Что такое творчество в мире бизнеса

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): Мадан Бирла, фрагмент книги "FedEx Delivers: How the World's Leading Shipping Company Keeps Innovating and Outperforming the Competition"
размещено: 20.03.2018
обращений: 3721

FedEx Delivers: How the World's Leading Shipping Company Keeps Innovating and Outperforming the Competition (Вам посылка от FedEx. Модель феноменального успеха мирового лидера грузоперевозок)
ПОДРОБНЕЕ НА AMAZON
Термины «инновации» и «творчество» очень часто используют как синонимы. Чаще всего понятие творчество ассоциируется с искусством — с творениями Моне, Пикассо, Микеланджело, Моцарта. Но в бизнесе термин «творчество» подразумевает генерацию идей, — идей, которые помогут компании стать более конкурентоспособной. Творчество в бизнесе — это поиск идей, которые помогут повысить уровень обслуживания потребителей, увеличат рыночную долю и доходы фирмы, повысят эффективность ее деятельности. Мыслительный процесс бизнесмена идентичен мыслительному процессу художника. Он включает воображение и поиски ответа на вопрос: «А что, если?..». Что произойдет, если мы изменим нашу стратегию бизнеса, дизайн продукта, процесс производства, систему распространения, учета или еще что-нибудь?

Уолт Дисней однажды повел свою дочь в парк развлечений. В парке он увидел бегущих по кругу лошадок, скучающих малышей и подумал: «А что, если создать такой парк, где малыши и взрослые смогли бы развлекаться вместе?»

Сэм Уолтон, генеральный директор компании Wal-Mart, как-то раз задал себе вопрос: «А что, если объединить в единую систему кассовый аппарат, процессы учета и планирования запасов и таким образом значительно снизить наши расходы?»

Фред Смит понял, что на рынке транспортных услуг существует постоянно растущий спрос на услуги по скоростной доставке грузов, для которых время транспортировки играет очень важную роль, например детали компьютеров, важные документы, лекарства, электроника. И тогда Смит подумал: «А что, если создать транспортную компанию, которая оказывала бы услуги скоростной доставки и удовлетворяла этот растущий спрос?» В своих размышлениях он пошел еще на шаг вперед и решил: «А что, если схема работы компании будет выглядеть как звезда с расходящимися от центра лучами?»

Изначально Фред Смит предложил новую систему транспортировки посылок Федеральной резервной системе США для скоростной доставки чеков в 36 отделений организации, расположенных по всей стране. В то время Федеральной резервной системе требовалось от одного до четырех дней для подтверждения чека. И поэтому возникала масса неудобств, например: чек уже выписан, представлен клиентом для занесения на депозит, но все еще не подтвержден и потому деньги не могут быть переведены на счет клиента. Скоростная доставка, давшая возможность всего за одну ночь подтверждать чеки, ликвидировала все эти неудобства. Слово «federal» в первоначальном названии компании Federal Express появилось именно потому, что изначально Фред разрабатывал систему доставки для Федеральной резервной системы, а слово «express» обозначало скорость, с которой новая компания будет перевозить документы в различные отделения организации.

Творчество в бизнесе обозначает процесс тщательного анализа инновационных идей с целью отыскать взаимосвязь между на первый взгляд несвязанными переменными, найти новые возможности и увидеть более широкую картину действительности при принятии решений. В начале 1970-х годов, когда Фред Смит формировал свои идеи и писал ставшую впоследствии знаменитой курсовую работу в Йельском университете, когда он собирал стартовый капитал для создания FedEx, грузоотправитель мог отослать важный пакет только самолетами пассажирских авиакомпаний.

Однако прибегнув к помощи пассажирских авиакомпаний, грузоотправитель не получал гарантию того, что его пакет будет доставлен вовремя, к тому же это было экономически невыгодно. Дело в том, что первоочередным заданием пассажирских авиакомпаний была доставка пассажиров, а значит, вылет и прибытие самолетов планировались именно с учетом нужд пассажиров, а не отправителей посылок. То есть в то время, когда грузоотправителю нужно было отправить свой пакет, могло и не быть рейсов. Или могло не быть рейсов в нужном направлении. Или время прибытия в нужный пункт было неподходящим для того, кто должен был получить пакет. Кроме того, грузоотправители должны были сами доставлять свои грузы в аэропорт, так как пассажирские авиакомпании не оказывали услуги перевозки грузов. Единственным способом доставить груз до аэропорта было привлечение к транспортировке третьей стороны — перевозчика, который доставил бы груз в аэропорт, следовательно, стоимость транспортировки груза значительно возрастала.

Такая же проблема возникала и в месте прибытия самолета: грузоотправитель или получатель должны были встретить груз и доставить его в нужное место. Другими словами, рейсы пассажирских авиакомпаний были спланированы так, что совсем не предусматривали транспортировку грузов.

Творческая идея Фреда Смита значительно усовершенствовала принятые в то время стандарты перевозок — жесткий контроль и сквозная доставка («от двери до двери») стали неотъемлемой частью рискованного предприятия, которое задумал организовать Смит.

Трехэтапный инновационный процесс

Генерация идей — процесс творческий, как и инновации. Однако инновации включают в себя еще два этапа. Розабет Мосс Кантер в своей книге «The Change Masters» писала, что инновации — это процесс генерации, одобрения и реализации творческих идей. Инновация — это процесс создания чего-то нового, это применение творчества на практике.

В каждом последующем этапе процесса инновации должно принимать участие все большее количество людей.

Этап первый. Отдельные сотрудники создают и высказывают свои идеи.

Этап второй. Небольшая группа сотрудников одного отдела обсуждает и одобряет идею. Далее сотрудники совместно работают над ее усовершенствованием и составляют бизнес-план.

Этап третий. Большая группа специалистов, состоящая из представителей различных департаментов компании (в некоторых случаях, в зависимости от масштабности инноваций, из сотрудников всех отделов), одобряет идею и работает над успешной ее реализацией.

Уолт Дисней, Фред Смит и Сэм Уолтон создали свои инновационные творческие идеи. Но этого было мало. Нужно было собрать группу специалистов, представителей различных отраслей знаний, чтобы обсудить их с ними, усовершенствовать теорию и превратить в эффективный бизнес-план. Затем нужно было собрать еще большую группу людей (из сотрудников всех отделов компании) и реализовать это на практике. Дисней, Смит и Уолтон знали, что люди — существа творческие и имеют психологическую потребность быть частью успешной команды, спорить и находить успешное решение. Будучи отличными руководителями, Дисней, Смит и Уолтон создали в своих компаниях атмосферу, в которой каждый сотрудник мог бы развивать и реализовывать свой творческий потенциал, в которой каждый мог бы стать частью инновационного процесса. И вместе со своими сотрудниками эти успешные руководители основали инновационные компании поистине мирового масштаба.

Обычно сотрудники думают об инновациях так: «Я должен представить на суд руководства новую уникальную идею». Однако есть и другие не менее важные способы участия в процессе инноваций. Правильное понимание трех основных этапов, необходимых для успешного инновационного процесса, утвердит сотрудников в мысли, что их посильный вклад в любой этап работы над идеей — это значительный шаг к успеху компании. Те сотрудники, которые помогают реализовывать уже сформулированную идею, играют очень важную роль в инновационной деятельности всей компании. Потому что отличные инновации требуют отличных идей и отличной реализации.

Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что успешная реализация идеи — это несколько более важный этап инновационного процесса, чем генерация и одобрение. Я много раз становился свидетелем ситуации, когда отличная реализация посредственной идеи давала замечательные результаты. Я также много раз наблюдал за тем, как неудачная реализация замечательной идеи не давала хороших результатов. Но самое худшее из всего, что я видел, — это то, что замечательные идеи вообще не осуществлялись. Многообещающие предложения гибнут, если компания не использует существующие возможности расширить свою долю рынка, снизить расходы бизнеса, улучшить обслуживание клиентов, в то время как конкуренты эти возможности не упускают и становятся лидерами в отрасли.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессыВизуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы
Как работает GoogleКак работает Google
Управление бизнесом по методикам спецназа. Советы снайпера, ставшего генеральным директоромУправление бизнесом по методикам спецназа. Советы снайпера, ставшего генеральным директором



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)