ИНСАЙТЫ | Нелояльные работодатели 3 июня 2008 г.

Вредные советы

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№20, май 2008)

Даже самых лояльных, преданных и верных сотрудников искушают и учат не любить работодателя, «неправильные» книги, семинары и тренинги…

Вредные советы Неплохому, но слишком уж любознательному менеджеру пришлось уволиться. Хотя и работа его вполне устраивала, да и руководство относилось хорошо и даже планировало выдвинуть на более высокую позицию. Все было прекрасно до тех пор, пока он не был замечен на тренинге, где учили, как нужно умело манипулировать начальством, чтобы добиваться своих личных целей.

Как оказалось, большинство работодателей, в отличие от своих подчиненных, которые относятся к подобным вещам как к банальной «развлекухе», настроены куда более категорично. «Я плачу человеку деньги не для того, чтобы он игрался в какие-то свои игры. Узнал бы о таком — выгнал бы», — прокомментировал эту ситуацию Дмитрий Клим, директор рекрутинговой компании Action Group (штат — 15 чел.).

«Если я увижу в руках у своего сотрудника брошюру из серии «Как руководить руководителем», «Уроки ничегонеделанья на рабочем месте» или что-то в этом роде, уволю незамедлительно!» — вторит Илья Сурковский, руководитель ООО «Трим» (полиграфические услуги, штат 28 — чел.).

В том, что стоит за таким поведением сотрудников, и какими методами советуют пользоваться психологи, кадровые консультанты и управленцы со стажем, чтобы как можно более безболезненно решить извечный вопрос классового противостояния, разбирались журналисты «ВД».

С двух сторон

«Хорошо иметь в офисе запасной пиджак. Накинув его на спинку стула, можно создать впечатление, что вы отошли на минуточку, и спокойно отправиться по своим делам. Всегда старайтесь выглядеть раздраженно — это создает у босса впечатление, что у вас запарка. Никогда не берите трубку, если у вас есть автоответчик. Так вам удастся избежать потенциального прибавления работы», — учит «плохому» неизвестный интернет-мыслитель.

«Изучи возможности повышения своего статуса с помощью мебели и планировки помещения. Окружай свою работу таинственностью. Постарайся зарекомендовать себя в качестве эксперта», — советует Александр Деревицкий, бизнес-тренер, автор эпатажного произведения «Партизанская война с работодателем. Как заставить начальника платить тебе больше».

И хотя ничего действительно криминального нет ни в одном из этих высказываний, собственники больших и малых предприятий моментально теряют чувство юмора и весьма болезненно реагируют даже на подобные веселые советы в стиле «как правильно отлынивать от работы» или «как сделать вид, что работаешь».

Почему так происходит, попытался объяснить Дмитрий Клим. «Руководитель и сотрудник — члены одной команды. А такие советы, книги и семинары направлены на деструкцию. И когда сотрудник начинает увлекаться подобными вещами, он сознательно идет на противопоставление своих интересов и интересов компании», — считает собеседник «ВД».

Однако Александр Деревицкий уверен, что дыма без огня не бывает. И что коль уж потянулся сотрудник за крамольной литературой — видимо, что-то не в порядке с менеджментом. «В каждом конкретном случае необходимо разбираться, анализировать причины, из-за которых возникают такие ситуации. Да и вообще, любой руководитель должен быть в курсе того, что происходит в коллективе», — считает г-н Деревицкий.

Впрочем, куда более радикально высказался Андрей Теребов, руководитель консалтинговой компании «Альтаир» (рекрутинг, кадровый консалтинг, штат — 5 чел.): «Собственники стараются «выжать» из своих сотрудников максимум возможного, используя самые различные средства, а сотрудники дружно отвечают саботажем. Ведь управлять — то же самое, что и манипулировать. То есть получать выгоду чужими руками. Это делают все руководители в той или иной степени. Да и сами манипуляции могут быть более или менее тонкими и профессиональными. Самые честные отношения там, где платят деньги за определенный объем выполненной работы и не ждут от сотрудника клятв в вечной любви и распевания корпоративного гимна по утрам».

При этом, по мнению г-на Теребова, сами руководители больше всего боятся, что сотрудники начнут манипулировать ими. Однако, несмотря на серьезность подобных опасений, Оксана Рудько, организационный психолог, советует относиться к таким вещам более спокойно. «Все это похоже на детские шалости. И проявляется обычно в компаниях с директивным стилем управления, когда начальник выступает в роли строгого воспитателя детского сада, а сотрудники занимаются поиском способов обойти запреты», — уверена г-жа Рудько.

В курсе нелояльности

Независимо от того, прочитал ли сотрудник «вредные советы» или увлекся книгами об искусстве «арт-шланга», применять их на практике он будет лишь в особых случаях, когда почувствует моральное право «отплатить» обидчику.

«Только 15-20% людей можно отнести к маргинальному типу работников, которых следует опасаться там, где работа требует проявления вовлеченности, где неадекватные действия сотрудника могут отразиться на репутации компании и где невозможен строгий контроль над объемом и качеством работы. Потому что такие люди всегда недовольны своим статусом, зарплатой, содержанием труда. Но остальные работники, а их — подавляющее большинство, будут выполнять свои обязанности и делать это качественно, но при определенных условиях. А таковым является лояльность работодателя, который не склонен решать свои проблемы за счет сотрудников, вовремя и в полном объеме выплачивает зарплату, оплачивает вынужденные переработки, не требует отказываться от права на личную жизнь ради корпоративных интересов и с пониманием относится к необходимости иногда решать бытовые и семейные проблемы», — считает Андрей Теребов.

Пошлангуем

«Арт-шланг» («арт» — искусство, «шланг», «шланговать» — жаргонное выражение, обозначающее избежать глупой и пустой работы). Термин, придуманный Александром Деревицким, по мнению которого, «арт-шланг» — это не безделье. Это способность получить за свой труд полную цену. Это искусство определить, сколько тебе заплатят за предстоящую работу. Плюс искусство наработать именно на эти деньги (копейка в копеечку!) или на несколько меньшую сумму. Мастера «арт-шланга» способны оставить у работодателя твердое чувство, что он вам недоплатил. Его угрызения совести, дневная и ночная бессонница, его попытки покрыть этот долг иными путями — это нормальный ореол успеха истинного виртуоза «арт-шланга».

В противном случае неизбежно активное саботирование работниками любых распоряжений и приказов руководства. А вред от такого стиля поведения очень высок. Скрытый саботаж маскируется под активную и бурную деятельность, искажая реальное положение дел, чем и приносит весьма существенный ущерб. Однако ни тотальный контроль, ни строжайшие правила не позволяют избежать этого. И более того, в компаниях, где внедряются жесткие методы регуляции сотрудников, например, существенные штрафы за малейшие нарушения, склонность к саботажу увеличивается в геометрической прогрессии. Ведь, как известно, силовые методы хороши лишь при работе на плантациях или галерах.

Да и реакцию работников на «закручивание гаек» сложно назвать позитивной. Такие меры, по мнению Оксаны Рудько, способны вызвать волну увольнений самых талантливых и свободомыслящих сотрудников. «Именно это может произойти, если в один прекрасный день зачарованный чувством собственной значимости руководитель даст приказ поставить камеры наблюдения в туалетных кабинках, посадит специального сотрудника читать электронную переписку и запретит «романтические отношения». И чем сильнее контраст между «старыми» и «новыми» порядками, тем сильнее будут протестные реакции», — считает и г-н Теребов. — И в таких случаях даже независимые и самодостаточные творческие личности способны объединиться, чтобы противостоять «насилию».

Не привыкая к несовпадению

Впрочем, даже при самых благоприятных взаимоотношениях компании с сотрудниками полностью избежать контроля невозможно. Но даже самый хитроумный мониторинг учета эффективности труда не может полностью решить проблему отлынивания от работы. «Контроль необходим тогда, когда требуется жестко соблюдать технологию и обеспечивать стандарты качества продукции или услуг, когда результаты труда сотрудников невозможно измерить или когда осуществляется по-временная оплата труда», — утверждает Оксана Рудько.

Аналогичной точки зрения придерживается и Александр Деревицкий. «Есть разные бизнесы, и в некоторых без четкой системы контроля не обойтись. Иногда даже используют надсмотрщиков, задача которых — время от времени появляться и контролировать других сотрудников. Недавно я читал книгу по менеджменту, автор которой сам начинал в качестве такого надсмотрщика, и его работа оценивалась по шагомеру. То есть он должен был пройти по цехам определенное расстояние. Но, в конце концов, он догадался положить шагомер на станок, который вибрировал и очень быстро давал нужные показания. В конце концов, его с треском выгнали, но сейчас он стал интересным автором и пишет чудесные книжки», — поведал Александр Деревицкий.

Однако, по мнению Михаила Песча, менеджера по персоналу компании «Бронка Люкс» (торговля продуктами питания, штат — 86 чел.), не так много людей, как это может показаться на первый взгляд, хотят творческой работы и ответственности. Большинство предпочитают монотонную рутину, выполняя которую, они получают стабильную зарплату, чувствуют себя компетентными и не нуждаются в «дальних горизонтах». Поэтому на каждую вакансию можно найти человека, которого эта работа устроит. И если такой человек найден, а работодатель не требует невозможного и выполняет обязательства перед своими работниками, проблем не будет. Так что если сотрудники будут читать все эти советы, книги или ходить на семинары, но при этом тоже выполнять свои обязанности — ничего страшного не произойдет.

И действительно, всякая информация, которая помогает более осмысленно подходить к понимаю своих целей и интересов, — полезна, ведь позволяет делать взаимоотношения компании и работников более честными и открытыми. В то время как желание держать персонал в ежовых рукавицах и контролировать каждый шаг своих сотрудников запускает порочную спираль еще большего недоверия, напряжения и взаимных претензий. И тогда ни контроль над работниками, ни материальные стимулы, ни попытки создания культа преданности фирме не будут способны решить эту проблему.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Ваше предназначение. Практическое руководство для тех, кто хочет реализовать свой потенциалВаше предназначение. Практическое руководство для тех, кто хочет реализовать свой потенциал
HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководитьHBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить
Осознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряженияОсознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряжения

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)