КОММЕНТАРИИ | Метод балинтовских групп 26 июня 2009 г.

Выравнивание компетенций

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№24, июнь 2009)

Если научить опытных сотрудников передавать знания молодому поколению, то можно на пару шагов приблизиться к мечте о самообучающейся организации. Тем самым убить двух зайцев: провести тренинг собственными силами и сэкономить деньги.

Когда Павел Скоропадко, директор ООО «Касон» (дистрибуция товаров легкой промышленности, штат — 46 чел.) столкнулся с необходимостью организовать обучение персонала в компании, чтобы повысить продажи, он и подумать не мог, что этот процесс окажется эффективным даже без существенных затрат. Год назад менеджер по персоналу предложила организовать из сотрудников группы — для обмена опытом, взяв на вооружение метод так называемых балинтовских групп (подробнее — см. «Немного истории»). «Так как у нас не было возможности регулярно проводить тренинги с привлечением внешних консультантов или нанять собственного внутреннего тренера, идея обмена опытом между сотрудниками различного профессионального уровня была для нас очень актуальна», — вспоминает Павел Скоропадко.

Немного истории

Изначально балинтовские группы представляли собой временные объединения врачей или психологов, где под руководством ведущего они могли обсудить случаи из собственной практики. А также поделиться своими ощущениями, получить поддержку коллег, рассказать о наработках и личном опыте преодоления сложных эмоциональных ситуаций. Автор идеи создания балинтовских групп, венгерский психоаналитик Микаэл Балинт, живший в прошлом веке, получил мировую известность, благодаря разработке этого метода.

Нововведение коллектив поначалу воспринял без энтузиазма, в первую очередь оно вызвало сопротивление со стороны опытных сотрудников. Но в итоге результаты, утверждает Нина Дягальцева, менеджер по персоналу ООО «Касан», превзошли все ожидания: «Со временем люди стали проявлять больше интереса к работе, появилось желание учиться, экспериментировать, демонстрировать свои достижения». Но, что самое важное, удалось избавиться от бича «продающих» команд — разобщенности и эмоционального выгорания.

А поговорить?

Работа балинтовской группы проходит в несколько этапов. Поначалу один из сотрудников, готовый поделиться своей рабочей неурядицей, предлагает ее к обсуждению: воссоздает эту ситуацию с репликами участников и озвучивает результат, которого он хотел, но не смог достичь. На втором этапе формируется «круг обсуждения», на котором задаются уточняющие вопросы. Затем ситуация обыгрывается, обсуждается и анализируется. Однако еще на этапе формулирования ситуации важно правильно расставить акценты — не зацикливаться на банальном «что нужно было делать?» и не тратить время на бессмысленную рефлексию. Основное внимание группы должно быть направлено на обсуждение вопроса «почему именно с этим клиентом не сложились конструктивные отношения?» и «как оптимально действовать в аналогичной ситуации?».

Подобные обращения к коллективному разуму позволяют услышать разные точки зрения и более глубоко осмыслить ситуацию. Кроме того, большое значение имеет психологическая поддержка группы. Ведь ситуация неуспеха, выносимая на обсуждение, нередко имеет высокую эмоциональную значимость как для самого докладчика, так и для его коллег.

По мнению Виктора Яценко, психолога, бизнес-тренера, директора по персоналу крупной производственно-торговой компании, «применение балинтовских групп позволяет выравнивать общую компетентность сотрудников с разным опытом работы. В итоге и обобщенный, и зафиксированный опыт становится собственностью компании, также появляется возможность сознательно закреплять лучшую практику». Тогда открытый групповой разбор «сложных случаев» дает возможность значительно расширить арсенал средств и инструментов, необходимых профессионалу. «Если группа работает продуктивно, то результат ее работы виден уже в течение месяца», — говорит бизнес-тренер Виктор Сапсир.

При этом заседание группы должно проводиться не реже чем раз в неделю и длиться не более двух часов. «Именно такой режим наиболее приемлем, — считает г-жа Дягальцева. — Более частые встречи будут обременительны для участников, а более редкие — не позволят поддерживать команду в тонусе. Что касается временных ограничений, то за меньший срок обычно не удается обсудить все, что хотелось бы, а если работать дольше, люди начинают уставать». Оптимальное количество участников балинтовской группы, по мнению экспертов, должно составлять 8-12 человек.

Вести за собой

Еще одним немаловажным преимуществом обучения с помощью балинтовских групп, является и то, что в отличие от традиционного наставничества (подробнее — см. «ВД» №1-2, 2008 г.) метод не требует личной заинтересованности и симпатии между наставником и протеже. Он менее энергоемок и требует меньше временных затрат. «При этом улучшать результативность работы с помощью этого метода могут представители различных видов бизнеса, где есть общение с клиентами — менеджеры по сбыту и закупкам, страховщики, администраторы торговых залов, а также маркетологи и пиарщики», — говорит Виктор Яценко.

Одним выстрелом…

Метод балинтовских групп:

  • способствует развитию операционных навыков
  • является профилактикой профессионального выгорания
  • позволяет обобщить, систематизировать и проанализировать свой опыт
  • дает возможность расширить арсенал действенных инструментов
  • способствует созданию атмосферы доверия, улучшает психологический климат в коллективе
  • способствует формированию эмоциональной заинтересованности в работе

В общем, этот способ обучения имеет массу достоинств и всего один недостаток — проведение «заседаний» требует от ведущего навыков работы с группой. «Специалисты по продажам не очень любят делиться своими личными наработками. Кроме того, даже будучи успешным в профессиональной деятельности, опытный и результативный продавец не всегда сам для себя может «развернуть» пошагово те действия, которые ведут к успеху. И этот процесс ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Поэтому данный метод требует чуткого управления со стороны ведущего. Ну а занять эту почетную должность может руководитель подразделения, менеджер по персоналу, внутренний тренер, либо кто-то из рядовых сотрудников, пользующийся авторитетом в среде коллег», — рассказал г-н Яценко.

Но не только ведущий, а и все члены группы должны быть готовы к тому, что могут появиться свои ораторы, скептики и молчуны. Попросту — проблемные люди, которые могут мешать плодотворной работе своим неуемным желанием поговорить, поспорить или отсидеться в стороне. Для таких «мешающих» особ, бизнес-тренерами уже давно разработаны приемы спецзащиты. Именно поэтому подготовку ведущего желательно организовать с помощью внешних консультантов, которые обучат его секретам купирования негативных проявлений и помогут наладить работу группы.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
2 августа 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление отделом продаж (Наталья Дегтярева)
16 августа 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью (Игорь Немировский, Инна Старожукова)
28-29 августа 2017
Киев
Специалист по обучению и развитию — SpTD (Оксана Кондратенко)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своегоРазговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего
Тайные мысли успешных женщинТайные мысли успешных женщин
Эффективные письменные деловые коммуникацииЭффективные письменные деловые коммуникации
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтраПобеди прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиямЧек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)