Диагностика тактических целейКак использовать финансовую экспресс-диагностику
|
Раздел: Управление финансами | |
Автор(ы): Людмила Бидна, журнал "&.ФИНАНСИСТ" (№9, 2008) |
размещено: 01.03.2010 обращений: 16156 |
|
||||
В ежедневной практике отечественные финансисты редко применяют финансовый анализ по вполне понятным причинам. Во-первых, украинские стандарты бухгалтерского учета отличаются от МСФО, затрудняя использование проверенных на практике зарубежных методик. Во-вторых, сложность состоит в нехватке квалифицированных специалистов, владеющих инструментами финансового анализа. Кроме того, оценка данных невозможна без их сравнения. К примеру, в нашем случае отсутствуют достоверные сопоставимые данные по большинству отечественных компаний, которые производят продукцию для обеспечения объектов строительства инженерными сетями. Поэтому в данной статье полученные расчеты мы будем сравнивать с показателями прошлых периодов предприятия. Экспресс-диагностика включает:
1. Анализ форм финансовой отчетности. Включает изучение баланса и отчета о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках (P&L) мы анализируем по таким элементам: себестоимость продукции, операционная прибыль, уплаченные проценты и налоги, чистая прибыль. Очень наглядно, если рассчитать доли каждой из этих статей поквартально (см. таблицу 1). Так, например, мы видим тенденцию роста себестоимости на 2-3% в квартал. Поэтому следующим нашим шагом является анализ затрат. Цель экспресс-диагностики — выявить два вида затрат: самые быстрорастущие статьи и статьи затрат с наибольшим удельным весом. Потом мы решаем, можно ли сократить эти статьи расходов без уменьшения объемов производства. На нашем предприятии быстрорастущими оказались издержки на фонд оплаты труда и энергоресурсы. Рост данных статей в процентном соотношении составил 23% и 25% соответственно за последние шесть месяцев. Мы видим, на чем следует сконцентрировать анализ — материальные затраты выросли всего на 2%. Значит, следует рассмотреть закупку энергосберегающих технологий. Если рынок диктует дальнейшее повышение заработных плат, то мы должны пересмотреть уровень загруженности сотрудников, распределение обязанностей, разработать меры для повышения продуктивности труда.
Далее проводится анализ структуры баланса: активов и пассивов. Активы. В динамике определяем следующие статьи: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, необоротные активы. Особое внимание уделяем дебиторской задолженности наших покупателей и остаткам готовой продукции на складе. Последняя оценивается по видам, которых на нашем предприятии более 50. Если несколько кварталов подряд один и тот же вид залеживается на складе, то это уже предмет для разговора с маркетологами. Мы рассчитываем реальную рентабельность каждого вида продукции с учетом периода, необходимого для его реализации, и передаем данные в отдел маркетинга. Анализ пассивов ответит на вопрос, насколько компания зависима от внешнего финансирования путем регулярного измерения соотношения собственного и заемного капиталов. В строительной отрасли считается допустимым данное соотношение 1:2. При быстром росте производства мы допускаем нарушение этой формулы, но в пределах 20-25% в пользу заемных средств. 2. Анализ движения денежных средств. Денежные средства рассчитываются по каждому виду деятельности. Прежде всего нас интересует денежный поток от основной деятельности для покрытия всех расходов по производству и реализации продукции. Если разница между прибылью и реальными денежными средствами возрастает, то это повод внимательнее изучить состояние дебиторской задолженности. Все источники финансирования распределяются по статьям, что позволяет оценить достаточность средств для основной и инвестиционной деятельности. Мы анализируем в динамике банковские кредиты, ранжируем их в порядке срочности погашения. 3. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости. Рассчитываем один показатель общей ликвидности (текущие активы/текущие обязательства). Во II квартале нынешнего года соотношение было 1,2, которое мы считаем допустимым для него. Однако, по моему мнению, таких расчетов для экспресс-диагностики недостаточно. Регулярно следует измерять быструю ликвидность ((наличность + краткосрочные финансовые вложения)/текущие обязательства). Если в I квартале показатель быстрой ликвидности равнялся 0,03, то во II-м он составил уже 0,02. Его резкое ухудшение может требовать более полного анализа, так как над предприятием нависает угроза кризиса ликвидности. Тогда следует выделить, какие статьи активов ухудшили платежеспособность.
4. Анализ эффективности управления оборотными средствами компании. Следует обратить внимание на дисциплинированность покупателей и уровень просроченной дебиторской задолженности. Мы рассчитываем оборачиваемость дебиторской задолженности (объем реализации/средняя дебиторская задолженность) и период ее оборота (360/оборачиваемость дебиторской задолженности). Период оборота существенно возрос и необходимо срочно принимать меры. Мы подкорректировали условия продаж, невзирая на сопротивление менеджеров по продажам. Прежде всего уменьшили период отсрочки платежа. Однако в качестве аргумента использовали политику сбыта наших главных конкурентов, предлагающих отсрочку платежа почти в два раза короче, чем мы, а объемы продаж у них не намного меньше нашего сбыта. Следующим шагом рассчитываем оборачиваемость кредиторской задолженности (себестоимость проданных товаров/средняя кредиторская задолженность) и запасов (себестоимость проданных товаров/запасы). Теперь можно рассчитать длительность финансового цикла. Она определяется как сумма оборота дебиторской задолженности и запасов за вычетом периода оборота кредиторской задолженности. Если цикл возрастает, следовательно, нам необходимо больше оборотных средств, и мы должны это учесть в работе с банками. 5. Взаимосвязь показателей. Важно учитывать не только изменения значении показателей, но и их взаимное влияние. Например, в нашем случае причиной уменьшения рентабельности продаж стал рост себестоимости. Мы разделили затраты на постоянные и переменные, рассчитали точку безубыточности, благодаря чему смогли рассчитать рентабельность в разрезе отдельных видов продукции на основе вклада каждого вида на покрытие, дать задание маркетинговому отделу изучить возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции. У нас были периоды падения объемов продаж, которые также влияют на их рентабельность. Пришлось сосредоточиться на ассортиментной политике и вопросах ценообразования. Сами по себе показатели ни о чем не говорят, но они могут быть полезными для сравнения следующих данных:
Таким образом, использование описанных приемов экспресс-диагностики позволяет оценить:
Об авторе:
|
- Система антикризисного управления предприятия: важнейшие принципы и этапы
- Новая старая сказка о бюджетировании
- Стратегическое бюджетирование: контракт между собственником и командой менеджеров
- Суровые уроки мирового кризиса
- Реальность за пределами матрицы
Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций | |
Большие долговые кризисы. Принципы преодоления | |
МСФО. Вопросы применения. Практическое руководство в 2 частях |
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор Copyright © 2001-2023, Management.com.ua |