ТЕНДЕНЦИИ | Автоматизация процессов 9 сентября 2019 г.

Как эпоха роботов изменит функционал топ-менеджеров

Источник: "РБК"

Автоматизация процессов неизбежно повлечет за собой переосмысление задач управленцев высшего звена. Как бизнесу подготовиться к эпохе роботизации с точки зрения структуры, объясняют партнеры PwC Стефани Хайд (Stephanie Hyde) и Уилсон Чоу (Wilson Chow).

Как эпоха роботов изменит функционал топ-менеджеров Роботы будут играть критически важную роль в работе персонала. По оценкам PwC, доля рабочих мест, находящихся под угрозой автоматизации, составит около 20% к середине 2020-х годов и около 30% — к середине 2030-х годов. Работники должны быть готовы к появлению коллег-роботов, либо же овладеть новыми умениями, тогда как машины возьмут на себя часто повторяющиеся и опасные задачи.

Робототехника обычно разделяется на промышленную и сервисную.

  • Промышленные роботы встречаются на линиях сборки заводов либо как упаковщики и комплектовщики в центрах обработки заказов.

  • Сервисные роботы необходимы в сфере услуг, заменяют там труд человека, причем не всегда представляют собой машину. Иногда это лишь программа с искусственным интеллектом (ИИ).

В трансформации труда свою роль сыграют оба типа роботов — в зависимости от отрасли и функционала. Это касается не только рядовых сотрудников, но и топ-менеджеров, которые должны возглавить процесс автоматизации компании, а также быть готовы к переменам в собственной работе. Управление гибридной рабочей силой, состоящей из людей и роботов, требует новых принципов руководства. Важно сочетать гуманизм и эмпатию с техническим складом ума. Более того, в структуре компании возможно появление новых должностей, скажем директора по роботам.

Перемены требуют от топ-менеджмента уже сейчас планировать «дорожную карту» своей карьеры и своего бизнеса на 5-10 лет вперед. Нужно уметь оценить как свои сильные стороны, так и пробелы в знаниях. Конечно, автоматизация в меньшей степени угрожает рабочим местам директоров, нежели позициям заводских и офисных работников, но сам характер работы руководителя претерпит серьезные изменения.

В зависимости от своих функций топ-менеджеры должны переосмыслить свою роль в эпоху роботов. Тут стоит учесть такие аспекты:

  • что нужно сделать сейчас, чтобы подготовиться к моменту, когда робототехника трансформирует их бизнес и всю отрасль;
  • каковы должны быть структурные изменения компании;
  • каким компаниям нужны кадры, как они будут вместе работать, какие у них будут функции и обязанности;
  • как надо будет управлять гибридной рабочей силой, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование работника-человека и работника-робота?

1. Генеральный директор

Ответственность за эффективное управление начинается именно с него. Он должен представить компании концепцию развития и возглавить ее реализацию. Гендиректору важно будет демонстрировать личную вовлеченность в процесс перемен, заинтересованность в успехе, предъявлять высокие требования к себе и подчиненным. Касательно же ИИ и роботов задача гендиректора — убедиться, что члены совета директоров имеют надлежащую экспертизу, чтобы направлять процесс принятия решений. Наконец, гендиректор будет отвечать за формирование корпоративной культуры, обеспечивающей сосуществование человека и робота.

2. Финансовый директор

Его задача будет состоять в том, чтобы следить за окупаемостью инвестиций в автоматизацию бизнеса, как в своем отделе, так и во всей компании. На финансового директора также ляжет обязанность мониторить соблюдение законов и правил, объяснять инвесторам и властям обоснованность вложений в роботизацию бизнеса. Важно будет также выработать понимание реальных и цифровых взаимоотношений (например, работа с поставщиком, применяющим роботов), чтобы внедрять соответствующие меры контроля.

С течением времени роботы будут брать на себя все больше функций бэк-офиса, вроде расчетов по торговым операциям и подготовки отчетов, оставляя людям более сложные задачи — аналитику высокого уровня и принятие решений. И контролировать эту трансформацию также должны будут финансовые директора.

3. Операционный директор

Руководство процессом перехода на гибридную рабочую силу ляжет именно на операционного директора. Чтобы понимать, к чему ведут перемены, они должны будут закрыть все пробелы в технологических знаниях.

У разных отраслей может быть своя специфика. Например, в промышленности ценность автоматизации заключается в создании мощностей, снижении затрат, повышении надежности и обеспечении гибкости производственных процессов. Автоматизация — это не самоцель. Операционный директор должен внедрять ИИ и роботов согласно цифровой стратегии бизнеса, четко ориентируясь на поставленные задачи, например оптимизацию цепочки поставок.

4. Директор по персоналу

По данным недавнего исследования PwC, 41% руководителей отдела кадров уверены, что их отдел в курсе передовых технологий, тогда как другие топ-менеджеры столь же лестно отзываются о своих кадровых службах лишь в 25% случаев. Отсюда следует, что директора по персоналу также должны заполнять пробелы в своих знаниях. На них же лежит и задача развития корпоративной культуры.

Главы отдела кадров должны уметь оценивать компетенции своих сотрудников, определять, кому нужна переподготовка или повышение квалификации. С другой стороны, они должны обеспечить, чтобы будущие сотрудники уже обладали навыками, которые будут необходимы через десять лет.

Самое главное для директоров по персоналу — принять идею о том, что в мире автоматизации нужно защищать не рабочие места, а людей. Разъяснять работникам выгоды автоматизации в долгосрочной перспективе и воспитывать у менеджеров нужные для эпохи перемен умения — вот их задача.

5. Директор по маркетингу

В новых условиях маркетинг будет восприниматься не как финансовая дыра, а как центр генерации выручки. Все больше функций директоров по маркетингу будет связано с анализом данных. Клиенты захотят получать индивидуальные продукты и услуги, так что маркетологи будут теснее сотрудничать с отделом продаж, обеспечивая предложением соответствующий спрос. Передовой анализ данных, который и возьмут на себя роботы, освободит время топ-менеджеров для планирования «дорожной карты» и выработки стратегии вывода продукта на рынок.

6. Директор по технологиям

Директор по информационным технологиям, по цифровым технологиям, даже директор по роботизации — как бы ни называлась должность, без упоминания ИТ-специалистов разговор о переменах в топ-менеджменте невозможен. В период исследования рисков и возможностей они должны тесно сотрудничать с финансовыми директорами. Помимо этого, у них будет огромная зона ответственности: кибербезопасность, управление данными и их анализ, работа со стартапами и прочими игроками ИТ-рынка. Акцент должен стоять не на сокращении затрат, а на генерации выручки.

Автоматизацию нельзя провести за день, но это не отменяет того, что к нынешней скорости внедрения инноваций топ-менеджмент должен адаптироваться как можно быстрее. Гендиректору уже сегодня надо обсуждать перемены и внедрять новые технологии в стратегию, не упуская при этом из виду конечной цели. Кто знает, если у вас на предприятии еще нет роботов, может вы уже среди отстающих?

По материалам "How Robots Will Transform the C-Suite", strategy+business.

Иллюстрация: Depositphotos.com




comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
25 сентября — 10 октября 2020
Киев
ШКОЛА ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА. Управленческий учет. Показатели эффективности. Бюджетирование. Анализ компании. Менеджмент. Мотивация
28 сентября — 2 октября 2020
Киев
Интенсив «Школа современного нормирования»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Осознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряженияОсознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряжения
Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своегоРазговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего
Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людейТвердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей

bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2020, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается Strategic

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



➥ Спасибо, я уже подписан(-а)