Выигрышная ставка на инновации: история компании 3М

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): Журнал "&.СТРАТЕГИИ"
размещено: 11.12.2015
обращений: 6800

Уже 113 лет, как существует компания 3М. За это время ей удалось из небольшого американского горнодобывающего предприятия вырасти в крупную международную многопрофильную корпорацию.
Выигрышная ставка на инновации: история компании 3М Сегодня ЗМ известна как динамично развивающаяся многопрофильная международная корпорация, производящая тысячи уникальных продуктов и занимающая лидирующие позиции во многих сферах производства: от материалов для здравоохранения до товаров для дома и офиса.

С 1976 года 3М входит в 30 компаний, составляющих расчетную базу индекса Доу Джонса — старейшего и наиболее популярного индикатора американского фондового рынка.

В 2009 году 3М признана лучшей для лидеров, заняв первое место в рейтинге журнала Chief Executive и рейтинговой Hay Group.

Согласно исследованию, проведенному Booz & Company в 2010-2012 годах, 3М входит в тройку самых инновационных компаний мира (2013 г. — 5-е место, 2014 г. — 6-е).

Вместе с такими мировыми лидерами, как Apple, Google и Microsoft, корпорация вошла в топ-20 рейтинга журнала Fortune «Самые восхитительные компании 2011 года», сформированного совместно с Hay Group (в 2015 году — 21-е место). Как известно, данный рейтинг составляется ежегодно по результатам опроса 15 тыс. руководителей и менеджеров компаний, учитывая девять критериев, главный среди которых — инновационность.

Ежегодно 3М вкладывает более $1,5 млрд. в разработку и внедрение инноваций.

Особой гордостью компании является ее вековая история и многолетние традиции, которым она не изменяет до сих пор. Однако начиналось все непросто.

Тяжелое начало (1900-1909)

В 1902 году пятеро американцев, чей бизнес был связан с разными сферами деятельности, основали компанию Minnesota Mining and Manufacturing. Их целью была добыча полезных ископаемых, а именно редкого минерала корунда, использующегося для изготовления шлифовальных колес.

Бизнесмены взялись за дело, но не тут-то было. Разведанный ими материал оказался вовсе не корундом, продукция не пользовалась спросом, и новая компания могла бы обанкротиться, если бы не сила духа ее основателей.

Закрыв шахту, они перебрались в город Дулут (штат Миннесота), чтобы развернуть производство наждачной бумаги, и нашли поддержку в лице одного крупного предпринимателя.

В 1907 году на место младшего бухгалтера в 3М пришел 20-летний студент бизнес-колледжа Уильям Л. Макнайт, впоследствии ставший президентом и первым председателем совета директоров компании. Именно он благодаря своему таланту управлять людьми и умению заглядывать в будущее во многом сформировал политику корпорации, которая и сегодня ведет ее по пути побед и достижений.

Инновационный взлет (1910-1919)

Со временем 3М переезжает из Дулута в Сент-Пол (штат Миннесота). Уильям Л. Макнайт, к тому времени — управляющий, решает, что торговые агенты должны напрямую общаться с потребителями продукции. Многочисленные беседы и интервью агентов вылились в масштабное исследование рынка, что стало толчком для многих прорывных идей.

В этот же период компания выделяет $500 на создание собственной лаборатории. Это стало судьбоносным решением.

Вскоре появилось первое революционное изобретение — гибкая наждачная ткань 3М Three-M-ite, которая тут же приобрела огромную популярность в автомобильной промышленности и ремонтных мастерских. В 1916 году компания полностью освободилась от долгов и выплатила первые дивиденды акционерам. В 1917-м объем ее продаж составил $1 млн., положение стабилизировалось и намечался бурный рост.

Знакомые незнакомцы

Наиболее известные изобретения 3М, которые благодаря инновациям принесли ей долгосрочный успех.

Световозвращающие пленки Scotchlite: всемирный захват

Разработка Scotchlite началась еще в 1939 году. Первый дорожный знак из этого материала появился в Миннеаполисе, а сегодня он используется практически во всех городах мира и на трассах международного значения.

Магнитная лента 3M: продвижение через лидера мнений

Выпущенной в 1947 году ленте для звукозаписи Sound Recording Tape придал популярности известный американский джазовый певец Бинг Кросби. Он был большим знатоком новых технологий звукозаписи и даже инвестировал $50 тыс. в производство магнитофонов. Кросби снялся в рекламе магнитной ленты 3M и стал первым, кто использовал запись на этой пленке в эфире.

Утеплитель Thinsulate: из космоса в будни

Уникальная технология производства микроволокон позволила в 1979 году вывести на рынок легкий и удобный теплоизоляционный материал Thinsulate, сохраняющий тепло и одновременно позволяющий испаряться влаге. Изначально новый материал создавался для утепления костюмов и обуви астронавтов, а после испытаний в космосе стал применяться в производстве всех видов одежды и обуви. Сегодня использование высокотехнологичного материала, который в полтора раза теплее пуха и в два раза других качественных утеплителей, становится нормой для повседневной жизни.

Post-it: все гениальное просто

Post-it были изобретены в 1980 году. Клейкие листочки, крепящиеся к любой поверхности, не оставляя после себя следов, не просто стали привычными для современного офиса, но внесли свою лепту в изменение организации работы сотрудников. Изобретатель Post-it — научный сотрудник 3М Артур Фрай.

Наследие инноваций (1920-1949)

Во время испытаний образцов наждачной бумаги в автомастерских лаборант Ричард Дрю случайно обратил внимание, что работать с модной двухцветной окраской автомобилей было непростой задачей для автомастеров. Чтобы краски не затекали друг на друга, использовались газеты или пластыри, но они плохо отрывались и смазывали границы покраски. На первые ленты клей нанесли только по краям. Клиенты, порекомендовав производителю не скупиться, прозвали ленту «scotch» (одно из значений — скупой). Недостаток быстро исправили, а название прижилось. Scotch — зарегистрированная торговая марка, так могут называться только ленты 3М.

Благодаря научным исследованиям и грамотному подходу к управлению компания стала экономическим феноменом времен Великой депрессии. Она не только смогла выжить, но и существенно увеличила объем продаж, производственные мощности и численность персонала. Еще до появления государственной программы социального страхования в США 3М ввела целый ряд льгот и пособий для своих сотрудников.

В 1937 году вице-президент компании Ричард П. Карлтон основал центральную лабораторию для проведения долгосрочных научно-технических исследований. Эта инициатива привела к разработке нескольких уникальных материалов и технологий, в том числе световозвращающих пленок для изготовления дорожных знаков и разметки.

К концу десятилетия 3М успешно работала в пяти различных областях: абразивы, малярные и целлофановые ленты, кровельные материалы и клеи. В 1946 году ее акции впервые появились на Нью-Йоркской фондовой бирже. Именно в этот период Макнайт сформулировал свою концепцию управления компанией, предусматривающую поощрение личной инициативы, разумный риск и признание права на ошибку.

Стремительный взлет (1950-1969)

Развивая международную инфраструктуру, 3М создает первые зарубежные отделения в Австралии, Канаде, Франции, Германии, Мексике и Великобритании.

В 1963 году открывается первая зарубежная лаборатория в Харлоу (Великобритания). А Уильям Макнайт после 60 лет работы уходит на пенсию, получив пожизненное звание почетного президента.

Расширяя горизонты (1970-2000)

Спектр новых изделий 3М охватил сферы монтажа деталей автомобиля и резервирования компьютерных данных, пломбирования зубов и уборки помещений, защиты библиотечных фондов и утепления одежды и обуви.

Компания внедряет широкомасштабную природоохранную программу три «P» — «Pollution Prevention Pays».

Ее административная структура претерпевает полную реорганизацию.

В это же время в 3М разработаны оптоволоконные соединители, отвечавшие потребностям быстрорастущего рынка средств связи.

В 1995 году компания объявила о передаче нескольких направлений своей деятельности, в том числе полиграфические, компьютерные и медико-диагностические системы, новой независимой корпорации Imation. Одновременно началось объединение отделов и подразделений 3М в специализированные маркетинговые группы, ориентированные на различные секторы промышленного и потребительского рынка.

В результате интенсивного развития компания работает более чем в 60 странах мира, играя значительную роль в мировой экономике.

Награды за труды

Сегодня 3М производит более 50 тыс. наименований товаров, которые продаются почти в 200 странах мира. На предприятиях компании работают свыше 75 тыс. человек, в том числе более 7 тыс. исследователей. А ежегодные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы достигают $1,4 млрд. В таких условиях, созданных корпорацией, специалисты изобретают более 500 наименований новых видов продукции. Неплохой задел на будущее.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджерКлючевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер
Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть всеГеймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все
Працювати на себе. Як не прогоріти в малому бізнесіПрацювати на себе. Як не прогоріти в малому бізнесі



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)