Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Управление рисками

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Оксана Нетыкша, журнал "Финансовый директор" (№10, 2004)
размещено: 28.04.2006
обращений: 94520
отзывов: 9

Процесс управления и оценки рисков при принятии инвестиционных решений имеет большое значение, поскольку позволяет оценить возможные потери, запланировать процедуры для возможного их снижения, а также определить экономический эффект от управления рисками.
В условиях рыночной экономики каждый субъект хозяйствования, ориентированный на экономический рост, всегда разрабатывает стратегию инвестиционной деятельности как необходимое условие достижения долгосрочной цели. Это вполне оправданно и справедливо, поскольку уровень развития как отдельного предприятия, так и экономики страны в целом в значительной степени характеризуется объемами и формами реализации инвестиционных программ. В свою очередь, успех предприятий, которые осуществляют инвестиционную деятельность, зависит от того, как организована система отбора инвестиционных проектов (ИСП). Прежде всего, перед руководством возникает вопрос отбора критериев эффективности проектов. При этом необходимо использовать не только методы количественной оценки (расчет будущих денежных потоков, периода окупаемости проекта и других показателей), но и учитывать факторы, имеющие качественный характер. Например, руководство решает вопросы, отвечает ли проект цели и задачам компании, насколько велик риск вложения денежных средств и т. д.

В современных условиях без обоснованного учета и оценки риска при принятии решений не обойтись. Вся тяжесть ответственности за принятое решение сегодня ложится на руководителей. Им часто приходится работать в новых условиях и неизвестной ситуации, характеризующейся высокими рисками, противоречиями, постоянными и неожиданными изменениями. Поэтому очень важно "вооружить" лиц, принимающих решения, техникой оценки рисков, максимально приближенной к реалиям украинской экономики.

Мы предлагаем практические рекомендации по вопросам управления рисками, которые, надеемся, будут особенно полезными руководителям и финансовым менеджерам компаний при выборе объектов инвестирования, а также рассмотрим процесс управления рисками на примере проекта строительства офисного центра.

Принципы

Процесс управления рисками связан с принятием решений и требует соблюдения определенных принципов, на которых остановимся подробнее.

Командность состоит в том, что все действия в процессе управления рисками должны проводиться с применением методов командной работы, т. к. самонадеянность и индивидуализм инженерно-технических работников и административно-управленческого персонала является серьёзным препятствием на пути распространения информации обо всех возможных в будущем негативных ситуациях и последствиях. Следовательно, необходима кооперация усилий, талантов, навыков и знаний.

Что касается принципа информативности, то его смысл состоит в том, что владение информацией о возможных инцидентах в ходе реализации проекта не должно быть связано с личной властью. Руководители организации должны доводить всю информацию, связанную с рисками, до каждого работника. А персонал при этом должен выявлять текущие и возможные в будущем проблемы, т. е. необходимо обеспечить свободное движение информации между всеми уровнями управления.

Обсуждение будущих событий в ожидании худшего развития сценариев позволяет эффективно идентифицировать потенциальные проблемы реализации проекта и, прежде чем они могут произойти, разработать стратегию действий, увеличивающую вероятность благоприятного исхода. Поэтому важен принцип прогнозируемости.

Интеграция управления рисками в систему управления реализации проекта через повышение статуса управления рисками до ежедневных действий по предупреждению кризисных ситуаций. При этом своевременное, постоянное и точное использование технологий управления рисками обеспечивает упорядоченную среду принятия решений и эффективное использование ресурсов.

Все аспекты управления рисками подлежат обязательной регистрации: вся информация сохраняется в виде типовых форм документов. Создаётся база данных рисков, которая является основой разработки последующих действий. В этом состоит принцип документирования.

Основная цель процесса управления рисками при принятии управленческих решений — увеличение вероятности успешной реализации инвестиционного проекта через снижение степени воздействия рисков до приемлемого уровня. Содержание этого процесса составляют функции, которые представляют собой обособленные виды деятельности в общем цикле управления рисками. Функции, цели и задачи управления рисками детально представлены в табл. 1.

Функции, цели и задачи управления рисками при реализации инвестпроекта (ИСП)

Немаловажным фактором при осуществлении управления рисками является система приемов выполнения отдельных операций, которые обобщены в методах (рис. 1). Система этих приемов не ограничивается только методами математических вычислений, но и дополняется методами качественного анализа (идентификации) рисков, творческими методами («мозговая атака» и др., табл. 2).

Компоненты процесса управления рисками

Основные методы управления рисками

Этапы оценки рисков

При осуществлении процесса управления рисками инвестпроекта необходимо придерживаться определенной последовательности действий. Рассмотрим более детально этапы процесса управления рисками при принятии решения на примере инвестирования проекта строительства офисного центра.

Этап I. Необходимо произвести фиксацию рисков, т. е. ограничить количество существующих рисков по принципу «разумной достаточности». Для этого используется анкетирование и интервьюирование специалистов, а также опыт внедрения аналогичных проектов. В нашем случае мы рассматриваем риск с точки зрения управленческой деятельности: наличие неопределенности, необходимость выбора альтернативы и возможность качественной и количественной оценки вероятности осуществления того или иного варианта. Элементами, наличие которых определяет ситуацию риска, являются: возможность отклонения от предусмотренной цели, неуверенность в достижении желаемого результата, вероятность наступления негативных событий при реализации тех или иных действий в условиях неопределенности, материальные или другие затраты, ожидание опасности при реализации выбранной альтернативы.

В процессе реализации проекта строительства офисного центра возможны риски в следующих областях: состояние грунта, финансирование, своевременность платежей, планирование ресурсов, передача в эксплуатацию. В каждой конкретной ситуации этот перечень может быть расширен и дополнен.

Эффективным инструментом, который поможет определить все возможные риски, может стать карта процессов. В ней определяются задачи проекта, цели и процессы (мероприятия), которые необходимо осуществить для их достижения. Построение такой карты позволяет охватить процессы в их взаимосвязи, а затем определить наиболее существенные риски. Далее с помощью качественного анализа объективных и субъективных факторов, влияющих на увеличение степени риска, определяют процессы, которые в наибольшей степени подвержены рискам и препятствуют достижению целей.

Этап II. На этом этапе производится количественная оценка выявленных рисков, которая может быть выражена относительным или абсолютным уровнем затрат и измеряется вероятностью возникновения риска и степенью влияния риска при его возникновении. Для определения этих показателей используют следующие градации: высокий, средний и низкий. Однако на практике важно определить степень влияния каждого риска в количественном выражении, для чего рекомендуем использовать шкалу от 1 до 5 (рис. 2).

Процесс оценки идентифицированных рисков в ходе реализации проекта

Для определения степени влияния рассчитывают величину потерь в процентах от плановой величины прибыли (табл. 3). Затем, умножая значения вероятности возникновения и степени влияния, получаем индекс риска — показатель величины вероятных потерь в баллах, который определяется посредством матрицы «Вероятность — Потери» и даёт возможность судить о степени воздействия и уровне риска.

Классификация рисков по величине потерь

Оценка индекса риска производится по формуле:

где R — индекс риска (баллы); Pq — вероятность возникновения рисков в соответствии с классификацией (баллы); Iq — величина потерь в соответствии с классификацией риска (баллы).

На основании полученного значения указанного индекса риски классифицируют: по степени воздействия (табл. 4) и по уровню влияния (табл. 5).

Классификация рисков по степени воздействия

Классификация рисков по уровню влияния

Основные способы обработки рисков

В зависимости от уровня риска определяют способ его обработки: смягчение, принятие, уклонение или передача (табл. 6). Исходя из этого, мы предлагаем следующий алгоритм определения способа обработки рисков (рис. 3).

Уровни и способы обработки рисков

После проведения процедур обработки необходимо рассчитать показатели, характеризующие риски, определить финансовые показатели и результат управления ими с помощью показателя экономического эффекта, который характеризует превышение результатов управления рисками над затратами в процессе управления:

где Pyp — результат управления рисками (прогнозируемое снижение степени воздействия на ход реализации ИСП идентифицированных рисков как конечный итог их обработки); М0i — вероятные потери от проявления i-го идентифицированного риска (без обработки); Мi — вероятные потери от проявления i-го идентифицированного риска (после обработки); N — количество идентифицированных рисков.

где Зyp — затраты в процессе управления рисками; IФi — фактические потери от проявления i-го идентифицированного риска; HФi — фактические расходы на обработку i-го идентифицированного риска; IФнj — фактические потери от проявления j-го неидентифицированного риска; HФнj — фактические расходы на обработку j-го неидентифицированного риска; K — количество неидентифицированных рисков.

Показатель экономического эффекта от управления рисками рассчитаем по следующей формуле:

Пример составления рейтинга рисков в процессе строительства крупного офисногно центра

Пример оценки экономического эффекта от управления рисками в процессе строительства крупного офисного центра приведен в табл. 7, из которой взяты исходные данные для расчета:

    а) результата:
    • суммарные вероятные потери без обработки идентифицированных рисков М0 = $1 690 тыс.;
    • суммарные вероятные потери после обработки рисков М = $92 тыс.;
    б) фактических потерь от проявления рисков и расходов на их обработку (расчетные значения не вошли в табл. 7) составили:
    • суммарные фактические потери от проявления рисков IФ = $150 тыс.;
    • суммарные фактические расходы на обработку идентифицированных рисков (равные прогнозируемым) H = HФ = $51 тыс.;
    • суммарные фактические потери от проявления рисков IФн = $200 тыс.;
    • суммарные фактические расходы на обработку рисков HФн = 0.

Таким образом, экономический эффект от управления рисками в процессе строительства крупного офисного центра составляет:

Это означает, что вероятная экономия денежных средств вследствие превентивных мероприятий в процессе строительства крупного офисного центра, способствующих снижению степени воздействия рисков до приемлемого уровня, составляет $1 197 тыс. Таким образом, процесс управления и оценки рисков при принятии инвестиционных решений имеет большое значение, поскольку позволяет оценить возможные потери, запланировать процедуры для возможного их снижения, а также определить экономический эффект от управления рисками.

Об авторе:

    Оксана НЕТЫКША, аудитор компании «BDO International».


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Как управлять компанией с помощью бюджетов? Получите финансовую модель прогнозирования для постановки целей компании и сотрудникам на семинаре «Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью».

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Технический анализ финансовых рынков. Полный справочник по методам и практике трейдингаТехнический анализ финансовых рынков. Полный справочник по методам и практике трейдинга
Гра на мільйон: практика злиття та поглинання в УкраїніГра на мільйон: практика злиття та поглинання в Україні
Использование и интерпретация финансовой отчетностиИспользование и интерпретация финансовой отчетности
Фундаментальные идеи финансового мира. ЭволюцияФундаментальные идеи финансового мира. Эволюция
Деньги и власть. Как Goldman Sachs захватил власть в финансовом миреДеньги и власть. Как Goldman Sachs захватил власть в финансовом мире

Отзывы

Аня, ionovanya@hotbox.ru
А где можно посмотреть таблицу 7, в статье ее нет.
2006-05-19 15:11:03
Ответить

Александр
2Аня:
таблица добавлена
2006-05-22 10:01:08
Ответить

сергей, scorp_cher@ukr.net
очень интересная информация
2006-12-07 22:20:49
Ответить

Igor', aia@rbcmail.ru
Осталось неясным, что такое неидентифицированные риски. В таб.7 таких нет. Как с ними работать, если они не идентифицированы?
2007-07-02 10:36:28
Ответить

megazlo, artamonov@yandex.ru
Уважаемые люди!
Распрекрайснеший аудитор компании BDO не потрудилась дать список литературы, которым пользовалась. А пользовалась весьма усердно, так как представленная на этой странице информация является интелектуальной собственностью. Моей причём. Я не давал распрекраснейшему аудитору разрешения на использование моей собственности. Стыдно не уважать разработчика. Могла бы хоть ссылку указать.
Вся статья содрана отсюда:
http://www.proriskman.narod.ru/
2008-01-21 22:03:22
Ответить

Галка
Спасибо, здесь вся моя курсовая работа:)
2008-04-02 13:38:58
Ответить

Наталья, lunkot@gmail.ru
Несолидно, конечно, представлять такие публикации. И, правда, статья полностью содрана (( Стыдно должно быть товарищу аудитору...
2008-04-07 15:59:04
Ответить

Татьяна
на самом деле, нет ничего нового в представленной информации, ни у автора этой статьи, ни у человека, которого она якобы содрана. я такое уже читала, когда училась в Швеции по учебникам Корпоративных финансов. А там много составителей.
А ссылки на использованый материал даваь, конечно, нужно. Ато как-то поджловато получается.
2009-06-22 12:27:46
Ответить

Антон, ere4606@yandex.ru
Нового конечно ничего нету. Ибо все это известно давно. Но тем не менее Алексею Артамонову респект за то что собрал это все в одном месте, организовал доступ к этим материалам через интернет. Очень сильно помогает многим.

а вот аудитору стыд и позор. в жизни не видел такого наглого списывания. не стал бы с таким аудитором работать.
2011-02-26 20:01:28
Ответить


Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)