БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | MBA 28 ноября 2012 г.

Диплом без отличия

Большинство отечественных работодателей
пока не готовы доплачивать за MBA

Автор: Людмила Ксендз, Татьяна Громова, Юрий Еремин
Источник: "Деловая столица" (№42, 2012)

Интерес отечественных менеджеров к бизнес-образованию подстегивают данные мировой статистики о высоких зарплатах их зарубежных коллег. Но, как показывает практика, наши работодатели пока не оценили достоинств обладателей модных корочек и, не задумываясь, отдают предпочтение более опытным соискателям без престижных дипломов, не говоря уже о том, чтобы доплачивать за MBA. Впрочем, есть и исключения. Денежные аграрии, фармацевты и IT-шники устроили настоящую охоту на специально обученных управленцев.

Напрасные траты

Согласно рейтингу Financial Times выпускники Стэнфорда могут рассчитывать на доходы, превышающие $180 тыс. в год, Гарварда — около $170 тыс. Те, кто окончил менее именитые учебные заведения, получают до $100 тыс. в год. До кризиса модная корочка автоматически гарантировала ее обладателю почти двукратное увеличение доходов по сравнению с коллегами без MBA. Сейчас западные работодатели менее щедры.

Как показывают последние исследования Graduate Management Admission Council (GMAC), компании, несмотря на жесткую критику устаревших, по их мнению, стандартов MBA, по-прежнему с распростертыми объятиями принимают на работу выпускников бизнес-школ (об этом заявили 79% опрошенных). Но вот переплачивать им они не собираются. Более того, если в прошлом году средняя зарплата таких специалистов составляла $92 тыс., то в этом уже $90 тыс.

Тем временем зарплатные аппетиты украинцев, вложивших $10-20 тыс. в отечественный MBA или до $100 тыс. и более в западный, стремительно растут. По данным исследований компании HeadHunter, если до кризиса управленцы с модными дипломами претендовали на доход порядка 70 тыс. грн. в месяц, то сейчас хотят получать до 90 тыс. грн. Но большинство работодателей платить так много не готовы.

Максимальные ставки, которые они могут предложить обладателям модных корочек, — 55 тыс. грн. в месяц (до кризиса сумма составляла 100 тыс. грн.), но многие обещает не более 30 тыс., что не дотягивает до планки, установленной претендентами на вакансии. По сути, это такие же оклады, что и для топ-менеджеров того же уровня без MBA.

Завышенные запросы модных менеджеров многие компании просто пугают. По словам рекрутеров, почти половина работодателей даже не рассматривают резюме соискателей с бизнес-образованием. Это прежде всего небольшие отечественные фирмы, а также предприятия, владельцы которых предпочитают авторитарный стиль управления.

Треть компаний готовы работать с выпускниками бизнес-школ, но считают наличие диплома в лучшем случае одним из конкурентных преимуществ соискателя и переплачивать за него не собираются. Причина проста: они не видят плюсов MBA, которые можно было бы использовать на практике. Многие работодатели скептически относятся к престижным корочкам и предпочитают даже самой лучшей теории успешный опыт работы.

К примеру, директор по персоналу строительной компании ТММ Олег Зарицкий говорит, что именно на него они обращают главное внимание, рассматривая резюме. "Одно лишь наличие MBA не является основанием для приема на работу. Но это конкурентное преимущество при прочих равных условиях", — заявляет он.

Схожего мнения придерживаются и во многих представительствах международных корпораций. Руководитель отдела по работе с персоналом многопрофильной компании "3М Украина" Ольга Ткаченко рассказывает, что для претендентов на руководящие должности наличие MBA является обязательным условием во многих подразделениях их компании в других странах. Но украинская "дочка" не столь принципиальна.

"Для нас первоочередными факторами являются опыт и лидерские качества соискателя", — отмечает эксперт. Еще сложнее реализовать свои амбиции молодым специалистам, потратившимся на бизнес-образование. Работодатели, не задумываясь, отдадут предпочтение более опытным кандидатам без MBA.

Где доплачивают за MBA

Клуб ценителей MBA

Впрочем, некоторые работодатели все же охотятся за управленцами с бизнес-образованием. Прежде всего это представительства иностранных корпораций, работающие на высококонкурентных рынках (товары массового спроса, ритейл и пр.). Но и там набор менеджеров с MBA не является массовым. Таким специалистам, как правило, поручают напрямую общаться с западными партнерами, чтобы те говорили с ними на одном языке.

В этом случае преимущество отдается выпускникам зарубежных бизнес-школ. Им готовы платить на 15-20% больше, чем работникам без корочек. Хотя такая прибавка (как правило, в деньгах это составляет 5-8 тыс. грн. в месяц) вряд ли поможет отбить вложенные в обучение средства. Алекс Гармаш (консультант международной консалтинговой компании, в прошлом HR- и маркетинг-директор VAB Банка, окончивший London Business School) говорит, что окупаемость иностранного MBA в Украине — процесс длительный и рискованный.

Гораздо проще это сделать в крупных международных компаниях. Неудивительно, что соискателей с дипломами западных бизнес-школ в базах отечественных рекрутеров не так много.

Выгодными работодателями для менеджеров с бизнес-образованием сейчас являются разве что компании, работающие на динамично развивающихся рынках, которых кризис практически не коснулся. Речь идет прежде всего об аграриях, IT-холдингах и фармацевтических группах. Они наиболее лояльны к обладателям модных дипломов и готовы платить им как минимум на треть больше, чем сотрудникам без таковых.

Для некоторых позиций наличие MBA является необходимым условием попадания на собеседование. Это, как правило, вакансии руководителей отделов маркетинга, продаж и финансов, директора и его заместителей.

Особенно активничают аграрии. На этом рынке появились по-настоящему большие деньги, а вот хороших специалистов не хватает. Поэтому за MBA тут готовы переплачивать едва ли не вдвое, считая, что соискатель с системным видением бизнеса поможет построить агрохолдинг мирового уровня. Понятно, что при этом он не освобождается и от других требований: наличия опыта работы, лидерских качеств и пр.

Но некоторые работодатели предпочитают учить своих сотрудников (как правило, в отечественных бизнес-школах), а не брать менеджеров со стороны. Ведь в этом случае они получают гарантию, что специалист задержится в компании хотя бы на три-пять лет, поскольку такое обязательство берут на себя работники, обучающиеся за счет предприятия.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовцаБояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца
Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!
Создайте личный бренд. Как находить возможности, развиваться и выделятьсяСоздайте личный бренд. Как находить возможности, развиваться и выделяться

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)