КОММЕНТАРИИ | Стратегия 26 июля 2011 г.

Гибкость, тощее производство и знание:
три стратегии в новых условиях

Автор: Эдуард Мальцев
Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№6, 2010)

В условиях экономической турбулентности менеджерам приходится выбирать, как реагировать на спад деловой активности. Обострение конкуренции при росте и обострение конкуренции при спаде — большая разница.

Часто декларируемый отказ от стратегии в условиях спада — это маскировка либо реальной стратегии, либо стратегической беспомощности. На наш взгляд, главными реальными стратегиями в условиях обострения конкуренции при спаде являются гибкость, тощее производство и знание.

Гибкость понимается в смысле способности исполнить практически любой заказ или быстро настроиться на выпуск новых товаров/услуг. Стратегия: самый гибкий — самый быстрый — самый конкурентоспособный.

Тощее производство предполагает, что все сделано для того, чтобы затраты были минимальными. Стратегия: самый низкозатратный — самый конкурентоспособный.

Знание предполагает адекватный прогноз развития событий в стратегических горизонтах и выстраивание стратегии с учетом такого прогноза. Стратегия: предупрежденный — самый подготовленный — самый конкурентоспособный.

Гибкость

Как правило, наиболее гибкий — малый бизнес. Небольшой размер, вовлеченность собственника в управление, плоская структура, отсутствие значительной инфраструктуры позволяют быстро и точно реагировать на изменения среды и использовать новые возможности.

Проблема малого бизнеса в том, что в новых условиях остается все меньше ниш, которые неинтересны крупным игрокам.

Для среднего и крупного бизнеса гибкость предполагает избыточность ресурсов, наличие технологического оборудования, которое в состоянии (после перенастройки) выпускать другую продукцию, специалистов, подготовленных для решения более чем одной задачи, а также система управления, которая может себе позволить трансформировать организацию так, как это необходимо, и тогда, когда нужно.

Такую избыточность может позволить себе далеко не каждая организация. Универсальные специалисты стоят дороже, а оборудование не меняется каждый год. Системы управления, как правило, заточены на развитие существующих бизнес-моделей и эксплуатацию выбранных сегментов.

О гибкости говорят многие, но на самом деле она доступна лишь тем, для кого изначально является частью бизнес-модели.

Тощее производство

Философия тощего производства — это философия низких затрат на всех стадиях цепочки формирования стоимости. Мы говорим о философии, поскольку главные составляющие низкозатратных бизнес-моделей — сам способ организации модели и организационная культура, для которой низкие затраты — главная ценность.

Организационная культура не возникает и не изменяется быстро. Она формируется годами совместной работы и личным примером отцов-основателей.

В основе модели тощего производства — малые запасы. К сожалению, деловая культура в нашей стране не позволяет целиком положиться на пунктуальность поставщиков и сделать складской буфер минимальным.

Популярные в последний год сокращения сотрудников — это обрезание старых бизнес-моделей за счет дополнительной нагрузки на оставшийся персонал. Переход к модели тощего производства потребует переформатирования и элементов цепочки формирования стоимости, и всех деловых отношений компании.

Знание

Гибкость и тощее производство предполагают, что компания становится более адаптивной и менее затратной. В таком состоянии бизнес встречает новый деловой ландшафт независимо от того, каким именно он будет.

Подход, основанный на знании-прогнозе, подразумевает трансформацию бизнес-модели специально под новую (прогнозную) реальность.

Как правило, такой подход требует нового качества коллективного знания о рынке. Часто знаний отраслевого рынка (маркетингового исследования, маркетингового анализа) оказывается недостаточно. Необходимо понимание причин и механизмов (модели) динамики всей экономической системы, которая меняет конкретный рынок.

Результатом экономического моделирования становятся наиболее вероятные сценарии. Понимание динамики экономики позволяет выработать новую (целевую) бизнес-модель.

Каждый подход имеет свои «за» и «против», и задача менеджеров — точно выбрать тот, который соответствует возможностям и ресурсам компании.

Об авторе:

    Эдуард Мальцев, управляющий партнер юридической фирмы «С.К.О. Форум».



БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
24 января 2017
Киев, Украинский дом
Менеджер и команда. Как создать команду мечты (Максим Батырев)
24 января 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Тайм-менеджмент и принципы делегирования (Наталья Дегтярева)
26-27 января 2017
Киев
Специалист по обучению и развитию — SpTD (Оксана Кондратенко)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеровМир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров
Заговор богатыхЗаговор богатых
Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутациюПерсональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию
Ответы на 74 ключевых вопроса о современном бизнесеОтветы на 74 ключевых вопроса о современном бизнесе
Пробуй — получится! Когда вы в последний раз что-то делали впервые?Пробуй — получится! Когда вы в последний раз что-то делали впервые?

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)