Новая рекламная панацея

Ambient media удивляют и создают настроение

Раздел: Маркетинг и продажи
Автор(ы): Александр Данилюк, Ирина Титенская, журнал "Новый маркетинг"
размещено: 16.04.2008
обращений: 24212

Столб в виде швабры, фонарь в форме баскетбольного мяча, оградительные цепи в виде бижутерии с биркой ценника, канализационный люк, напоминающий большую чашу дымящегося ароматного кофе... Нет, это вовсе не странный сон и даже не игрушечный набор для вашего малыша. Добро пожаловать в необычный и захватывающий мир ambient media!

В последние годы тенденция поиска новых рекламоносителей наблюдается во всем мире. Так, известный американский эксперт в области рекламы профессор Джон Ф. Джонс предлагает упаковывать рекламу в «эмоциональный конверт», а гуру брендинга Мартин Линдстром призывает активно воздействовать на все пять чувств. Маркетинговый гуру Том Ааакер считает, что черно-белый маркетинг становится пестрым. В современных рекламных войнах проигрывает прежде всего тот, кто делает ставку на пафос и «большие идеи». Ну а выигрывает тот, кто не боится нарядить свои продукты в разноцветные клоунские костюмы. Происходит это не от хорошей жизни. Маркетологи сбиваются с ног, пытаясь найти наименее заполненный рекламой носитель. Потребители устали от навязчивости обычной рекламы. Они хотят, чтобы их удивляли и развлекали. И ambient media могут решить эту задачу.

Основа любой рекламы — необходимость
заставить клиента отвлечься от своих дел
и подумать о чем-то другом.

Сет Годин

Новая рекламная панацея. Ambient media удивляют и создают настроение

Музыка рекламы

Термин ambient (в переводе с англ. «окружающий») впервые использовали применительно к рекламе и медиа в Великобритании в середине 90-х годов ХХ века. Этим словом стали обозначать рекламу, которая попадается на глаза потребителю в самых неожиданных местах: на обратной стороне парковочного талона, на дне лунки для гольфа, на ремне безопасности в вагоне метрополитена, на ручке тележки в супермаркете, на боковой поверхности лотка для яиц (некоторые технологии позволяют размещать сообщения даже на яйцах). Дополнительный смысл этому понятию сообщило разработанное Брайаном Эно направление электронной музыки в стиле ambient, поднимающей настроение и формирующей особую атмосферу. Иными словами, ambient-реклама удивляет и создает настроение.

На Западе ambient media — одно из наиболее передовых и быстро развивающихся направлений рекламы, вложения в которые постоянно растут. Так, с 1997 по 2001 год объем инвестиций в нетрадиционные медиа в Великобритании увеличился с €17,4 млн. до €100 млн. А к концу 2002 года этот показатель вырос еще на 10%.

По мнению Пери Кирка, директора по развитию нью-йоркского рекламного агентства Ambient-Planet, «нестандартная реклама намного популярнее в Европе, чем в Америке, которая слишком зависима от телевизионной рекламы. Европейцы вообще склонны отдавать предпочтение альтернативам и инновациям, чего не скажешь о консерваторах-американцах». В то же время, согласно различным исследованиям, ambient media находят эмоциональный отклику сравнительно небольшой группы людей, которые затем работают как «адвокаты» компании. Причем наибольшее влияние нестандартная реклама, по мнению специалистов, оказывает на потребителей 18-24 лет. Другие возрастные группы «попадаются» только в том случае, если креатив действительно гениальный. Именно поэтому нетрадиционные рекламоносители рекомендуют использовать для быстрого распространения информации о новом продукте или проекте благодаря привлечению внимания аудитории новаторов.

Само собой разумеется, что ambient media весьма разнообразны, и поэтому без их упорядочивания не обойтись. Именно это и попытался сделать британский outdoor-оператор Concord, предложив в 1998 году первую классификацию нестандартных рекламоносителей. С тех пор сфера использования нестандартной рекламы значительно расширилась, и в наши дни к ambient media относят все необычные, нетрадиционные, небанальные, а главное, незанятые рекламоносители (см. табл.).

Таблица. Классификация стандартных рекламоносителей*

Сфера размещения Места размещения Примеры рекламоносителей
Розничная торговля Торговые центры.
Магазины при АЗС.
Супермаркеты.
Киоски
Тележки.
Эскалаторы.
Посуда для еды "на вынос".
Стенды для открыток.
Напольная и настенная реклама.
Ценники.
Реклама на пакетах
Бизнес-среда Офисные здания.
Корпоративные автомобили.
Банкоматы
Постеры.
Видеоэкраны.
Настенная и напольная реклама.
Оформление автомобилей.
Оформление банкоматов
Образовательные учреждения Школы.
Высшие учебные заведения.
Библиотеки
Постеры.
Видеоэкраны.
Закладки.
Мусорные корзины
Транспорт Метрополитен.
Железная дорога и железнодорожные станции.
Автобусы и автобусные станции.
АЗС и пункты автосервиса.
Аэропорты.
Автомобили.
Такси
Постеры на транспортных средствах.
Эскалаторы.
Видеоэкраны.
"Пистолеты" на АЗС.
Реклама на билетах.
Рекламное оформление транспортных средств.
Листовки, надписи на рекламных панелях в такси.
Рекламное оформление крыш автобусов и автомобилей
Городское окружение Детские площадки.
Парковки.
Тротуары.
Фонтаны.
Жилые дома
Рекламное оформление объектов.
Напольная и настенная реклама.
Реклама на мусорных корзинах.
Оформление парковочных мест.
Скамейки
Отдых Кинотеатры.
Стадионы.
Бары, клубы, рестораны.
Спортклубы.
Концертные площадки.
Парки отдыха, зоопарки
Стенды для открыток.
Настенная и напольная реклама в туалетных комнатах.
Подставки под пивные кружки.
Напольная реклама.
Одежда официантов.
Реклама на барных стойках и столиках.
Реклама на спинках кресел в кинотеатрах.
Скамейки.
Клумбы и лужайки.
Картонные стойки.
Реклама на билетах.
Оформление ограждений
Другие сферы Воздушные и мобильные средства.
Люди
Воздушные шары.
Надписи в небе.
Реклама на теле, одежде.
Промосценки на улицах
* Дополнено из источника www.advertology.ru.

Сила и слабость нетрадиционных рекламоносителей

Ambient media сильны в первую очередь тем, что создают эффект неожиданности и используют «подсобные» средства. Например, для продвижения нового принтера HP аргентинское агентство Publicis Graffiti использовало эскалаторы. В начале эскалатора оно разместило фотореалистичное изображение принтера НР, а на каждой ступеньке — наклейку в виде рекламной листовки с текстом о высокой экономичности картриджей для этой модели принтера. Когда эскалатор работал, создавалась иллюзия того, что принтер непрерывно печатает рекламные листовки. А итальянское агентство AdmCom творчески подошло к оформлению багажного транспортера в аэропорту Венеции и превратило его в рулетку, рекламирующую Casinò di Venezia.

Однако, как это ни парадоксально, в неожиданности ambient media заключается и их слабость. Когда потребителей приучают к появлению рекламы в каком-то конкретном месте (будь то потолок курильной комнаты или женские трусики), сообщение теряет свою необычность, а внимание и реакция аудитории ослабевают. Иными словами, тонкая грань, которая отделяет ambient media от стандартного медианосителя, может стереться с течением времени. И время это, как правило, определяется временем привыкания аудитории к каждому конкретному решению. Например, для того чтобы реклама на билборде запомнилась лучше, в начале 90-х годов ХХ века достаточно было добавить выступающие части, «ломающие» традиционный прямоугольник рекламного щита. Сегодня решение должно быть действительно креативным, чтобы запомниться.

Впрочем, благодаря новым технологиям рекламистам еще есть чем удивить потребителей. Например, для рекламы Ford Mustang в США Школа рекламы Майами предложила нетрадиционный рекламный щит, сделанный из пластика Lexan, покрытого полупрозрачной резиной. На билбордах, которые размещались на фоне живописных мест (пустыни, гор, на побережье с пальмами), был нанесен только логотип Mustang. Благодаря полупрозрачной резине пейзаж за билбордом был размыт, что создавало ощущение поездки в машине на скорости. Эта идея лучше всяких слов демонстрировала главное послание Mustang.

Опросы, проведенные по всему миру, показали, что аудитория ценит в ambient-кампаниях не только творческий подход и изобретательность создателей рекламных сообщений, но и уместное использование окружающей среды. Людям нравится, когда качественная, грамотно размещенная креативная реклама делает городской пейзаж более привлекательным и разнообразным. Например, для удобрений Paton рекламисты предложили следующую оригинальную идею: вокруг стволов самых больших и красивых деревьев в городе укрепили цветочные горшки с логотипом данного удобрения. Создавалось ощущение, что дерево растет прямо из горшка и своим огромным ростом обязано подкормке.

Удачный симбиоз окружающей среды и рекламы предложили сотрудники египетского подразделения рекламного агентства JWT. Для продвижения Lipton Green Tea они придали кустам в Каире форму чайных чашек с блюдцами и закрепили на «чашках» увеличенные копии «хвостиков» от чайных пакетиков Lipton.

Специалисты признают, что несомненное преимущество ambient-кампаний — то, что в большинстве своем это малобюджетные и низкотехнологичные решения. Классики на тротуарах с рекламой Microsoft's X-Box или статуи, одетые в модные джинсы и рекламирующие аукцион знаменитостей на Yahoo.com, — все это примеры того, как с помощью минимальных вложений создать шумиху вокруг своего продукта.

Одно из наиболее перспективных и низкобюджетных направлений ambient media связано с технологией экранной проекции на вертикальные и горизонтальные поверхности под названием Gobos. Хорошие перспективы имеет также аромамаркетинг. Согласно последним исследованиям, 84% респондентов были расположены приобрести пару кроссовок Nike в ароматизированном помещении. Например, в Великобритании в магазинах Mothercare аромат лаванды распыляется в отделе для будущих мам, жевательной резинки — в отделе детских игрушек, а ванили — в игровой комнате.

Еще одним примером может служить зеркало AddMirror, напичканное рекламными сообщениями, которые возможно увидеть только под определенным углом освещения. Идея, реализованная в конце 2006 года, принадлежит РА Addirect. Какой еще предмет, кроме зеркала, предоставляет уникальную возможность полюбоваться самим собой и поразмыслить о жизни. Зеркала AddMirror были установлены в общественных туалетах наиболее популярных и элитных ночных клубов и баров Лондона и скрывали в себе не менее шести рекламных объявлений формата А4. Как показало исследование Кембриджского университета, люди отлично помнят то, что они прочли на зеркале, — 63% опрошенных могли назвать представленные бренды. Поэтому вполне вероятно, что зеркала в скором времени станут не менее эффективной рекламной площадкой, чем постеры или билборды. Очень правильно была выбрана целевая аудитория — хорошо обеспеченные, талантливые люди в возрасте от 18 до 35 лет, которые отличаются высокой бренд-лояльностью и располагают большими средствами.

Эффект есть. Но какова эффективность?

Нетрадиционная реклама, безусловно, выглядит эффектно. Но насколько она эффективна? Проезжая по городским улицам, мы встречаем сотни рекламных сообщений, но, к счастью или к сожалению, не можем точно сказать, что было изображено даже на тех из них, которые смогли привлечь наше внимание. Девять объявлений из десяти вообще воспринимаются как часть ландшафта.

Согласно исследованию Марка Вануэля, доктора философский наук, профессора маркетинга HEC School of Management, ambient media могут влиять на потребителей тремя способами. Во-первых, они делают новый бренд «реальным», во-вторых, они способны повторно вызывать в воображении образы брендов путем установления ассоциативной связи, в-третьих, они положительно влияют на восприятие рекламной информации в целом, поскольку вызывают исключительно положительные эмоции. Поэтому основное условие эффективности медиасообщений на нестандартных носителях заключается в том, что между носителем и текстом сообщения должна быть устойчивая связь, реализованная на интуитивном уровне. Рекламную акцию следует детально продумать и хорошо подготовить. Подбор окружающих предметов, призванных стать медианосителями, должен отвечать целям кампании и характеру рекламируемого товара. И главное, на данные предметы должны обратить внимание представители целевой аудитории. В связи с этим можно вспомнить рекламу конструктора Lego в Чили (рекламное агентство IDB-FCB), где к огромному строительному крану прицепили увеличенный макет Lego-кубика. Или рекламу турагентства «Лето всего лишь в пяти часах отсюда», которую разработало шведское агентство Saatchi & Saatchi. Благодаря креативному решению на некоторых транспортных остановках в Стокгольме, подняв голову, можно было увидеть на ситилайте пальмы и голубое небо Канар.

Чтобы сделать что-то нетрадиционное, нужна смелость

Елена Кустова, директор агентства Think! McCann Erickson:

Елена Кустова В мире достаточно примеров удачного использования ambient media. Реклама Adidas во время Чемпионата мира по футболу в Южной Корее, где использовались необычные билборды с изображением футбольного поля, на фоне которых по часу в день «играли в футбол» подвешенные за пояс футболисты. В Германии известное чистящее средство Mr. Proper использовало обычный пешеходный переход, сделав одну из его полосок значительно белее других. Эта реклама точно не останется незамеченной, ведь каждый, переходя дорогу, смотрит под ноги. Наконец, Red Bull использовал необычной формы автомобили с огромной банкой напитка на багажнике. Такие авто разъезжали по городу, привлекая прохожих своей нестандартностью.

В целом технологии ambient media эффективны там, где компания может «поймать и удивить» своего потребителя. Принимая во внимание активное развитие Интернета на развитых рынках, можно предположить, что нестандартные коммуникации в Сети — одно из наиболее перспективных направлений в индустрии ambient media. Не менее перспективно все, что касается клубной и блог-культуры, а также наружной коммуникации.

В Украине компании только начинают применять ambient media. Скамейки Beeline в Хмельницком, скамейки Laura Ashley, клумбы «Миргородской», дорожные указатели «Киевстара» в Карпатах, одежда djuice — все средства эффективны, если они доносят до аудитории суть бренда, его стиль и совпадают с восприятием бренда потребителем. В ambient важна идея, которая будет привлекать потребителя и удивлять его на эмоциональном уровне безо всяких рациональных аргументов. Удивляющая идея и красивое исполнение — залог успеха.

С моей точки зрения, причин того, что в Украине все еще очень мало примеров использования ambient media, две. Первая состоит в том, что агентства не полностью владеют этим инструментом, а клиенты не умеют оценивать эффективность этого носителя (для измерения доли эффективности ambient media в общей эффективности кампании необходимо специальное исследование, которое стоит больше, чем сама коммуникация).

Вторая причина слабой распространенности ambient media в Украине — отсутствие смелости взять на себя риск и использовать для кампании новые медианосители. Украинский медиарынок пока традиционен. Бренд- и маркетинг-менеджеры чувствуют себя спокойнее, когда рекламные бюджеты тратятся на традиционные и поддающиеся контролю медиаканалы. Ambient-кампании контролировать сложно, и практики ивент-аудита у украинцев почти нет, поэтому попытка объяснить, куда и на что ушли затраченные средства и что конкретно это дало, связана с риском для карьеры. Снимаю шляпу перед клиентами, которые не боятся рисковать и утверждать смелые идеи.

Наконец, административно-регулирующие мероприятия городских властей также не добавляют ambient media популярности. Например, «Миргородская», оформляя свои клумбы, вложила средства не только в продвижение бренда, но и в озеленение города, a Laura Ashley покрасила ужасные старые скамейки в центре столицы — я не удивлюсь, если их за это попросили заплатить. Хотя наверняка хватило бы только согласования.

Однако истинные результаты любой нестандартной медиакампании трудно измерить точно, поскольку для того, чтобы привлечь внимание общественности к такой рекламе, довольно часто используют телевизионную и радиорекламу. Кроме того, сами метрики, при помощи которых оценивается эффективность рекламы, зачастую не учитывают возможность накопления положительного опыта от увиденного на подсознательном уровне.

Мозг человека при многократном повторении нестандартного сообщения «убеждает» наши органы чувств в том, что все увиденное — это не новинка, а часть реальности, элемент быта. Но нестандартное медиасообщение воспринимается подсознательно и затрагивает более тонкие струны. Это сообщение, для размещения которого был выбран настолько удачный ассоциативный носитель, что целевая аудитория воспринимает контент без глубокого обдумывания. Оно автоматически сканируется нашими органами чувств, без каких-либо усилий или намерений.

Новые связи, установленные между задействованными таким способом отделами головного мозга, настолько сильны, что сохраняются в течение длительного периода, и даже если человеку кажется, что он забыл, что представляет собой та или иная ТМ, эта связь остается и при определенном стечении обстоятельств может быть восстановлена. По мнению профессора Вануэля, тот факт, что ассоциативная память человека вступает в действие неосознанно, только способствует повышению эффективности нестандартных медианосителей. Все дело в том, что мы не запоминаем размещенное сообщение, не акцентируем на нем внимание, но находимся под его воздействием.

Для того чтобы рекламные сообщения были действительно эффективными, они должны быть достаточно необычными, чтобы привлечь внимание покупателей и при определенном стечении обстоятельств стать ambient. Простота, ясность, логика критически важны.

Поле битвы — социальная реклама

Пожалуй, больше всего примеров использования ambient media можно найти в социальной рекламе. Это объясняется тем, что люди в принципе плохо восприимчивы к социальным рекламным сообщениям, поэтому донести до них подобную информацию гораздо сложнее. Нетрадиционные рекламоносители позволяют привлечь внимание. Так, в свое время германское Международное общество по защите прав человека (International Society for Human Rights) разместило на центральных улицах Берлина постеры с изображением человека, закиданного камнями. Таким образом общество хотело заставить людей задуматься о ситуации в странах третьего мира, где «забрасывание камнями до смерти» до сих пор является законным наказанием. Аналогичный прием использовала Amnesty International, разместившая на стенах зданий изображения военных, которые целятся в прохожих, а на тротуарах, рядом с постерами, — наклейки «Налоговое мошенничество — одно из 68 преступлений, за которые они казнят вас в Китае». Во Франции в октябре 2006 года была развернута широкомасштабная партизанская кампания, инициированная Médecins du Monde. Эта организация хотела привлечь внимание парижан к драме бездомных, которые каждую зиму умирают от холода на улицах. Столбики, отделяющие тротуар от проезжей части, превратили в кресты, на которых написали: «Каждую зиму сотни бездомных умирают на тротуарах. Мы рассчитываем на вашу реакцию». Идея кампании принадлежит агентству Euro RSCG C & O.

Есть и масса других примеров социальной рекламы, созданной с использованием ambient media: борьба с употреблением спиртных напитков водителями в Индии (подставки под пиво с лицами людей, которые благодаря невидимым чернилам начинают «кровоточить», после того как на них ставят пивной бокал), борьба с курением в Австралии (увеличенный макет сигареты насажен на железный штырь, торчащий посреди поля, благодаря чему создается эффект потушенной сигареты) и т. д. Общее во всех этих решениях то, что они не оставляют людей равнодушными, а значит, заставляют задуматься.

Остаться в памяти

О нетрадиционной рекламе можно писать много, поскольку ежегодно количество примеров использования таких носителей в мире увеличивается. Особенно в Юго-Восточной Азии. Однако у этого канала есть и свои ограничения. Одно из основных препятствий на пути распространения и развития ambient media в городских условиях — это распоряжения и законы, издаваемые городскими властями. Но, как оказалось, и подобные ограничения можно использовать с пользой. К примеру, в бразильском Сан-Паулу парки, лужайки и клумбы украшены логотипами известных брендов. Позиция властей ясна: поскольку городу не хватает средств на восстановление парков, пусть его спонсируют бренды.

Следующий сдерживающий фактор — система расчета цены за использование носителя. Как правило, ценообразование основывается на внутреннем (то есть субъективном) ощущении продавца. Игроки рынка признают, что при обращении к нестандартному носителю основную роль играет человеческий фактор: сможет ли продавец убедить клиента в эффективности своего рекламного канала. Развитию рынка мешает также отсутствие качественного и регулярного мониторинга ambient media. Впрочем, этот барьер связан с неразвитостью данного сегмента как такового, особенно когда речь идет об Украине.

Кстати, в Украине примеров ambient media пока немного. Разрисовывание и брендирование стен зданий, думаю, не должны приниматься во внимание, поскольку они уже воспринимаются как стандартный рекламоноситель. Есть случаи размещения рекламы в общественных туалетах и на асфальте вблизи торговых центров, разрисовки скамеек и соответствующего оформления клумб, однако это скорее исключения, чем правила.

Специалисты в сфере рекламы утверждают, что в Украине сложилась благоприятная ситуация для выхода на рекламный рынок с идеями ambient media. Во-первых, традиционные медианосители настолько приелись потребителю, что он перестает замечать даже креативные изыски в самих рекламных призывах. Во-вторых, рынок ambient media совершенно не занят и только зарождается. Где же первопроходцы? Ведь, как говорил Эл Райс, важно быть даже не первым на рынке, а первым в памяти.

Журнал на бутылке? А почему бы и нет

Журнал на бутылке Бельгийское подразделение компании Coca-Cola выступило с инициативой размещения на пластиковой бутылке Coca-Cola 24-страничного мини-журнала GLAM*IT. Журнал можно легко оторвать от самоклеящейся этикетки. Это первый в мире пример использования пластиковой бутылки в качестве медианосителя.

GLAM*IT — одно из наиболее популярных молодежных изданий о моде в Бельгии. И начиная с апреля текущего года бесплатный облегченный вариант журнала будет прикреплен в виде этикетки на все ПЭТ-бутылки Coca-Cola емкостью 500 мл.

В основе нестандартного рекламного сообщения лежит ассоциация бренда Coca-Cola с легкой жизнью, пропагандируемой журналом GLAM*IT.

Эксперты оценили этот инновационный шаг как исключительно удачное решение и отличный способ бренд-коммуникации печатного издания в продовольственной дистрибуции.





ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Пишут все! Как создавать контент, который работаетПишут все! Как создавать контент, который работает
Контент — это валюта. Как разрабатывать продающий контентКонтент — это валюта. Как разрабатывать продающий контент
Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном миреСториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире

Отзывы

Смерек Віталій, smerekvitalik@rambler.ru
Поява такої реклами звичайно повязана із перенасиченістю світу звичайною рекламою. Я думаю, що Ви погодитесь зі мною, що така реклама вимагає на порядок більшої креативності. А раз так, тоді буде попит на тренінги з розвитку креативних здібностей. Що є власне одним із видів моєї діяльності. Тому я за Ambient Media. Але тут справа не в моїх тренінгах, а в неминучих тенденціях рекламного світу.
2008-04-18 17:17:51
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)