Управление компанией в период спада

Раздел: Стратегия
Автор(ы): The Economist
размещено: 14.11.2001
обращений: 8522

Выживание в период экономического спада — настоящая проверка компании на прочность. Никто не станет спорить с тем, что период буйной экономической экспансии намного приятнее того, что последовало за ним: длительный (возможно, очень длительный) период охлаждения экономики. Однако по-настоящему талантливые руководители могут обратить в свою пользу любые экономические условия и оказаться в выгодном положении даже в тяжелые времена рецессии.
Выпускать новые продукты, открывать новые офисы и нанимать новых людей — тяжелый труд, но намного более приятный, чем закрывать и увольнять. Но то, как компания справляется со спадом — не только наилучшая проверка профессиональной пригодности руководства, но и показатель того, насколько хорошо пойдут дела, когда общая ситуация изменится к лучшему.

Одна из проблем заключается в том, что небывалая волна экономического роста сделала топ-менеджерами тех, кто до этого, в лучшем случае, были менеджерами среднего звена. Действительно, многие из сегодняшних ведущих компаний (Cisco Systems, Vodafone, AOL) — дети хороших времен. В отличие от менеджеров, управлявших европейскими компаниями в 90х годах, сегодняшнее руководство упомянутых корпораций ничего, кроме роста, не видело. Практически ни один из управляющих младше сорока лет не имеет реального опыта управления компанией в период спада бизнес-цикла. Учитывая, что во главе самых быстрорастущих компаний обычно стояли молодые руководители, ситуация внушает определенные опасения.

Блеск многих популярных в последнее время топ-менеджеров заметно поблёк. Падение акций корпораций существенно подмочило репутацию таких героев публикаций в бизнес-журналах, как Джефф Безос из Amazon, Карли Фьорина из Hewlett-Packard и Майкл Армстронг из AT&T. Кто сейчас восхваляет Ричарда Ли из Pacific Century Cyberworks (Гонконг), или Масаёси Сона из японского Softbank?

Все эти люди сейчас понимают, что управлять компанией в тяжелые времена намного труднее. Причина — в цене возможных ошибок. Еще год назад никто не думал задавать каверзные вопросы по поводу доходов (или их отсутствия) компаниям, название которых начиналось с «е». Приобретите какую-нибудь никчемную компанию, и в хорошие времена какой-нибудь простак выложит круглую сумму, чтобы выкупить ее у вас. Наймите плохих сотрудников — и вскоре они сами уйдут на другую работу. Но во время спада все это не работает, и стратегические шаги, казавшиеся потрясающе смелыми, внезапно начинают казаться угрожающе глупыми. Во время рецессии менеджерам нужно быть более внимательным к возможным рискам, так как даже одна ошибка может стать фатальной.

Спад не простит таких вещей, которые прощались во время экономического подъема, и поэтому он станет хорошей проверкой для многих концепций, популярных среди менеджеров. Например, обеспечивает ли аутсорсинг большую гибкость, или компания попадает в ловушку, так как не может разорвать контракт так же легко, как, скажем, уволить часть своих сотрудников? Кроме того, спад заставляет корпорации принимать трудные решения, которые откладывались, пока все было хорошо. Убыточные заводы закрываются, от неудачных продуктов избавляются. Британский Marks&Spencer наконец решился закрыть свои магазины в Европе, практически не приносившие прибыли, и продать Brooks Bros в США. Шведский Ericsson решил отказаться от самостоятельного производства мобильных телефонов и теперь заказывает их по субконтракту. Но свести концы с концами все-таки тяжело. В ближайшие месяцы менеджерам придется принять еще много подобных трудных решений, но эти решения не должны ставить под угрозу рост в будущем. Зачастую компании в первую очередь сокращают затраты на исследования и обучение, но в дальнейшем эти направления будет трудно восстановить. Чем больше расходов фирма урежет, тем труднее ей будет в будущем.

Периоды спада могут принести и пользу — особенно для компаний, которые во время бурного роста не слишком увлекались расширением. Соблазн потратить кучу денег на новое направление бизнеса или новую технологию наиболее силен тогда, когда экономика процветает — и это демонстрирует мания «дот-комов». Но компании, которые тогда смогли удержаться от соблазна, сегодня обладают достаточными ресурсами, чтобы купить необходимое по дешевке; так всегда бывает, когда рынок падает.

Похожая ситуация будет наблюдаться и на рынке труда. Рецессия сдвигает равновесие в системе работник-работодатель в пользу последнего. Нанять и удержать в фирме хорошего человека легче, когда на рынке мало новых рабочих мест. Так что в войне за таланты наступает временное перемирие, хотя война сразу возобновится, как только экономика пойдет в гору. Для компаний, уверенных в себе, этот год будет удачным — они смогут нанять штат высококлассных специалистов.

Покупки по дешевке можно будет сделать и на рынке оборудования. Обратной стороной чрезмерных инвестиций в США в последние годы станет большое количество ненужных серверов и неиспользованных сетевых мощностей, которые крепкие компании смогут купить по минимальным ценам. Когда вернутся хорошие времена, эти низкие цены окажут мощное стимулирующее воздействие на спрос.

Компании, которые смогут позволить себе воспользоваться преимуществами, вытекающими из спада, окажутся в выгоднейшем положении, когда начнется экономический рост. Период, в которой фирмы смогут заработать серьезные деньги, обычно бывает очень недолгим, и, чтобы использовать его целиком, необходима быстрая и гибкая реакция. Управлять компанией в период роста относительно легко. Но долгосрочную устойчивость компании определяет то, как она выживает во время спада.

Оригинал статьи — на Economist.com



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Переход к голубому океану. За пределами конкуренцииПереход к голубому океану. За пределами конкуренции
Хороший рост — плохой рост. Масштабируйте возможности, а не проблемыХороший рост — плохой рост. Масштабируйте возможности, а не проблемы
Великие, а не большиеВеликие, а не большие



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)