Менеджмент.com.ua - головна сторінка Майстер-клас Радіслава Гандапаса з особистої ефективності «Професійний і особистий успіх: скрипти та алгоритми»
На головну
Зробити закладку
Мапа сайту
Розширений пошук
Зворотній зв'язок
Проекти MCUa
Розсилка оновлень порталу


Маргарита Черненко,
Бюро Бизнес Инжиниринга
Перейти: в Розділ :: на Головну

Проблемы управления украинскими предприятиями

Статья опубликована в журнале "Корпоративные системы" (№4 2002)

 
Успешное внедрение информационных технологий и, в частности, автоматизированных систем управления возможно только на фоне развития тех предприятий и организаций, для которых эти технологии предназначены. Примерами тому являются появление большого числа программ для малых предприятий — по мере становления и развития малого бизнеса, или быстрый рост поставщиков банковских программных продуктов — в результате интенсивного развития коммерческих банков. Поэтому разговор о системах, предназначенных для промышленных предприятий, надо начинать с оценки современного положения дел на этих предприятиях и перспектив их дальнейшего развития.
В частности, нужно попытаться дать ответ на два вопроса:
  • какие проблемы стоят перед руководящими работниками и специалистами предприятий и каковы источники этих проблем;
  • какие из этих проблем могут быть решены или, по крайней мере, сглажены путем внедрения автоматизированных систем.

Украинские предприятия в условиях экономической реформы

Проблемы управления имеют свои особенности для разных предприятий, но в то же время у них много общего. С одной стороны, большинство из этих проблем так или иначе связаны с отраслевыми особенностями и спецификой конкретных производственных процессов, а с другой стороны — с той общей экономической ситуацией, которая формирует «внешнюю среду», в которой предприятия вынуждены работать. Таким образом, проблемы управления могут быть подразделены на общие и отраслевые.

Проблемы, вытекающие из общей экономической ситуации

Общие проблемы управления связаны с особенностями текущего момента — осуществлением экономической реформы, сущность которой состоит в переходе от административных методов управления экономикой к рыночным производственным отношениям.

Как известно, в рыночных условиях на первое место выходят горизонтальные производственные связи, заменяющие неоправданно жесткое государственное регулирование. При этом прибыль не гарантируется государственной системой планирования, а определяется финансовыми результатами работы предприятия — соотношением его доходов и расходов. Поэтому именно экономический аспект приобретает для руководителей предприятия первоочередное значение, в результате чего происходит переход к преимущественно экономическим методам управления.

В своей практической работе мы, как консультанты по управленческим системам, неоднократно убеждались в необходимости правильного восприятия тех условий, в которых оказались отечественные предприятия после крушения «административно-командной системы». Об экономических реформах много сказано и написано. Не претендуя на «истину в последней инстанции» приведем мнения, которые представляются нам, как специалистам, внедряющим зарубежное программное обеспечение в украинских условиях, весьма показательными.

Одно из этих мнений принадлежит известному российскому экономисту, члену-корреспонденту Российской Академии Наук Л.М.Гатовскому. Анализируя ход экономических реформ в странах СНГ, ученый отмечает целый ряд отрицательных моментов, а именно:

  • механическое копирование практики зарубежных развитых стран;
  • перенесение совершенно непригодных для местных условий методов и подходов;
  • использование далеко не самой лучшей зарубежной практики хозяйствования (часто в искаженном виде);
  • игнорирование или крайне недостаточное применение положительного опыта развитых стран;
  • насаждение порочных экономических методов «собственного изготовления».

Другое мнение принадлежит западным аналитикам Б.Айксу и Р.Ритерману, которые также отмечают несостоятельность попыток механического копирования зарубежного опыта. По их мнению, обязательно следует учитывать, что предприятия переходного периода — это предприятия уже не социалистические, но еще и не рыночные. При этом важной особенностью является то, что эти предприятия вынуждены действовать в постоянно меняющихся экономических условиях, что существенно усложняет принятие стратегических управленческих решений.

В течение 90-х годов ситуация в экономике складывалась таким образом, что наиболее эффективными видами бизнеса оказались те сферы, где скорость оборота капитала наиболее высока (торговля, банковский бизнес и некоторые другие). Что же касается промышленных предприятий, то они оказались в гораздо более неблагоприятных условиях, и только в последнее время в промышленной сфере наблюдаются позитивные сдвиги. Также имеют место и многочисленные заявления со стороны ведущих политиков, а также влиятельных экономистов и представителей деловых кругов о необходимости подъема национальной промышленности. Все это позволяет оптимистично оценивать перспективы отечественных промышленных предприятий.

В свете вышесказанного для нас важны следующие выводы:

  • использование зарубежного опыта, концепций и технологий может принести большую пользу только в том случае, если это действительно прогрессивный опыт и если он используется с учетом конкретных условий, в которых находится конкретное предприятие;
  • в современных условиях предприятиям крайне необходим инструмент, позволяющий использовать имеющиеся ресурсы как можно более практично и экономно;
  • управленческие системы (методики, подходы, компьютерные программы) должны быть достаточно гибкими, чтобы они могли быть адаптированы по мере необходимости, при различного рода изменениях «внешней среды».

Пути повышения эффективности управления

В нынешних, очень непростых экономических условиях, общее направление повышения эффективности управления можно определить как необходимость переключения внимания руководителей и специалистов предприятий с задач организационно-технического характера на организационно-экономические задачи. При этом следует учитывать как стратегические цели развития предприятия, так и локальные проблемы, порожденные нестабильностью тех внешних условий, в которых предприятие вынуждено работать. Также следует учитывать необходимость повышения реальной заинтересованности работников предприятия в конечных результатах его деятельности.

Как же, на наш взгляд, следует решать намеченные задачи?

Прежде всего, необходимо создание, освоение и внедрение соответствующих инструментов для решения экономических задач. Сюда относятся: экономико-управленческие концепции и методики, модели, алгоритмы, а также соответствующие технические и программные средства для обработки информации. При этом в случае удаленности отдельных производственных участков друг от друга и от центра управления (это характерная особенность производственных объединений и холдингов) возникает проблема организации надежного оперативного обмена технико-экономической информацией между органами управления и отдельными подразделениями.

Также возникает задача «распределенного» использования вышеупомянутых методик и моделей, когда на каждом уровне управления решается своя часть общего комплекса организационно-управленческих задач. Желательно также усовершенствовать обмен информацией с «внешней средой» — предприятиями-партнерами, финансовыми учреждениями, государственными органами.

Для успешного решения поставленных задач необходима серьезная переподготовка управленческого персонала (руководителей и специалистов) для повышения их квалификации и приведения ее в соответствие с новыми экономическими условиями. При этом важны не только новые экономические, математические, информационные знания, но и определенная психологическая переориентация, позволяющая преодолеть сложившиеся стереотипы, отказаться от устаревших форм и методов работы.

Проблемы управления и информационные технологии

В какой мере информационные технологии могут быть полезными для решения обозначенных выше задач?

Чудес, к сожалению, не бывает. И ни одна, даже самая прогрессивная автоматизированная система не сможет уберечь предприятие от неблагоприятных изменений законодательства, предотвратить очередной финансовый кризис или помочь взыскать безнадежную дебиторскую задолженность. Но, тем не менее, есть аспекты, в которых информационные технологии являются незаменимым помощником руководителя.

Производственное планирование и управление

Это может показаться парадоксальным, но сложное положение отечественных предприятий, проблемы «внешней среды» и ограниченность ресурсов часто становятся мощным стимулом для внедрения систем, позволяющих эти ресурсы экономить. Чем тяжелее ситуация, тем жестче надо планировать. И действительно, можно привести целый ряд примеров, когда предприятия, находившиеся в сложной ситуации, успешно решали свои проблемы путем кардинального совершенствования системы планирования и управления.

Что касается автоматизированных систем, то основным отличием качественной системы от прочих является именно ее возможность реализовать наиболее современные и прогрессивные управленческие концепции, главная черта которых — экономное использование ресурсов и ориентация на интересы клиентов.

Маркетинг и сбыт — исходная точка планирования

Современные автоматизированные системы позволяют учитывать в процессе планирования те аспекты, которые прежде выпадали из поля зрения руководителя. Например, опыт компаний «Юниверсал Бизнес Системз» и «Фронтстеп» показывает, что практически у всех предприятий недостаточно развиты службы сбыта и маркетинга, хотя в коммерческой службе повседневные операции, как правило, автоматизированы лучше, чем в других отделах. Недостаточно выпускать качественную продукцию — нужно еще уметь ее продавать. Маркетинг — это новая сфера деятельности, требующая специалистов с соответствующей подготовкой, умеющих продвигать продукцию компании, анализировать продажи по различным критериям и делать правильные выводы. И именно маркетинг является больным местом многих промышленных предприятий.

Особо следует упомянуть предприятия, поставляющие свою продукцию в государственный сектор и ориентированные на государственный заказ (к ним относятся, например, заводы военно-промышленного комплекса и некоторые другие). На первый взгляд, проблемы маркетинга и сбыта стоят перед такими предприятиями не столь остро. Тем не менее, даже такие предприятия все чаще совмещают работу по госзаказу с «рыночным» сбытом, в том числе поставками на экспорт. К тому же государство, как основной заказчик, представлено самыми различными структурами — министерствами, ведомствами и другими, а прогнозирование спроса (госзаказа) со стороны этих структур — тоже своего рода маркетинг.

В любом случае сбыт — это не обязательно распределение продукции по многочисленным «торговым точкам». Главное в сбыте (независимо от того, кто выступает в качестве заказчика) — обеспечение договорных объемов, номенклатуры и сроков поставок по согласованным ценам.

По сути дела, слабая система сбыта — это следствие слабой системы планирования. Главная проблема заключается в том, что многие предприятия до сих пор практикуют планирование «от мощностей» — то есть от того, сколько можно произвести продукции, а не от того, сколько продукции будет продано и по какой цене. Планово-экономические отделы уделяют много внимания планированию производства, но при этом слабо связаны с отделами маркетинга и сбыта.

Иначе говоря, существенным препятствием является стремление управлять предприятием в условиях «капиталистического» рынка, но «социалистическими» методами.

Управление запасами

Недостаточная эффективность управления запасами также происходит в результате того, что система снабжения на предприятиях слабо связана с управлением производством и сбытовой политикой. Зачастую планирование пополнения запасов необоснованно ведется по некоторым жестко установленным нормативам, независимо от того, насколько экономически оправдан данный уровень запаса в данной конкретной ситуации. Такой подход приводит к необходимости поддержки таких уровней хранящихся на складах сырья и материалов, который обеспечил бы потребности производственного процесса даже в самых неблагоприятных условиях. В результате приходится устанавливать заведомо завышенный уровень запасов, практиковать различные страховые резервы и т.д., что по сути дела означает неоправданное отвлечение финансовых ресурсов и снижение их оборачиваемости.

Современные автоматизированные системы не случайно называются интегрированными: в них управление запасами рассматривается не само по себе, а в неразрывной связи с остальными участками планирования и управления. Это позволяет определять необходимый уровень запасов и стратегию их пополнения не в виде раз и навсегда определенных нормативов, а более экономно, в гибкой зависимости от производственной ситуации, причем без каких-либо дополнительных рисков.

Учет и управление финансами

Отдельно следует упомянуть вопросы учета и финансового менеджмента. К сожалению, в этой области тоже часто наблюдается разрыв между отдельными составляющими, в результате чего финансовое управление становится не вполне адекватным производственному менеджменту.

Как правило, наиболее плачевно обстоят дела с постановкой методик калькуляции себестоимости незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции. Дело в том, что эти методики достаточно сложны, требуют выверенной до мелочей постановки управленческого учета и регулярных трудоемких расчетов. Более того, калькуляция себестоимости должна быть «встроена» в систему планирования заказов. Эти вопросы также могут быть решены только на основе автоматизации, причем такой автоматизации, которая рассматривает финансовые и производственные аспекты не по отдельности, а как части единой, целостной системы планирования.

Информированность руководителя

Как известно, качество управления предприятием во многом определяется эффективностью решений, принимаемых руководителями разных уровней — высшего, среднего и нижнего звеньев. Для принятия таких решений менеджерам необходимо обладать достоверной, оперативной и регулярной информацией о состоянии дел. Достоверность означает, что искажения информации недопустимы или, по крайней мере, не должны быть существенными. Оперативность нужна потому, что устаревшая информация не представляет большой ценности. Регулярность означает, что руководитель должен обладать информацией ежедневно, а не «раз в неделю», «раз в месяц» или «раз в квартал».

Особенно остро проблемы достоверности, оперативности и регулярности управленческой информации встают перед крупными предприятиями, производственными объединениями и холдингами. Такие предприятия имеют довольно большое количество дочерних структур, территориально удаленных от головной компании и работающих относительно автономно. Сбор и обработка данных по всем таким структурам зачастую превращается в длительную и малоэффективную процедуру.

В этих условиях информационные системы — это единственная возможность собирать, обрабатывать данные и представлять их в виде, удобном для принятия управленческих решений. Кроме того, современные управленческие информационные системы позволяют выполнять такие сложные расчеты, которые просто невозможны при традиционных подходах (типичный пример — корректировка производственного графика с частотой несколько раз в день, что просто невозможно при использовании устаревших систем и тем более при ручной обработке данных).

Резюме

Общие проблемы управления, имеющиеся на отечественных предприятиях, связаны с экономической реформой и переходом к рыночным производственным отношениям, а также с трудностями и макроэкономическими ошибками, связанными с этим процессом. В этих условиях общее направление повышения эффективности управления можно определить как необходимость переключения внимания руководителей и специалистов предприятий с организационно-технических задач на организационно-экономические вопросы, с учетом как стратегических задач, так и локальных проблем.

Безусловно, никакие информационные технологии не способны решить весь комплекс разнообразных управленческих проблем. Тем не менее, есть много областей, в которых они являются незаменимым помощником менеджера. Например, именно они позволяют решить проблему достоверности, оперативности и регулярности управленческой информации, что дает возможность руководителям высшего, среднего и нижнего звеньев принимать более эффективные решения. Именно современные автоматизированные системы управления позволяют увязать в единое целое не только задачи управления непосредственным производством, но маркетинг, сбыт, финансы и другие функции управления.

Только на основе современных систем управления могут быть решены задачи взаимоувязки производственных и финансовых аспектов управления предприятием, в результате чего функции учета, калькулирования себестоимости и финансового менеджмента будут полностью соответствовать своему предназначению и содействовать достижению высоких финансовых результатов.

Перейти: До верху :: в Розділ :: на Головну

Відгуки

Sergiy, sma@torba.com
Спасибо автору - классная статья. Статьи такого рода надо просто заставлять (если получается :-) читать руководителей нынешних предприятия.

Если такого рода материалы не сподвигнут их на активную деятельность, то по крайненей мере заставят подумать.
2003-01-20 12:06:45
Відповісти

Yuriy, nazarov@gala.net
Достаточно толково написана статья. Сразу видно, что человек понимает предмсетную область и имеет определенный опыт. Маргарита, в следующей статье приводите почаще примеры.
2003-02-26 16:13:26
Відповісти

Dmitriy, apeor@rambler.ru
Описано очень четко и точно. Очень хорошая статья. Спасибо автору.
2004-06-15 14:06:01
Відповісти

Dmitriy, apeor@rambler.ru
Я конечно понимаю, Вы человек очень занятый, но было бы очень ценно Ваше мнение по поводу проблем, возникающих в управлении предприятиями в Украине и зарубежем.
Заранее благодарен.
Дмитрий.
2004-06-15 14:13:34
Відповісти

Владимир Самойленко, vlad@dpg.com.ua
Лично я считаю, что проблемой управления украинским предприятием является отсутсвие грамотных руководителей. Чаще всего проблема заключается не в использовании или не использовании АйТи технологий, а самого подхода к управлению. Нельзя рассчитывать, что за счет увязки данных в компьютерной программе директора соответсвующих подразделений будут согласовывать свои действия.
2005-05-26 01:50:23
Відповісти

afterstep, afterstep@yandex.ru
А в статті так і написано:
В этих условиях общее направление повышения эффективности управления можно определить как необходимость переключения внимания руководителей и специалистов предприятий с организационно-технических задач на организационно-экономические вопросы
Що слід читати як:
- повна некомпетентність в бухгалтерських та економічних питаннях
- спершу слід цим пережиткам совкового минулого мозги вправити
Але ж клієнту того не скажеш ;)
2005-06-21 14:35:46
Відповісти

kolan, kolan5555@mail.ru
SUPER! Я это внес в свой дипломный проект, всей комисси понравилось!!!!!
2007-06-11 22:02:09
Відповісти

Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі.

Ваше ім'я:
E-mail:
Коментар: 
 

  
bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тенденції, Інтерв'ю, Бізнес-освіта, Коментарі, Рецензії, Консалтинг
СЕРВІСИ: Робота, Семінари, Книги, Форуми, Глосарій, Ресурси, Статті партнерів
ПРОЕКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методологія   RSS RSS Книги   RSS RSS Форуми   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Відео   RSS RSS Візіонери   RSS RSS Бізнес-проза   RSS RSS Бізнес-гумор

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал створено та підтримується STRATEGIC