Публикуется с согласия редакции "Вестника McKinsey".
Статья вышла в 5-м номере журнала.
Полностью номер можно прочитать
на сайте www.vestnikmckinsey.ru

Менеджмент на страже производительности

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Stephen Dorgan, John Dowdy, McKinsey
размещено: 16.06.2004
обращений: 13674

Судя по результатам многих исследований, проведенных McKinsey Global Institute, чем сильнее конкуренция в отдельной отрасли, тем выше производительность в компаниях, которые в ней работают. Из этого следует, что правительства, заинтересованные в развитии экономики, должны устранять барьеры на пути конкуренции. А какой вклад в повышение производительности могут внести менеджеры? Мысль о том, что качественное управление способствует росту производительности, не нова, хотя прежде никто не пытался доказать ее на конкретных цифрах. И вот наше недавнее исследование компаний производственного сектора однозначно доказало эту зависимость.
Долгое время считалось, что существуют три основные управленческие методики, способствующие повышению производительности. Суть их сводится к тому, чтобы:
  • минимизировать потери[1];
  • привлекать в компанию талантливых, квалифицированных сотрудников;
  • вознаграждать работников, которые успешно выполняют поставленные перед ними задачи.
Чтобы понять, как применение этих методик изменяет финансовые показатели компании, мы провели специальный опрос директоров-производственников ста корпораций Франции, Германии, Великобритании и США[2]. Опрос был организован таким образом, что респонденты не представляли, как будет оцениваться их деятельность, а интервьюеры ничего не знали о финансовых показателях исследуемых компаний.

За применение (или неприменение) каждой методики компании получали баллы — от одного (если методика вообще не употребляется) до пяти (если используется максимально эффективно). Затем мы сравнили итоговые оценки каждой компании за пять лет (1995 — 2000 гг.) с несколькими ключевыми финансовыми индикаторами деятельности компаний, прежде всего с соотношением рентабельности используемого капитала в отдельной компании и в целой отрасли[3]. У компаний, получивших самые высокие оценки за использование управленческих методик, и финансовые показатели оказались выше, чем в среднем по отрасли (см. схему 1).

Качественное управление вознаграждается

Это наглядно подтвердило мысль о том, что финансовые результаты компаний в значительной степени зависят от качества управления. Так, если применяются все три методики и оценка каждой повышается на один балл, то рентабельность используемого капитала вырастает на 5,1%, причем эта закономерность действует во всех отраслях. Значит, за пять лет подобных усовершенствований производственный сектор американской экономики мог бы создать 400 млрд долл. стоимости, а всех четырех исследуемых стран — 700 млрд долл.

Если управленческие методики оказывают влияние на финансовые показатели компаний, то логично предположить, что они воздействуют и на производительность отрасли в целом. Наши данные подтверждают это. Различия между странами с точки зрения совокупной производительности факторов производства (сочетания производительности труда и капитала) очевидны: лидируют по этому показателю США, отстает — Великобритания. В своем исследовании мы выявили прямую зависимость между уровнем производительности национальной экономики и качеством управления. По обоим параметрам лидерами оказались американские компании, аутсайдерами — британские (см. схему 2). Эта корреляция означает, что если качество управления в британских производственных корпорациях улучшится всего на один балл, то совокупная производительность факторов производства вырастет на 80% и значительно превзойдет соответствующий показатель США.

Производительность экономики зависит от качества управления компанией

Этот вывод очень важен для компаний, которые хотят увеличить свою производительность. Чтобы поднять производительность труда и тем самым — совокупную производительность факторов производства, многие производственные компании лоббируют снижение налогов на инвестиции в основной капитал. Однако наше исследование показывает, что государство в целом или отдельные сектора экономики могут достичь этой цели «малой кровью» — нужно лишь заставить менеджеров лучше работать.

Как добиться этого? В нашем опросе высший балл получили менеджеры американских компаний, поэтому логично было бы предположить, что совершенствование качества управления стимулируется конкуренцией. Однако мы не увидели прямой зависимости между интенсивностью конкуренции[4] в стране и эффективностью управленческих методик в компаниях, попавших в нашу выборку. Хорошо и плохо управляемые компании есть везде — и там, где конкурентная борьба достигает высшего накала, и там, где она еле тлеет.

Но нам удалось выявить сильную корреляцию между степенью воздействия управленческих методик на финансовые показатели компании и интенсивностью конкуренции (см. схему 3). Иными словами, чем острее конкуренция, тем больше финансовые показатели компаний зависят от качества управления.

Связь качества управления и конкуренции

Менеджерам компаний, существующих в менее конкурентной среде, наши выводы вряд ли придутся по душе: их усилия гораздо меньше сказываются на финансовых результатах компаний, нежели другие факторы, такие, например, как государственное регулирование. Но и для этих менеджеров есть утешение. Если (и как только) власти осознают, что необходимо развивать конкуренцию, компании с качественным управлением будут готовы к рывку. Максимальный уровень производительности достигается только при одновременном действии двух факторов: государство создает конкурентные условия, а компании эффективно управляют своим бизнесом.

Об авторах:

    Стивен Дорган (Stephen Dorgan) — консультант McKinsey, Лондон
    Джон Доуди (John Dowdy) — директор McKinsey, Лондон


    [1] Более подробно об этой методике читайте в статье «Производственная диета» в этом номере.
    [2] Эта случайная выборка была составлена из производственных компаний, включенных в листинг на ведущих фондовых биржах четырех стран.
    [3] Этот индикатор мы сочли самым важным, поскольку на него не влияют ни страновые различия в налогообложении, ни особенности той или иной отрасли (очевидно, что рентабельность в одних отраслях выше, чем в других).
    [4] В качестве индикатора интенсивности конкуренции мы использовали среднегодовой процент новых производственных компаний (см.: A. Martin, J. Jaumandreu. Entry, exit and productivity growth in Spanish manufacturing during the eighties. September 1999.).


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Мегапроекты и риски. Анатомия амбицийМегапроекты и риски. Анатомия амбиций
В чем фишка? Почему одни люди умеют зарабатывать деньги, а другие нетВ чем фишка? Почему одни люди умеют зарабатывать деньги, а другие нет
Практическая энциклопедия финансового менеджераПрактическая энциклопедия финансового менеджера



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)