РЕЦЕНЗИИ | Статья о книге 5 марта 2012 г.

Большая розница

Книга об избавлении от ограничений в розничных сетях

Автор: Ксения Бородаченко
Источник: "БИЗНЕС" (№33, 2011)

Я так и знал! Теория ограничений для розничной торговли (Элияху Голдратт, Айлан Эшколи, Джо Браунлир)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Едва начинаешь читать книгу "Я так и знал!", становится понятно, что писатель и бизнесмен Элияху Голдратт, автор теории ограничений (ТОС, см. "Человеческим языком"), решил не ограничиваться написанием только бизнес-повести.

Новая книга имеет форму художественной повести, в ней сразу несколько сюжетных линий, которые должны подтолкнуть читателей к качественным изменениям в управлении их предприятиями. Автор объясняет выбор такой формы возможностью легко и понятно донести до читателя суть концепции ТОС: нет нужды приводить десятки примеров из опыта компаний в подтверждение предложенных постулатов, ведь весь текст — это один масштабный пример использования концепции, пусть и вымышленный, зато обобщающий практику многих реальных предприятий. Спору нет, с формой автор угадал: книга действительно прочитывается на одном дыхании, поскольку не усложнена излишним морализаторством и многократным повтором главных рекомендаций.

Да и с содержанием все в порядке. Если в книге "Цель" речь шла о совершенствовании бизнес-процессов в производственных цехах, то теперь все внимание сосредоточено на тех проблемах, которые испытывают большинство розничных сетей при управлении закупками, контроле над запасами и попытках увеличить уровень сбыта.

В частности, перед героем книги Полом Уайтом, управляющим сетевым магазином домашнего текстиля Hannah’s Shop, поставлен серьезный вопрос: создавать дополнительные запасы, загромождая ценное пространство, или же держать в магазине минимум товара, рискуя при этом уменьшить объемы реализации?

Например, привезти ли в магазин скатерть каштанового цвета, которой интересовалась сегодня пожилая дама? Ведь если не привезти товар со склада, торговая точка рискует потерять покупателя, возможно, даже навсегда. Но и доставив скатерть в магазин, управляющий не получит гарантий, что клиент вернется за товаром, т.е. на складе может снова появиться товар, только зря занимающий площадь. Кто знает, когда эта скатерть приглянется покупателю в следующий раз?

Человеческим языком

Теория ограничений (Theory of Constraints, TOC) — концепция менеджмента, предлагающая концентрировать организационные ресурсы на устранении ограничений (противоречий между сроками и качеством, стоимостью и затратами, требуемой производительностью и имеющимися ресурсами), которые мешают компании полностью реализовать потенциал.

Впрочем, управляющему особо нечего терять: из десяти магазинов этого региона его торговая точка находится на восьмом месте по прибыльности, а щедрая дисконтная акция и яркая вывеска "Скидка 50%!" ситуацию почему-то не исправляют. В дополнение ко всему на складе торгового центра, в котором располагается магазин, прорывает трубу, поэтому основную часть товара на время приходится перевезти на региональный склад.

Иными словами, ситуация крайне незавидная — г-н Уайт даже подумывает об увольнении и мечтает о некоем магическом кристалле, который мог бы предсказывать, что его клиенты захотят купить завтра. Однако "всемирный потоп" на складе торгового центра на деле оказался "манной небесной" — за весьма короткое время после него магазин вышел по финансовым показателям на первое место в регионе. Например, уровень сбыта вырос более чем на 20%. При этом оборачиваемость запасов торговой точки увеличилась в пять раз.

С этого момента книгу, пожалуй, можно считать детективом: все силы героев — управляющего, руководителя регионального склада, директора по закупкам — брошены на то, чтобы понять, в чем же секрет ошеломляющего успеха, буквально свалившегося на магазин. Ведь до прорыва трубы дела шли из рук вон плохо.

Поскольку книгу автор этой статьи прочитала полностью, то могла бы и дальше в красках пересказывать все описанные в ней перипетии, однако вынуждена остановиться — так называемые спойлеры (информация, которая раскрывает все подробности сюжета художественного произведения. — Ред.) все-таки считаются плохим тоном и портят удовольствие тем, кто решил прочесть книгу самостоятельно.

Поэтому только намекнем читателю, что все дело действительно в пресловутом прорыве трубы в торговом центре и последствиях аварии, а что именно поменялось в менеджменте магазина, пусть уж узнают сами. А потом достигают подобных результатов: то ли внедряя похожие схемы управления, то ли изобретая магический кристалл, предсказывающий спрос…




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Сила других. Окружение определяет насСила других. Окружение определяет нас
Без усилий. Пусть главное станет прощеБез усилий. Пусть главное станет проще
Гений бизнеса. Как зарабатывать на своих способностяхГений бизнеса. Как зарабатывать на своих способностях

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)