информации, например, о возможных ставках дохода по альтернативным капиталовложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компании.
    8. Данные о предыдущих сделках с участием оцениваемого предприятия, доли акционеров в капитале предприятия или его акций.
    9. Другую информацию, которую оценщик сочтет имеющей отношение к проведению оценки.

    IV. Подходы, методы и процедуры

    1. Оценщик должен выбрать и применить нужные подходы, методы и процедуры оценки.
    2. Оценщик должен подготовить заключение о стоимости в соответствии с полученным заданием на оценку, использовав при этом необходимые подходы, методы и процедуры, а также соответствующие премии и скидки, если таковые потребуются.

    V. Документация и ее хранение

    Оценщик должен надлежащим образом документировать и хранить всю информацию и рабочие материалы, на которых он основывался при подготовке заключения.

    VI. Отчетность

    Оценщик должен предоставить клиенту заключение о стоимости предприятия в соответствующей письменной или устной форме.

    VII. Адрес

    Копии настоящего Стандарта могут быть получены в Американском Обществе Оценщиков (American Society of Appraisers, P.O. Box 17265, Washington. DC 20041).


    Подход к оценке бизнеса на основе активов

    Принят Комитетом по оценке бизнеса в июне 1991 г.

    Одобрен Правлением ASA в июне 1992 г.

    I. Преамбула

    1. Чтобы обеспечивать и поддерживать качество отчетов по оценке бизнеса и во благо профессии оценщика бизнеса и пользователей отчетами по оценке бизнеса. Американское Общество Оценщиков, действуя через Комитет по оценке бизнеса, приняло настоящий Стандарт. Требуется неукоснительное соблюдение этого Стандарта всеми членами Американского Общества Оценщиков, будь они кандидатами, аккредитованными членами (AM), аккредитованными старшими оценщиками (ASA) или действительными аккредитованными старшими оценщиками (FASA) при выполнении всех заданий по оценке бизнеса, где применяется Подход на основе Активов.
    2. Целью настоящего Стандарта является определение и описание требований, которые предъявляются к использованию для оценки бизнеса Подхода на основе Активов, а также обстоятельств, при которых его следует применять.
    3. Американское Общество Оценщиков — в "Принципах практики оценки и Кодексе этики", а Фонд оценки — в "Единых стандартах профессиональной практики оценщиков" устанавливают официальные нормы поведения и кодекс профессиональной этики. Настоящий Стандарт включает данные требования в явной форме или ссылается на них. В нем сформулированы дополнительные требования, специально применяемые в оценке бизнеса в рамках Подхода на основе Активов.
    4. Настоящий Стандарт включает, где это целесообразно, другие необходимые Стандарты по оценке бизнеса, принятые Комитетом по оценке бизнеса Американского Общества Оценщиков.
    5. Настоящий Стандарт содержит минимальный набор критериев, которыми следует руководствоваться оценщикам при использовании Подхода на основе Активов в оценке бизнеса.
    6. Если, по мнению оценщика, при проведении оценки бизнеса обстоятельства требуют отступления от тех или иных положений настоящего Стандарта, отступления такого рода должны быть непременно отражены в отчете и будут считаться применимыми только для данного конкретного отступления.

    II. Подход на основе активов

    1. Подход на основе Активов в оценке бизнеса может быть аналогичен Затратному Подходу, применяемому в других областях.
    2. Рассматриваемые активы, обязательства и собственный капитал относятся к компании-производителю, холдинговой компании или некоторой их комбинации (смешанной форме).
    1. Компания-производитель представляет собой предприятие, которое ведет экономическую деятельность по производству, продаже или торговле товарами или услугами.
    2. Холдинговая компания представляет собой предприятие, получающее доход за счет использования своих активов, к которым могут относиться компании-производители или другие предприятия.
    1. Подход на основе активов следует применять при проведении оценки на уровне предприятия в целом при выполнении также следующих условий:
    1. Оценивается либо инвестиционная холдинговая компания, либо холдинговая компания, занимающаяся операциями с недвижимостью.
    2. Оценка бизнеca проводится на основе, отличной от оценки предприятия, как действующего.

    При оценке стоимости долей отдельных акционеров в капитале предприятия использование Подхода на основе Активов не обязательно.

    1. Подход на основе Активов не должен быть единственно возможным подходом при выполнении задания на оценку, когда компания-производитель paccматривается в качестве "действующего предприятия", за исключением тех случаев, когда он обычно используется покупателями и продавцами. В таких случаях оценщик должен обосновать выбор данного подхода.

    III. Адрес

    Копии настоящего Стандарта могут быть получены в Американском Обществе Оценщиков (American Society of Appraisers, Р.О.Box 17265, Washington, DC 20041).


    Метод компании-аналога для оценки бизнеса

    Принят Комитетом по оценке бизнеса в июне 1991 г.

    Одобрен Правлением ASA в июне 1992 г.

    I. Преамбула

    1. Чтобы обеспечивать и поддерживать качество отчетов по оценке бизнеса и во благо профессии оценщика бизнеса и пользователей отчетами по оценке бизнеса, Американское Общество Оценщиков, действуя через Комитет по оценке бизнеса, приняло настоящий Стандарт. Требуется неукоснительное соблюдение этого Стандарта всеми членами Американского Общества Оценщиков, будь они кандидатами, аккредитованными членами (AM), аккредитованными старшими оценщиками (ASA) или действительными аккредитованными старшими оценщиками (FASA) при использовании метода компании-аналога для оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг.
    2. Целью настоящего Стандарта является определение и описание требований, которые предъявляются к использованию метода компании-аналога для оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг.
    3. Американское Общество Оценщиков — в "Принципах практики оценки и Кодексе этики", а Фонд Оценки — в "Единых стандартах профессиональной практики оценщиков" устанавливают официальные нормы поведения и Кодекс профессиональной этики. Настоящий Стандарт включает данные требования в явной форме или ссылается на них, и в нем сформулирован минимальный набор требований, специально применяемых для оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг методом компании-аналога.
    4. Настоящий Стандарт включает, где это целесообразно, другие необходимые стандарты по оценке бизнеса, принятые Комитетом по оценке бизнеса Американского Общества Оценщиков.
    5. Настоящий Стандарт содержит минимальный набор критериев, которыми следует руководствоваться оценщикам при использовании метода компании-аналога для оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг.
    6. Если, по мнению оценщика, при проведении оценки бизнеса обстоятельства требуют отступления от тех или иных положений настоящего Стандарта, отступления такого рода должны быть непременно отражены в отчете и будут считаться применимыми только для данного конкретного отступления.

    II. Концептуальная основа

    1. Данные о рыночных сделках по компаниям, долям акционеров в капитале компаний или ценным бумагам, могут служить источником объективной эмпирической информации для выведения стоимостных показателей, применимых в оценке бизнеса.
    2. Разработка стоимостных показателей на основе изучения компаний-аналогов в целях проведения оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг должна использоваться в тех случаях, когда имеется достаточная информация.
    3. Под компаниями-аналогами понимаются компании, которые представляют собой базу для сопоставления с оцениваемой компанией по сравнительным инвестиционным характеристикам. В идеале, компании-аналоги действуют в той же отрасли, что и оцениваемые компании, однако, если по предприятиям данной отрасли отсутствует достаточная информация о сделках, может оказаться необходимым рассмотреть другие компании, схожие с оцениваемой компанией по таким инвестиционным характеристикам, как рынки сбыта, продукция, темпы роста, зависимость от циклических колебаний, а также по другим существенным параметрам.

    III. Поиск и отбор компаний-аналогов

    1. Для того, чтобы обеспечить доверие к аналитическим результатам оценки, требуется организовать тщательный, объективный поиск компаний-аналогов. Эта процедура должна включать критерии для предварительного рассмотрения и окончательного выбора компаний-аналогов.
    2. Эмпирические данные, относящиеся к компаниям-аналогам, могут быть взяты из данных о сделках как по контрольным пакетам акций, так и по неконтрольным пакетам либо в открытых компаниях, либо в компаниях закрытого типа.

    IV. Финансовая информация о компаниях-аналогах

    1. Получение и анализ всей доступной финансовой и оперативной информации о компаниях-аналогах является необходимым условием проведения оценки.
    2. Следует уделить внимание поправкам к финансовой информации об оцениваемой компании и компаниях-аналогах, чтобы минимизировать различия в методах ведения бухгалтерской отчетности, когда такие различия являются существенными. Необычные или единовременные статьи следует должным образом проанализировать и скорректировать.

    V. Сравнительный анализ качественных и количественных факторов

    Необходимо провести качественный и количественный сравнительный анализ общих черт и различий между компаниями-аналогами и оцениваемой компанией для оценки стоимостных показателей компаний-аналогов по отношению к оцениваемой компании.

    VI. Оценочные коэффициенты, рассчитанные на основе данных о компаниях-аналогах

    1. Ценовая информация о компаниях-аналогах должна быть увязана с наиболее существенной финансовой информацией о каждой компании-аналоге, чтобы можно было рассчитать соответствующие оценочные коэффициенты.
    2. Чтобы определить соответствующие оценочные коэффициенты для оцениваемой компании, необходимо одновременно взаимоувязано использовать и оценочные коэффициенты для компаний-аналогов, и сравнительный анализ качественных и количественных факторов.
    3. Для проведения оценки компании может быть выбрано несколько оценочных коэффициентов и рассчитано несколько стоимостных показателей стоимости. Оценщик должен принимать во внимание относительную значимость каждого показателя стоимости, используемого при подготовке оценочного заключения и стоимости.
    4. По мере возможности, должны быть сделаны соответствующие поправки на действие таких факторов, как обладание контрольным пакетом акций или "меньшей долей", а также на уровень ликвидности, если обусловленные ими различия между предприятиями не были учтены ранее.

    VII. Адрес

    Копии настоящего Стандарта могут быть получены в Американском Обществе Оценщиков (American Society of Appraisers, P. O. Box 17265, Washington, DC 20041).


    Рыночный подход к оценке бизнеса

    Принят Комитетом по оценке бизнеса в июне 1992 г.

    I. Преамбула

    1. Требуется неукоснительное соблюдение этого Стандарта всеми членами Американского Общества Оценщиков, будь они кандидатами, аккредитованными членами (AM), аккредитованными старшими оценщиками (ASA) или действительными аккредитованными старшими оценщиками (FASA) при оценке предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг.
    2. Целью настоящего Стандарта является определение и описание требований, которые предъявляются к использованию рыночного подхода для оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятий и ценных бумаг, но не к отчету по оценке.
    3. Настоящий Стандарт применим для подготовки оценок, но не обязательно применяется при выполнении ограниченных оценок и расчетов, определенных разделом III. В Стандарта BVS-III.
    4. Настоящий Стандарт включает общую преамбулу к Стандартам по оценке бизнеса Американского Общества Оценщиков.

    II. Рыночный подход

    1. Рыночный подход является общим способом определения оценочной стоимости предприятий, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными предприятиями, долями акционеров в капитале предприятий и ценными бумагами, уже реализованными на рынке.
    2. Примерами методов, применяемых в рамках рыночного подхода, являются Метод компании-аналога и анализ ретроспективных сделок, затрагивавших права собственности оцениваемой компании.

    III. Приемлемая база для сравнения

    1. Компания, используемая для сравнения с данным предприятием, должна представлять собой надежную базу для сопоставления.
    2. При решении вопроса о том, представляет ли собой компания надежную базу для сопоставления, необходимо учесть следующие факторы:
    1. Достаточное сходство качественных и количественных инвестиционных характеристик.
    2. Объем и достоверность информации о компании, служащей базой для сопоставления.
    3. Условия образования цены при продаже компаний-аналогов: была ли сделка заключена по договоренности ("на расстоянии вытянутой руки" — достигнутая путем переговоров между двумя или несколькими независимыми сторонами, действовавшими со знанием долга, не находящимися в стесненных обстоятельствах и знающими условия рынка — Прим.пер.), или она была вынужденной, или совершенной в стесненных обстоятельствах.

    IV. Процесс сопоставления компаний

    1. Сопоставление должно быть содержательным, оно не должно создавать у лиц, для которых предназначено, ложного представления об оцениваемом предприятии. Сопоставления такого рода, как правило, осуществляются с помощью оценочных коэффициентов. Расчет таких коэффициентов и их дальнейшее использование должны обеспечивать понимание процесса формирования цены на оцениваемое предприятие и факторов, оказывающих на нее воздействие. Соответственно, специальное внимание должно быть уделено таким вопросам, как:
    1. Отбор данных, используемых при расчете оценочного коэффициента.
    2. Выбор временного промежутка и/или метода усреднения данных, относящихся к оцениваемой компании.
    3. Организация расчетов и сопоставления данных, относящихся к оцениваемой компании.
    4. Привязка к определенному моменту времени ценовой информации, используемой при расчете оценочного коэффициента.
    1. В целом сопоставление должно производиться с использованием сравнимых определений компонентов оценочных коэффициентов. Однако, в отдельных случаях могут использоваться оценочные коэффициенты, основанные на компонентах, которые достаточно репрезентативно отражают результаты деятельности компании за продолжительный период времени.

    V. "Правило указательного пальца" (Приближенные методы)

    Благодаря использованию приближенных методов можно получить представление о стоимости предприятий, доли акционеров в капитале предприятий и ценных бумаг. Однако показателям стоимости, рассчитанным на основе приближенных методов, не следует придавать большого значения, если только они не согласуются с результатами, которые были получены при использовании других методов оценки, и если заранее не известно, что потенциальные продавцы и покупатели, обладающие достаточно полной и достоверной информацией о рынке, в значительной степени полагаются на эти показатели.

    VI. Адрес

    Копии настоящего Стандарта могут быть получены в Американском Обществе Оценщиков (American Society of Appraisers, P. O. Box 17265, Washington, DC 20041).


    Доходный подход к оценке бизнеса

    Принят Комитетом по оценке бизнеса в июне 1992 г.

    I. Преамбула

    1. Требуется неукоснительное соблюдение этого Стандарта всеми членами Американского Общества Оценщиков, будь они кандидатами, аккредитованными членами (AM), аккредитованными старшими оценщиками (ASA) или действительными аккредитованными старшими оценщиками (FASA) при оценке предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг.
    2. Целью настоящего Стандарта является определение и описание требований, которые предъявляются к использованию доходного подхода для оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятий и ценных бумаг, но не к отчету по оценке.
    3. Настоящий Стандарт применим для подготовки оценок, но не обязательно применяется при выполнении ограниченных оценок и расчетов, определенных разделом III. В Стандарта BVS-III.
    4. Настоящий Стандарт включает общую преамбулу к Стандартам по оценке бизнеса Американского Общества Оценщиков.

    II. Доходный подход

    1. Доходный подход является общим способом определения оценочной стоимости предприятий, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов.
    2. В рамках данного подхода возможно использование как методов капитализации доходов, так и методов дисконтирования будущих доходов. При использовании метода капитализации, репрезентативная величина доходов делится или умножается на коэффициент капитализации для пересчета доходов предприятия в его стоимость, Методы дисконтирования будущих доходов основаны на оценке доходов в будущем для каждого из нескольких временных промежутков. Эти доходы пересчитываются в стоимость путем использования ставки дисконта и техники текущей стоимости.

    III. Ожидаемые доходы

    1. Ожидаемые доходы, как они понимаются в рамках доходного подхода, имеют денежное выражение. В зависимости от характера оцениваемого предприятия, доли акционеров в его капитале или ценных бумаг, а также других факторов, ожидаемые доходы могут быть достаточно точно выражены через такие показатели, как чистый денежный поток, дивиденды, различные формы прибыли.
    2. Ожидаемые доходы должны оцениваться исходя из таких характеристик, как: природа данного предприятия; структура его капитала; показатели деятельности родственных ему предприятий, взятые в ретроспективе; перспективы развития данного предприятия и отраслей, с которыми оно связано; а также других экономических факторов.

    IV. Пересчет ожидаемых доходов

    1. Пересчет ожидаемых доходов в стоимость предприятия осуществляется с помощью процедур, которые позволяют учесть ожидаемые темпы роста, время и периодичность получения доходов, степень риска потока доходов, а также стоимость денег во времени.
    2. При перерасчете ожидаемых доходов в стоимость, как правило, требуется определить величину коэффициента капитализации или ставки дисконта. При определении соответствующей ставки оценщик должен учитывать действие таких факторов, как уровень ставки процента, ставки дохода для аналогичных предприятий согласно ожиданиям инвесторов, а также характеристики риска, связанного с получением ожидаемых доходов.
    3. При использовании методов дисконтирования будущих доходов ожидаемые темпы роста учитываются при оценке размеров поступлений доходов в будущем. При использовании методов капитализации доходов от ожидаемых темпов роста непосредственно зависит величина ставки капитализации.
    4. Используемые ставки дохода и ставки дисконта должны соотноситься с используемым видом ожидаемых доходов. Например, ставка дохода до налогообложения должна сопоставляться с доходом до налогообложения, ставка дохода по обыкновенным акциям — с доходом по обыкновенным акциям; ставка дохода на чистый денежный поток — с доходом на чистый денежный поток.

    V. Адрес

    Копии настоящего Стандарта могут быть получены в Американском Обществе Оценщиков (American Society of Appraisers, P. O. Box 17265, Washington, DC 20041).


    Подготовка оценочного заключения о стоимости

    Принят Комитетом по оценке бизнеса в июне 1992 г.

    I. Преамбула

    1. Требуется неукоснительное соблюдение этого Стандарта всеми членами Американского Общества Оценщиков, будь они кандидатами, аккредитованными членами (AM), аккредитованными старшими оценщиками (ASA) или действительными аккредитованными старшими оценщиками (FASA) при оценке предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг.
    2. Целью настоящего Стандарта является определение и описание требований, которые предъявляются к использованию доходного подхода для оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятий и ценных бумаг при подготовка оценочного заключения о стоимости.
    3. Настоящий Стандарт применим для подготовки оценок, но не обязательно применяется при выполнении ограниченных оценок и расчетов, определенных разделом III. В Стандарта BVS-III.
    4. Настоящий Стандарт включает общую преамбулу к Стандартам по оценке бизнеса Американского Общества Оценщиков.

    II. Общие положения

    1. Подготовленное оценщиком заключение о стоимости предприятия должно основываться на применимом стандарте стоимости, цели и предположительном использовании оценки, а также соответствующей информации, полученной на дату оценки, которая требуется ему в соответствии с объемом задания на оценку.
    2. Подготовленное оценщиком заключение о стоимости должно основываться на показателях стоимости, полученных в результате применения одного или нескольких методов в рамках одного или нескольких подходов к оценке стоимости.

    III. Отбор и определение относительной значимости методов

    1. Отбор соответствующих методов и процедур и степень доверия к ним обусловлены мнением самого оценщика и не зависят от какой-либо заранее установленной формулы. В конкретной ситуации один или более подходов могут оказаться неприменимыми, однако в рамках выбранного подхода возможно использование более чем одного метода.
    2. Решение вопроса об определении относительной значимости показателей стоимости, полученных на основании различных методов, равно как и выбор в пользу одного метода и, соответственно, единственного показателя стоимости, должно определяться обоснованным суждением оценщика. Суждение оценщика может быть оформлено обычным порядком или заключаться в присвоении определенных математических "весов" показателям стоимости, которые фигурируют в заключении. В любом случае оценщик должен представить логическое обоснование отбора или определения относительной значимости метода или методов, на которые он опирался при подготовке заключения.
    3. При формировании своего суждения о том, как следует решить вопрос об определении относительной значимости показателей стоимости, полученных на основании каждого из выбранных методов, равно как и о том, следует ли сделать выбор в пользу одного метода и, соответственно, единственного показателя стоимости, оценщик должен принимать во внимание такие факторы, как:
    1. Применимый стандарт стоимости.
    2. Цель и предположительное использование оценки.
    3. Тип оцениваемой компании: компания-производитель, холдинговая компания (инвестиционная либо занимающаяся операциями с недвижимостью) или компания со значительными избыточными или нефункционирующими активами.
    4. Качество и надежность данных, на основании которых рассчитываются показатели стоимости.
    5. Другие факторы, которые по мнению оценщика имеют значение для подготовки оценочного заключения о стоимости.

    IV. Дополнительные факторы, требующие рассмотрения

    В соответствии с полученным заданием на oценку, оценщик пpи подготовке окончательного варианта заключения о стоимости должен принимать во внимание перечисленные ниже факторы, если они не были уже учтены в процессе отбора и определения относительной значимости показателей стоимости, полученных в результате применения различных процедур:

    1. Уровень ликвидности с учетом природы оцениваемого предприятия, доли акционеров в его капитале или ценных бумаг, воздействия соответствующих договорных обязательств и юридических ограничений и конъюнктуры рынка.
    2. Возможности контролировать управление производством, сбыт продукции или ликвидность предприятия, которые присущи оцениваемой доле участием в капитале предприятия.
    3. Другие факторы, которые, по мнению оценщика, имеют значение для подготовки оценочного заключения о стоимости.

    V. Адрес

    Копии настоящего Стандарта могут быть получены в Американском Обществе Оценщиков (American Society of Appraisers, P. O. Box 17265, Washington, DC 20041).


    Корректировка финансового отчета

    Принят Комитетом по оценке бизнеса в июне 1992 г.

    I. Преамбула

    1. Требуется неукоснительное соблюдение этого Стандарта всеми членами Американского Общества Оценщиков, будь они кандидатами, аккредитованными членами (AM), аккредитованными старшими оценщиками (ASA) или действительными аккредитованными старшими оценщиками (FASA) при оценке предприятий, доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг.
    2. Целью настоящего Стандарта является определение и описание требований, которые предъявляются к корректировке финансового отчета при проведении оценки предприятий, доли акционеров в капитале предприятий и ценных бумаг.
    3. Настоящий Стандарт применим для подготовки оценок, но не обязательно применяется при выполнении ограниченных оценок и расчетов, определенных разделом III. В Стандарта BVS-III.
    4. Настоящий Стандарт включает общую преамбулу к Стандартам по оценке бизнеса Американского Общества Оценщиков.

    II. Концептуальная основа

    1. Процесс оценки подразумевает проведение анализа и, в случае необходимости, корректировки финансовых отчетов. Для анализа должны быть привлечены финансовые отчеты как оцениваемого предприятия, так и компаний-аналогов.
    2. Корректировка финансового отчета представляет собой внесение поправок в ту часть предоставленной оценщику финансовой информации, которая является необходимой и существенной для проведения оценки. Внесение поправок может быть обусловлено необходимостью придать финансовым отчетам форму, в большей степени отвечающей задачам проведения оценки. Корректировка отчета может потребоваться по разным причинам, среди которых можно выделить: (1) Приведение финансовой информации об оцениваемой компании и компаниях-аналогах к единой основе; (2) Пересчет отчетных стоимостей в текущие; (3) Корректировка статей доходов и расходов таким образом, чтобы они достаточно полно характеризовали результаты деятельности компании за продолжительный период времени; (4) Учет нефункционирующих активов и обязательств и, связанных с ними, доходов и расходов.
    3. Корректировка финансового отчета выполняется с единственной целью упрощения работы оценщика при подготовке оценочного заключения о стоимости, а не для никакой другой цели.

    III. Документальное оформление корректировок

    Вносимые корректировки должны быть исчерпывающим образом описаны и обоснованы.

    IV. Адрес

    Копии настоящего Стандарта могут быть получены в Американском Обществе Оценщиков (American Society of Appraisers, P. O. Box 17265, Washington, DC 20041).



    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
    КНИГИ ПО ТЕМЕ:
    Родео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондовРодео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондов
    Инвесторы против спекулянтов. Кто на самом деле управляет фондовым рынкомИнвесторы против спекулянтов. Кто на самом деле управляет фондовым рынком
    В чем фишка? Почему одни люди умеют зарабатывать деньги, а другие нетВ чем фишка? Почему одни люди умеют зарабатывать деньги, а другие нет

    Отзывы

    Ирина, Dimira_Tes@mail.ru
    В целом это важное подспорье оценщику, в данном стандарте можно найти ответы на интересующие вопросы. Однако на мой взгляд не хватает некоторой детализации. К примеру о применимости тех или иных коэффициентах при определении окончательной рыночной стоимости в различных отраслях, в государствах с развитой и развивающейся экономикой (особено там, где только запущен механизм приватизации). Спасибо!!!
    2005-09-30 09:22:27
    Ответить




    МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
    АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
    СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
    ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

    Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


    Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

    Подписка на Менеджмент.Дайджест

    Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



    Спасибо, я уже подписан(-а)