ABC-технологии учета затрат. Практическое применение

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Ольга Пестрецова, журнал "Финансовый директор" (№7, 2006)
размещено: 16.07.2007
обращений: 20398

Для того чтобы получить максимальную прибыль, компании нужно сосредоточиться на своей специализации. Но только после внедрения ABC-технологии учета затрат возможно определить те функции, которые целесообразно вывести за пределы компании.
Такие системы управления предприятиями как аутсорсинг, метод внутреннего рынка активно и, что немаловажно, удачно, используются передовыми компаниями и являются эффективными технологиями управления затратами. Для того чтобы получить максимальную прибыль компании нужно сосредоточиться на своей специализации, а все вспомогательные работы, в том числе управление, «взваливать» на плечи других. В Украине такие технологии, как аутсорсинг, находятся на начальном уровне. Основные проблемы, которые не позволяют вводить передовые технологии,- это вопрос о методах учета и разделении косвенных и накладных затрат на продукцию. ABC-технология помогает эффективнее управлять затратами, повышать рентабельность продукции, повышать уровень конкурентоспособности компании. Такие преимущества неоценимы, особенно для украинских фирм.

В основном представители украинского бизнеса в технологии разделения косвенных затрат выбирают один из двух методов: учет полных затрат или учет только переменных затрат. Дискутируя в первом случае о том, какая база распределения для каких статей будет лучше, а во втором — зачем вообще что-то распределять и считать, когда это все просто «игры разума», не имеющие никакой связи с реальностью. В результате, первые — действительно теряют «почву под ногами», ведь какую из баз не выбери, она уже является отрывом от действительности, вторые — теряют связь с подробностями бизнеса, а значит и управляемость бизнеса. Конечно, можно ориентироваться только на показатель маржинальной прибыли и заботиться об увеличении ассортимента, надеясь на то, что добавление каждого нового продукта увеличивает общую маржу, и не добавляет накладных косвенных затрат.

Действительно, метод хороший, уменьшает «головную боль» экономическим службам, если бы не одно но: косвенными постоянными затратами на большинстве предприятий считаются такие статьи затрат, как затраты на обслуживание оборудования, затраты на складирование, доставку и транспортировку сырья и продукции, затраты на рекламу и обслуживание продаж. При этом все понимают, что эти статьи частично являются переменными и частично косвенными. В результате допущение одного метода по определению базы распределения меняется другим допущением, что все косвенные накладные затраты являются постоянными, в общем, меняем шило на мыло. Иногда, теоретически, допускается возможность выделения из постоянной группы затрат прямых затрат на отдельные виды продукции. Но это теоретически, потому что практически — посмотрите еще раз на перечень статей затрат, в существующей системе учета затрат на продукцию — сделать такое разделение невозможно. Даже если вы попробуете проанализировать затраты на предмет того, какие из них уходят, если убрать один вид продукции, при котловом методе учета, поведение затрат не изучаемо.

Простой пример, компания-дистрибьютор кондитерской продукции, ориентируясь только на показатель маржинальной прибыли по продуктам, никак не могла понять, почему показатель нормы чистой прибыли с ростом продаж уменьшается. Источник проблем проявился, когда на предприятии проанализировали свои продажи в разрезе потребителей и типа продажи. Объем продаж предприятия рос за счет продаж потребителям, которые покупали продукцию мелкими партиями, что требовало дополнительных работ на складе: распаковать стандартную упаковку, сформировать необходимое количество товара для заказа и упаковать в новую упаковку. Для проведения этих работ пришлось увеличить количество работников склада и увеличить сменность работы склада, а это дополнительные затраты, которые никак не влияли на величину маржинальной прибыли, но серьезно сказались на показателе чистой прибыли, потери которой в год для компании составили порядка 100 000 долларов. Не будем судить, большая это сумма или маленькая, но очевидно, что правильно считать гораздо дешевле. Причем выявить проблему на уровне существующей технологии учета затрат на продукцию ни методом полной себестоимости, ни методом прямых переменных затрат не представлялось возможным. Примененная технология, которая помогла решить проблему относится к следующему поколению учетных методов — АВС-технология.

Мало кто из украинских предприятий внедрили эту технологию, считая ее трудоемкой и доставляющей дополнительную «нагрузку» финансово-экономическим службам. Но господа, пора избавляться от «трехпроцентных» методов 90-х годов, когда считалось что и финансово-экономическая служба не нужна, а достаточно только бухгалтера.

ABC-технология является основой для принятия большинства решений по управлению затратами: аутсорсингу бизнес-процессов, обоснованию экономического размера заказа, внедрению внутреннего рынка, а также позволяет достичь выверенной ассортиментной политики, повышения рентабельности продаж и роста стоимости и управляемости бизнеса за счет формирования сбалансированной системы показателей. Общаясь с финансово-экономическими службами предприятий, слышим и видим, что практическая реализация ABC-технологии «путает» своей трудоемкостью на этапе внедрения: описание бизнес-процессов, проведение тайминга основных бизнес-процессов, но при этом не учитывается, что даже для среднего предприятия экономический результат рассмотрения одной области бизнес-процессов дает весьма ощутимую экономию.

Преимущество процессного учета затрат ярко демонстрирует пример с принятием решения об экономическом размере заказа. Напомню, что формула выглядит так:

где EOQ — экономичный размер заказа, С0 — величина расходов на один заказ, Сi — коэффициент затрат на содержание запасов, D — годовой объем продаж (в единицах), U — расходы на единицу продукции.

Формула, позволяющая быстро рассчитать наилучшую величину заказа, обеспечивающего наименьшие общие затраты на логистику в практике малоприменима, так как предприятия, как правило, не владеют информацией о величине расходов на один заказ. Технология расчета этой величины следующая:

  1. Сгруппировать затраты, которые относятся к функции закупок по таким элементам:
    • заработная плата сотрудника, занимающегося закупками;
    • налоги и платежи в бюджет по заработной плате;
    • расходы на поиск и подбор специалиста по закупкам;
    • аренда и коммунальные расходы на рабочее место;
    • амортизация оборудования, которым оснащено рабочее место;
    • административные расходы на рабочее место специалиста по закупкам.
  2. Привести все цифры по приведенным затратам в формат месяца;
  3. Изучить бизнес-процесс оформления и осуществление заказа;
  4. Провести тайминг (хронометраж) этого бизнес-процесса;
  5. Разделить затраты функции закупок на общий фонд в часах работы сотрудника, занимающегося закупками;
  6. Умножить стоимость часа работы специалиста по закупкам на количество времени, необходимого для обработки одного заказа, и добавить, если есть, прямые затраты на конкретный заказ.

Такой расчет можно сделать как разовую процедуру. В случае внедрения АВС-техно-логии учета затрат информация о стоимости заказа будет поддерживаться в актуальном режиме, как по продолжительности обработки заказов, так и по стоимости отдельных величин элементов затрат. В компаниях, которые внедрили технологию АВС-анализа, рассчитывается не только стоимость заказа, но и стоимость обработки одной товарной позиции в заказе. Такой расчет позволяет не просто использовать формулу, а добиваться годовой экономии, которая окупит во много раз затраты на проведение не только разового анализа, но и в целом внедрение подхода на предприятии.

Только после внедрения ABC-технологии учета затрат, после четкого разделения затрат на процессы и работы, возможно обоснование решений по аутсорсингу и нахождение тех из них, которые экономически целесообразны для выведения за пределы компании. В мире сейчас по аутсорсингу выводятся такие операции, как расчет заработной платы сотрудников, налоги и налоговое планирование, поддержка программного обеспечения, общий бухгалтерский и финансовый учет, обработка первичных бухгалтерских документов, сопровождение и управление дебиторской задолженностью, управление кредиторской задолженностью и отношениями с поставщиками, подготовка отчетов, юридическое сопровождение, сервисные функции. Понять эффективность выведения таких операций за пределы компании можно только, либо проведя специальный анализ данных процессов на предприятии, либо внедрив такой анализ на постоянной основе ABC-технологией. Опыт западных компаний доказывает, что аутсорсинг решает не только задачи сокращения затрат, но также и повышение производительности сервисных и вспомогательных операций, улучшение их качества и возможность сконцентрироваться на собственных преимуществах, тем самым увеличивая показатели рентабельности активов и свою стоимость.

Организация системы управления предприятиями на основе внутреннего рынка не получила достаточного развития в Украине из-за неразработанности механизма трансфертного ценообразования. В основе обоснования внутренних цен также лежит учет затрат на основе ABC-технологии. Независимо от того, какой метод ценообразования используется: затратный, рыночный, фиксированной рентабельности или договорной, — понимание затрат на отдельные работы и услуги будет лежать в основе определения прибыли каждого подразделения. Поскольку все перечисленные системы управления предприятием получили широкое распространение на Западе и используются в самых успешных и продвинутых компаниях, это доказывает необходимость их развития на украинских предприятиях. А необходимой предпосылкой для их внедрения является ABC-технология учета затрат.

Об авторе:

    Ольга ПЕСТРЕЦОВА, директор консалтинговой компании Центр бизнес-технологий ТОТ, кандидат экономических наук, доцент, сертифицированный бизнес-тренер, консультант.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированиюРазумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию
Банк 3.0. Почему сегодня банк — это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаетеБанк 3.0. Почему сегодня банк — это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаете
Управление денежными потоками. Как не оказаться на мелиУправление денежными потоками. Как не оказаться на мели



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)