РЕЦЕНЗИИ | Статья по книге 18 октября 2018 г.

Что такое групповое мышление и как от него отделаться

Автор: Сергей Капличный
Источник: Блог издательства "МИФ"

Любая группа людей, работающих вместе достаточно долгое время, начинает мыслить похожим образом. Работу группы и идеи, которые она отстаивает, определяют неписаные правила. Мы естественным образом склонны стремиться к гармонии в социальных группах.

Автор книги «Я хочу больше идей!» (Be Creative — Now!) — Стив Роулинг (Steve Rawling) — уверен, что групповое мышление создает идеальные условия для появления скрытых ошибок. Члены команды, вовлеченные в групповое мышление, не слышат окружающих и избегают открыто обсуждать надвигающиеся проблемы. Причиной этого может стать авторитарный лидер, не терпящий разногласий. Или же подчиненные, которые стремятся угодить и считают главным приоритетом гармонию в группе.

Я хочу больше идей. Более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления (Стив Роулинг)

Подумайте, случалось ли вам работать в группе с сильно выраженной идентичностью и культурой, в которой люди могли сомневаться друг в друге? Как такая группа реагировала на плохие новости, критику или неудачу?

Что такое «групповое мышление»

Давайте сперва разберёмся в терминологии и фактах. Сам термин «групповое мышление» впервые использовал американский психолог Ирвинг Джанис, который исследовал, как администрация Кеннеди оказалась на грани войны во время Карибского кризиса в 1962 году. Джанис выяснил, что эта группа единомышленников стала оценивать свои решения слишком оптимистично и не прислушивалась к отдельным несогласным. В погоне за единогласием участники цензурировали сами себя, а самозваные «контролеры мышления» скрывали неудобную информацию от остальных членов группы.

Военные теоретики называют групповое мышление одной из причин плохого планирования и ошибок в ходе операций. Для борьбы с групповым мышлением американские военные советуют использовать технику «адвоката дьявола».

Мы все выстраиваем мысленные модели, объясняющие мир. Когда мы работаем в группе, наши индивидуальные модели становятся частью сложной групповой модели. «По мере увеличения количества участников в группе, — говорит Эд Кэтмелл (Ed Catmull), основатель Pixar, — неизбежно теряется гибкость».

Как выявить групповое мышление

1. Ищите признаки группового мышления

Проверьте свою группу на склонность к конформизму, используя список из книги «Victims of Group Think» Ирвинга Джаниса (Irving Janis):

Остерегайтесь признаков Когда участники говорят или думают
Иллюзии неуязвимости «Неудача исключена»
«Это, несомненно, правильное решение»
Неотъемлемая мораль группы «Мы всё делаем правильно»
«Все остальные неправы / сумасшедшие / плохие»
Цензура или самоцензура «Нельзя так говорить»
«Я зря так сказал»
Иллюзия единогласия «Мы все думаем»
«Все знают..»
Самозваные «контролеры мышления» «Остальным в группе необязательно это знать»

2. Организуйте группу с открытым мышлением

Каким образом вы могли бы адаптировать описанные ниже модели поведения, рекомендуемые Ирвингом Джанисом, для вашего следующего обсуждения?

Принимайте критику Как вы можете показать, что участники, которые с вами не согласны, также могут повлиять на принимаемые решения?
Придержите свое мнение Можете ли вы начать дискуссию, не высказывая собственные предпочтения или ожидания?
Разделите группу Вы можете организовать подгруппы, работающие над конкурирующими идеями, чтобы позже сравнить и выбрать лучший вариант?
Посторонние мнения Каким образом вы можете представить группе альтернативные мнения?
Альтернативные гипотезы Как ваша группа может найти альтернативное объяснение обсуждаемой ситуации?
Второй шанс Могут ли участники группы выразить свои сомнения после того, как решение было принято?

Назначьте «Адвоката дьявола»

Назначьте одного из участников дискуссии «адвокатом дьявола». Его задача — любым способом не согласиться с мнением группы. «Адвокату дьявола» следует знать, что остальные члены группы:

  • имеют склонность сначала поверить во что-то, а затем искать подтверждение своим убеждениям;
  • обычно замечают то, что ожидают заметить;
  • не обращают внимания на информацию, которая не соответствует их ожиданиям;
  • очень быстро привыкают к занимаемой ими позиции.

Попросите «адвоката дьявола» доказать мнение, обратное мнению группы, одним из следующих способов:

  • сделав другой вывод на основе предложенных данных;
  • найдя упущенную из виду информацию.

Регулярно меняйте участника, выполняющего роль «адвоката дьявола».

Люди — социальные существа, и общество порой оказывает на нас сильное давление. Мы беспокоимся о своем статусе и утешаемся мыслью о том, что видим мир так же, как и другие вокруг нас. Когда мы работаем в группе, конформизм может подобраться незаметно. Поэтому очень важно успеть заметить признаки группового мышления и устранить их до того, как они уничтожили ваш проект.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
21 ноября 2018
Киев
XI Форум HR-Директоров
22-23 ноября 2018
Киев
Комплексное управление логистикой
28 ноября 2018
Киев
Финансы для руководителей и нефинансовых менеджеров

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Створення інноваторів. Як виховати молодь, яка змінить світСтворення інноваторів. Як виховати молодь, яка змінить світ
Кради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiстьКради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiсть
Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеровМир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров
Самое важноеСамое важное
Управленческое консультирование. Введение в профессиюУправленческое консультирование. Введение в профессию


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2018, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается Strategic

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)