Публикуется с согласия редакции "Вестника McKinsey".
Статья вышла в 5-м номере журнала.
Полностью номер можно прочитать
на сайте www.vestnikmckinsey.ru

Менеджмент на страже производительности

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Stephen Dorgan, John Dowdy, McKinsey
Источник: "Вестник McKinsey"
размещено: 16.06.2004
обращений: 10539

Судя по результатам многих исследований, проведенных McKinsey Global Institute, чем сильнее конкуренция в отдельной отрасли, тем выше производительность в компаниях, которые в ней работают. Из этого следует, что правительства, заинтересованные в развитии экономики, должны устранять барьеры на пути конкуренции. А какой вклад в повышение производительности могут внести менеджеры? Мысль о том, что качественное управление способствует росту производительности, не нова, хотя прежде никто не пытался доказать ее на конкретных цифрах. И вот наше недавнее исследование компаний производственного сектора однозначно доказало эту зависимость.
Долгое время считалось, что существуют три основные управленческие методики, способствующие повышению производительности. Суть их сводится к тому, чтобы:
  • минимизировать потери[1];
  • привлекать в компанию талантливых, квалифицированных сотрудников;
  • вознаграждать работников, которые успешно выполняют поставленные перед ними задачи.
Чтобы понять, как применение этих методик изменяет финансовые показатели компании, мы провели специальный опрос директоров-производственников ста корпораций Франции, Германии, Великобритании и США[2]. Опрос был организован таким образом, что респонденты не представляли, как будет оцениваться их деятельность, а интервьюеры ничего не знали о финансовых показателях исследуемых компаний.

За применение (или неприменение) каждой методики компании получали баллы — от одного (если методика вообще не употребляется) до пяти (если используется максимально эффективно). Затем мы сравнили итоговые оценки каждой компании за пять лет (1995 — 2000 гг.) с несколькими ключевыми финансовыми индикаторами деятельности компаний, прежде всего с соотношением рентабельности используемого капитала в отдельной компании и в целой отрасли[3]. У компаний, получивших самые высокие оценки за использование управленческих методик, и финансовые показатели оказались выше, чем в среднем по отрасли (см. схему 1).

Качественное управление вознаграждается

Это наглядно подтвердило мысль о том, что финансовые результаты компаний в значительной степени зависят от качества управления. Так, если применяются все три методики и оценка каждой повышается на один балл, то рентабельность используемого капитала вырастает на 5,1%, причем эта закономерность действует во всех отраслях. Значит, за пять лет подобных усовершенствований производственный сектор американской экономики мог бы создать 400 млрд долл. стоимости, а всех четырех исследуемых стран — 700 млрд долл.

Если управленческие методики оказывают влияние на финансовые показатели компаний, то логично предположить, что они воздействуют и на производительность отрасли в целом. Наши данные подтверждают это. Различия между странами с точки зрения совокупной производительности факторов производства (сочетания производительности труда и капитала) очевидны: лидируют по этому показателю США, отстает — Великобритания. В своем исследовании мы выявили прямую зависимость между уровнем производительности национальной экономики и качеством управления. По обоим параметрам лидерами оказались американские компании, аутсайдерами — британские (см. схему 2). Эта корреляция означает, что если качество управления в британских производственных корпорациях улучшится всего на один балл, то совокупная производительность факторов производства вырастет на 80% и значительно превзойдет соответствующий показатель США.

Производительность экономики зависит от качества управления компанией

Этот вывод очень важен для компаний, которые хотят увеличить свою производительность. Чтобы поднять производительность труда и тем самым — совокупную производительность факторов производства, многие производственные компании лоббируют снижение налогов на инвестиции в основной капитал. Однако наше исследование показывает, что государство в целом или отдельные сектора экономики могут достичь этой цели «малой кровью» — нужно лишь заставить менеджеров лучше работать.

Как добиться этого? В нашем опросе высший балл получили менеджеры американских компаний, поэтому логично было бы предположить, что совершенствование качества управления стимулируется конкуренцией. Однако мы не увидели прямой зависимости между интенсивностью конкуренции[4] в стране и эффективностью управленческих методик в компаниях, попавших в нашу выборку. Хорошо и плохо управляемые компании есть везде — и там, где конкурентная борьба достигает высшего накала, и там, где она еле тлеет.

Но нам удалось выявить сильную корреляцию между степенью воздействия управленческих методик на финансовые показатели компании и интенсивностью конкуренции (см. схему 3). Иными словами, чем острее конкуренция, тем больше финансовые показатели компаний зависят от качества управления.

Связь качества управления и конкуренции

Менеджерам компаний, существующих в менее конкурентной среде, наши выводы вряд ли придутся по душе: их усилия гораздо меньше сказываются на финансовых результатах компаний, нежели другие факторы, такие, например, как государственное регулирование. Но и для этих менеджеров есть утешение. Если (и как только) власти осознают, что необходимо развивать конкуренцию, компании с качественным управлением будут готовы к рывку. Максимальный уровень производительности достигается только при одновременном действии двух факторов: государство создает конкурентные условия, а компании эффективно управляют своим бизнесом.

Об авторах:

    Стивен Дорган (Stephen Dorgan) — консультант McKinsey, Лондон
    Джон Доуди (John Dowdy) — директор McKinsey, Лондон


    [1] Более подробно об этой методике читайте в статье «Производственная диета» в этом номере.
    [2] Эта случайная выборка была составлена из производственных компаний, включенных в листинг на ведущих фондовых биржах четырех стран.
    [3] Этот индикатор мы сочли самым важным, поскольку на него не влияют ни страновые различия в налогообложении, ни особенности той или иной отрасли (очевидно, что рентабельность в одних отраслях выше, чем в других).
    [4] В качестве индикатора интенсивности конкуренции мы использовали среднегодовой процент новых производственных компаний (см.: A. Martin, J. Jaumandreu. Entry, exit and productivity growth in Spanish manufacturing during the eighties. September 1999.).


comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ПО ТЕМЕ:
12-13 декабря 2017
Киев, Гостиница «Адрия»
Управленческий учет. Финансы. Бюджеты (Игорь Немировский, Инна Старожукова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Финансовые услуги: перезагрузка. Вызовы будущего для потребительского рынка банковских и страховых услугФинансовые услуги: перезагрузка. Вызовы будущего для потребительского рынка банковских и страховых услуг
Оценка компаний при слияниях и поглощениях. Создание стоимости в частных компанияхОценка компаний при слияниях и поглощениях. Создание стоимости в частных компаниях
Формирование инвестиционного портфеля. Управление финансовыми рискамиФормирование инвестиционного портфеля. Управление финансовыми рисками
Квадрант денежного потока. Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободыКвадрант денежного потока. Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободы
На этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудстваНа этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудства


Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.
система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)