Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


ИНТЕРВЬЮ | Дональд Киркпатрик 28 апреля 2011 г.

Интервью с Дональдом Киркпатриком,
основоположником модели оценки эффективности обучения

Автор: Энни Хейс (Annie Hayes)
Источник: Тренинги в Украине

В начале этого месяца великий Дональд Киркпатрик (Donald Kirkpatrick) объявил, что следующий год станет последним годом его публичных выступлений. О своей модели оценки, счастливых случайностях и чувстве юмора Дональд Киркпатрик поделился с Энни Хейс, бывшим редактором HRZone.co.uk.

Дональд Киркпатрик (Donald Kirkpatrick)
Дональд Киркпатрик
(Donald Kirkpatrick)
Начало его истории связано с Университетом Висконсина: «Я работал преподавателем, когда мне пришла в голову следующая мысль: поскольку я провожу семинары, почему бы мне их не оценивать?» — рассказывает Дональд Киркпатрик. Он скромно признался в том, что поначалу единственной целью, которую он преследовал, было оценить только реакцию слушателей на его лекции и семинары.

«Однако же, я обнаружил, что этого недостаточно: я хотел узнать, научились ли они чему-нибудь, но потом мне показалось, что и этого недостаточно. Мне надо было знать, применяют ли они какие-либо полученные знания на рабочем месте, поменяли ли они свое поведение каким-либо образом и получили ли они положительные результаты», — поясняет Киркпатрик.

Эта исходная мысль легла в основу широко известной в настоящее время модели оценки эффективности обучения, опирающейся на четыре уровня:

  • Реакция: мысли и чувства учащихся по поводу обучения;
  • Усвоение: приобретенные в итоге новые знания, умения и навыки и/или изменение установок;
  • Поведение: степень изменения поведения;
  • Результаты: воздействие на предприятие, как следствие результатов работы учащихся.

«Я получил докторскую степень, а затем, спустя пять лет, редактор Американского общества обучения и развития (ASTD) поинтересовался, не желаю ли я написать статью о модели оценки эффективности обучения. К тому времени я уже и думать забыл о ней, — смеется Киркпатрик. — Но я согласился и написал четыре статьи, по одной о каждом из уровней».

Это решение принесло свои дивиденды: с момента выхода работы прошло 40 лет, но и сейчас специалисты в области обучения и оценки персонала продолжают ловить каждое слово Киркпатрика. В 1993 г. он опубликовал книгу, в которой представил конкретные предметные исследования, позволяющие читателям заимствовать концепции, формы и процедуры по собственному усмотрению.

Простота системы оценки Киркпатрика позволяет легко использовать ее в разных отраслях, с разной структурой и разным языком общения

Один из таких практических примеров предоставил Дейв Басараб, описав, как четыре уровня модели Киркпатрика нашли свое практическое применение в компании Motorolla. После этого книги Киркпатрика выходили одна за другой, а затем его сын Джим продолжил дело отца, опубликовав свою книгу под названием «Переход от усвоения к изменению поведения».

Ключ — в простоте

Итак, почему же эта модель и сейчас имеет широкое распространение? На этот вопрос Киркпатрик ответил, что рецепт успеха его модели очень прост: «Она практичная и несложная». Ее простота позволяет легко претворять ее в жизнь в организациях в разных отраслях, с разной структурой и разным языком общения — ведь ее легко приспособить к любой культуре или динамике.

«Каждую компанию беспокоит вопрос о том, оправдывают ли программы обучения потраченные на них деньги. Специалисты в области обучения могут оценить эффективность обучения на первом и втором уровнях, но для оценки третьего и четвертого уровней им необходима поддержка со стороны руководства», — объясняет Киркпатрик.

Со временем он стал свидетелем кардинального изменения подхода организаций к оценке эффективности обучения своих кадров: «Когда я написал свою первую книгу, большинство организаций оценивали реакцию учащихся, но при этом очень немногие оценивали усвоение. Со временем все больше руководителей высшего звена — а ведь именно они утверждают бюджет! — стали требовать дополнительных данных, не ограничивающихся количеством предложенных программ обучения и реакцией учащихся на эти программы. И все больше и больше организаций усилили давление на отделы подготовки кадров, требуя от них обоснования выделенных бюджетных средств».

Каждую компанию беспокоит вопрос о том, оправдывают ли программы обучения потраченные на них деньги

С момента первой публикации модели Киркпатрик внес в нее определенные изменения: «Мы решили, что "бланки оценки реакции" были недостаточно эффективными, поэтому сейчас мы рекомендуем объединять людей в фокус-группы, выдавать им бланки оценки реакции и принимать необходимые меры по итогам таких действий». Кроме того, Киркпатрик настаивает на соблюдении правил системы оценки и последовательности ее проведения.

Легенда и гуру

Создается впечатление, что сам Киркпатрик поражен успехами, которые ему громогласно приписывают. Когда Американское общество обучения и развития впервые назвало его «легендой» и «гуру», он рассмеялся: «А я-то всего лишь хотел получить степень доктора наук!». Это была счастливая случайность, которую Киркпатрик называет «чудом» и которая определила течение его дальнейшей жизни: «Сейчас практически все, чем я занимаюсь, связано с оценкой. Я написал книгу о коучинге, но различные организации раз за разом просят меня снова провести мероприятие, посвященное теме "4 уровня оценки эффективности программ обучения", поскольку среди посетителей конференции всегда есть новые специалисты в области обучения, а те, кто присутствовал на нем раньше, хотят снова принять в нем участие, чтобы ознакомиться с практическими соображениями о третьем и четвертом уровнях, которые они упустили в прошлый раз», — рассказывает Киркпатрик.

Чувство юмора

Практик до мозга костей, Киркпатрик рассказал случай из своей жизни, который является превосходным примером его чувства юмора и способности сохранять здравомыслие, позволивших ему удерживать лидирующие позиции в своей области: «Мне предстояло провести занятие, посвященное теме «Управление изменениями», в корпорации «Dana Corporation» в Мичиган-Сити, штат Индиана. Билл, координатор, позвонил мне и спросил у меня, буду ли я при этом применять SMART-подход. Я не был уверен в том, как это сокращение расшифровывается, поэтому мне не хотелось говорить ни «да», ни «нет», и я скромно попросил рассказать мне, что это означает.

Останавливаться на первом и втором уровнях оценки недопустимо

Билл заметил: «Странно, что Вы этого не знаете». На это я ответил, что собираюсь применять ПИП-подход (я придумал это сокращение на ходу, желая немного сбить с Билла спесь). После паузы Билл переспросил: «Простите, я не расслышал?» Я повторил свои слова, и Билл снова переспросил: «Как Вы сказали — ПИП-подход?» На что я заметил: «Странно, что Вам он незнаком». Я объяснил, что «ПИП» расшифровывается как «практичный, интересный и приятный». Сейчас и я, и мой сын Джим пользуемся этим подходом; правда, мы поменяли «интересный» на «интерактивный», — рассказывает Киркпатрик.

Шутки в сторону

В то же время Кирпатрик очень серьезно относится к применению своей модели. Основоположник модели оценки эффективности обучения обращается к отделам подготовки кадров с решительным предупреждением о то, что останавливаться на первом и втором уровнях оценки недопустимо: «Даже если от вас не требуют дополнительных сведений сейчас, их обязательно потребуют в будущем, и вам следует иметь наготове данные о третьем и четвертом уровнях».

Хотя со времени ее создания окружающий мир изменился, модель Кирпатрика сохранила свою надежность, простоту и доступность — формулу, воплощенную на практике на множестве языков мира: испанском, польском, китайском и многих других. Несмотря на то, что модель Киркпатрика существует уже значительное время, она продолжает завоевывать новых сторонников и будет находить все более широкое распространение в обозримом будущем.

Оригинал статьи: "An interview with Donald Kirkpatrick: The father of evaluation", TrainingZone.co.uk.


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
В этом году я… Как изменить привычки, сдержать обещания или сделать то, о чем вы давно мечталиВ этом году я… Как изменить привычки, сдержать обещания или сделать то, о чем вы давно мечтали
Сила звички. Чому ми діємо так, а не iнакше в життi та бiзнесiСила звички. Чому ми діємо так, а не iнакше в життi та бiзнесi
Включайся! Жінки, робота й воля вести за собоюВключайся! Жінки, робота й воля вести за собою
Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?
Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихииПризвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)