А.Г.Курьян
ИП ОРИЕНТСОФТ
П.С.Серенков, к.т.н.,
Белорусская Государственная Политехническая Академия
Перейти: в Розділ :: на Головну

Использование IDEF0 для описания и классификации процессов в рамках системы качества МС ИСО серии 9000 версии 2000

 
В статье рассматривается применение методологии функционального моделирования IDEF0 для описания и классификации процессов в рамках системы качества, создаваемой в соответствии с требованиями новой версии стандартов ИСО 9000:2000.
Статья предназначена для специалистов по системам качества, а также на аналитиков, специализирующихся в области функционального моделирования процессов.

Введение

В 2000 году Международная Организация по Стандартизации (ISO) приняла новую версию стандартов серии 9000 [1-3], содержащих перечень требований к системе качества (СК) организации.

Одно из принципиальных отличий новой версии стандартов — использование процессного подхода к менеджменту, а также к созданию и функционированию СК.

Основную идею процессного подхода в новой версии стандартов можно свести к следующим положениям:

    1. Деятельность организации необходимо представить в виде сети взаимодействующих между собой процессов;
    2. Менеджмент деятельностью организации должен основываться на менеджменте сетью процессов.

В этой статье рассматривается подход к описанию и классификации процессов в организации, основанный на применении методологии функционального моделирования IDEF0 [7, 8].

Представление процессов

В МС ИСО 9000:2000 [1] используется следующее определение процесса:

«Набор взаимосвязанных и взаимодействующих операций (действий), которые преобразуют входы в выходы.

Примечание 1. Входы процессов, как правило, являются выходами других процессов.

Примечание 2. Процессы в организации планируются и исполняются при управляемых условиях для добавления ценности.»

Большинство экспертов по СК сходятся на том, что наиболее премлемым способом описания процессов является их графическое представление. В различных документах [4, 9], посвященных толкованию процессного подхода, изложенного в новой версии стандарта, предлагаются различные варианты для графического представления процессов.

Рис. 1. Варианты графического представления процессов

Рис. 1. Варианты графического представления процессов.

Описание процессов должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между процессами.

Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют сеть процессов организации.

Описание сети процессов, составляющих деятельность организации — это сложная организационно-техническая задача, для решения которой требуются специальные средства описания и анализа.

Впервые это обстоятельство было осознано в середине 70-х годов при реализации комплексных проектов по заказам ВВС США. В то же время была предложена и реализована программа комплексной компьютерной поддержки производства (ICAM — Integrated Computer-Aided Manufacturing), в рамках которой, в частности, применялась методология структурного анализа систем. Позже на базе этого подхода была разработана методология функционального моделирования IDEF0, которая в 1993 году была принята в качестве федерального стандарта в США, а в 2000 году — в качестве стандарта в Российской Федерации.

В методологии функционального моделирования IDEF0 [7, 8] для графического представления процесса используется следующая нотация (Рис. 2).

Рис. 2. Графическое представление процесса в IDEF0

Рис. 2. Графическое представление процесса в IDEF0

В соответствии с методологией IDEF0 процесс представляется в виде функционального блока, который преобразует входы в выходы при наличии необходимых ресурсов (механизмов) в управляемых условиях.

Взаимосвязи и взаимодействия процессов в IDEF0 представляются дугами, соединяющими выходы одних функциональных блоков со входами других.

Модель процессов в рамках СК

Модель сети процессов в рамках системы качества должна отвечать на следующие вопросы:

    • Какие процессы в деятельности организации относятся к системе качества?
    • Какова структура этих процессов, включая выходы и потребителей процессов, входы и поставщиков и т.д.?
    • Как процессы взаимодейтсвуют друг с другом?
    • Как в рамках процессов выполняются требования, определенные в МС ИСО серии 9000 версии 2000 года?

Требования к функциональной модели

Для того, чтобы функциональная модель сети процессов отвечала на эти и другие вопросы в рамках СК, она должна строиться в соответствии с дополнительными требованими (помимо тех, которые сформулированы в методологии IDEF0).

Ниже приводится далеко не полный перечень требований, которым должна отвечать функциональная модель процессов:

  1. Функциональная модель строится с точки зрения руководства системой качества организации. При таком подходе модель включает все процессы и элементы, влияющие на качество конечной продукции и процессов.
  2. Функциональная модель должна содержать процессы, определенные как обязательные в рамках требований МС ИСО серии 9000 версии 2000 года. Перечень этих процессов приведен в МС ИСО 9001:2000 [2].
  3. Функциональная модель должна содержать элементы (объекты), регламентируемые в МС ИСО серии 9000 версии 2000 года. Перечень таких элементов приведен в [2].
  4. Функциональная модель должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, относящиеся к сфере деятельности организации.

Особенности функциональной модели СК

Бизнес-процесс

Для того, чтобы функциональная модель удовлетворяла перечисленным требованиям, она должна строиться как модель бизнес-процесса [10].

Бизнес-процесс — это совокупность процессов (операций, действий) и взаимодействий между ними, результатом (выходом) которой является продукция и/или услуги, поставляемые потребителям, а входами — материальные, информационные и трудовые ресурсы, поставляемые внешними поставщиками.

Таким образом, функциональная модель бизнес-процесса будет охватывать процессы жизненного цикла, а также связанные с ними вспомогательные процессы и процессы менеджмента, входящие в состав деятельности организации. Это полностью согласуется с требованиями МС ИСО семества 9000 версии 2000 года.

Например, швейное ателье производит (шьет) женские пальто, заключая договора с потребителями. Потребителями продукции являются магазины женкой одежды и торгово-посреднические компании. Ателье закупает сырье на комвольных комбинатах, а также у торгово-посреднических компаний. Деловым процессом в швейном ателье является процесс «Производить женские пальто».

Рис. 3. Бизнес-процесс в швейном ателье

Рис. 3. Бизнес-процесс в швейном ателье

Обязательные процессы и элементы

В МС ИСО 9001:2000 к обязательным процессам относятся:

    • Реализация ответственности высшего руководства в рамках системы качества;
    • Менеджмент ресурсов (вспомогательных производственных процессов);
    • Менеджмент основных производственных процессов (процессов жизненного цикла продукции);
    • Процессы измерения, контроля и улучшения СК.

К обязательным элементам относятся, в том числе:

  • Документы, содержащие политику, цели организации в сфере менеджмента качества;
  • Документы, содержащие ответственность сотрудников организации (должностные инструкции);
  • Записи качества, и т.д.

Соответственно, функциональная модель должна содержать все обязательные процессы и элементы в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 версии 2000 года.

В нашем примере бизнес-процесс в швейном ателье будет иметь следующую структуру (Рис. 4).

Рис. 4. Детализация бизнес-процесса

Рис. 4. Детализация бизнес-процесса

На диаграмме (Рис. 4) процесс представлен в виде 4-х взаимодействующих между собой процессов. Каждый из 4 процессов является обязательным с точки зрения выполнения требований МС ИСО 9001:2000 [2].

Стрелки, связывающие функциональные блоки, представляют элементы (объекты), которые передаются с выходов одни процессов на входы других. В том числе, они представляют обязательные с точки зрения МС ИСО 9000:2000 элементы процессов, такие как, например, «Записи качества» или «Политика организации в области менеджмента качества».

Классификация процессов в СК

Классификация процессов является важным этапом анализа деятельности организации. Одна из целей классификации — определение процессов, относящихся к системе качества организации.

Функциональная модель сотоит из двух типов элементов — функциональных блоков и дуг [6-8]. Сооветственно, классифкация процессов, представленных на функциональной модели, сводится к классификации собственно функциональных блоков и дуг [11].

Классификация дуг

В рамках IDEF0-модели дуги в зависимости от их положения на диаграмме уже подразделены на 4 категории: входные, выходные, управления и механизма.

Дополнительно дуги могут быть классифицированы в зависимости от категории объектов, которые они представляют на диаграмме. К числу таких категорий могут относиться:

    • Материалы, сырье, продукция, ресурсы;
    • Информация, данные; записи качества; документы;
    • Распоряжения руководства, планы, графики; распорядительные документы;
    • Стандарты, нормативная документация;
    • Ответственные исполнители, сотрудники организации и т.д.

Для того, чтобы выделить в IDEF0-модели элементы определенного типа, при моделировании используются заранее оговоренные соглашения о графическом стиле представления объектов различных категорий. Поскольку дуги на IDEF0-модели представляются прямыми и ломанными линиями, графический стиль для дуг включает соглашение о цвете линии, толщине линии, типе линии (сплошная, пунктирная, штрих-пунктирная, и т.д.), а также о типе стрелки на конце дуги.

Например, дуги, отражающие в рамках функциональной модели «Записи качества», изображаются зеленой сплошной линией (Рис4) .

Следует отметить, что установление соответствия между категорией объекта (например, записи качества) и графическим стилем представления этого объекта (зеленая сплошная линия) в функциональной модели играет не только презентационную роль. С помощью компьютерной программы такого рода отношения можно обрабатывать, создавая специальные отчеты, содержащие, например, информацию о всех процессах, которые на выходе порождают записи качества.

Примечание. Графические стили не являются частью методологи IDEF0. Использование графических стилей для классификации процессов впервые было предложено и реализовано в системе IDEF0/EMTool [11].

Классификация функциональных блоков

Функциональные блоки в IDEF0-модели могут быть классифицированы в зависимости от категорий процессов, которые они представляют. В рамках функциональных моделей СК следует использовать категории процессов, которые регламентированы в МС ИСО 9001:2000 [2, (раздел 4.2.4, пункт 2.2. раздела 5.1)] .

Для того чтобы выделить в IDEF0-модели процессы определенной категории, при моделировании используются заранее оговоренные соглашения о графическом стиле представления соответствующих функциональных блоков в модели по аналогии с соглашениями для дуг.

Заключение

Процессный подход, составляющий основу новой версии МС ИСО 9000:2000, требует применения специальных средств для описания и классификации процессов, составляющих деятельность организации.

В статье показано, что одним из таких средств может являться методология функционального моделирования IDEF0.

В пользу применения методологии IDEF0 для описания и классификации процессов говорит не только возможность методологии решить эту задачу в рамках системы качества организации, но также тот факт, что данная методология также является стандартом для функционального моделирования в ряде стран, включая США и Россию. Последнее обстоятельство делает возможным использовать методологию IDEF0 в качестве единого языка для обмена информацией между организациями, аудиторами, экспетами.

Методология IDEF0 поддерживается компьютерными программами. Применение компьютерных программ на стадии описания процессов позволяет не только повысить эффективность решения этой задачи, но также использовать эти модели на стадии менеджмента процессами, интегрируя их в корпоративную информационную систему организации.

Литература

  1. Международный стандарт ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2-е изд. 2000-12-15. ISO-2000.
  2. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. 3-е изд. 2000-12-15. ISO-2000.
  3. Международный стандарт ИСО 9004. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности. 2-е изд. ISO-2000.
  4. ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidelines on the Process Approach to quality management systems. ISO/TC 176/SC 2/N 544R. 17 May, 2001.
  5. ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on the Documentation Requirements of ISO 9001:2000. ISO/TC 176/SC 2/N 544R. 13 March, 2001.
  6. Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ . М .:1993, 240 с ., ISBN 5-7395-0007-9
  7. INTEGRATION DEFINITION FOR FUNCTION MODELING (IDEF0). Draft Federal Information Processing Standards Publication 183, 1993, December 2. www.idef.com
  8. Р50.1.028-2001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2000. www.cals.ru
  9. Менеджмент качества и международные стандарты ИСО 9000 версии 2000 г. Материалы семинара в рамках Программы ИСО для развивающихся стран. Минск, Июль 2001 г. 79 с.
  10. Framework for Managing Process Improvement. Vol.1. Electronic College of Process Innovation. DoD USA. May, 1994.
  11. Система IDEF0/EMTool 1.1. Руководство пользователя. ЗАО Ориентсофт. Минск, РБ, 1997. www.orientsoft.by


Перейти: До верху :: в Розділ :: на Головну

Відгуки

need english abstract, gehrmann@yhc.att.ne.jp
hello, i do not understand russian, but guess we have common interests. can you provide an english abstract of this paper?

best regards

andreas gehrmann
2002-01-25 16:24:10
Відповісти

ЗИНОВИЙ
ПТИЧИЙ ЯЗЫК,СПЛОШНАЯ АБСТРАКЦИЯ,ГОРА БУМАГ,СПЛОШНОЙ ФОРМАЛИЗМ.
2002-02-13 15:22:04
Відповісти

Оксана
Зиновий, а что НЕ птичий язык, НЕ сплошная абстракция, НЕ гора бумаг, НЕ сплошной формализм в работе по оптимизации системы управления (ии ее построению)?
Поделитесь, пожалуйста, своими идеями.
2002-02-14 14:21:42
Відповісти

РИТОРИЧНЕ ПИТАННЯ, ВИКОНАВЕЦЬ
БУДЬ ЯКА СИСТЕМА, В ПЕРШУ ЧЕРГУ ПРАЦЮЄ НА СЕБЕ, А ПОТІМ НА ЗОВНІШНЄ ОТОЧЕННЯ. ПІДВИЩЕННЯ ЗАДОВОЛЕННЯ ПОТРЕБ СПОЖИВАЧІВ ЗДІЙСНЮЄТЬСЯ ЗУСИЛЛЯМИ ТАКИХ ЖЕ СПОЖИВАЧІВ,АЛЕ НЕВДОВОЛЕНИХ СВОЄЮ ВИНАГОРОДОЮ ЗА РЕЗУЛЬТАТИ ПРАЦІ.ХІБА НЕЗАДОВОЛЕНІ ПРИНЕСУТЬ ЗАДОВОЛЕННЯ ІНШИМ.?
2002-02-15 17:25:05
Відповісти

Микола
Будь яка система може існувати, якщо вона потрібна зовнішньому оточенню. "Зовнішній" споживач може зробити "снутрішнього" споживача трохи щасливішим тільки в один спосіб - оплатою за задоволення. Досить плакатись, колего - проінвестуйте системно:) своє "Я" в когось іншого, а не чекайте поки вам будуть давати відповідь на ваші "риторичні" запитання.
2002-02-15 21:04:40
Відповісти

Бухарин
Да, господа, цените Клиента в себе, в компании (как часть себя), а не себя в Клиенте :)
2002-02-18 14:10:00
Відповісти

риторичне питання, зацікавлений
РИТОРИЧНЕ ПИТАННЯ.
чому в ісо/fdis 9000вирішальними є вимоги та задоволеність споживачів(та інших зацікавлених сторін), а в ДСТУ ІСО 9000-2001 ВИРІШАЛЬНИМИ Є ЗАМОВНИКИ(ТА ІНШІ ЗАЦІКАВЛЕНІ СТОРОНИ).ринкова орієнтація-це в першу чергу СПОЖИВАЧ.САМЕ СПОЖИВАЧІ ГОЛОСУЮТЬ ЗА ЖИТТЄЗДАТНІСТЬ СИСТЕМ УПРАВЛІННЯ СВОЇМ ГАМАНЦЕМ.Стосовно товарів повсякденного попиту споживач і покупець, як головна складова розвитку ринку, співпадають. Я не замовник, Я СПОЖИВАЧ.Так само не можливо змінювати термін "продукт" на "продукція".РИНКОВІЙ СИсТЕМІ- РИНКОВИЙ ПОНЯТІЙНИЙ АПАРАТ.ТЕХНОКРАТИ-ЦЕ ІСТОРИЧНЕ МИНУЛЕ.
2002-02-18 16:30:12
Відповісти

Константин
Уважаемый автор РИТОРИЧНОГО ПИТАННЯ!
А чему Вы собственно удивляетесь?
Должны же те, кто переиздает международные стандарты в Украине (Держстандарт и иже с ними) создавать видимость работы.
Зачем, например, "адаптировать к национальным условиям" стандарт, описывающий требования к системе управления без приложения к конкретным отраслям и продуктам(как ИСО 9000)? Почему нельзя ограничиться квалифицированным аутентичным переводом? Для меня это не понятно до сих пор...
2002-02-20 16:17:19
Відповісти

Андрей
Hello, Andreas
you can send your request to the english abstract this address: Andrew.Kuryan@bykoncept.com
2002-02-28 17:37:41
Відповісти

Андрей
Зиновий, как говорится кто на что учился... или ХОЧЕТ научиться
2002-02-28 17:40:33
Відповісти

СТЕПАН, СИСТЕМОТЕХНІК
МИКОЛА!ЦІЛКОМ ЗГОДЕН З ВАМИ.КОЛИ СИСТЕМНО ІНВЕСТУЄШ СВОЄ Я В КОГОСЬ ІНШОГО ТРЕБА ОБОВ'ЯЗКОВО ПЛАТИТИ. БЕЗ СИСТЕМИ ЗАДОВОЛЕННЯ КОШТУЄ ДОРОЖЧЕ, АЛЕ МОЖЕ БУТИ БІЛЬШИМ.ЧИ ВИ ЦЕ МАЛИ НА УВАЗІ? ЯКЩО НІ-ТО ЩО?
2002-03-04 13:03:13
Відповісти

Микола
Степану - інвестиції це і є "плата" з надією отримати задоволення в майбутньому. Категорії плат можуть бути різними, як зрештою і категоріїї задоволення...
2002-03-04 14:46:42
Відповісти

Konstantin, strukov@certatom.kiev.ua
Со всем уважением к автору статьи, хочу отметить следующее:
Представленная на рис.4 схема бизнес процессов ателье - суть модель системы менеджмента качества ИСО9000:2000 в виде модели IDEF0. По моему скромному мнению, практическая или информативная ценность подобной модели видится весьма сомнительной.
2002-03-19 13:16:03
Відповісти

Андрей Курьян, Andrew.Kuryan@bykoncept.com
Константину - Автор.
Благодарю Вас за интерес к статье. Ценность приведенной в статье модели следует рассматривать с точки зрения целей самой статьи: IDEF0 + классификация хорошо подходят для описания процессов в рамках СМК ИСО 9000/2000.
2002-03-19 15:18:00
Відповісти

Сергей Епифанов
Статья обладает достаточной ясностью и четкостью изложения, сама по себе. Однако хотелось бы больше прочитать не о понимании системы качества, в частности методик IDEFO, а о ее практическом внедрении вприменении к сложеным процессам: проектирование, медицина и т.п. Почему то, примеры которые использую авторы статей об ISO всегда очень убоги, как будто, что более сложное им недоступно.
2002-08-07 14:54:54
Відповісти

Алексей Олегович, moo@ampersand.cv.ua
С удовольствием прочитал переписку по поводу содержания статьи. Как мы все любим, чтобы нам на блюдечке с гоглубой каёмочкой подавали готовые решения, причём на халяву. Это к Сергею Епифанову. Цель любой публикации в лучшем случае описание проблеммы и возможных путей её разрешения. Если Вы не в состоянии по какой-либо причине самостоятельно применить эту методику для решения своей проблеммы - наймите специалиста, который сможет Вам помочь. Не ищите готовых решений своих проблем. Ищите методики, которые могут помочь их решить.
2002-10-17 12:58:35
Відповісти

Владимир, vboch@gosniias.ru
1.Хоть кто-нибудь напишите, какой выигрыш в ресурсах (люди, время, деньги, материальные средства)получили при применении технологии функционального моделирования IDEFO для своих процессов.
2. Может кто-нибудь знает как отмоделировать выполнение НИР по IDEFO
2004-03-09 17:19:11
Відповісти

O'l, promo@mail.od.ua
Уважаемый Владимир,

Для формализации AS IS в IDEFO (в системном подходе)у нас ушло много времени (чел/часов) ,
Однако это компенсировалось оптимальным решением при принятии решения ,переходе в состояние TO BE.
выигрыш в ресурсах -у всех разный.Но я не представляю как можно заниматься оптимизацией БП или проектированием новой системы (БП) без этого.
Интуитивно все вроде бы понятно, но при попытках формализовать взаимоотношения возникает сплошной туман. В данной ситуации существенно помочь может разработанное семейство методологий IDEF, являющееся государственным стандартом в США. эти методологии создавались в рамках предложенной ВВС США программы компьютеризации промышленности – ICAM. После опубликования стандарта он был успешно применен в самых различных областях бизнеса. с широким применением IDEF и связано возникновение основных идей популярного ныне понятия - BPR (бизнес-процесс реинжиниринг)..в тч для научно исследовательских разработок.
2004-03-12 10:57:13
Відповісти

Олексий, starikv@privat-online.net
Шановні, підскажіть будьласка, де можна дістати переклад з англійскої стандарта IDEF0.

Буду завдячний.
Олексій

starikv@privat-online.net
2004-09-23 08:22:08
Відповісти

O'l, promo@mail.od.ua
см. почту
2004-09-23 17:47:33
Відповісти

Елена, hr@maiskyi-chai.ua
Уважаемый O`l, я тоже хочу см. почту, стандарт IDEFO - на мой взгляд самое то. Где об этом можно почитать?
Заранее благодарю.
Елена
2004-11-01 14:18:39
Відповісти

O'l, promo@mail.od.ua
Ок. что то отправлю. но прошу учесть что это не самоучитель по управлению системой, управляющая системами… для чайников. в интете хватает информации на эти темы, я бы сказал ее чересчур много.

Жаль что уважаемый авторы/ модераторы не хотят сослаться на первоисточники или коллег…

Уважаемая Елена, Зачем Вам Это, самое то... ?
2004-11-02 15:53:58
Відповісти

Борис, ba-h@yandex.ru
Подскажите пожалуйста где можно найти информацию по IDEF3 и DFD на русском языке?
Заранее благодарен.
2004-12-29 15:24:10
Відповісти

Konstantin, ko-s-ka@ukr.net
Посмотрите на
http://www.vernikov.ru
http://www.cfin.ru
2005-01-05 12:34:18
Відповісти

O'l, promo@mail.od.ua
Koska,
Сомневаюсь что это кто то на русский переводил ;)

http://www.idef.com/Downloads/pdf/Idef3_fn.pdf
2005-01-10 17:07:02
Відповісти

Андрей Курьян, Andrew.Kuryan@orientsoft.by
Борис,
а зачем Вам IDEF3?
Если у Вас стоит задача описать процессы, то для этого достаточно IDEF0.
Если Вы хотите автоматизировать процессы, например, на базе workflow системы, то IDEF3 для этого является слишком устаревшей нотацией. Сегодня существуют более современные нотации и даже стандарты.
С уважением.
2005-02-27 23:20:51
Відповісти

Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі.

Ваше ім'я:
E-mail:
Коментар: 
 

  
bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тренди, Інсайти, Інтерв'ю, Рецензії, Бізнес-навчання, Консалтинг
СЕРВІСИ: Бізнес-книги, Робота, Форуми, Глосарій, Цитати, Рейтинги, Статті партнерів
ПРОЄКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

Сторінка Management.com.ua у Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управлінців    Management Digest у LinkedIn    Відслідковувати нас у Twitter    Підписатися на RSS    Поштова розсилка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua