РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 14 ноября 2016 г.

Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем

Источник: Kyivstar Business HUB

Существующие в мире взаимосвязи стали уже настолько сильны, что то, что происходит где-то далеко, влияет на нашу жизнь. И не только реально происходящие события, но и обыкновенные слухи. Условия, в которых мы находимся, — как иллюстрация к понятию «система». Мы живем как системы в мире систем, и чтобы разобраться в ситуации, необходимы навыки системного мышления.

Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем (Джозеф О'Коннор, Иан Макдермотт)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
С детства нас учат мыслить аналитически, логично: сначала разделять события и явления на части, потом рассматривать элементы и снова собирать воедино. Иногда такой подход срабатывает, однако далеко не всегда. В частности, он абсолютно неэффективен и даже опасен, когда речь идет о системах.

«Привычное причинное мышление не срабатывает, когда нам приходится иметь дело с системами, потому что оно склонно везде усматривать действие простых, локализованных в пространстве и во времени причинно-следственных связей, а не комбинаций взаимовлияющих факторов», — пишут авторы книги "Искусство системного мышления" (The Art of Systems Thinking) Джозеф О’Коннор (Joseph O’Connor) и Иан Макдермотт (Ian McDermott). А ведь в системах причина и следствие могут быть разделены огромными промежутками времени или большим пространством. Но даже если следствия еще не видны, действовать нужно уже сейчас.

Нехватка знаний о том, как функционируют системы, приводит к тому, что люди прикладывают усилия в неправильном направлении. И, даже руководствуясь лучшими побуждениями, делают лишь хуже. Кроме того, объем окружающей нас информации непрерывно растет, однако в нем все сложнее отыскать полезную и нужную. А если не суметь вычленить главное, то массивы данных способны лишь запутать.

С этими проблемами может справиться системное мышление. По определению авторов, этот подход позволяет проникнуть за пределы того, что представляется изолированными и независимыми событиями, и увидеть лежащие в их основе структуры. А также распознать закономерности, паттерны событий. Тот, кто владеет искусством системного мышления, может подготовиться к будущему и, в некоторой степени, повлиять на него. Следовательно, он гораздо больше остальных способен управлять ситуацией: в бизнесе и своей жизни.

О’Коннор и Макдермотт уверены: системное мышление — вещь крайне практичная, а системы — это то, что нас окружает повсюду. «Система — это нечто такое, что в результате взаимодействия своих частей поддерживает свое существование и функционирует как единое целое», — пишут они. Поэтому системное мышление рассматривает и целое, и его составляющие, а также связи между ними.

И здесь проявляется очень ценное свойство системного мышления. Системы, которые состоят из элементов абсолютно разной природы и функциональности, подчиняются одним и тем же законам. «Их поведение зависит не от природы и свойств образующих их частей, а от того, как эти части соединены между собой», — говорят авторы.

Следовательно, вы можете предсказать поведение системы, даже если вы не обладаете подробными знаниями обо всех ее элементах. Системное мышление делает нашу жизнь гораздо удобнее и одновременно понятнее. Больше не нужно становиться экспертом в каждой сфере, чтобы предсказывать, как будет действовать система. Причем это справедливо практически для каждой области нашей жизни, начиная от маркетинговой кампании и заканчивая системой ценностей человека.

Ментальные модели ˅
В основе любых наших действий лежат идеи, убеждения, стратегии, которые укоренились глубоко в сознании, — ментальные модели. Мы создаем их на основании собственного опыта и используем для того, чтобы объяснить причинно-следственные связи наблюдаемых событий. Ментальные модели не только определяют наши поступки, но и формируют наши представления об идеальном результате. Также они придают смысл тому, что происходит вокруг нас, и нашему собственному опыту.

Ментальные модели напоминают фильтры, встроенные в мозг и определяющие то, как мы воспринимаем мир. Их формирование происходит с помощью четырех механизмов:

  • Вычеркивание. «Мы вычеркиваем часть информации и формируем наши представления исходя из того, что заметили. Всегда есть и другая информация, но, поскольку она для нас неважна, с чисто практической точки зрения ее как бы и нет. Когда наши ментальные модели уже сформированы, вычеркивание работает на их поддержание», — пишут О’Коннор и Макдермотт.

  • Конструирование. То есть додумывание, видение того, чего на самом деле нет. Мы очень легко находим правдоподобные объяснения тому, что хотим объяснить, и принимаем их за реальность.

  • Искажение. Это манипулирование реальными фактами для того, чтобы придать больше веса каким-то одним аспектам и сделать менее заметными другие. Отличный пример искажения — ревность.

  • Обобщение. То есть рассмотрение единственного факта как типичного, использование слов «всегда», «никогда», «все» и тому подобных. Самое опасное в обобщении то, что, приняв нечто как данное, мы становимся слепы к доказательствам обратного.

Сами по себе наши ментальные модели образуют систему и помогают нам эффективно взаимодействовать с миром. Но иногда из-за некоторых из них мы неверно трактуем наш опыт или происходящие события. Именно поэтому нам нужно научиться понимать свои ментальные модели — ведь мы используем их, чтобы придать смысл многим другим системам. Хорошая новость заключается в том, что при необходимости их можно изменять. Как обнаружить ментальные модели, которые не помогают вам решать проблемы, а ограничивают вас?

Во-первых, стоит составить список трудностей. Для этого поставьте перед собой некую цель и спросите себя: что мешает мне в ее достижении? Затем по поводу каждой трудности задайте себе вопрос: в чем она проявляется? А потом спросите: что должно произойти, чтобы это перестало быть проблемой? «Проявите особое внимание к тем ответам, которые указывают на отсутствие навыков или ресурсов у вас или у других. Возможно, это говорит о наличии ограничивающих ментальных моделей», — советуют авторы.

Второй способ выявить ограничивающие вас модели — метод «левой колонки». Нужно вспомнить типичный проблемный разговор с кем-либо и записать в правой колонке то, что вы говорили, а в левой — что думали. Затем перечитать левый столбец, и спросить себя: какие убеждения породили эти мысли? Что помешало вам произнести их вслух? Исходя из ответов на первые два вопроса, что вы можете сказать о своих представлениях и убеждениях?

В-третьих, бывает полезно прислушаться к тому, как и что вы говорите, и ставить под сомнение каждое суждение. Особенно стоит обратить внимание на оценки, модальные операторы («должен», «следует» и т.д.) и обобщения. Они могут свидетельствовать о наличии ограничивающих ментальных моделей.

Пять основных мыслей:

  1. Системное мышление рассматривает целое, его составляющие, а также связи между ними. Тот, кто владеет этим искусством, может подготовиться к будущему и, в некоторой степени, повлиять на него.
  2. Системы, которые состоят из элементов абсолютно разной природы и функциональности, подчиняются одним и тем же законам.
  3. У системы есть свойства, отличные от свойств ее частей. Они называются эмерджентными и проявляются, когда система функционирует.
  4. Чтобы изменить систему, нужно знать принцип рычага: куда стоит приложить усилия, чтобы добиться перемен.
  5. В основе любых наших действий лежат ментальные модели, которые придают смысл нашему опыту, но могут и ограничивать нас. Ментальные модели можно изменять.

Стоит задуматься:

  • В каких случаях системное мышление может помочь лучше, чем аналитическое?
  • Где оптимальная точка приложения усилий в системе, которую вы пытаетесь изменить?
  • Как сделать обучение более эффективным, используя системное мышление?

Cледует сделать:

  • Выявить ограничивающие вас ментальные модели.
  • Тренироваться определять типы обратных связей в разных системах.
  • Попробовать визуально изобразить модели систем, с которыми вы имеете дело.


comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
28-30 марта 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Школа Продавца (Наталья Дегтярева)
29 марта 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью (Игорь Немировский, Инна Старожукова)
1 апреля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управленческое общение: как стать «фигурой влияния» для своих подчиненных (Ирина Головнева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как оказывать влияние. Новый стиль управленияКак оказывать влияние. Новый стиль управления
Сила звички. Чому ми діємо так, а не iнакше в життi та бiзнесiСила звички. Чому ми діємо так, а не iнакше в життi та бiзнесi
Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!
Начни. Врежь страху по лицу, перестань быть «нормальным» и займись чем-то стоящимНачни. Врежь страху по лицу, перестань быть «нормальным» и займись чем-то стоящим
Работайте меньше, делайте больше. 14-дневный тренинг повышения продуктивностиРаботайте меньше, делайте больше. 14-дневный тренинг повышения продуктивности


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)