РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 13 ноября 2018 г.

Менталитет основателя: как преодолеть предсказуемые кризисы роста

Источник: Kyivstar Business HUB

Что помогает компании добиться устойчивого развития? Как успешно преодолеть кризисы роста? Почему прибыльного роста так трудно достичь и удержать? Большинство руководителей управляют своими компаниями так, как если бы решение этой проблемы было во внешней среде: найти привлекательный рынок, сформулировать правильную стратегию, завоевать новых клиентов.

Но когда исследователи из Bain & Company Крис Зук (Chris Zook) и Джеймс Аллен (James Allen) рассмотрели этот вопрос, они обнаружили: когда компании не достигают своих целей, в 90% случаев истинные причины являются внутренними, а не внешними. Кроме того, компании переживают множество предсказуемых внутренних кризисов на предсказуемых этапах развития. И они опасны даже для здоровых компаний. В книге The Founder's Mentality: How to Overcome the Predictable Crises of Growth идет речь о «менталитете основателя», который помогает справиться с этими проблемами и вырастить бизнес.

Менталитет основателя: как преодолеть предсказуемые кризисы роста (The Founder's Mentality: How to Overcome the Predictable Crises of Growth)

Рейтинги:

  • Бестселлер по версии Washington Post.
  • Книга базируется на десятилетних исследованиях компаний из 40 стран.
  • Издание рекомендует издание Management Today.

Три кризиса роста ˅
В процессе своего развития компания может столкнуться с тремя закономерными кризисами. Чтобы справиться с ними, нужно понимать природу возникающих проблем.

1. Перегрузка: кризис серьезного роста. Этот кризис настигает организацию, когда она начинает агрессивно масштабировать бизнес.

Чтобы увеличить оборот компании со $100 млн до $1 млрд, нужно изменить привычный образ действий. Недостаточно, скажем, делать то же, но в десять раз быстрее. Нужно выстроить новые системы, которые позволят справиться с растущей сложностью бизнеса и адаптировать его к рынку.

Появится необходимость в значительном увеличении численности персонала: например, вместо одного технического специалиста нужно будет создать целый отдел. Сотрудники-новички будут неопытными, их нужно будет обучать. Приходить они будут из компаний с другой культурой, отличной от вашей. В результате усложнится процесс принятия решений. Если прежде вы могли собраться с командой, обсудить цели и спланировать действия, то в период роста решения чаще принимаются наверху и спускаются сотрудникам.

Если раньше руководитель мог демонстрировать пример поведения всем в компании, то теперь это невозможно. Если прежде он знал всех ключевых клиентов по именам, то теперь он видит разве что слайды с сегментацией целевой аудитории. Если раньше все знали, какова миссия бизнеса и что делает ее особенной, то сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону.

Очень часто в условиях быстрого роста лидер бизнеса совершает ошибку, принимая менталитет основателя как должное и не предпринимая никаких шагов, чтобы его сохранить. Результатом может стать потеря уникальности компании, того, что делало ее особенной.

2. Остановка: кризис замедления роста. Он настигает компании, которые успешно выросли в масштабах и столкнулись с новым вызовом — повышением сложности структуры компании и процессов в ней.

В организации становится все больше бюрократии, а лидеры обнаруживают, что инструменты, которыми они пользовались в период бурного роста, перестали работать. Руководители понимают: что-то изменилось, но из-за высокого уровня сложности в компании не могут разобраться, что именно.

Этот кризис предсказуем, но очень опасен. По данным авторов, с ним сталкиваются две трети бизнесов, в том числе через это испытание прошли такие известные компании, как Panasonic, Sony, Time Warner, Philips, Mazda.

Опасно и то, что этот кризис настигает компанию быстро и неожиданно, что отражается на ее количественных показателях. К примеру, может случиться, что пару лет назад бизнес рос на 13% в год, а сейчас столкнулся с отрицательным показателем роста.

3. Свободное падение: кризис устаревания и упадка. Он может произойти в любой точке жизненного цикла компании. Однако очень часто этот момент наступает, когда зрелый бизнес начинают атаковать юные конкуренты либо когда существенно изменяется сам рынок.

С этим кризисом успешно справляются немногие бизнесы (авторы называют цифры 10-15%), и очевидцы говорят: он ощущается как потеря контроля, приближение катастрофы. Инструменты, которыми пользовались руководители, окончательно перестают работать, а времени на обдумывание следующих шагов нет. Те компании, которым удалось пройти через этот кризис, чаще всего переосмысливают свою миссию и изменяют хотя бы часть ключевого бизнеса.

Поначалу кажется, что причины этого кризиса (в отличие от двух предыдущих) — исключительно внешние. Скажем, мировой финансовый кризис, коллапс банковской системы, появление на рынке новой бизнес-модели или технологии и т.д. Но авторы уверяют: внешние обстоятельства могут послужить триггером свободного падения, однако настоящая его причина кроется внутри компании. Сама организация не была готова к возникшим проблемам и турбулентности, не научилась достаточно быстро адаптироваться к изменениям.

Пять основных мыслей:

  1. Чтобы обеспечить процветание, компании нужно успешно преодолевать как внешние, так и внутренние вызовы.
  2. Многие успешные компании имеют нечто общее — набор ценностей и поведенческих шаблонов, источником которых является основатель бизнеса.
  3. Менталитет основателя в масштабе компании включает три основные составляющие: мятежную миссию, одержимость работой с клиентами и образ мышления собственника даже у рядовых сотрудников.
  4. По мере роста компания может столкнуться с тремя кризисами: перегрузкой, остановкой и свободным падением. Они отличаются как симптомами, так и методами преодоления.
  5. Причины появления проблем в компании, как правило, внутренние, поэтому и действовать нужно, обратив внимание на собственный бизнес, пересмотрев все аспекты менталитета основателя.

Стоит задуматься:

  • Действуют ли сотрудники так, как если бы владели бизнесом?
  • Каковы приоритеты вашей компании?
  • Все ли в компании понимают ее миссию?

Cледует сделать:

  • Отслеживать признаки приближающихся кризисов роста.
  • Убедиться в том, что компания достаточно сфокусирована на работе с клиентами.
  • Учиться у конкурентов-новичков, которые обладают менталитетом основателя.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможностиПоцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности
Выключи работу, включи жизнь. План по выходу из трудового запоя на 12 месяцевВыключи работу, включи жизнь. План по выходу из трудового запоя на 12 месяцев
12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)