Розділ:
Інформаційні системи

Гюли Мухтарова,
консультант компании "НОРБИТ"
Перейти: в Розділ :: на Головну

Внедрение ERP-систем. Основные ошибки

Журнал "Директор-инфо" (№36, 2003)

 
Информационные системы планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP) превратились в привычный инструмент крупного и среднего бизнеса. Их основная задача — автоматизация бизнес-процессов компании (производства, снабжения, сбыта), а также управленческих функций (планирования, учета, контроля). Однако статистика внедрений ERP-систем довольно тревожна.

ERP-система — не совсем "коробочная" программа, как, например, Microsoft Office, которую можно с равной степенью эффективности установить на компьютерах любого предприятия. Результативность ERP-системы в значительной мере зависит от ее настройки под определенные задачи конкретного предприятия. Только правильно спроектированная и настроенная ERP-система действительно "помогает" сделать бизнес более управляемым и "прозрачным" для руководства компании.

Схематично модель большинства ERP-систем можно описать следующим образом: в единую базу данных поступают все первичные сведения о деятельности предприятия, и на их основе программа строит различные отчеты, графики, прогнозы, словом, поставляет полноценную аналитическую информацию. Хозяйственные операции регистрируются в системе один раз, и их влияние на результативность работы предприятия можно оценить сразу, получив соответствующий отчет. Итак, основная ценность ERP-системы — в обеспечении информационной интеграции всех функциональных областей деятельности компании.

Несмотря на то, что возможности современных ERP-систем достаточно развиты и постоянно возрастают, чуда может и не произойти. Зачастую после внедрения корпоративной информационной системы руководство по-прежнему не довольно качеством информационного обеспечения. Например, вопреки всем ожиданиям, не сокращаются трудозатраты на выполнение рутинных операций и, что еще важнее, сохраняются все недостатки, присущие ранее сложившейся практике осуществления производственно-хозяйственных операций. Речь обычно идет о некорректном оформлении первичных документов, наличии сверхнормативных запасов, нарушениях в сбытовой политике, в частности об отпуске продукции клиентам, имеющим неисполненные обязательства, и т.д. Более того, нередко спроектированная ERP-система настолько сложна и неадекватна текущим задачам, что вообще не используется в компании. И это не единичные случаи! По некоторым данным, на Западе однозначно успешными считается менее 50% внедрений ERP-систем. Достоверных сведений по ситуации в России пока нет, но вряд ли тенденция будет отличаться.

Причин неудачных внедрений сотни. Но в их основе, как правило, лежит нарушение основополагающих принципов проектирования автоматизированных систем управления (АСУ). Обычно проекты внедрения ERP-систем не дают ожидаемых результатов вследствие их проектирования без учета стратегии развития бизнеса; нарушения принципа построения системы "сверху-вниз"; чрезмерного увлечения реинжинирингом бизнес-процессов и их порой неоправданного подчинения требованиям стандартной функциональности базовой ERP-системы и, наоборот, вследствие кардинальной переработки базовой функциональности.

Ошибка №1. Проектирование системы ERP без учета стратегии развития компании

Это одна из типовых ошибок. Понятно, что при настройке системы невозможно учесть все потенциальные пути развития фирмы в отдаленном будущем. За прошедшие годы экономическая среда, в которой работают российские предприятия, сильно изменилась. Например, в компаниях нефтегазовой отрасли трансформировалась структура собственности: организации вывели практически все непрофильные активы, информация о которых была неотъемлемой частью АСУ и учитывалась при составлении консолидированной отчетности. Многие компании металлургической отрасли заметно сократили численность сотрудников (некоторые практически в два раза), что естественно отразилось на количестве автоматизированных рабочих мест.

Понятно, что со временем ERP-системы, созданные в отрыве от планов реструктуризации бизнеса, потребуют кардинальной модернизации. Иначе они превратятся в обузу, мешающую текущему управлению и даже документообороту. Создание и внедрение полнофункциональной ERP-системы — длительный процесс, который на крупных предприятиях может занимать 3 и даже 5 лет. Более того, систему необходимо проектировать так, чтобы она работала в течение 2-3 лет без проведения модернизации. Поэтому при проектировании важно представлять структуру и масштабы бизнеса в перспективе, как минимум, на 3 года. Ошибки в прогнозировании могут привести к неоправданно большим расходам, в частности на покупку дополнительного сетевого оборудования и оплату Интернет-трафика, составляющих значительную долю в стоимости владения ERP-системой. Совсем неприятный вариант, когда спустя год или два становится очевидна необходимость переводить ERP-систему на другую техническую платформу.

К числу других типовых направлений развития бизнеса можно отнести расширение практики мелкосерийного производства, создание филиальной сети, замену поставщиков, сокращение резервных запасов, ужесточение требований к срокам поставок. В этой связи производительность внутренних телекоммуникационных каналов должна быть рассчитана на повышенную нагрузку, например, когда поток данных возрастает из-за сокращения периодичности обновления информации. Если производительности каналов и самой базы данных недостаточно, то регистрация хозяйственных операций будет проходить менее оперативно. Следовательно, любые аналитические данные по текущей ситуации окажутся не совсем достоверными.

Ошибка №2. Проектирование системы ERP "снизу-вверх"

Заложить в ERP-систему цели компании и перспективы ее развития можно только при проектировании "сверху-вниз", а не наоборот. Создание информационной управленческой системы — удовольствие дорогое. Регистрация в ней всех данных, появляющихся в компании, в принципе невозможна. И естественно, каждый разработчик при проектировании сталкивается с необходимостью перехода от этого полного, в некотором смысле "неограниченного" объема информации к какому-то лимиту". Поэтому, создавая ERP-систему, проектировщик всегда решает задачу выбора значимых для принятия управленческих решений данных в увязке с "ценой вопроса" на ее реализацию. На каждом предприятии ежедневно циркулируют огромные информационные потоки данных о материально-технических ресурсах, клиентах, персонале, производственном потенциале и т.д. Возникает вопрос: нужны ли в ERP-системе специфические сведения, скажем, о производительности какого-либо станка в последние 2 часа или о количестве полуфабрикатов на столе конкретного работника в текущий момент при том. что эта информация, бесспорно, используется в управленческой деятельности?

У каждого уровня управления — свои потребности в информационном обеспечении. Но эти данные ни в коем случае не должны оказаться избыточными.

Распределение информационных потоков будет верным, если начать построение системы с уточнения потребностей в сведениях верхних уровней управления, постепенно спускаясь "вниз". При таком подходе в первую очередь формируются и определяются показатели, необходимые высшему руководству, а также частота их расчета. Затем устанавливаются данные, требующиеся следующему в иерархии управленческому звену, и т.д. Таким образом исключается риск создания системы, которая будет генерировать информацию, недостаточную для принятия управленческих решений высшим руководством.

На практике проектировщики, не задаваясь целью обеспечить информационную поддержку принятия управленческих решений, либо пытаются ввести в систему максимальное количество данных, тем самым неоправданно увеличивая стоимость АСУ, либо упускают часть важных для какого-то уровня управления сведений. В результате менеджмент страдает, из-за недостаточности и несвоевременности информационного обеспечения.

А руководство компании в лучшем случае получает доступ к информационному пространству, содержащему огромные массивы данных. Но ему практически никогда не выдается точечная агрегированная информация, необходимая для принятия управленческих решений. Естественно, такая важная цель создания и внедрения ERP-системы, как усиление контроля, также не достигается.

На практике существует немало примеров, когда даже полнофункциональная автоматизированная система класса ERP не удовлетворяет потребности управленческого аппарата в информации. Например, руководитель одного металлургического предприятия при анализе ситуации с дебиторской задолженностью столкнулся со следующей проблемой: используемая в работе система могла предоставить лишь неструктурированный перечень дебиторов без какой-либо группировки по важности, по удельному весу в общем объеме задолженности, срокам и т.д.

Чтобы предприятие, затратив значительные средства, не получило в результате неэффективную из-за фрагментарности учетную систему, ERP-систему нужно проектировать, ориентируясь на цели компании, последовательно определять вид и характеристики информации, необходимой каждому уровню управления, начиная с высшего руководства.

Ошибка №3. Избыточный реинжиниринг бизнес-процессов

Достаточно часто компания, внедряющая ERP-систему, либо соглашается на реинжиниринг всех бизнес-процессов и их подчинение требованиям базовой функциональности выбранной системы, либо настаивает на сохранении сложившейся практики работы и, соответственно, на кардинальной перестройке выбранной системы (а порой и на полном ее переписывании). Эти две крайности пополняют список причин неудач при создании и внедрении ERP-систем.

В первом случае велик риск того, что система, созданная в расчете на кардинальную перестройку бизнес-процессов, вообще не будет использоваться. Опыт показывает, что принципиальные изменения бизнес-процессов трудно и редко приживаются и совершенствовать систему управления компании все же лучше эволюционным путем.

Западные ERP-системы разработаны с учетом мирового опыта построения и оптимизации бизнес-процессов. Конечно же, все это должно учитываться при совершенствовании системы управления российских предприятий. Вместе с тем часто используемые проектировщиками ссылки на западную практику не совсем корректны, т.к. отечественные компании работают в другой экономической среде, и переход на западные стандарты не всегда целесообразен.

Во втором случае полученная система вследствие доработок и переработок теряет свою надежность. Соответственно, резко возрастают риски ошибочной обработки вводимой информации. Более того, никакой пользы от автоматизации неэффективных бизнес-процессов компании не будет. Наоборот, она лишится возможности совершенствовать свою деятельность, т.к. будет зажата в жесткие рамки работы программы. В этой связи крайне важно правильно определить оптимальное соотношение между реинжинирингом бизнес-процессов и доработкой системы.

Ошибка №4. Неверная оценка экономической эффективности внедрения ERP-системы

Экономическая эффективность внедрения ERP-системы — это, наверное, самый сложный вопрос, на который предстоит ответить руководителю. Понятно, что внедрение подразумевает немалые затраты на общую автоматизацию (компьютеры, серверы, сетевое оборудование, лицензии, консультационные услуги и т.д.). В этой связи важно сопоставлять расходы на автоматизацию того или иного процесса, учитывая его место в ERP-системе, с итоговыми экономическими результатами проекта в целом. То есть необходимо ответить на вопрос, что даст ведение учета соответствующих операций в системе или предоставление таких-то данных такому-то менеджеру? Каких потерь это поможет избежать? Как повысить эффективность используемых ресурсов? Какие резервы, позволит вовлечь в производственную деятельность? В противном случае возрастает риск того, что затраты на автоматизацию процессов не окупятся.

Отвечать на вопрос, какова цена включения какой-либо информации, необходимо на всех этапах проектирования ERP-системы. Сначала при определении ее функциональной структуры, выборе базовой платформы, технического обеспечения и других общих решений по системе на этапе разработки ее концепции, затем при составлении технического задания. Кроме того, задавать вопрос об экономической эффективности важно на этапе доводки прототипа системы до окончательного варианта.

При этом помните, что наилучшие результаты от внедрения ERP-системы достигаются, если она проектируется для предприятия с хорошо выстроенной системой управления.

Перейти: До верху :: в Розділ :: на Головну

Відгуки

O'l
Всё хорошо, только одно маленькое НО:
1.Всё развивается сегодня быстрее, чем успевают даже самые крупные производители ERP систем и самые продвинутые внедренцы.
2.На Украине ещё не сформировалась культура потребления данного продукта.
3.Мало накопленного опыта понятия самих проблем клиента и решения их, даже у самих Продавцов, как собственных клиентов. Сапожники без сапог.
2003-10-10 16:56:14
Відповісти

Наталья, --chemodan--@mail.ru
В данной статье, при все уважении к автору, рассмотрен однобокий подход. Только и слышно "нехватка информации". В свою очередь хочу заметить, что все эти ошибки , конечно имеют место. НО
1.ошибка №2 абсолютно не верна: я имею ввиду, что внедрение должно действительно производиться снизу-вверх, из каждого уровня должны быть свои представитель, которые будут работать с компанией-внедренцем. 80 процентов процентов всех провалов в России из-за сопротивления персонала и на Западе это основная проблема, а не та, что указана автором.
2.Я занимаюсь этой проблемой уже несколько лет и могу сказать, что ошибок намного больше, а указанные здесть отнюдь не самые важные.
3. Очень странно, что в стать нет ни слова о подборе компании- внедренце, то есть той компании, которая занимается непосредственно внедрением. Если ее правильно выбрать, провести необходимую подготовку, всех этих проблем можно избежать.
4. И наконец, что касается реинжиниринга, вполне возможно в единичных случаях увлечение этой модной тенденцией, но так как люди противятся изменением скорее приходиться говорить о недореинжиниринге.
Но в целом могу сказать, что подбор материалов и данных немого не актуален. Я бы расставила акценты по- другому.
Со все уважением к компетентности автора, Наталья
2003-12-17 18:42:01
Відповісти

savva, savva@parus.com.ua
Я вообще сомневаюсь, что руководство предприятия, внедряющее ERP систему, ожидает реальных результатов. Чаще всего это лишь имиджевое мероприятие или требование владельцев.
2003-12-18 12:51:05
Відповісти

Sergiy, cape@ukr.net
Интересно слышать такое заявление от одного из разработчиков ERP систем. Ну, или аналогичной по масштабности системы.
Забавно еще, что при продажах, по всей видимости таких заявлений клиентам не делается?
2003-12-18 13:48:13
Відповісти

Alexey, inlan@inlan.com.ua
Ничего забавного, продают одни люди, а внедряют другие. А заявление очень честное. Человек не стал кричать и рекламировать продукт своей фирмы, а сказал правду, хотя я не совсем с ним согласен, все таки толк есть, хотябы сотрудники немного оргаизуются.
2003-12-19 17:53:00
Відповісти

jossariann, jossariann@yahoo.com
Боюсь, за якобы "честностью" вышеобсуждаемого заявления на самом деле скрывается нечто другое, и вполне возможно, как раз противоположное... И я даже думаю, что при продажах разработчики подобного ПО как раз таки акцентируют на подобных тезисах внимание клиентов.

Отечественные разработчики ПО для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий (или как там они свои информационные системы называют) очень далеки от стандартов MRP, MRP II, и тем более ERP. Сергей, думаю, сказанное Вами о аналогичности масштабов скорее походит на нелепый комплимент, чем хотя бы даже на ближайшие перспективы.

Поэтому разработчикам "местных АСУ" выгодны заявления подобного рода о моде, нереальности достижения результатов, имиджевых мероприятиях и проч. проч. проч. в связи с внедрениями известных на мировом рынке ERP-систем.

Могу даже с уверенностью предположить, что дальше в разговоре с клиентами будут мелькать заявления типа: "нужно решать насущные задачи,... выбирать систему по потребностям,... не следовать мировым стандартам, далеким от нашей действительности... учитывать отечественные особенности... и вот все это наша (читай - родная, дешевая и самая подходящая) система как раз и решает!... За сравнительно небольшие деньги Вы получаете разработанную и протестированную на наших родных предприятиях систему. Так зачем платить больше, следовать моде и думать о враждебных нашему менталитету ERP-системах?". Угадал? Думаю, продавцы и покупатели АСУ найдут много знакомого в этих, так сказать, аргументах.

Вот только покупателям стоит немного задуматься, почему эта "мода" и эти стандарты, которые успешно применяются на сотнях тысяч предприятий, получили такое широкое распространение во всем мире.
2003-12-26 20:32:22
Відповісти

Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі.

Ваше ім'я:
E-mail:
Коментар: 
 

  
bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тренди, Інсайти, Інтерв'ю, Рецензії, Бізнес-навчання, Консалтинг
СЕРВІСИ: Бізнес-книги, Робота, Форуми, Глосарій, Цитати, Рейтинги, Статті партнерів
ПРОЄКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

Сторінка Management.com.ua у Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управлінців    Management Digest у LinkedIn    Відслідковувати нас у Twitter    Підписатися на RSS    Поштова розсилка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua