Почему руководители компаний осознанно мирятся с потерями прибыли

Раздел: Управление изменениями
Автор(ы): Глеб Усаковский, Strategic Business Review
размещено: 11.11.2020
обращений: 10420

Почему руководители компаний осознанно мирятся с потерями прибыли
"В любом бизнесе важны две и только две вещи: маркетинг и инновации". — Питер Друкер (Peter Drucker)

Устойчивую компанию можно представить, как поток, несущий ценность от создателей к клиентам. Сотрудники и оборудование — берега, обогащающие и направляющие поток, их задача — не потерять ценности на этапе создания и доставки услуги до клиента. Достаточно научиться работать с потоком, находить помехи, укреплять берега, совершенствовать русло — и тогда кризисы не страшны, устойчивость обеспечена! Такие сравнения красивы, но давайте посмотрим на реалии турбулентного мира, насколько связаны теория и практика в нашем ландшафте? В этом материале ответим еще и на следующие вопросы:

  1. Всегда ли компания — единый организм, что мешает адаптироваться?
  2. Эффективны ли бизнес-школы, и есть ли время на обучение сотрудников?
  3. Способны ли гуру и коучи решать конкретные задачи компании?
  4. Действительно ли готовы эксперты закатать рукава и работать на результат?
  5. Как и вокруг чего возможно объединить всех сотрудников компании?

По моему опыту, большинство руководителей компаний осознанно мирятся с потерями по трем причинам.

  1. Боятся что-либо менять, не желают быть агентами перемен.
  2. Получают косвенную или прямую выгоду от потерь.
  3. Имеют негативный опыт работы с экспертами.

Любое, даже благотворное влияние извне встречает сопротивление команды. Есть ли выход из порочного круга? Способны ли сами сотрудники изменить курс компании изнутри? Выход есть, решение — внутренний диалог о ценности.

Диалог — инструмент, способный заменить экспертов и бизнес-образование. Консультанты не всегда учитывают специфику локации и культурный бекграунд организации, а бизнес-школы требуют времени на подготовку и не всегда учат тому, что работает. Если изменения неизбежны, лучше чтоб они происходили изнутри руками сотрудников и лидеров компании, принимающих вызовы перемен.

Для этого необходимо начать диалог, выстроить смысловые связи между ценностью и клиентами компании, между смыслом собственника и профессионализмом команды. Благодаря карантину, многие руководители получили возможность больше общаться. Поделюсь одной из тем, которую обсуждали с топ-менеджментом нескольких компаний.

Тайм-аут в работе компании

Паузы в работе организаций можно сравнить с пузырьками воздуха в бутылочном горлышке. Например, IT-компании по-разному заполняют паузы, зачастую запрещая сотрудникам расслабиться, дают задания создавать новые услуги. Порою руководители делают это за спиной собственников, желая создать свои продукты. Ведь паузы в работе компании необходимо заполнять чем-то полезным. А так ли это? Насколько эффективна такая диверсификация? Всегда ли паузы — Рассмотрим на причины возникновения пауз:

  1. Изменение рынка.
  2. Изменение внутреннего климата в компании.

1. Изменение рынка. В этом случае, если есть фокус компании на нуждах клиента, изменение рынка вносит коррективы в ключевые активности, то есть на то, как доносится ценность. Если ценность — передача информации, то изменения рынка вносят коррективы в то, каким образом клиенты будут обмениваться информацией: «голубиной почтой» или через интернет, при этом ценность и фокус на клиента не меняются.

В таких случаях паузы могут быть заполнены решением задач: как донеси ценность клиенту, упаковать услугу в новых условиях рынка. Но так происходит только тогда, когда миссия компании найдена и отчетлива видна ценность услуги для клиента.

Как показывает практика, решения проблем могут прийти неожиданно от смежных сотрудников, например, грузчики могут обладать бОльшими знаниями о доставке, чем сотрудники отдела логистики. Но захотят ли они делиться? И вот тут приходит на помощь «диалог о ценности». Порою достаточно 2-х часов, чтобы решить проблему, а иногда нужен двухдневный ретрит с творческими заданиями, все зависит от сложности задачи, однако всегда диалог приносит конкретные улучшения.

Так, собственник CТО объединился с продавцами и авторынками и начал предоставлять услугу ремонта как часть продажи автомобиля. Он сделал запрос, и постоянный клиент подтвердил гипотезу: кузовной ремонт был нужен для продажи. В результате, продавец, ранее обесценивающий услугу ремонта, превратился в партнера. Продажа как ценность взаимно обогатила клиентами как продавцов, так и СТО. Там где были споры, родилась взаимная выгода и сотрудничество. Вывод: обсуждая в диалоге потребность покупателя, всегда можно найти как улучшить доставку, изменить «упаковку», уточнить бизнес-модель, решить локальные проблемы.

2. Изменение внутреннего климата в компании. Если сотрудники понимают ценность создаваемую компанией, заинтересованы в бесперебойном потоке продукции или услуг, тогда не нужно следить и контролировать, но это не главное. Финансовый бонус зачастую менее эффективен, чем личная заинтересованность в улучшении компании, если этому способствует внутренний климат. Быть услышанным, работать в родной компании — большая ценность. Если этого нет, стоит улучшить культуру компании. И в этом случае диалог о ценности помогает понять внутреннюю динамику, расставить процессы самым удобным образом. Внутренняя культура, понимание того, какую пользу сотрудники приносят клиентам, помогает преодолеть препятствия, устоять в кризис.

В одной из компаний оказалось, что в отделе продаж есть два типа сотрудников: одни работники рвутся в поля, другие — углубляются в детали. Решением внутренних конфликтов стало разделение процессов. Сотрудникам первого типа позволили посещать выставки, «охотиться» и приносить контакты новых клиентов в офис, а другой группе — отвечать за технические вопросы и сопровождать клиента на производстве. Каждый занялся желаемым для себя занятием в рамках общего дела. Разделение на охотников и фермеров позволило увеличить количество клиентов компании, снять напряжение в отделе продаж.

Паузы необходимы, чтобы взглянуть на процессы под свежим углом, разобраться в проблемах, выйти за рамки локальных показателей, понять где моя помощь как сотрудника наиболее важна, не делать лишних движений, отягчающих ситуацию, заполняющих «склады».

Отдых — важная часть процесса

Производительность системы — это производительность «бутылочного горлышка» или самого загруженного звена компании. Важно сделать все, чтобы обеспечить бесперебойную работу самого загруженного отдела или участка процесса. Отдых — важная часть процесса, если ясна картина, как создается и доставляется ценность для клиента. Решения и идеи часто приходят именно во время отдыха, а не за монитором или у станка! Отдых и свободное время могут также включить свободные руки и светлые головы для решения проблем на загруженном участке. Если нет понимания ценности, то сотрудники часто «просиживают» свое рабочее время, полагая что им платят за время, но и это не самое вредное.

Работа — на склад гораздо вредней простоя компании. Часто паузы в работе компании заполняют созданием новых услуг, и вместо поиска того, как эффективно донести главную ценность существующим клиентам, сотрудники занимаются созданием мертворожденных стартапов просто, чтоб заполнить простои. В случае если компания понимает ценность и обладает культурой, проблемы решаются без внешних усилий. Ярким примером такого подхода является компания «Тойота». Производство начинается только когда есть предзаказ в отличие от других компаний, работающих «на склад». Меняется заказ — меняется производство. Если нет заказа — конвейер останавливается. Производственная культура «Тойоты» настолько отточилась, что стала образцом и основой бережливого подхода. И кстати, нереализованный творческий потенциал сотрудников — один из основных видов потерь в бережливом подходе. Паузы — это лейкоциты в крови компании, способные мобилизовать иммунитет, превратить невостребованный потенциал в энергию, а связанный капитал — в деньги.

Куда направить скрытый потенциал?

Еще в прошлом веке Питер Друкер обратился к Джеку Уэлчу, главе компании General Electric, с вопросом о том, стал бы он входить сейчас в тот или иной бизнес, если бы GE в нем не присутствовала. За этим вопросом последовал известный стратегический разворот Уэлча, когда GE отказалась от всех бизнес-направлений, в которых не была на рынке номером один или два. Осознание миссии сфокусировало все силы на главном. Миссия General Electric: «Мы существуем, чтобы решать проблемы каждого на земле, будь то компания или отдельный человек».

Стратегия компании Amazon (Long tail) — инклюзивна, то есть включает в себя каждого, кто желает продавать книги и другие «вещи» через интернет. Главное для компании — забота о каждом клиенте, в результате такой стратегии, небольшие издатели книг приносят многократно больше, чем крупные издатели бестселлеров. Миссия Amazon — быть «самой заботящейся о клиенте компанией на Земле». В 2016 году Walmart был больше и дороже чем Amazon, посмотрите на картину сегодня! Ориентируясь на клиента — компании быстрей и устойчивей развиваются.

Ответ на вопрос «углублять или диверсифицировать» лежит в понимании органичности компаний в современных условиях. Сегодня, как никогда ранее, необходимо углублять понимание миссии и ценностей компании и если диверсифицировать ключевые активности, то только в том случае, когда это помогает доносить главную ценность клиентам компании. В противном случае компании служат фоном или удобрением для тех, у кого уже есть отличие, своя ниша на рынке, где они лучшие.

Fujifilm, которая занималась пленочной фотографией, углубив понимание своей роли для клиентов не только преодолела кризис, но и заняла устойчивую позицию на рынке. Благодаря кризису и паузе компания увидела новые ценности для своих клиентов, изменила миссию от «Производства пленки» до «Ценность через инновации». Сегодня компания занимает лидирующие позиции на рынке и не только в сфере фотографии. Виденье того, как меняется рынок и какую ценность могут принести людям их компетенции, побудило руководителей поменять стратегию — пригласив специалистов из смежных сфер, компания нашла свое применение в медицине, косметологии, в других сферах высоких технологий, где пригодились их компетенции и опыт. Новая миссия Fujifilm — «Никогда не останавливать инновации, увеличивая ценность для наших клиентов» открыла для компании новые направления и продукты.

Если на горизонте компании лишь увеличение прибыли, то такая компания хрупка к внешним изменениям, и паузы, возникающие в процессе, разрушают такую компанию изнутри. Так про компанию Kodak, все уже забыли, хотя до кризиса она была лидером на рынке.

Если же компания имеет глубокую миссию, которая решает проблемы клиентов, и эта миссия является частью корпоративной культуры компании, то паузы работают на укрепление компании.

Подобно рабочим на конвейере Форда, каждый сотрудник заинтересован в бесперебойной работе конвейера. Напомню что Форд платил ремонтникам за каждый час отдыха, и останавливал оплату, когда сотрудники чинили конвейер. Для того чтоб перенести опыт Форда на наше время, лидерам важно понимать как эволюционировал рынок — как от маркетинга 1.0 мы перешли к цифровой экономике, как происходит процесс покупки сегодня, какие ценности актуальны и насколько влияют глобальные изменения на локальные горизонты.

Иллюстрация: The Leadership Network

Об авторе:

    Глеб Усаковский, архитектор, директор LLC ORGANIC ARCHITECTURE.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Методология Адизеса. Реальный опыт внедренияМетодология Адизеса. Реальный опыт внедрения
Меняйся быстрее, чем наступит завтра. 5 шагов к созданию гибкого бизнесаМеняйся быстрее, чем наступит завтра. 5 шагов к созданию гибкого бизнеса
Конец власти. От залов заседаний до полей сражений, от церкви до государства. Почему управлять сегодня нужно иначеКонец власти. От залов заседаний до полей сражений, от церкви до государства. Почему управлять сегодня нужно иначе



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)