Анализ результатов деятельности

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Татьяна Воронина, журнал "Финансовый директор" (№2, 2005)
размещено: 29.06.2006
обращений: 30659

Планирование, учет, контроль и анализ финансовых результатов по всему циклу управления предприятием обеспечивает система бюджетирования. Однако функции бюджета, как средства контроля и оценки деятельности компании, раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими результатами.
Анализ результатов деятельности Трудно переоценить роль системы управления в деятельности предприятия. К сожалению, сегодня характерно отставание уровня управления от объема бизнеса. Это во многом связано со стихийным становлением системы управления и организационной структуры. По мере своего роста и развития в конкурентной среде предприятия вынуждены совершенствовать технологии управления, сводить их в систему, нацеленную на достижение стратегических целей. Сейчас эффективность бизнеса все больше определяется эффективностью его системы управления. Рассмотрим известный цикл управления, включающий:
  • постановку целей — чего собираемся достичь,разработав при этом критерии оценки достижения поставленных целей;
  • планирование — что надо делать, кто и как это будет делать;
  • учет фактических результатов — оперативная и полная фиксация результатов текущей деятельности;
  • контроль и анализ результатов деятельности — проверка на протяжении всего периода выполнения плана, является ли реальное продвижение достаточным;
  • выявление причин план-фактных отклонений — оценка достигнутых результатов;
  • формирование управленческого воздействия (управленческих решений), устраняющего эти отклонения — это может быть и пересмотр целей, и внесение изменений в задачи, которые следует выполнить, чтобы избежать отклонений от плана.

Систему планирования, учета, контроля и анализа финансовых результатов по всему циклу управления обеспечивает технология бюджетирования, которая помогает расширить и прояснить новые горизонты, предсказать возникновение трудностей и избежать неудач.

Функции бюджета, как средства контроля и оценки деятельности предприятий, раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими результатами.

Среди анализируемых показателей деятельности особый интерес представляет прибыль. Для любого управляющего основным является вопрос: каковы причины отклонения величины фактической прибыли от запланированной? Ответить на него можно, проведя факторный анализ прибыли, который проводится на нескольких уровнях.

Каждый последующий уровень анализа детализирует результаты, полученные на предыдущих этапах. При факторном анализе выявляются отдельные показатели, влияющие на изменение прибыли, т. е. устанавливаются формы зависимости между прибылью и определенным набором факторов.

Недопустим упрощенный подход к анализу отклонений, когда все благоприятные отличия однозначно расцениваются как успех предприятия, а неблагоприятные — как следствие допущенных недостатков в работе. Уже сам факт появления расхождений должен насторожить аналитика и явиться побудительным мотивом к проведению серьезного анализа причин их возникновения.

Пример. Рассмотрим результаты выполнения бюджета о прибылях и убытках на примере строительной организации. Исходные данные (в тыс. грн.) представлены в табл. 1:

Нулевой уровень анализа

Предприятие получило неблагоприятное отклонение по прибыли (- 58 тыс. грн.) в основном за счет снижения объема реализации строительно-монтажных работ. Вместе с объемом реализации снизились и затраты. Констатация того факта, что план по прибыли был недовыполнен, не удовлетворяет руководство из-за скудности информации. Да и останавливаться на нулевом уровне преждевременно, т. к. общее нежелательное отклонение по прибыли может быть результатом воздействия многих факторов и результатом работы многих структурных подразделений предприятия.

Первый уровень анализа

Задача анализа первого уровня — выявить степень влияния на прибыль двух «укрупненных» факторов:

  • изменение фактического объема реализации в сравнении с запланированным — доходы;
  • изменение суммы затрат в сравнении с запланированной — затраты.

Выполняемые расчеты на этом уровне предполагают использование данных гибкого бюджета, в котором доходы и затраты скорректированы с учетом фактически достигнутого уровня деловой активности предприятия. Если в статическом (жестком) бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. Гибкий бюджет предоставит руководству достоверную информацию о конечных результатах деятельности структурных подразделений.

Это поможет выявить ответственных за отклонения фактических результатов от бюджетных. Данные гибкого бюджета (в тыс. грн.) помогут топ-менеджерам принять грамотные управленческие решения (табл. 2):

Рассмотрим результаты, полученные в табл. 1. Если отклонение, вызванное влиянием первого (доходного) фактора, рассматривать как оценку результативности деятельности (степень достижения поставленных целей), то предприятие за отчетный период сработало нерезультативно: — 186 тыс. грн. (табл. 1). Кроме того, общая сумма фактических затрат 755 тыс. грн. (640 + 115) превысила сумму затрат, планируемых на данный объем реализации с помощью гибкого бюджета: 629 тыс. грн. (527 + 102, табл. 2).

Следовательно, деятельность строительной организации не эффективна (низкая степень использования ресурсов для достижения поставленных целей), т. к. уменьшение затрат по факту не соответствует темпам снижения объема реализации.

Поскольку плановые объемы реализации (доходы) не выполнены, уместно провести анализ причин, повлиявших на срыв плана, а именно:

  • производительность труда по объектам производства работ;
  • время работы основных производственных рабочих (фонд времени).

Анализ плана-факта отклонений по объемам работ, выполненных собственными силами, в стоимостном выражении в разрезе объектов производства работ представлен в табл. 3:

Теперь можно детализировать факторы, вызвавшие отклонения объемов основных видов работ (в натуральном выражении):

  • производительность труда каждого рабочего (из числа основных производственных рабочих);
  • время работы каждого рабочего.

Анализ плана-факта отклонений по кирпичной кладке по объекту производства работ № 1 в разрезе рабочих в натуральном выражении представлен в табл. 4:

Второй уровень анализа

Второй уровень анализа позволяет подробнее исследовать влияние на прибыль затратного фактора, то есть:

  • цен на материалы и тарифы по заработной плате на единицу вида строительно-монтажных работ (СМР) — расчет отклонений по цене материальных и трудовых ресурсов;
  • производственных норм расхода материалов и трудозатрат на единицу вида СМР в натуральном выражении — расчет отклонений фактического расхода на материалы и оплату труда основных производственных рабочих от расхода, предусмотренного нормативными базами предприятия.

На этом уровне анализа прибыли используются реальные нормативные базы предприятия, которые отражают технически обоснованные нормы затрат материальных и трудовых ресурсов на единииу вида строительно-монтажных работ. Подобный анализ прибыли возможен лишь при наличии в организации таких нормативных баз.

Затраты на материалы целесообразно разделить и систематизировать по отклонениям, вызванным влиянием факторов цен и норм, т. к. удельный вес материалов в затратах составляет 68%. Отклонения, выявленные на этом этапе факторного анализа прибыли, позволяют оценить степень эффективности использования материальных ресурсов.

Анализ плана-факта отклонений по материалам (табл. 5):

Следует обратить внимание на то, что при первоначальном сопоставлении переменных затрат с жестким бюджетом, отклонение в сумме 141 тыс. грн. рассматривалось как благоприятное. Если исключить фактор «объема реализации», отклонение оценивается как неблагоприятное, т. к. перерасход составил 94 тыс. грн. (98 - 4). Последняя оценка не искажена и объективна.

На основании итоговых данных по затратам на материальные ресурсы трудно сделать какие-либо выводы, поэтому анализ должен быть проведен по каждой позиции. Приведенные в табл. 5 данные, являются подтверждением сказанного, т. к. по фактору «расход материалов на единицу вида работ» в целом по предприятию отрицательное влияние небольшое (- 4 тыс. грн.), но по отдельным материалам оно является значительным. Одной из причин таких отклонений могут быть устаревшие нормы расхода материалов, которые нужно периодически пересматривать и вносить изменения в производственную нормативную базу расхода материалов на единицу вида работ.

Аналогично, также как и в случае с затратами на материалы, проводится анализ отклонений по сдельной заработной плате, если в этом есть необходимость. То есть нельзя забывать об эффективности: окупятся ли затраты на проведение более углубленного анализа. Анализ плана-факта отклонений по сдельной заработной плате представлен в табл. 6.

Сведем результаты анализа (тыс. грн.) в табл. 7:

Как показали данные анализа отклонений, затронутые ранее проблемы актуальны не только для предприятия в целом, но и для его структурных подразделений. Ответственность за отклонения несут различные центры финансовой ответственности и, соответственно, структурные подразделения, входящие в них. Так, ответственность за отклонение цен лежит на отделе снабжения, а ответственность за отклонения эффективности по использованию материалов (фактор норм) — на производственном отделе и производителях работ. Сами по себе отклонения не указывают прямо на причину невыполнения поставленных задач. Тем не менее, анализ всего комплекса отклонений способствует определению вклада каждого подразделения в общий результат деятельности предприятия. Кроме того, разработанная на предприятии система анализа план-фактных отклонений может быть заложена в систему мотивации персонала, что, в свою очередь, будет являться одним из эффективных способов побудить у сотрудников стойкое желание работать лучше, качественнее и быстрее.

Об авторе:

    Татьяна ВОРОНИНА,
    Исполнительный директор ООО "Региональный финансовый консалтинг".


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Большие долговые кризисы. Принципы преодоленияБольшие долговые кризисы. Принципы преодоления
Биткоин для всех. Популярно о первой распределенной одноранговой денежной системеБиткоин для всех. Популярно о первой распределенной одноранговой денежной системе
Квадрант денежного потока. Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободыКвадрант денежного потока. Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободы

Отзывы

a666at, ceasor@yandex.ru
Хотелось бы узнать как получены цифры гибкового бюджета (увы не приходилось сталкиваться).
Статья особой пользы не несет: отсутствуют методики расчета, неудобно расположены колонки в таблицах. Например, в таблице 5 отсутствует показатель (назовем его коэфициент расхода на единицу - отношение факта к норме), который необходим для расчета влияния такого фактора как расход на единицу. Пришлось потратить минут 15, для того чтобы воссоздать модель для расчета влияния факторов - зачем лишние движения, - после чего желание читать дальше отпало. Думаю, что топ-менеджмент с моими замечаниями бы согласился.
2006-07-03 00:12:38
Ответить

Driunex, chai100@mail.ru
Интерестно было бы посмотреть методику расчета гибкого бюджета.
2007-03-26 16:48:22
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)