Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


КОММЕНТАРИИ | Боевой дух сотрудников 18 ноября 2008 г.

На культурном фронте

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№46, ноябрь 2008)

«ВД» выясняла, как поднять боевой дух сотрудников в сложившихся обстоятельствах.

На культурном фронте Во многих украинских компаниях минули те времена, когда сотрудники, засучив рукава, вместе с директорами разгружали офисную мебель, а персонал жил категорией «мы — одна семья». Но некоторым фирмам все-таки удалось пронести через годы завораживающее чувство общности. Его не смогли разрушить ни последующий стремительный рост компании, ни ее реорганизация. Но вынужденные увольнения в условиях нынешнего кризиса пошатнули былое рвение сотрудников. Они стали меньше работать, больше шептаться по углам и без энтузиазма встречают новый рабочий день. Для персонала ценности компании в одночасье отступили на второй план, а над таким понятием, как «корпоративная культура» злые офисные языки стали подтрунивать, все чаще употребляя словосочетание «корпоративное бескультурье». Какие шаги можно предпринять, чтобы не застрять в бескультурье, выясняла «ВД».

Вечные ценности

И действительно, «притихнув» и «затаившись», многие настроились просто переждать тяжелые времена. Ведь хотя и принято считать, что только на голодный желудок рождаются великие, а порой даже гениальные идеи, большинство сотрудников компаний, испытывающих финансовые затруднения, не стремятся подтверждать это своим примером.

Но «золотое правило» бизнеса гласит: для того чтобы иметь возможность выйти из кризиса, как феникс из огня, в новом сиянии и с новыми силами, этим временем нужно воспользоваться: «почистить перышки», оптимизировать процессы и накопить потенциал для рывка. А для этого, вместо ставших привычными повышений зарплат и премий, нужно другими способами вдохновить и воодушевить коллектив. Или его остатки…

«В кризисные периоды компании не столько занимаются сознательным формированием и трансформацией корпоративной культуры, сколько, опираясь на имеющуюся, демонстрируют свой особый стиль поведения. В подобных случаях корпоративная культура становится фундаментом, позволяющим влиять на умы и настроения работников», — считает Елена Рябохват, организационный психолог.

Аналогичной точки зрения придерживается и Евгений Дзюменко, директор по персоналу украинского подразделения международного банка (штат — 500 чел.). «Корпоративная культура, с одной стороны, состоит из субкультур, поэтому вряд ли можно говорить о ней как о чем-то незыблемом и неизменном. С другой — корпоративная культура является уникальной характеристикой компании, предопределяющей ее поведение. Если в организации к тому же присутствует доминирующая субкультура, влияющая на модель ведения бизнеса, то такой костяк очень сложно изменить или трансформировать. Это означает, что, несмотря на внешние факторы (кризис), организационная культура остается. Просто каждая организация должна, реагируя на кризис, сохранять при этом свою идентичность», — считает г-н Дзюменко. Руководство любой компании, выбирая путь выхода из создавшейся ситуации, не может не принимать это во внимание.

Не кануть в бескультурье

  • На первый план должны выступить так называемые метамотиваторы — дружба, поддержка, общность.
  • Нужно хотя бы приблизительно обозначить сроки, до которых следует продержаться.
  • Высшему руководству следует подавать пример экономности.
  • Даже минимальные успехи и достижения на пути к стабилизации должны поощряться.
  • Необходимо укрепить понятие «мы».
  • В сложный период следует придавать особое значение внешним формальным признакам — полноценному рабочему дню, привычному ритму работы, неизменному дресс-коду.

В локусе лакмуса

По мнению Семена Коломыченко, руководителя ООО «Ирис» (аудиторские услуги, штат — 18 чел.), меры, направленные на снижение упаднических настроений, будут способствовать сохранению корпоративной культуры предприятия.

«Мы сформулировали основные задачи по стабилизации, привлекли сотрудников к обсуждению, к поиску новых вариантов развития, новых возможностей ведения бизнеса, оптимизации. Каждый успех на этом пути «отмечается» как маленькая победа. В этом участвуют все — от директора до курьера. Кстати, впоследствии вполне может оказаться, что работники, «пережившие» кризис в компании, будут воспринимать это как показатель своей значимости, чуть ли не «лучшее время своей жизни». И будут делиться на тех, кто был «до кризиса» и пришел уже после, как это не раз было в мировой практике», — считает г-н Коломыченко.

Еще одной задачей, относящейся к «культурной сфере», которую приходится решать руководителям больших и малых предприятий, становится и необходимость сохранить былой уровень доверия своих специалистов.

«Некоторые организации и в «мирное время» не пользовались доверием своих сотрудников — поэтому вопрос его сохранения не стоит. А там, где доверие было на достаточном уровне — его стоит «подогревать». Целесообразным считаю сконцентрировать свои усилия на ключевых сотрудниках. Их надо вовлечь и удержать максимально. Это они делают ваш бизнес. Если вы при этом потеряете других — это, возможно, будет печально, но не смертельно для компании», — считает Евгений Дзюменко.

Эксперты сходятся во мнении, что именно в такой ситуации резко проявятся декларируемые и имеющиеся в наличии ценности. «Проводя аналогию между человеком и организацией, можно сказать: реальное поведение можно понять по действиям компании в условиях кризиса (как человека — в некомфортной ситуации). Это — как лакмусовая бумага. Если, почувствовав недостаток финансирования и связанные с ним проблемы, менеджмент или собственники в первую очередь сокращают персонал и, вполне возможно, носителей know-how — в этом и состоит реальная философия компании, вне зависимости от того, что написано в корпоративных буклетах», — добавляет г-н Дзюменко.

Рынок труда за неделю

-4% — максимальное снижение окладов. На­блю­далось у представителей всех стро­­ительных спе­­ци­аль­ностей.
-3% — максимальное сокращение числа вакансий среди работников банков.
+4% — максимальный рост количества резюме наблюдался среди специалистов IT-сферы.

*Данные предоставлены за период с 03.11.2008 по 10.11.2008 г.

Непечатным словом

Еще один оригинальный набор способов поддержания корпоративного духа подсказал бывший полковник, а ныне предприниматель Дмитрий Юркин, руководитель ЧП «Шифт» (продажа и установка систем видеонаблюдения и сигнализации, штат — 22 чел.). «Я думаю, что в сложных ситуациях многим руководителям может помочь их опыт службы в вооруженных силах. Там, где всегда есть место риску, рождаются абсолютно правильные идеи о том, как снизить деструктивное влияние неопределенности и тревоги. К примеру, в армии огромное значение придается строгому порядку действий, иерархии и внешним атрибутам, которые дисциплинируют и позволяют четко понимать, как необходимо действовать. А это жизненно важно для оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях», — объяснил свою позицию г-н Юркин.

Разумеется, как это всегда бывает, самые действенные советы чрезвычайно просты и лежат на поверхности. Но всегда находится как минимум десять причин не следовать им, потому что люди противятся изменениям, не любят пересматривать свой стиль работы, свое поведение, которые закрепились в течение жизни. Но кризис на то и нужен, чтобы иметь возможность стать гибче, адаптивнее, смелее и сильнее. И в любом случае его можно рассматривать как этап, стимулирующий к развитию.

МНЕНИЕ. МАКСИМ МУРОВАЙКО. Менеджер по связям с общественностью портала rabota.ua

— Снижение окладов в строительной отрасли связано с тем, что на сегодняшний день не менее 30% строек в Киеве заморожено, а в регионах эта цифра составляет около 70%. Поэтому иногородние рабочие вынуждены уезжать из Киева либо переквалифицироваться в водителей, грузчиков.

По вполне понятным причинам не спешат принимать на работу новых сотрудников банки и кредитные союзы, которые первыми ощутили финансовый кризис.

Что касается специалистов, работающих в IT-сфере, то, как известно, потребность в них возрастает в период бурного роста и развития фирмы, когда увеличивается количество сотрудников и, следовательно, компьютеров, которые необходимо обслуживать, когда компания готова вкладывать деньги в то, чтобы достойно быть представленной в виртуальном пространстве и т. п. А учитывая, что айтишники были одними из самых высокооплачиваемых специалистов в компании (средняя столичная зарплата в этой сфере составляла порядка 8 тыс. грн.), то желание сэкономить на их окладах вполне закономерно. Ведь за эти деньги порой можно нанять несколько специалистов по продажам, которые будут обеспечивать прибыль «здесь и сейчас».




I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идейГениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей
Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеруОбретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру
Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целейЦельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей
Корпократия. Как генеральные директора прибирают к рукам миллионы долларовКорпократия. Как генеральные директора прибирают к рукам миллионы долларов

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)