КОММЕНТАРИИ | Метод балинтовских групп 26 июня 2009 г.

Выравнивание компетенций

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№24, июнь 2009)

Если научить опытных сотрудников передавать знания молодому поколению, то можно на пару шагов приблизиться к мечте о самообучающейся организации. Тем самым убить двух зайцев: провести тренинг собственными силами и сэкономить деньги.

Когда Павел Скоропадко, директор ООО «Касон» (дистрибуция товаров легкой промышленности, штат — 46 чел.) столкнулся с необходимостью организовать обучение персонала в компании, чтобы повысить продажи, он и подумать не мог, что этот процесс окажется эффективным даже без существенных затрат. Год назад менеджер по персоналу предложила организовать из сотрудников группы — для обмена опытом, взяв на вооружение метод так называемых балинтовских групп (подробнее — см. «Немного истории»). «Так как у нас не было возможности регулярно проводить тренинги с привлечением внешних консультантов или нанять собственного внутреннего тренера, идея обмена опытом между сотрудниками различного профессионального уровня была для нас очень актуальна», — вспоминает Павел Скоропадко.

Немного истории

Изначально балинтовские группы представляли собой временные объединения врачей или психологов, где под руководством ведущего они могли обсудить случаи из собственной практики. А также поделиться своими ощущениями, получить поддержку коллег, рассказать о наработках и личном опыте преодоления сложных эмоциональных ситуаций. Автор идеи создания балинтовских групп, венгерский психоаналитик Микаэл Балинт, живший в прошлом веке, получил мировую известность, благодаря разработке этого метода.

Нововведение коллектив поначалу воспринял без энтузиазма, в первую очередь оно вызвало сопротивление со стороны опытных сотрудников. Но в итоге результаты, утверждает Нина Дягальцева, менеджер по персоналу ООО «Касан», превзошли все ожидания: «Со временем люди стали проявлять больше интереса к работе, появилось желание учиться, экспериментировать, демонстрировать свои достижения». Но, что самое важное, удалось избавиться от бича «продающих» команд — разобщенности и эмоционального выгорания.

А поговорить?

Работа балинтовской группы проходит в несколько этапов. Поначалу один из сотрудников, готовый поделиться своей рабочей неурядицей, предлагает ее к обсуждению: воссоздает эту ситуацию с репликами участников и озвучивает результат, которого он хотел, но не смог достичь. На втором этапе формируется «круг обсуждения», на котором задаются уточняющие вопросы. Затем ситуация обыгрывается, обсуждается и анализируется. Однако еще на этапе формулирования ситуации важно правильно расставить акценты — не зацикливаться на банальном «что нужно было делать?» и не тратить время на бессмысленную рефлексию. Основное внимание группы должно быть направлено на обсуждение вопроса «почему именно с этим клиентом не сложились конструктивные отношения?» и «как оптимально действовать в аналогичной ситуации?».

Подобные обращения к коллективному разуму позволяют услышать разные точки зрения и более глубоко осмыслить ситуацию. Кроме того, большое значение имеет психологическая поддержка группы. Ведь ситуация неуспеха, выносимая на обсуждение, нередко имеет высокую эмоциональную значимость как для самого докладчика, так и для его коллег.

По мнению Виктора Яценко, психолога, бизнес-тренера, директора по персоналу крупной производственно-торговой компании, «применение балинтовских групп позволяет выравнивать общую компетентность сотрудников с разным опытом работы. В итоге и обобщенный, и зафиксированный опыт становится собственностью компании, также появляется возможность сознательно закреплять лучшую практику». Тогда открытый групповой разбор «сложных случаев» дает возможность значительно расширить арсенал средств и инструментов, необходимых профессионалу. «Если группа работает продуктивно, то результат ее работы виден уже в течение месяца», — говорит бизнес-тренер Виктор Сапсир.

При этом заседание группы должно проводиться не реже чем раз в неделю и длиться не более двух часов. «Именно такой режим наиболее приемлем, — считает г-жа Дягальцева. — Более частые встречи будут обременительны для участников, а более редкие — не позволят поддерживать команду в тонусе. Что касается временных ограничений, то за меньший срок обычно не удается обсудить все, что хотелось бы, а если работать дольше, люди начинают уставать». Оптимальное количество участников балинтовской группы, по мнению экспертов, должно составлять 8-12 человек.

Вести за собой

Еще одним немаловажным преимуществом обучения с помощью балинтовских групп, является и то, что в отличие от традиционного наставничества (подробнее — см. «ВД» №1-2, 2008 г.) метод не требует личной заинтересованности и симпатии между наставником и протеже. Он менее энергоемок и требует меньше временных затрат. «При этом улучшать результативность работы с помощью этого метода могут представители различных видов бизнеса, где есть общение с клиентами — менеджеры по сбыту и закупкам, страховщики, администраторы торговых залов, а также маркетологи и пиарщики», — говорит Виктор Яценко.

Одним выстрелом…

Метод балинтовских групп:

  • способствует развитию операционных навыков
  • является профилактикой профессионального выгорания
  • позволяет обобщить, систематизировать и проанализировать свой опыт
  • дает возможность расширить арсенал действенных инструментов
  • способствует созданию атмосферы доверия, улучшает психологический климат в коллективе
  • способствует формированию эмоциональной заинтересованности в работе

В общем, этот способ обучения имеет массу достоинств и всего один недостаток — проведение «заседаний» требует от ведущего навыков работы с группой. «Специалисты по продажам не очень любят делиться своими личными наработками. Кроме того, даже будучи успешным в профессиональной деятельности, опытный и результативный продавец не всегда сам для себя может «развернуть» пошагово те действия, которые ведут к успеху. И этот процесс ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Поэтому данный метод требует чуткого управления со стороны ведущего. Ну а занять эту почетную должность может руководитель подразделения, менеджер по персоналу, внутренний тренер, либо кто-то из рядовых сотрудников, пользующийся авторитетом в среде коллег», — рассказал г-н Яценко.

Но не только ведущий, а и все члены группы должны быть готовы к тому, что могут появиться свои ораторы, скептики и молчуны. Попросту — проблемные люди, которые могут мешать плодотворной работе своим неуемным желанием поговорить, поспорить или отсидеться в стороне. Для таких «мешающих» особ, бизнес-тренерами уже давно разработаны приемы спецзащиты. Именно поэтому подготовку ведущего желательно организовать с помощью внешних консультантов, которые обучат его секретам купирования негативных проявлений и помогут наладить работу группы.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
21 ноября 2017
Киев, Premier Hotel Rus
ABC-Forum: Artificial Intelligence, Big Data, Clouds. Прорывные технологии в финансовой сфере
22-23 ноября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление проектами (Олег Андриенко)
24-25 ноября 2017
Одесса
Оперативное управление командой подчиненных и бизнес-процессами (Игорь Сокуренко)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успехаЖелезная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха
Привычка к творчеству. Сделайте творчество частью своей жизниПривычка к творчеству. Сделайте творчество частью своей жизни
Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном делеОднозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле
К черту все! Берись и делай!К черту все! Берись и делай!
Освіта проти таланту. Сила творчостіОсвіта проти таланту. Сила творчості


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.




bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)