Время ликвидности

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Михаил Колиснык, Strategic Business Review
размещено: 01.03.2019
обращений: 697

Время ликвидности — Мы убыточны уже 26 лет, и до сих пор живы. Как так может быть? — спросил собеседник, директор одного из коммунальных предприятий, пригласивший меня для обсуждения потенциального консалтингового проекта. Увидев хитрую искорку в его глазах, я понял, что он и сам чудесно знает ответ — дело в деньгах, а не в прибыльности. Осталось только ответить надлежащим образом.

— Думаю, что обсуждая сам факт коммерческого консалтинга, вы указываете на наличие у вас денег. При их наличии вы можете существовать бесконечно долго, несмотря на прибыль или убытки, — ответил я.

В этом кратком диалоге изложена вся сущность важности управления денежными потоками компании. Финансисты измеряют результаты деятельности компании одновременно в двух взаимозависимых системах: по кассовому методу (cash basis accounting) и по методу начислений (accrual basis accounting).

В первой системе учитываются денежные поступления и оттоки денежных средств, вычисляется чистый денежный поток, во второй системе учитываются доходы и расходы предприятия, являющиеся результатом произошедших событий, вычисляются прибыли и/или убытки. Первая система позволяет сделать вывод о возможной платежеспособности компании, в то время как вторая позволяет сделать вывод о потенциальном возможном (!) росте благосостояния собственника.

В зависимости от этапа развития экономики (подъем или спад) финансисты уделяют больше внимания той или иной системе. По крайней мере, так они говорят в своих выступлениях на финансовых конференциях. Во время подъема экономики доминирующее число обсуждений обычно касается увеличения прибыльности, в то время как в трудные времена обычно принято обсуждать важность денежного потока. Сейчас — время денежного потока. Кроме того, не стоит забывать, что банкротство компании зависит от денежных потоков (вернее от отсутствия положительных чистых денежных потоков длительный период), а не от наличия прибылей и убытков. Следовательно, вариант, когда чистые денежные потоки положительны, а сама компания убыточна, более предпочтителен варианту прибыльной компании с отрицательными денежными потоками.

Анализ денежной трансформации

Оценка ликвидности и денежных потоков предприятия обычно проводится по двум причинам.

  1. Узнать собственное финансовое состояние и контроль собственных денежных потоков. Инициатором такого анализа могут выступать акционеры либо топ-менеджмент компании с целью будущего планирования либо определения свободного денежного потока, находящегося в распоряжении акционеров.

  2. Определить финансовое состояние и анализ платежеспособности заемщика либо клиента, использующего товарное кредитование. Инициатором такого анализа выступают банки, инвестиционно-финансовые учреждения, либо предприятия-поставщики, предоставляющие товарное кредитование и обладающие достаточной переговорной силой.

Частота такого анализа зависит от потребности его инициатора, например, для внутренних нужд предприятия такой самоанализ можно проводить даже один раз в месяц. Некоторые предприятия, если специфика бизнес-модели позволяет, могут контролировать денежные потоки (дневную выручку) даже ежедневно. Анализ ликвидности и денежных потоков заемщика либо клиента, пользующегося товарным кредитом, обычно проводится реже и может зависеть от регулярности генерирования финансовой отчетности.

При оценке ликвидности и денежных потоков компании как в первом, так и во втором случае, могут возникнуть несколько трудностей.

  • Непрозрачность как бизнеса в целом, так и отдельных касающихся денежных потоков процедур компании.
  • Использование сложных с юридической и экономической точки зрения схем управления денежными потоками: многовалютность, несколько разных по уровню жесткости налоговых юрисдикций, непрозрачные принципы трансфертного ценообразования.
  • Недостаточная детализация фактической учетной модели предприятия, нарушение фундаментальных учетных принципов в условиях наличия нескольких бизнес-сегментов. В этом случае становится трудно определить, какие денежные поступления и оттоки сгенерированы каждым сегментом бизнеса.
  • Чрезмерный «человеческий фактор» в процессе обработки финансовой информации. Если составление отчетов, касающихся денежных потоков, не автоматизировано должным образом, то велика вероятность «человеческой» непроизвольной либо умышленной ошибки.
  • Неправильная, ошибочная концепция учета влияния налогообложения на денежные потоки, например, игнорирование денежных потоков, связанных с НДС, — на практике такая ошибка встречается достаточно часто.
  • Нежелание предоставить необходимую информацию при оценке платежеспособности третьего лица. В этом случае приходится использовать косвенные методы мониторинга информации.

Финансовые сигналы кризиса

Общая ликвидность предприятия — результат большого количества составляющих. Прежде всего, высокая ликвидность и доминирование положительных чистых денежных потоков являются следствием построения бизнес-модели компании вообще и управлением рабочим капиталом в частности. Каким бы привлекательным и прибыльным ни был производимый вами продукт, если вследствие специфики бизнес-модели, сложившейся в отрасли практики либо элементарных ошибок менеджмента, ваш бизнес предполагает существенные отсрочки платежей по отгруженной вами продукции, отсутствие авансов от клиентов, очень быстрое погашение кредиторской задолженности либо, хуже того, предоплату поставок, да еще и наращивание запасов, — кризис ликвидности для вашей компании, не такая уж и отдаленная перспектива.

К кризису ликвидности также могут привести слишком большие темпы роста продаж компании (овер-трейдинг). Такая ситуация иногда встречается: тот или иной рынок быстро «выстреливает», темпы роста существенно превышают органический рост и без применения внешнего финансирования не обойтись, но его привлечение занимает обычно определенное время, которого у нас нет. Собственно, еще одной причиной кризиса ликвидности могут являться трудности доступа к источникам внешнего финансирования, коими являются кредитование, выпуск долговых либо долевых ценных бумаг, краудфандинг или другие инструменты финансирования.

Чрезмерное увлечение руководства компании новыми капиталоемкими проектами, для внедрения которых используется рабочий капитал действующего бизнеса, также может стать проблемой кризиса ликвидности.

Отдельно следует отметить случаи, когда кризис ликвидности вызван миопической монетарной политикой государства, которое может изымать деньги из обращения, преследуя, например, цели стабилизации валютного курса (как это делалось при предыдущем правительстве нашей страны). Кризис ликвидности можно вызвать также недальновидной фискальной политикой либо неполностью прозрачной реформой банковского сектора, вызвав еще больший отток капитала из страны и недоверие к банковской системе.

На уровне предприятия о существующем уровне ликвидности наиболее удобно судить, используя качественно составленный отчет о движении денежных средств (ДДС) косвенным методом (!). Учитывая обязательное составление отчета ДДС в соответствии с бухгалтерскими стандартами, подавляющее большинство отечественных компаний способны его представить. Но большинство используют прямой метод для его составления, в то время как косвенный позволяет сделать более важные аналитические выводы. Мой опрос участников одной из финансовых конференций в Украине показал, что ДДС косвенным методом составляют мало кампаний.

Нефинансовые тревожные звоночки

Существует также целый ряд нефинансовых косвенных сигналов, свидетельствующих о возможных проблемах компании в области денежных потоков. Их количество столь велико, что может стать темой отдельной публикации. Большая часть этих сигналов — предмет психологического трансакционного анализа, ведь переговоры об отсрочке платежа — это вид психологической игры. Компания, у которой намечаются проблемы с ликвидностью, может прислать на переговоры лицо, ранг которого существенно превышает уровень переговоров (например, генерального директора). Он будет демонстрировать всевозможные знаки личной респектабельности, которыми попытается подменить сигналы о платежеспособности компании. Действительно, платежеспособная компания может попытаться «оттянуть» фактические платежи, тестируя терпение поставщика, при этом, будучи фактически платежеспособной, она не слишком будет заботиться о внешних сигналах респектабельности.

Отечественным компаниям хочется порекомендовать одно: мало выпускать хороший продукт, нужный многим клиентам. В среде увеличивающегося количества бесплатных благ подумайте, как ваш продукт должен приносить деньги. Кто-то из великих сказал: «Несложно привести лошадь к водопою, но если вы научили ее плавать на спине, значит, действительно чего-то добились в этой жизни».

Неочевидные упущения

Управленческие ошибки, которые могут свести на нет усилия акционеров по увеличению собственных денежных потоков.

  • Наличие автократичного стиля управления у топ-менеджеров компании и/или лидеров бизнес-направлений.
  • Концентрация на экономии издержек вместо выпуска новых продуктов.
  • Чрезмерное увлечение разнесением накладных издержек между продуктами вместо увеличения их маржинальной прибыли.
  • Построение системы компенсации лидеров бизнес-направлений на основании прибыли (вместо увеличения продаж, одновременно не превышая отношения операционной прибыли к продажам).
  • Фокус на прибыльности вместо денежного потока.

Об авторе:

    Михаил Колиснык, профессор по финансам Львовской бизнес-школы УКУ (LvBS), президент CFO Club Ukraine, управляющий партнер компании FINART Smart Solutions (FASS).


comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ПО ТЕМЕ:
4-5 июня 2019
Киев
Управленческий учет. Финансы. Бюджеты
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Статистика. Базовый курс в комиксахСтатистика. Базовый курс в комиксах
Работа мировых рынков. Управление финансовой инфраструктуройРабота мировых рынков. Управление финансовой инфраструктурой
Статистика в комиксахСтатистика в комиксах


Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев

bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2019, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается Strategic

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)