Книга Перемен

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Сергей Пашкеев, газета "БИЗНЕС" (№11, 2012)
размещено: 11.04.2012
обращений: 8245

Бизнес китайской IT-компании Neusoft — яркий пример следования тенденциям рынка.
БИЗНЕС №11(998)
"БИЗНЕС" №11(998)
Китай в своем развитии проходит путь, который до него прошли Южная Корея, а еще раньше Япония. Начав с производства относительно простых изделий по иностранным лицензиям, китайские компании постепенно осваивают все более сложную и совершенную современную продукцию, а также активно создают свою школу в высокотехнологических отраслях.

Характерной для пути, пройденного Китаем за два последних десятилетия, является история компании Neusoft — крупнейшего разработчика программного обеспечения и провайдера IT-услуг в стране. Основанная в 1991 г., Neusoft сейчас вносит в повестку дня международную экспансию.

Науку — в производство!

Лю Цзирэнь, родившийся в 1955 г. в северо-восточной китайской провинции Ляонин, принадлежал к тому поколению, чья юность прошла в бурях "культурной революции". В 1976 г. он поступил в Северовосточный университет (Northeastern University, NEU) в городе Шэньяне, административном центре провинции Ляонин, который окончил с магистерским дипломом по кибернетике шесть лет спустя.

Как одного из самых перспективных молодых специалистов в области компьютерного программирования, его отправили на годичную стажировку в США, в National Institute of Standards and Technology (научная лаборатория, входящая в состав Министерства торговли США; с 1901 г.). После возвращения на родину Лю защитил докторскую диссертацию, а в 1988 г., в 33 года, стал одним из самых молодых университетских профессоров в Китае.

Перед ним, без сомнения, открывалась блестящая академическая карьера. Однако Лю избрал иной путь. Будучи в США, он обратил внимание на высокую эффективность связей между учебными заведениями и бизнесом и скорость, с которой новейшие научные достижения воплощаются в новых товарах и услугах.

И в 1991 г. вместе с двумя коллегами он основал компанию, которую амбициозно назвал Neusoft, по аналогии с американской Microsoft. Стартовый капитал ее составлял всего около $4 тыс. Правда, молодому ученому активно содействовало руководство родного университета, чьим обособленным подразделением официально числилась компания.

Очень скоро выяснилось, что "нового Microsoft" из Neusoft, скорее всего, не выйдет. В Китае, как и в других странах, в это время начиналась информационная революция, но ее основные центры находились далеко на юге, в динамично развивающихся мегаполисах наподобие Шанхая, Шэнженя и Гуанчжоу. Шэньян же, старый промышленный центр на северо-востоке страны, был для информреволюции глухой провинцией.

Там для новорожденной IT-компании пока не было ни работы, ни клиентов. Тем не менее основатели Neusoft не теряли надежды, и удача вскоре улыбнулась им. Японская компания Alpine, производитель авторадио, собиралась построить в провинции Ляонин новый завод и искала китайского партнера, который мог бы помочь ей с наладкой программного обеспечения для местных пользователей. Neusoft получила этот контракт.

Сотрудничество с Alpine оказалось успешным и даже привело к созданию совместного предприятия, в рамках которого китайская компания занималась созданием IT-решений для японских корпораций, ведущих бизнес в Китае. Здесь в пользу Neusoft играло прежде всего сотрудничество с NEU. Университет предоставил Лю Цзирэню возможность использовать свое оборудование и площади для проведения исследований в рамках университетских IT-проектов, а студенты постигали науку программирования, выполняя реальные заказы и получая за это неплохую прибавку к скудным стипендиям.

Исследования стали самой сильной стороной Neusoft и основой ее бизнеса. В дальнейшем компания основала еще ряд совместных предприятий с такими компаниями, как Toshiba, Nokia, Philips. Для первой она, например, разрабатывала сканеры для распознавания китайского текста, для второй создавала программное обеспечение для SMS-сообщений на китайском языке, третьей помогала проводить "локализацию" ее техники…

В 1996 г. компания провела успешное IPO, средства от которого позволили ей заметно активизировать свое развитие.К тому времени IT-отрасль в Китае подошла к новому этапу развития. Если ранее основными ее "движителями" были иностранные компании, открывающие свои предприятия в Китае, то во второй половине 1990-х годов на путь информатизации встали собственно китайские корпорации.

Свои среди своих

Благодаря опыту, приобретенному при выполнении иностранных заказов, компания переориентировалась на национальных клиентов, предлагая им разнообразные услуги в области компьютеризации и информатизации. Она стала крупнейшим в стране провайдером IT-решений для финансовой отрасли, телекоммуникационных компаний, предприятий табачной промышленности, коммунальной сферы.

Параллельно развивалось и другое направление бизнеса Neusoft, возникшее несколько неожиданно даже для основателей компании. Во второй половине 1990-х годов руководство NEU попросило Лю Цзирэня взять под опеку еще один проект, который реализовывался в стенах университета и при его поддержке, но не приносил прибыли. Речь шла об изготовлении электронных медицинских приборов — компьютерных томографов, аппаратов УЗИ, рентгеновской, лазерной и другой подобной аппаратуры.

Основные финансовые показатели Neusoft

Лю Цзирэнь рассудил, что если его компания возьмет на себя программное обеспечение и будет заказывать производство "железа" на стороне, это в перспективе может принести прибыль. Его расчеты более чем оправдались. Уже к середине 2000-х годов реализация медицинской аппаратуры приносила Neusoft почти 20% доходов, а в 2004 г. благодаря созданию совместного предприятия с Philips компания получила возможность выйти на внешние рынки.

Сейчас она является крупнейшим в Китае поставщиком электронной медицинской аппаратуры и провайдером IT-решений для здравоохранения.В этот период одной из наиболее актуальных проблем для компании стало кадровое обеспечение. Бизнес рос не по дням, а по часам, клиенты буквально выстраивались в очередь.

Не хватало квалифицированных специалистов, чтобы выполнять все заказы. Партнерство с NEU, конечно, помогало: Neusoft стала базой для прохождения практики студентами университета, изучающими компьютерные дисциплины.

Прирост интернет-аудитории в Китае

Но в середине 1990-х годов перестало хватать и этих ресурсов. Компания пыталась привлекать выпускников учебных заведений, расположенных в других провинциях, но они, как правило, предпочитали быстро растущие южные мегаполисы. Тогда компания решила самостоятельно готовить специалистов. Средства, полученные от проведения IPO в 1996 г., были вложены в том числе и в основание при NEU IT-института, в котором могли учиться все желающие.

При этом данный институт представлял собой не обычные корпоративные курсы повышения квалификации, а полноценное учебное заведение, дающее глубокие, основанные на практике знания в области программирования и информационных технологий. Компания вовсе не стремилась принимать на работу всех слушателей, она рассчитывала отбирать лучших из лучших.

Эта стратегия также принесла блестящие результаты. Впоследствии Neusoft открыла еще три аналогичных института. Количество слушателей всех четырех учебных заведений превышает сейчас 20 тыс. человек, и для Neusoft это богатейший "инкубатор" талантов, дающий компании не только новых специалистов, но и новые идеи. К тому же институты помогли компании привлечь в качестве акционеров и партнеров такие известные корпорации, как SAP, Intel и Microsoft.

В самой компании образование является чем-то вроде культа. Лю Цзирэня почти официально называют в Neusoft "Учителем Лю", его перу принадлежат многочисленные учебники и пособия, которые широко используются в компании для повышения квалификации персонала. Соответственно, и внутренняя атмосфера в Neusoft разительно отличается от большинства других китайских компаний, управляемых в привычном авторитарном стиле. Как говорит Лю Цзирэнь, "бизнес состоит из людей".

Поэтому именно сотрудники с их знаниями и умениями считаются самым ценным активом компании. В Neusoft поощряются доверие и дружба между сотрудниками, руководство стремится вести себя максимально честно с подчиненными, не пытаясь что-то от них скрывать или обманывать. Компания стремится к тому, чтобы все ее сотрудники ощущали себя участниками одного общего проекта и вместе строили свое будущее.

Тем временем, в начале 2000-х годов, в китайской IT-отрасли снова начались изменения. Все крупные компании провели первичную информатизацию и теперь нуждались в IT-услугах нового уровня. В качестве такового Лю Цзирэнь предложил аутсорсинг. Не забывая, естественно, и о традиционных направлениях бизнеса, Neusoft начала позиционировать себя и как провайдера удаленных IT-услуг для японских и западных компаний.

Взлет и падение китайского IT-аутсорсинга

Перспективы идеи Лю Цзирэня в то время были совсем не очевидны. В начале 2000-х годов IT-аутсорсинг стал уже широкомасштабным явлением, но его основным центром считалась Индия, имевшая по сравнению с Китаем ряд очевидных преимуществ: англоязычность, опыт в реализации подобных проектов, значительно меньший риск нарушения авторских прав.

Тем не менее Лю Цзирэнь рассчитывал превратить Китай в одного из ведущих мировых провайдеров аутсорсинговых IT-услуг, а Neusoft — в ведущего игрока на этом рынке.

Здесь компании, безусловно, должны были помочь ее давние и тесные связи с иностранными компаниями, имевшими бизнес в Китае. Действительно, Alpine, Toshiba и другие партнеры Neusoft могли предоставить необходимые рекомендации, которые реально помогли бы при заключении первых аутсорсинговых контрактов.

Neusoft предлагала свои услуги как новая сила на рынке, дающая крупным японским и американским клиентам возможность диверсифицировать операции, снизить зависимость от традиционных провайдеров аутсорсинга в Индии и Юго-Восточной Азии. К тому же расценки китайской компании были в среднем на треть ниже, чем у ее зарубежных конкурентов.

Для развития нового направления бизнеса нужны были новые люди и в Neusoft. Большое внимание уделялось рекрутингу персонала среди китайцев, выполнявших квалифицированную высокооплачиваемую работу за границей, но возвратившихся домой. На должность руководителя аутсорсингового направления в ранге вице-президента был приглашен Уолтер Фанг, проработавший 27 лет в IBM.

Этот подход начал оправдывать себя. Доходы Neusoft от аутсорсинга к 2002 г. достигли $33 млн, а еще через три года удвоились. В 2007 г. Neusoft вошла в число 25 крупнейших глобальных провайдеров аутсорсинговых услуг. Компания предоставляла услуги call-центров и управления базами данных, затем перешла к оказанию более сложных IT-услуг. Причем ее клиентами были не только иностранные, но и крупные китайские компании, что стало отличительной чертой китайского аутсорсинга.

Однако экономический кризис 2008 г. сделал аутсорсинговый бизнес Neusoft невыгодным. Дело в том, что на международных рынках Китай потерял свое ценовое преимущество перед Индией и рядом стран Юго-Восточной Азии — в то время, когда вокруг бушевал кризис, в Китае наблюдался стабильный рост ВВП и соответственно росли доходы населения.

Neusoft, в частности, увеличивала плату своим сотрудникам в среднем более чем на 10% в год. По мнению Лю Цзирэня, процесс повышения затрат на рабочую силу в китайских IT-компаниях необратим, поэтому нет смысла держаться за этот бизнес, привлекательность которого падает на глазах.

В результате в 2010-2011 гг. Neusoft начала новый этап трансформации. От аутсорсинга она намерена перейти к IT-консалтингу, компания словно возвращается к той модели, которую она уже использовала во второй половине 1990-х годов, вот только услуги, которые она готова оказывать, находятся на качественно ином уровне, нежели полтора десятилетия назад.

Еще одним стратегическим направлением деятельности Neusoft является выход на потребительский рынок, в сектор b2c. Первым проектом в этой области стал запуск в начале 2011 г. медицинской интернет-системы Xi Kang. Компания предлагает индивидуальным клиентам, семьям и целым общинам аппаратуру для мониторинга состояния здоровья пациентов.

Данные, снимаемые этими мониторами в режиме реального времени, передаются по интернету в ряд медицинских учреждений, принимающих участие в проекте, и обрабатываются специалистами-медиками. Это своего рода система раннего предупреждения заболеваний, использующая принцип удаленных "облачных" вычислений (cloud computing).

Но медицина, в которой Neusoft успешно работает уже более 15 лет, — это только первый шаг, за которым последуют другие. В прошлом году Neusoft отпраздновала 20-летие. Как отмечали многие комментаторы, ее путь точно повторял этапы развития китайской IT-отрасли. От первых шагов, сделанных с помощью иностранных компаний, ко всеобщей информатизации, а затем — к поиску своего места на мировом IT-рынке.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Цифровой банк. Как создать цифровой банк или стать имЦифровой банк. Как создать цифровой банк или стать им
Scrum и ХР: заметки с передовойScrum и ХР: заметки с передовой
Реинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллектРеинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллект



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)