КОММЕНТАРИИ | Бюджетирование 2 июля 2015 г.

Секреты успешного бюджетирования в компании

Автор: Сергей Полищук
Источник: журнал Companion

Вряд ли мы сможем представить себе компанию, которая может быть успешной, совершенно при этом, не имея планов, прогнозов или бюджетов. Такая ситуация — это своего рода управленческий моветон.

Секреты успешного бюджетирования в компании
Иллюстрация: Shutterstock.com
Если мы говорим о бюджетировании как о технологии планирования, то необходимо отметить, что оно (бюджетирование) задаёт определенные рамки, шаги, этапы, следование которым есть уникальным и неповторимым для каждой компании. Но знакомы ли вы с такими секретами?!

Итак, секрет первый — «Визуализируй то, что ты хочешь получить». Как-то у Нобелевского лауреата Милтона Фридмена (Milton Friedman) спросили, в чем смысл рыночной экономики? На что он без промедления ответил — «Бесплатных обедов не бывает» :). На мой взгляд, смысл бюджетирования можно втиснуть в рамки понимания прогнозной доходности бизнеса и его потребности в финансировании; все остальное — интерпретации на эти темы. Сказанное ложится в логику отчетов P&L и CF. Как детализировать доходы, по каким группам и направлениям, каковы статьи расходов периода, их детализация? Вот неполный перечень вопросов, требующих ответа на первой ступени начала бюджетирования. По сути — эти два отчета и должны стать вашими бюджетами: колонка "план" и колонка "факт". Разнообразить классику поможет вкрапление нефинансовых показателей, таких как: количество клиентов, средний доход на одного клиента, персонал, затраты на персонал и т.п. Это все зависит от специфики и фантазии.

С пониманием первого секрета идет второй: «Избегайте чрезмерного дробления бюджетов». В бесконечном потоке литературы вы найдете множество советов о том, сколько должно быть бюджетов: бюджет административных расходов, бюджет капитальных расходов, бюджет расходов на сбыт, бюджет производственной себестоимости, бюджет налогов, бюджет дебиторской и кредиторской задолженности т.п., от количества которых порой захватывает дух. Рецепт простой: есть функция — есть бюджет. Бюджетирование становится тогда эффективным, когда бюджеты являются отражением функциональной структуры предприятия (а не организационной). На мой взгляд, ошибочным есть стереотип, согласно которому дробление одной функции в разных бюджетах может стимулировать ответственность хозяев бюджета. Как итог — размываем ответственность за результат функции.

Следующий секрет «Бумага выдержит все или качество данных». Мы конечно можем создать шедевральные и безупречные бюджеты, но… в жизни возникает вопрос сопоставления плана и факта по истечению отчетного периода. И здесь ключевая роль отводится качеству учета в принципе. Смещение акцентов в сторону только управленческого учета на практике чревато увеличением расходов на администрирование обоих ветвей учета и отсутствием единой полной картины в принципе. Насколько это устраивает топ-менеджмент? Как итог — бухгалтерский учет не может быть «бедным родственником» управленческого — эти два вида учета должны дополнять друг друга, а не дублировать. Поэтому очень многое зависит от культуры ведения учета, наличия учетных политик, квалифицированного учетного персонала и понимания этого факта руководством.

Четвертый секрет — «Автоматизируй». Журнально-ордерная форма учета безвозвратно ушла в прошлое, и большинство компаний сегодня используют множество софтверных решений для упрощения процессов продажи, производства, склада. В связи с этим, с позиции бюджетирования, возникает множество сложностей вида: регистрация факта продаж происходит в одной программной среде, регистрация поступления и списания запасов — в другой, а отражение расходов, банка и задолженностей — в третьей. И здесь же неоднородные справочники контрагентов, расходов, доходов и т.п. Что делать? По-хорошему с точки зрения управления процессами необходимо пытаться свести все под один знаменатель. Как итог — получение факта для бюджетирования не составит труда. В противном случае необходимо придумывать сложные алгоритмы «импорта-экспорта» информации, ее адаптацию и трансформацию. Правильно поставленное бюджетирование, зачастую, улучшает качество бизнес-процессов, зоны ответственности по ним, и их консолидацию в единой учетной среде.

Пятый секрет — «Бюджетирование не ради бюджетирования». Анализ бюджетов должен стать тем катализатором, который запустит процесс индивидуальной и коллективной ответственности за их результат. Стало быть, бюджетирование может и должно обеспечивать функцию мотивации персонала компании. Успешность каждой функции или бизнес-процесса, на который положен бюджет (P&L или CF), должен быть оценен с принятием управленческих решений. Без этого бюджетирование всего лишь процесс без результата. Если мы говорим о бюджете P&L, необходимо понимание, как и в какой степени ответственный менеджер влияет на эти данные непосредственно, а на какие косвенно. Несколько иная картина в бюджете CF, где ответственный менеджер запрашивает определенный объем финансирования и исполняет его в рамках периода.

И, наконец, шестой секрет — «Обучение и общие цели». Имеет смысл перед тем, как требовать исполнения бюджетов, обучить сотрудников единообразному пониманию оценки их результативности. Также необходимо каскадировать цели и задачи каждого конкретного бюджета на сотрудников его обеспечивающих. Все это решается в рамках обучения. Ну и самое главное — это общность целей. Правильное видение всеми сотрудниками компании единых целей улучает как качество управления в целом, так и внедрение бюджетирования.

Об авторе:

    Сергей Полищук, руководитель финансово-экономического департамента УК "ЛІГА" в Группе компаний "ЛІГА".



БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
19 января 2017
Киев
Работа с дебиторской задолженностью (Максим Голубев)
20 января — 1 апреля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Mini MBA — "Эффективный руководитель"
24 января 2017
Киев, Украинский дом
Менеджер и команда. Как создать команду мечты (Максим Батырев)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как преуспеть в бизнесе, нарушая все правилаКак преуспеть в бизнесе, нарушая все правила
Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерствуНе бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству
Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. СделайПравило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай
Все мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьмиВсе мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми
Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)