ИНСАЙТЫ | Бизнес-концепт 31 августа 2020 г.

Почему сейчас компании лучше быть «верблюдом», чем «единорогом»

Автор: Максим Волохов, руководитель Admitad Projects
Источник: Inc.

Коронавирусный кризис подкосил некоторых «единорогов». Стремительно выросшие в прошлые годы бизнесы по аренде жилья, автопрокату и оказанию других услуг вынужденно сократили штат или сильно упали в стоимости. На этом фоне в мире заговорили о новом концепте — компаниях-«верблюдах». Они планомерно выстраивают «здоровую» внутреннюю экономику, чтобы получать пусть не взрывную, но стабильную прибыль. Как вырастить компанию-«верблюда» и почему она больше других приспособлена к кризисам?

Почему сейчас компании лучше быть «верблюдом», чем «единорогом»

Надёжность vs скорость

Какой из типов компаний более привлекателен для инвесторов: медленные «верблюды» или стремительные «единороги»? Ещё в прошлом году большинство венчурных фондов и бизнес-ангелов выбрало бы последних. Принцип «здесь и сейчас», быстрый рост, возможность получить значительную прибыль как от деятельности стартапа, так и от его продажи, — всё это многих подкупало в «единорогах».

Но 2020 год изменил многие модели бизнеса и, скорее всего, навсегда. Коронавирусный кризис наглядно показал, что рискованно бежать за слепым ростом — его могут внезапно оборвать внешние факторы (и тем самым нивелировать все ваши вложения). Яркий пример — британский спутниковый стартап OneWeb: в марте 2020 года он потерял доступ к инвестициям и подал на банкротство. О проблемах «единорогов» свидетельствуют и данные сервиса Layoffs.fyi Coronavirus Tracker: за 4 с небольшим месяца после начала пандемии потеряли работу более 70 тыс. сотрудников технологических компаний (а среди них много «миллиардников») — и эта цифра увеличивается каждый день.

«Единорог» должен быстро расти — это та мантра, которую все последние годы повторяли основатели стартапов и венчурные капиталисты. Когда есть быстрый доступ к инвестициям, такой подход, возможно, и оправдан. Но сейчас парадигма мышления инвесторов начинает всё больше меняться в сторону стабильности и предсказуемости бизнесов.

Именно такую здоровую экономику могут обеспечить компании-«верблюды». Рост любой ценой — это не про них. Для таких компаний намного важнее надёжность и долговечность. «Верблюд» готов долго и уверенно идти вперёд, пользуясь исключительно накопленными ранее запасами. Он способен обеспечивать сам себя, даже если потеряет по пути некоторые направления бизнеса.

«Единороги» и «верблюды» — в чем разница

Термин Unicorns (с англ. «единорог») впервые прозвучал в 2013 году в статье Эйлин Ли (Aileen Lee) из фонда Cowboy Ventures. Так она назвала компании, чья рыночная капитализация превысила $1 млрд. По состоянию на июль 2020 года, в мире насчитывается 476 «единорогов», а их общая стоимость составляет $1429 млрд.

Специфика компаний-миллиардников — высокие темпы роста за счёт привлечения дополнительных инвестиций. При этом, чтобы ослабить конкурентов, «единороги» часто занижают цену на свой продукт или услугу. Эта стратегия получила название GBF (Get Big Fast) и приобрела широкую популярность. Но она несёт в себе риск: компания обычно развивает только одно направление бизнеса и тем самым лишает себя долгосрочной устойчивости.

Термин Camel (с англ. «верблюд») появился относительно недавно — его ввёл в обиход венчурный инвестор Алекс Лазаров (Alex Lazarow). Компании такого типа применяют кардинально отличающуюся от «единорогов» стратегию:

  • никаких ставок на один продукт или услугу;
  • работа без привязки к географии;
  • расчёт на долгое планомерное развитие без острой потребности в дополнительном финансировании.

Бизнес «на свои»

Рецепт на самом деле не так уж и сложен — необходимо расширять количество направлений (продуктов, услуг) и рынков, которые охватывает компания. При многонациональном масштабировании риски потерять всё падают даже в том случае, если стартап производит пока только один продукт.

Пример подобной диверсификации — китайская логистическая компания DiDi, которую принято относить к «единорогам» (но ведёт она себя скорее как «верблюд»). Даже «потеряв» на время пандемии некоторые направления бизнеса (прокат велосипедов, аренда машин и т. д.), компания остаётся на плаву за счёт других, например транспортировки продуктов питания и товаров широкого потребления.

Внутренняя экономика компании-«верблюда» должна быть здоровой. Для этого нужно всеми силами не допускать зависимости бизнеса от одного продукта и единичных клиентов.

Ключевое отличие «верблюда» от «единорога» — полное самообеспечение. Стартапы, созданные по стратегии GBF, нуждаются в постоянном вливании дополнительных средств. Тогда как для «верблюда» в первую очередь важны первоначальные инвестиции — дальше он набирает «вес» самостоятельно. Конечно, дополнительный приток средств может ускорить рост такой компании, но в этом нет острой потребности: она способна выжить и «на свои».

Ещё одно отличие «верблюдов» — у них нет необходимости демпинговать, субсидируя продажи для быстрого роста. Их задача — не максимально быстрое (и, соответственно, более рисковое обогащение инвесторов), а планомерное и безопасное получение прибыли, которое не зависит от внешних факторов.

Компании такого типа смотрят очень далеко за горизонт. К примеру, ракетный стартап SpaceX активно развивает спутниковую систему Starlink — она обеспечит многомиллионные прибыли инвесторам за счёт глобального масштабирования. При этом компания не только строит новое направление бизнеса, но и попутно зарабатывает: спутники на орбиту доставляет другой «продукт» SpaceX — ракеты семейства Falcon.

Если же заглянуть ещё дальше, становится очевидным: все бизнесы Илона Маска — ракеты, спутники связи, электромобили, солнечные батареи, скоростные подземные туннели и т. д. — нацелены на создание единой инфраструктуры для масштабирования человечества за пределами Земли. По сути, на наших глазах растёт гигантский «верблюд», который диверсифицирован в разных направлениях, но объединён одной целью.

Иллюстрация: mentalfloss.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности
Личная эффективность. Harvard Business Review: 10 лучших статейЛичная эффективность. Harvard Business Review: 10 лучших статей

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)