Альпина Паблишер
Фрагмент книги любезно предоставлен
издательством "Альпина Паблишер"

Что такое визуальное инвестирование

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Джон Мэрфи, глава из книги "Визуальный инвестор. Как выявлять рыночные тренды"
размещено: 19.05.2020
обращений: 19181

Визуальный инвестор. Как выявлять рыночные тренды (Джон Мэрфи)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Говорят, что лучше один раз показать, чем тысячу раз сказать. Именно это я и пытаюсь сделать. В книге "Визуальный инвестор" речь идет о том, как зарабатывать деньги с помощью представления рыночных картин. Все предельно просто: акция либо растет, либо падает. Если она растет и это ваша акция — прекрасно. Если она падает и это тоже ваша акция — плохо. Вы можете сколько угодно рассуждать о том, куда она должна двигаться и почему она идет совсем не туда. Вы можете говорить об инфляции, процентных ставках, прибылях и ожиданиях инвесторов. Но в конечном итоге все решает картина: растет акция или падает? Понимать причины того или иного движения интересно, но не обязательно. Когда ваша акция растет, никто не отберет у вас выигрыш, даже если вы не знаете, почему она идет вверх. А когда акция падает, знание причин не вернет потерянного. По-настоящему важна лишь картина — простая линия на графике. Секрет визуального инвестирования заключается в умении отличать то, что растет, от того, что падает. Цель данной книги — помочь вам увидеть отличия.

Что подразумевается под анализом рынка

По мере чтения книги вы познакомитесь с рядом относительно простых визуальных инструментов, помогающих при анализе рынка и выборе момента для осуществления операций. Обратите внимание на употребление термина анализ рынка. При всей его многозначности данная книга касается главным образом визуального анализа финансовых рынков с помощью графиков цены и объема. Анализ фундаментальных показателей, таких как ожидаемая доходность и состояние экономики, помогает определить, как должна двигаться акция.

Анализ же рынка показывает, как она фактически движется. Эти два подхода очень отличаются друг от друга. Использование прогнозной доходности относится в целом к фундаментальному анализу, а рыночный анализ подразумевает графический, или визуальный, анализ.

Большинству инвесторов более знаком фундаментальный подход, так как они изучают его в университетах или читают о нем в прессе. Бесспорно, в конечном счете именно фундаментальные факторы определяют, в какую сторону будет двигаться акция или группа акций. Вопрос в том, как трактовать эти данные и их влияние на акции.

Стремление к совмещению

Дело в том, что большинство преуспевающих трейдеров и управляющих фондами применяют нечто среднее между визуальным и финансовым анализом. В последнее время наблюдается тенденция к объединению графических и фундаментальных методов. Использование межрыночного анализа, изучение рыночных связей еще сильнее стирают грань между этими двумя подходами. В этой книге я просто стараюсь объяснить, в чем их различие, и помочь читателю понять, почему графический (визуальный) подход должен быть частью любого инвестиционного или торгового решения.

Что в имени твоем

Визуальный анализ (также называемый графическим или техническим анализом) подразумевает изучение самого рынка. Графики цен показывают движение отдельных акций, отраслевых групп, фондовых индексов, облигаций, а также международных, товарных и валютных рынков. Можно осуществлять визуальный анализ фондов различных типов. Многих пугает термин технический анализ. В результате они отказываются от очень ценного вида анализа. Если у вас та же проблема, называйте его просто визуальным анализом, ибо это одно и то же. Словари определяют визуальный как «видимый глазом, зрительный», а техническийкак «абстрактный, теоретический». Но в этом виде анализа, поверьте, нет ничего абстрактного или теоретического. Удивительно, сколько людей, чурающихся технического анализа, успешно пользуются ценовыми графиками. Они больше боятся названия, а не самого анализа. Чтобы читателям было спокойнее, я буду употреблять термины визуальный анализ, рыночный анализ и графический анализ.

Зачем изучать рынок

Предположим, у инвестора есть средства, которые можно вложить в фондовый рынок. Первое, что нужно определить, — подходящее ли сейчас время для новых вложений в рынок. Если да, то какой сектор рынка самый подходящий. Инвестор должен изучить рынок, чтобы принять обоснованное решение. Но как выполнить эту задачу?

Можно читать газеты, изучать отчеты о прибылях и убытках, названивать брокеру, подписаться на какое-нибудь финансовое издание или зарегистрироваться на специализированном веб-сайте. Пожалуй, все эти варианты подходят, но только как часть процесса. Между тем есть более быстрый и легкий путь: не гадать, как должен двигаться рынок, а посмотреть, как он движется на самом деле. Начните с изучения трендов основных фондовых индексов. Затем посмотрите на графики различных секторов акций, чтобы понять, куда они идут. И то и другое можно выполнить в считанные минуты — достаточно взглянуть на соответствующие графики.

Графические аналитики — обманщики

Графический анализ — это в некотором роде обман. В конце концов, почему акция идет вверх или вниз? Она растет потому, что у нее позитивные фундаментальные показатели, а падает из-за негативных фундаментальных показателей. По крайней мере, именно так рынок реагирует на фундаментальные показатели. Однако вспомните, сколько раз вам приходилось видеть, как акция падает после позитивной новости? Реальные новости значение имеют не всегда, важно, чего рынок ожидает и что он думает об этих новостях.

Тогда почему же графический анализ — обман? Да потому, что он представляет собой усеченную форму фундаментального анализа. Он позволяет графическому аналитику изучать акцию или промышленную группу, проделывая не все, что положено фундаментальному аналитику. Каким образом? Через оценку характера фундаментальных показателей, исходя лишь из направления ценового движения. Если рынок считает фундаментальные показатели позитивными, он награждает акцию ростом. При негативной оценке фундаментальных показателей, определяющих внутреннюю стоимость акции, рынок наказывает ее понижением. Графическому аналитику остается лишь следить, куда идет акция: вверх или вниз. Это очень похоже на обман, но на деле его нет. А есть просто смекалка.

Все дело в спросе и предложении

Различие между двумя подходами проще всего уяснить через понятия спроса и предложения. Согласно простому экономическому правилу, если спрос превышает предложение — цены растут. Если же предложение превышает спрос — цены падают. Это правило распространяется и на рынки акций, облигаций, валют и товаров. Да, но как разобраться, каков спрос, а каково предложение? Ведь умение определить, что выше, — это, безусловно, ключ к предсказанию цены. Но действительно изучать с этой целью все факторы (как вместе, так и в отдельности), влияющие на спрос и предложение, — дело трудоемкое. Проще судить по сигналам самих цен. Если цена растет, то выше спрос. Если цена падает, то, похоже, выше предложение.

Просто графики быстрее

Прекрасный пример различия между двумя подходами я получил еще в начале своей карьеры рыночного аналитика. Однажды портфельный менеджер вызвал меня и фундаментального аналитика к себе в кабинет и дал обоим одно и то же задание: проанализировать исторические уровни цен ряда акций, которые он собирался добавить в инвестиционный портфель компании. Ему нужно было знать, на каком уровне каждая из акций становилась переоцененной и какие акции находились ближе к умеренным и более подходящим для приобретения уровням.

Вернувшись к себе, я достал каталог долгосрочных графиков с ценовыми данными по каждой из акций за несколько десятилетий. Я отметил максимумы и минимумы в прошлом и акции, которые приблизились к ним больше других. Задание было выполнено в тот же день.

Однако мой отчет пролежал в столе целых две недели — именно столько времени потребовалось на подготовку данных моему напарнику-фундаменталу. И когда оба отчета были рассмотрены, наши результаты — как это ни смешно — в целом оказались одинаковыми. Он в своем анализе учел все фундаментальные факторы, включая отношение «цена/прибыль» и тому подобное. Я же просто взглянул на графики. Мы получили одни и те же цифры, но я — за два часа, а он — за две недели. Это позволило мне сделать два вывода. Во-первых, оба подхода часто дают один и тот же результат, демонстрируя их колоссальную взаимозаменяемость. Во-вторых, графический подход гораздо оперативнее и не требует глубокого знания рассматриваемых акций.

Графики смотрят вперед

Рынок всегда смотрит в будущее. Он — механизм, который учитывает все. Но почему рынок растет или падает, ясно не всегда. А когда причину все же удается выяснить, он нередко идет уже в обратном направлении. Именно склонностью рынков опережать фундаментальные показатели и объясняется большинство расхождений в результатах двух подходов.

Графики не лгут

Так как рынок учитывает все фундаментальные показатели, рыночный анализ является просто другой формой фундаментального анализа — более визуальной, если хотите. На вопрос, почему рынок растет, я часто отвечаю, что у него позитивные фундаментальные показатели. Бывает, я и понятия не имею, каковы они, но зато всегда уверен: повышение цены сигнализирует о бычьем взгляде рынка на фундаментальные показатели. Именно в этом сила рыночного анализа.

Это же помогает понять, почему визуальное изучение рынка — столь важная часть инвестиционного процесса. Отсюда же вытекает, что фундаментальный анализ не должен проводиться изолированно. Рыночный анализ может предупредить инвестора о переменах в соотношении спроса и предложения, что, в свою очередь, заставит его иначе оценивать фундаментальные показатели. Помимо прочего, рыночный анализ может служить мерилом или фильтром фундаментальных оценок. В любом случае, два подхода во многом дополняют друг друга.

Следить можно за любым набором картин

Одна из самых сильных сторон визуального подхода к рыночному анализу — возможность следить за множеством рынков одновременно и переходить в другие инвестиционные среды. Инвестор может наблюдать за рынками по всему миру. Можно с легкостью держать в поле зрения глобальные рынки акций и облигаций, валют, секторов акций, отдельных акций, облигаций и товаров. Вдобавок принципы графического анализа применимы на любом из этих рынков даже при скудных знаниях об их фундаментальных показателях. А это далеко не мелочь, если учесть тенденцию к глобальному инвестированию и проблему обширнейшего выбора, с которой сталкивается современный индивидуальный инвестор. Но вся прелесть подхода заключается в том, что надежный анализ этих рынков можно провести, овладев буквально горсткой визуальных инструментов.

Рынок всегда прав

Графики работают по двум причинам. Во-первых, они показывают, как рынок оценивает стоимость данной акции. Вы, наверное, слышали выражение «не борись с тенденцией». Если вы ставите на повышение акции, а она падает, — значит, вы ошиблись в ее оценке (или, как иногда любят выразиться предсказатели, «поторопились»). Если вы играете на понижение акции, а она растет, — значит, вы снова ошиблись. Рынок дает нам ежедневный отчет. Аналитики иногда говорят, что рынок растет или падает неоправданно (обычно они утверждают это, когда сами ошиблись в прогнозе его движения). Рынок не может двигаться неоправданно — так не бывает. Рынок всегда прав. И синхронное движение с ним зависит только от нас самих. Мне за мою карьеру не раз говорили, что я был прав — но случайно. Обычно так говорил тот, кто ошибся — но справедливо. Уж лучше я случайно окажусь прав, чем справедливо ошибусь. А вы?

Вся суть — в тенденции

Вторая причина, по которой график работает, заключается в направленном движении рынков. Не верите? Тогда взгляните на график индекса Dow Jones Industrial Average (рис. 1). Если он не убеждает, то купите себе падающую акцию. Тогда вы сразу почувствуете нисходящий тренд. В исследовании тренда и состоит суть визуального анализа. Поэтому далее использование всех инструментов и индикаторов будет нацелено на одно: выявление тренда акции или рынка — восходящего или нисходящего. На рис. 2 показано, почему так важно понимать, куда все идет — вверх или вниз.

график индекса DJIA

Рис. 1. Любому, кто не верит в направленное движение рынков, стоит взглянуть на этот график индекса DJIA (символ $INDU). Инвесторы, которые разглядели этот четырехлетний восходящий тренд и поверили в него, заработали немало денег в 2003-2007 гг.

Источник: StockCharts.com

восходящий и нисходящий тренд одной акции

Рис. 2. Этот график демонстрирует восходящий и нисходящий тренд одной акции. После утроения цены в 2003-2005 гг. акция домостроительной компании опустилась за два года почти на столько же. Очень важно видеть различия между этими двумя трендами.

Источник: StockCharts.com

Разве прошлое не всегда служит прологом?

Как утверждают критики графического подхода, прошлые цены нельзя использовать для предсказания будущих, а графики работают потому, что являются «самореализующимися пророчествами». Подумайте, разумно ли первое утверждение: разве можно вообще строить прогнозы, не опираясь на прошлые данные? Разве экономическое и финансовое прогнозирование не включает в себя изучение прошлого? Задумайтесь над этим. Ведь нет такого понятия, как будущие данные. Любой человек располагает лишь историческими данными.

Если вас интересует вопрос самореализующихся пророчеств, посмотрите передачу CNBC, где спорят рыночные аналитики. Они нередко по-разному интерпретируют одни и те же данные, что бывает и при любых других методах прогнозирования. Меня часто спрашивают, почему графики работают. Но разве причина так уж важна? Разве мало того, что они действительно работают? Имейте в виду, что графики — это не что иное, как визуальная история рыночного пути акции. Фактически каждое ее движение отражается на ценовом графике. Следовательно, если эти движения можно увидеть, ими можно и воспользоваться.

Выбор момента времени — это все

Я хочу не только объяснить различия между визуальным подходом и традиционными формами финансового анализа, но и показать способы их совмещения. Рассмотрим вопрос выбора момента времени. Предположим, в результате фундаментального анализа выявлена акция, которая привлекательна для покупки. Как быть? Просто взять и купить ее? А вдруг результаты анализа правильны, но момент времени не подходит для покупки? В таких случаях и пригодится графический анализ: он подскажет, когда лучше покупать — сразу или позднее. Таким образом можно довольно легко комбинировать оба подхода.

Резюме

Цель этой главы — представить философию визуального анализа и объяснить, как и почему его следует ввести в общий анализ. Логика и простота визуального подхода и впечатляют, и убеждают. В то же время полезно хотя бы начать изучение этого подхода, чтобы понять его подлинную ценность.

Задумайтесь над положением того, кто действует без всякого визуального анализа. Представьте себе водителя, который управляет автобусом, не глядя ни вперед, ни в зеркало заднего вида. Другой пример — хирург, который оперирует пациента с завязанными глазами или без предварительного изучения его рентгеновского снимка. А метеорологи? Найдите такого, кто составлял бы прогноз погоды без карты! Все эти люди используют визуальные инструменты. Да вы сами — неужели вы взялись бы за какое-нибудь дело с закрытыми глазами? Или отправились бы в путешествие без карты? Почему же тогда вы можете размышлять о вложении денег в акцию или взаимный фонд, не посмотрев сначала на картину их результатов?



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Принципы корпоративных финансов. Базовый курсПринципы корпоративных финансов. Базовый курс
Голые деньги. Откровенная книга о финансовой системеГолые деньги. Откровенная книга о финансовой системе
Работа мировых рынков. Управление финансовой инфраструктуройРабота мировых рынков. Управление финансовой инфраструктурой



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)