ИНСАЙТЫ | Стиль управления 16 сентября 2011 г.

Офисная тирания

Автор: Сергей Гранько
Источник: "Комп&ньоН.оnline"

Любой начинающий руководитель сталкивается с вопросом: какой стиль управления ему выбрать? Мягкий, жесткий, демократичный или тоталитарный? И к каким результатам может привести тот или иной выбор?

Каждому, в чьем подчинении находится хотя бы один человек, которому ставятся те или иные задачи, в свое время приходилось выбирать тон, которым эти задачи ставить. И тон, которым напоминать о «дедлайнах». И тон, которым вычитывать за то, что эти «дедлайны» были сорваны… Вот по тому, какой тон вы обычно выбираете — не терпящий возражений или просящий, и можно определить степень жесткости или мягкости вас как руководителя.

Но всегда ли выбранный нами стиль управления эффективен? Не приведет ли излишняя тоталитарность, позволяющая на первых порах держать сотрудников в «ежовых рукавицах», к тому, что через пару лет вы окажетесь в лучшем случае в полной психологической изоляции в компании, а в худшем — просто в пустом офисе, который навсегда покинут не выдержавшие стиля «асфальтного катка» сотрудники? А излишняя мягкость — к тому, что вам придется ходить за каждым буквально упрашивая выполнить то или иное задание? «Комп&ньоН.оnline» решил собрать мнения экспертов в сфере управления персоналом и психологии о «подводных камнях» жесткого и мягкого стилей управления и дать рекомендации начинающим руководителям.

Стоит ли делать из тряпки асфальтный каток…

«Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда руководитель не может настоять на своем. Не буду зря ругать компромисс: как тактика он вполне хорош. Плохо, когда единственное, что умеет руководитель, — это договориться», — говорит о мягком стиле управления старший консультант компании «Экопси Консалтинг» Павел Безручко. Шефам, неспособным жестко настоять на своем, консультант рекомендует сделать следующие несложные шаги. Первое — очертите границы своей уступчивости. Составьте список (не более чем из 10 пунктов), в котором опишите, на что вы не согласитесь никогда. Имейте его перед глазами и следуйте неукоснительно. Второе: определите время, которое целесообразно тратить на «уговаривание» сотрудников. Например — 10-15 минут. И никогда не выходите за его рамки. Третье: чаще повторяйте перед зеркалом или в любых подходящих житейских ситуациях фразу: «Нет — значит только нет».

«Если кто-то из сотрудников имеет над вами психологическое преимущество и может манипулировать вами при личном контакте, отдавайте ему распоряжения письменно», — также рекомендует Павел Безручко. А в качестве дополнительных методов укрепления «начальственной твердости» советует заняться каким-нибудь видом спорта, где компромисс неприемлем. Например, горными лыжами или скалолазанием. Ведь нельзя съехать с горы или подняться на нее наполовину.

«Ну и помните, что в разумном конфликте нет ничего ужасного. И хотя бы иногда прибегайте к обострению разговоров и даже отношений», — добавляет эксперт.

...и чем это может обернуться

Но, как оказывается, не многим меньше проблем и у излишне жестких руководителей. Так, Клавдия Ольман, независимый психолог, консультант по разрешению трудовых конфликтов, отмечает, что тирания и деспотия на рабочем месте — ни что иное, как возможность компенсировать заниженную самооценку и чувство беспомощности руководителя. «Такой начальник не уверен в собственном успехе, и даже достигнув хорошего результата, боится, что все это может быстро закончиться. Могу заверить, что долго такой руководитель не протянет — необходимо менять тактику. Это не значит, что нужно ослабить дисциплину, не следить за выполнением распоряжений. Просто излишне жесткому топу стоит немного расслабиться и постараться получать удовольствие от собственной деятельности и от хорошей работы подчиненных», — рекомендует она. И добавляет, что перемену в поведении шефа подчиненные обязательно оценят.

Кстати, стоит отметить, что жестких руководителей любят не меньше, чем мягких (а порой и больше), но только в том случае, если это жесткость оправдана, последовательна, а сам руководитель действительно выдающийся человек.

Но, правда, если руководитель уже решил примерить на себя стиль отца-диктатора (кстати, по заверениям экспертов — один из любимейших подчиненными стилей управления), ему придется провести серьезную работу над своим собственным поведением. Поверить в свои силы, в свою исключительность (ведь не случайно именно его назначали начальником!), начать уступать сотрудникам в мелочах, прислушиваться к их мнению и радоваться их успехам. И если уж придерживаться жестких правил, то они должны быть обязательными для всех и для руководителя, в том числе, или даже в большей степени.

Золотая середина

Но вот как влияет стиль управления на результативность деятельности компании? Галина Морозова, генеральный директор TOP Consulting, уверена, что — никак. «На любом рынке можно найти как четко структурированные организации, так и компании с абсолютно клубной обстановкой. Причем и те, и другие одинаково успешны. Стиль руководства как таковой не предопределяет результативность, за исключением разве что представителей креативных направлений», — говорит она. Но в то же время отмечает, что «…авторитарный стиль управления незаменим в крупным холдингах, когда управляющая компания контролирует деятельность нижестоящих организаций…».

«Есть лишь единичные случаи, когда на таком посту успешен мягкий руководитель. Это происходит, когда человек много лет проработал в этой компании и пользуется в ней авторитетом. В противном случае мягкость менеджмента расценят как слабость», — добавляет генеральный директор TOP Consulting.

Что же касается идеального для украинского менталитета стиля руководства, то по словам Галины Морозовой в Украине сейчас наиболее успешен демократично-тоталитарный стиль (или «комплекс отца компании»), когда менеджер активно обсуждает со своими людьми идеи, внимательно выслушивает их мнения, но окончательное решение принимает сам.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Проект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбалсяПроект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбался
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности
Адаптируйся. Как неудачи приводят к успехуАдаптируйся. Как неудачи приводят к успеху

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)