ТЕНДЕНЦИИ | НИОКР 23 июля 2010 г.

НИОКР после кризиса

Публикуется с согласия редакции "Вестника McKinsey".
Статья вышла в 21-м номере журнала.
Полностью номер можно прочитать
на сайте www.vestnikmckinsey.ru

Авторы: Кристи Барретт, Крис Муссо, Асутош Падхи

Исследование, проведенное компанией McKinsey, показало, что в настоящее время во всем мире наблюдается устойчивое возобновление корпоративных программ в сфере НИОКР. Руководители компаний полагают, что в 2009 г. их компании выбрали верное направление развития, и теперь они намерены максимально эффективно использовать преимущества от внедрения инновационных разработок.

Как показывают результаты исследования, проведенного компаний McKinsey[1], по мере восстановления экономики после мирового кризиса приоритетность научно-исследовательской деятельности в стратегических планах развития компаний резко повысилась. В среднем четверо из десяти респондентов заявили, что в 2010 г. по сравнению с прошлым годом в их компаниях увеличился бюджет, выделенный на НИОКР, и повысился уровень активности в сфере научно- исследовательских разработок. Более того, руководители компаний настроены крайне оптимистично и полагают, что мероприятия в этой сфере, реализованные во время экономического кризиса, обеспечат надежный фундамент для развития компаний в ближайшие три — пять лет.

Таковы, среди прочего, результаты опроса, целью которого было выяснить, что руководители высшего звена думают о ситуации, сложившейся на сегодняшний день в сфере НИОКР, а также какие действия предпринимали во время кризиса подразделения их компаний, занимающиеся научно-исследовательскими разработками, какой опыт они приобрели и каким образом на них сказался недавний экономический спад.

Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что оптимизм руководителей компаний небезоснователен. Многие респонденты утверждают, что в 2009 г. в их компаниях был проведен ряд преобразований, касающихся организационной модели подразделений НИОКР, их инфраструктуры и процессов, и в дальнейшем они рассчитывают сохранить преимущества, полученные в результате этих преобразований. Также руководители компаний намерены отказаться от ограничений, которые были целесообразны во время кризиса, однако утратят актуальность в долгосрочной перспективе. Тем не менее многие респонденты опасаются, что меры по сокращению затрат на НИОКР, принятые ими в 2009 г., будут иметь неблагоприятные последствия, в частности повлекут за собой ослабление кадрового потенциала, а также сокращение доли рынка вследствие отказа от целого ряда исследований, связанных с разработкой инновационных продуктов.

Руководители компаний, получавших наиболее существенные преимущества за счет инновационных разработок, напротив, настроены весьма оптимистично. Они сокращали объемы НИОКР в гораздо меньшей степени — даже в самый тяжелый период кризиса. Для них кризис был скорее возможностью сохранить — или даже упрочить — свое превосходство в долгосрочной перспективе, когда тенденции развития мировой экономики станут более благоприятными.

Восстановление сектора НИОКР

Стратегическая важность НИОКР возрастает по мере стабилизации экономической ситуации. Около 60% руководителей заявляют, что научно-исследовательские разработки займут самое приоритетное место в плане развития их компаний на ближайший год или, по крайней мере, войдут в тройку наиболее приоритетных задач. Для сравнения: годом ранее такой ответ на этот вопрос дали только 47% респондентов.

40% руководителей заявили, что в 2010 г. бюджет их компаний, выделенный на НИОКР, будет превышать или даже значительно превышать бюджет, выделенный на аналогичные цели в 2009 г. На этот же вопрос, заданный в 2009 г., только 20% респондентов ответили, что их компании предположительно увеличат инвестиции в научно-исследовательские разработки по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, в 2010 г. вдвое больше участников опроса сообщили, что их компании планируют расширять деятельность в сфере НИОКР (44% по сравнению с 22% в прошлом году).

Несмотря на увеличение объема финансирования НИОКР и на расширение деятельности в этой области, большинство компаний придерживаются выжидательной позиции в вопросах кадровой политики. Относительно немного респондентов заявили, что их компании нанимают или увольняют сотрудников, занимающихся научными разработками и исследованиями. Наиболее распространенной моделью кадровой политики в настоящее время является удержание кадров (см. схему 1).

Удержание кадров - в центре внимания

Управление бизнесом во время кризиса

Руководители компаний признают, что приостановление, сокращение или прекращение инвестиций в научно-исследовательские разработки может отрицательно сказаться на конкурентоспособности их бизнеса в долгосрочной перспективе. Тем не менее 42% респондентов заявили, что их компании в 2009 г. сократили бюджет на НИОКР. Скорее всего, эта мера является вынужденной и отражает политику компаний, к которой им пришлось прибегнуть, чтобы выжить в условиях недавнего экономического кризиса. Кроме того, если сравнить меры, принятые компаниями весной 2009 г. (на момент проведения первого опроса компании McKinsey) и в конце того же года, то становится очевидно, что для многих организаций, ведущих научно-исследовательские разработки, с течением времени ситуация постоянно ухудшалась. К концу года гораздо больше компаний приняли решение отказаться от реализации проектов в сфере НИОКР, приостановить их финансирование или прекратить набор персонала (см. схему 2).

Целенаправленное сокращение затрат в сфере НИОКР

Некоторые компании в течение ближайших лет будут ощущать неприятные последствия этих решений. Многие руководители, чьи компании сокращали затраты на НИОКР, признают, что эти меры в ближайшие три — пять лет будут иметь негативный эффект. По мнению респондентов, с наибольшей вероятностью их могут ожидать такие проблемы, как сокращение доли рынка, отставание от конкурентов по уровню технологической базы, потеря знаний, накопленных компанией, а также ухудшение морального состояния сотрудников (см. схему 3).

Последствия мероприятий 2009 г.

В то же время многие компании использовали кризис как возможность для повышения дисциплины в подразделениях НИОКР, преобразования их организационной модели, инфраструктуры и процессов. Наиболее распространенными мерами стали: повышение степени ответственности сотрудников за результаты работы и расходы компании, укрепление сотрудничества с подразделениями НИОКР в других организациях, более активное использование мировых ресурсов и оптимизация важнейших процессов в сфере НИОКР. Цель всех перечисленных мер — создание надежного фундамента для эффективной разработки инноваций в долгосрочной перспективе (см. схему 4).

Каким образом преобразования в сфере НИОКР окупятся в ближайшем будущем

Каковы ближайшие перспективы в сфере НИОКР?

Большинство респондентов, чьи компании в 2009 г. проявили дальновидность и провели перечисленные на схеме 4 преобразования, намерены сохранить полученные преимущества в течение ближайших трех — пяти лет. Напротив, преобразования, направленные исключительно на сокращение затрат, особенно расширение существующих продуктовых линеек и реализация краткосрочных проектов, скорее всего, не будут последовательно проводиться в ближайшем будущем. Этот результат исследования отражает сложность ситуации, в которой компании оказались в разгар кризиса и которая вынудила их прибегнуть к экстренным мерам, обеспечивающим только краткосрочные результаты.

Вне зависимости от того, какие мероприятия проводились в 2009 г., респонденты в целом продемонстрировали весьма оптимистичный настрой — возможно, даже слишком оптимистичный. Две трети респондентов уверены, что их компании смогут превзойти конкурентов в ближайшие три — пять лет благодаря мероприятиям в сфере НИОКР, реализованным в течение 2009 г. Наибольший оптимизм демонстрируют руководители, чьи компании не сокращали затраты на научно-исследовательские разработки в прошлом году: 81% из них полагают, что смогут добиться успеха в конкурентной борьбе благодаря реализованным мероприятиям в сфере НИОКР. Для сравнения — среди руководителей компаний, в которых проводились сокращения расходов на научно-исследовательские разработки, только 52% респондентов настроены столь же оптимистично.

В ответ на вопрос о целях, которые ставят перед собой компании в 2010 г., респонденты, как правило, описывали более долгосрочные задачи — например создание новых или совершенствование существующих продуктов и услуг с целью удовлетворения растущих потребностей клиентов или получения конкурентных преимуществ (см. схему 5).

НИОКР в 2010 г.

Сильный становится сильнейшим

Одним из важнейших аспектов опроса, проведенного в прошлом году, было тщательное изучение ответов успешных руководителей, чьи компании извлекли максимальные преимущества из развития НИОКР и добились лучших по выборке результатов в сфере разработки инноваций. Опрос, проведенный в этом году, также предполагал тщательный анализ ответов подобных респондентов. В группу респондентов, подпадающих под это определение, вошли руководители, которые заявили, что их компании достигли более высоких темпов органического роста, чем компании-конкуренты, и что этот рост не менее чем на 30% обусловлен внедрением новых продуктов, разработанных корпоративными подразделениями НИОКР без привлечения сторонних ресурсов.

Между стратегией дальнейшего развития компаний, добившихся успеха в сфере НИОКР, и стратегией всех остальных компаний есть заметные различия. В частности, компании, успешно внедряющие инновации, не более, чем остальные компании, склонны расширять деятельность в сфере НИОКР в течение 2010 г., однако они в полтора раза активнее остальных компаний заключают долгосрочные договоры, чтобы максимально эффективно использовать будущие возможности роста. Примерно такое же соотношение наблюдается между вероятностью, с которой разные компании будут формировать свой портфель продуктов из инновационных разработок: среди руководителей компаний, успешно внедряющих инновации, на соответствующий вопрос положительно ответили 26% респондентов, в то время как среди руководителей остальных компаний — только 15%.

Также следует отметить, что, согласно результатам исследования, компании, успешно внедряющие инновации, больше внимания уделяют вопросам работы с персоналом, занятым в области НИОКР. В частности, их руководители существенно чаще, чем руководители всех остальных компаний, отвечали, что в их организациях прилагаются значительные усилия по удержанию кадров (40% респондентов по сравнению с 29%). Большинство компаний, успешно внедряющих инновации, не сокращали расходы на НИОКР в 2009 г. (такой ответ дали 63% респондентов; для остальных компаний этот показатель составляет 53%), однако руководители тех компаний, которые проводили сокращение бюджета на научно-исследовательские разработки, сильнее опасаются таких неблагоприятных последствий, как ухудшение качества кадрового потенциала в сфере НИОКР, потеря знаний, накопленных компанией и ухудшение морального состояния сотрудников.

И наконец, компании, добившиеся успеха в сфере НИОКР, существенно активнее остальных компаний ведут преобразования в двух областях операционной деятельности, связанных с долгосрочными инвестициями: они стремятся к оптимизации важнейших процессов и к расширению инфраструктуры в сфере научно-исследовательских разработок (см. схему 6).

Компании, успешно действующие в сфере НИОКР, стремятся оптимизировать процессы

Рекомендации на будущее

  • Опыт показывает, что удержание имеющихся кадров — мудрая политика. Однако, по результатам исследования, доля компаний, уделяющих достаточно внимания этому вопросу, составила лишь 30%. Слишком часто компании выпускают этот аспект из виду или просто оказываются неспособны удерживать ключевых сотрудников по мере стабилизации экономической ситуации. Дальновидные работодатели в настоящий момент должны рассмотреть краткосрочную возможность привлечения лучших специалистов из конкурирующих компаний, которые не смогли вовремя сориентироваться в ситуации и не приняли своевременных мер по удержанию кадров.

  • Несомненно положительным является тот факт, что многие компании намерены сохранить повышенную степень ответственности сотрудников за расходы на научно-исследовательские разработки, а также развивать сотрудничество с подразделениями НИОКР в других организациях. Такой подход неизменно способствует прекращению малорентабельных проектов, что в свою очередь позволяет высвободить ресурсы для разработки новых интересных идей. Кроме того, опыт показывает, что идеи, разработанные в сотрудничестве с заказчиком и при участии специалистов из других организаций, всегда оказываются более перспективными.

Руководителям компаний следует обратить особое внимание на то, какое место в политике компаний, успешно внедряющих инновации, отводится оптимизации важнейших процессов и расширению инфраструктуры в сфере научно-исследовательских разработок. Внедрение «бережливых» процессов и развитие эффективной инфраструктуры в любом случае способствуют более успешной разработке инноваций. Однако особенно целесообразным этот подход может оказаться сегодня для компаний из Европы, США и других стран с высоким уровнем цен на факторы производства, поскольку в настоящее время они столкнулись с новыми конкурентами из стран Азии и других регионов, где цены на ресурсы существенно ниже.

Статья была опубликована в The McKinsey Quarterly, апрель 2010 г.

Об авторах:

    Кристи Барретт (Christie W. Barrett) — консультант McKinsey, Детройт
    Крис Муссо (Chris Musso) — младшего партнера McKinsey, Кливленд
    Асутош Падхи (Asutosh Padhi) — партнер McKinsey, Чикаго


    [1] В опросе, проведенном McKinsey Quarterly в марте 2010 г., приняли участие 532 представителя высшего руководства компаний со всего мира. Область специализации всех респондентов — руководство научно-исследовательскими разработками. Чтобы скорректировать разницу в коэффициенте участия респондентов, все данные взвешены по объему ВВП соответствующих стран.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Креативность. Используй нестандартные решения каждый деньКреативность. Используй нестандартные решения каждый день
HBR Guide. Стресс на работе: Восстанавливать энергию. Снижать нагрузку. Найти балансHBR Guide. Стресс на работе: Восстанавливать энергию. Снижать нагрузку. Найти баланс
Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успехаПрыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)