ТЕНДЕНЦИИ | Sharing Economy 4 ноября 2015 г.

Лучше вместе? Как мы убили экономику совместного пользования

Источник: "Идеономика"

О том, во что превратилась очередная большая идея, рассказывает Сара Кесслер (Sarah Kessler), журналист Fast Company.

Лучше вместе? Как мы убили экономику совместного пользования
Иллюстрация: Shutterstock
«У многих ли из вас есть электродрель?» — спросила у слушателей конференции TEDxSydney Рэчел Ботсман, автор книги The Rise Of Collaborative Consumption. Разумеется, почти все подняли руки. «Эта дрель за все время своей жизни будет использоваться всего 12-15 минут. И это как-то смешно, не так ли? Ведь вам нужны дырки, а не дрель».

Сделав паузу и дав аудитории посмеяться, Ботсман предложила очевидное решение. «Почему бы не арендовать дрель? Или не сдать вашу дрель в аренду другим людям и заработать на этом?»

Тогда, в 2010 году, совместное потребление или sharing economy казалось приятной и милой неизбежностью. На потребителей обрушилась ужасная рецессия, людей все больше волновала экология, и новые онлайн-инструменты давали нам связующие нити, которые позволяли обходиться меньшим, если делиться вещами с соседями. «Мы живем в глобальной деревне, где воспроизводятся связи, которые раньше случались только лицом к лицом, но в масштабе, прежде немыслимом, — объясняла Ботсман. — Это сейсмический сдвиг от индивидуального потребления к повторному открытию коллективного блага».

И тогда уже появилась группа стартапов, которые побуждали людей делиться дрелями. Среди них были Ecomodo, Crowd Rent, Share Some Sugar, NeighborGoods, Thingloop, OhSoWe и SnapGoods.

Медиа очень понравилась эта идея. Журнал Entrepreneur назвал NeighborGoods одной из 100 самых блестящих компаний 2011 года. И масса журналов, от Time до Wired, с восхищением рассказывали об идее сдачи дрели в аренду. Даже компании, которые к дрелям не имели отношения, воспевали эту теорию. «В Америке 80 миллионов дрелей, которые используются в среднем по 13 минут, — писал глава Airbnb Брайан Чески в колонке для New York Times. — Разве каждому из нас нужна своя дрель?»

Но есть одна проблема. Как выразился Адам Берк (Adam Berk), основатель стартапа Neighborrow, «все это звучало здорово, да только всем было плевать. Люди шли и покупали новые дрели. Или просто долбали отверткой в стену».

Из восьми перечисленных проектов пока жив только NeighborGoods — его спас инвестор, которому была лично симпатична эта идея. В стартапе зарегистрировались 42 тысячи человек, но сейчас активны только 10 тысяч. Сайты вроде Airbnb и Uber стали гигантами, а платформа для совместного использования электродрелей так и не взлетела.

Вместо платформ, которые будут вдохновлять контакты между людьми и уменьшать количество мусора, возникли компании, которые довольно коряво встроились в эту идею совместного пользования, а то и извратили ее. На сайте вроде Airbnb можно попользоваться чужим домом, но платить надо посуточно, как в отеле. Платформы вроде Uber или Handy позволили «делиться» трудом независимых подрядчиков из расчета столько-то долларов за час или за милю.

Но реальная экономика совместного пользования умерла.

Это была красивая идея, но ее смерть никто не заметил. И никто не задался вопросом, почему эта прекрасная идея, которая всем так понравилась, превратилась в еще одно банальное проявление капитализма.

Гэри Сиге (Gary Cige), который основал платформу для обмена вещами Zilok в 2007 году, набрел на эту идею, когда один раз в Париже ему и вправду понадобилась электродрель. Основатель SnapGoods Рон Уильямс (Ron Williams) как-то нуждался в мотоцикле и взял его в аренду по объявлению на Craigslist. Кире Шварц (Keara Schwartz), основателю Share Some Sugar, однажды понадобилась лестница. «Я поискала ее в интернете — но платить $175 за что-то, что мне понадобится всего один раз? Это просто возмутительно».

Идея сдавать вещи в аренду соседям вызвала массу внимания и похвалы. Мать Уильямса показала статьи о его проекте соседям, и Уильямс заметил, что она впервые поняла, чем он занимается. «Мы не инвестировали в маркетинг, но мы получили фантастический трафик». SnapGoods привлек 100 тысяч пользователей.

Но вскоре оказалось, что между интересом к концепции и реальной жизнью большая пропасть. На SnapGoods и NeighborGoods было гораздо больше желающих сдать вещи в аренду, чем желающих платить за это. У Share Some Sugar была противоположная проблема.

А Уильямс столкнулся с неприятным фактом. «Дрель сейчас можно купить на Amazon за $30 и быстро получить. Стоит ли тогда тратить время на то, чтобы ехать куда-то за дрелью, за аренду которой вы заплатите $15, а потом еще везти ее назад?» Похоже, что для большинства людей ответ был — нет.

Уильямс придумывал, как решить эту проблему. Может, договориться с таксистами или водителями грузовиков, чтобы они доставляли товары за небольшую плату, когда будут свободны (эту идею потом использовал Uber)? Он также ввел возможность рекламировать то, что ты сдаешь в аренду на его сайте. В конце концов это привело его к идее таргетирования в социальных сетях, и он разработал такую технологию под названием Knod.es — а SnapGoods закрыл.

Шварц переехала в Нью-Йорк, перестала отвечать на запросы клиентов, а потом — три года назад — совсем закрыла свой сайт Share Some Sugar.

«Мы пробовали все: школы, церкви, пригороды, — говорит Берк о Neighborrow. — По идее, наша идея должна сработать в офисах. Но не сработала». Он взялся за другой проект.

Самые успешные стартапы по «совместному использованию» — это те, у кого процесс получился как можно более эффективным и коммерческим. «Что Airbnb сделал здорово — это процесс аренды квартиры, который очень похож на съем номера в гостинице», — говорит Сиге, основатель Zilok. Он покинул свой проект в 2011 году.

Другие компании, которые претендовали на место в sharing economy, отошли от этой темы. Lyft дебютировал как более локальный и ориентированный на водителя-обывателя вариант Uber, но сейчас конкурирует с последним по ценам.

Parking Panda продвигал себя как способ делиться парковочными местами с соседями, но сейчас большинство из тех мест, что сдаются на нем в аренду, принадлежат ресторанам, гостиницам и аэропортам. Rent the Runway успешно сдает в аренду платья, но сдают эти платья не соседи, а большая компания со складом на 65 000 наименований одежды. Называть Groupon, Netflix или Kickstarter компаниями по «совместному использованию» сейчас уже просто смешно.

И дело не в том, что это плохие сервисы или что они не упрощают нашу жизнь. Вовсе нет. Но они уже не имеют никакого отношения к оригинальной идее экономики совместного пользования. Это скорее «экономика доступа», как выражался когда-то Уильямс.

В прошлом году Брендан Бенцинг (Brendan Benzing) и Себастьен Мартел (Sebastien Martel) основали компанию MyNeighbor — платформу для сдачи в аренду чего угодно. Они уверены, что в этот раз все будет иначе. «Не часто успеха добивается компания, которая была первой, — говорит Бенцинг. — Чаще это 10-я или 13-я компания».

В пилотном проекте MyNeighbor в Сиэтле участвуют около тысячи человек. И возможно, сейчас время более подходящее. Во многих городах действуют курьерские службы, которые недорого доставят вашу дрель из точки А в точку Б. Facebook недавно добавил функцию, позволяющую участникам групп продавать, покупать и обменивать вещи. Peerby, самая успешная P2P-платформа для аренды, насчитывает 500 000 пользователей.

Может быть, экономика совместного использования описала круг, и теперь, наконец, будут появляться популярные инструменты обмена вещами между соседями. Людям эта идея все еще нравится. Недавно Nielsen опросил больше 30 тысяч пользователей интернета, и 23% сказали, что с радостью бы сдали свой электроинструмент в аренду соседям.

Даже Берк, который бросил искать финансирование для Neighborrow еще в 2009 году и который считает, что главной проблемой было не доверие или финансирование, а человеческая апатия, тоже пытается что-то сделать в направлении совместного пользования. Если кто-то на Neighborrow ищет что-то, чего нет в списке, и эта вещь стоит меньше $250, Берк покупает ее на Amazon, посылает пользователю и просит передать ее следующему, кто захочет ее арендовать.

«Я никогда не закрою этот проект, — говорит Берк, который сейчас работает консультантом по запуску стартапов. — Но я не могу вечно жить в этом городе фантазий».

По материалам "The "Sharing Economy" Is Dead, And We Killed It", Fast Company.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
1 июня, 2017
Одесса, Brain & Lemons
Курс "SMM коктейль: как создать успешный Fb и Instagram" (Юлия Пискун). -50% для первых 4-х участников
2 июня, 2017
Одесса, Brain & Lemons
Курс "Речь Лидера. Ораторское искусство" (Ксения Селина). -50% для первых 4-х участников
3-4 июня 2017
Киев, БЦ «Кубик»
Власть. Управление. Лидерство (Александр Сударкин, Игорь Солодов)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?
Личностный ростЛичностный рост
Пробуй, не зупиняйся. Коли востаннє ви щось робили вперше?Пробуй, не зупиняйся. Коли востаннє ви щось робили вперше?
Фокус. Достижение приоритетных целейФокус. Достижение приоритетных целей
Связи решают все! Правила позитивного нетворкингаСвязи решают все! Правила позитивного нетворкинга


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)