РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 13 ноября 2018 г.

Менталитет основателя: как преодолеть предсказуемые кризисы роста

Источник: Kyivstar Business HUB

Что помогает компании добиться устойчивого развития? Как успешно преодолеть кризисы роста? Почему прибыльного роста так трудно достичь и удержать? Большинство руководителей управляют своими компаниями так, как если бы решение этой проблемы было во внешней среде: найти привлекательный рынок, сформулировать правильную стратегию, завоевать новых клиентов.

Но когда исследователи из Bain & Company Крис Зук (Chris Zook) и Джеймс Аллен (James Allen) рассмотрели этот вопрос, они обнаружили: когда компании не достигают своих целей, в 90% случаев истинные причины являются внутренними, а не внешними. Кроме того, компании переживают множество предсказуемых внутренних кризисов на предсказуемых этапах развития. И они опасны даже для здоровых компаний. В книге The Founder's Mentality: How to Overcome the Predictable Crises of Growth идет речь о «менталитете основателя», который помогает справиться с этими проблемами и вырастить бизнес.

Менталитет основателя: как преодолеть предсказуемые кризисы роста (The Founder's Mentality: How to Overcome the Predictable Crises of Growth)

Рейтинги:

  • Бестселлер по версии Washington Post.
  • Книга базируется на десятилетних исследованиях компаний из 40 стран.
  • Издание рекомендует издание Management Today.

Три кризиса роста ˅
В процессе своего развития компания может столкнуться с тремя закономерными кризисами. Чтобы справиться с ними, нужно понимать природу возникающих проблем.

1. Перегрузка: кризис серьезного роста. Этот кризис настигает организацию, когда она начинает агрессивно масштабировать бизнес.

Чтобы увеличить оборот компании со $100 млн до $1 млрд, нужно изменить привычный образ действий. Недостаточно, скажем, делать то же, но в десять раз быстрее. Нужно выстроить новые системы, которые позволят справиться с растущей сложностью бизнеса и адаптировать его к рынку.

Появится необходимость в значительном увеличении численности персонала: например, вместо одного технического специалиста нужно будет создать целый отдел. Сотрудники-новички будут неопытными, их нужно будет обучать. Приходить они будут из компаний с другой культурой, отличной от вашей. В результате усложнится процесс принятия решений. Если прежде вы могли собраться с командой, обсудить цели и спланировать действия, то в период роста решения чаще принимаются наверху и спускаются сотрудникам.

Если раньше руководитель мог демонстрировать пример поведения всем в компании, то теперь это невозможно. Если прежде он знал всех ключевых клиентов по именам, то теперь он видит разве что слайды с сегментацией целевой аудитории. Если раньше все знали, какова миссия бизнеса и что делает ее особенной, то сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону.

Очень часто в условиях быстрого роста лидер бизнеса совершает ошибку, принимая менталитет основателя как должное и не предпринимая никаких шагов, чтобы его сохранить. Результатом может стать потеря уникальности компании, того, что делало ее особенной.

2. Остановка: кризис замедления роста. Он настигает компании, которые успешно выросли в масштабах и столкнулись с новым вызовом — повышением сложности структуры компании и процессов в ней.

В организации становится все больше бюрократии, а лидеры обнаруживают, что инструменты, которыми они пользовались в период бурного роста, перестали работать. Руководители понимают: что-то изменилось, но из-за высокого уровня сложности в компании не могут разобраться, что именно.

Этот кризис предсказуем, но очень опасен. По данным авторов, с ним сталкиваются две трети бизнесов, в том числе через это испытание прошли такие известные компании, как Panasonic, Sony, Time Warner, Philips, Mazda.

Опасно и то, что этот кризис настигает компанию быстро и неожиданно, что отражается на ее количественных показателях. К примеру, может случиться, что пару лет назад бизнес рос на 13% в год, а сейчас столкнулся с отрицательным показателем роста.

3. Свободное падение: кризис устаревания и упадка. Он может произойти в любой точке жизненного цикла компании. Однако очень часто этот момент наступает, когда зрелый бизнес начинают атаковать юные конкуренты либо когда существенно изменяется сам рынок.

С этим кризисом успешно справляются немногие бизнесы (авторы называют цифры 10-15%), и очевидцы говорят: он ощущается как потеря контроля, приближение катастрофы. Инструменты, которыми пользовались руководители, окончательно перестают работать, а времени на обдумывание следующих шагов нет. Те компании, которым удалось пройти через этот кризис, чаще всего переосмысливают свою миссию и изменяют хотя бы часть ключевого бизнеса.

Поначалу кажется, что причины этого кризиса (в отличие от двух предыдущих) — исключительно внешние. Скажем, мировой финансовый кризис, коллапс банковской системы, появление на рынке новой бизнес-модели или технологии и т.д. Но авторы уверяют: внешние обстоятельства могут послужить триггером свободного падения, однако настоящая его причина кроется внутри компании. Сама организация не была готова к возникшим проблемам и турбулентности, не научилась достаточно быстро адаптироваться к изменениям.

Пять основных мыслей:

  1. Чтобы обеспечить процветание, компании нужно успешно преодолевать как внешние, так и внутренние вызовы.
  2. Многие успешные компании имеют нечто общее — набор ценностей и поведенческих шаблонов, источником которых является основатель бизнеса.
  3. Менталитет основателя в масштабе компании включает три основные составляющие: мятежную миссию, одержимость работой с клиентами и образ мышления собственника даже у рядовых сотрудников.
  4. По мере роста компания может столкнуться с тремя кризисами: перегрузкой, остановкой и свободным падением. Они отличаются как симптомами, так и методами преодоления.
  5. Причины появления проблем в компании, как правило, внутренние, поэтому и действовать нужно, обратив внимание на собственный бизнес, пересмотрев все аспекты менталитета основателя.

Стоит задуматься:

  • Действуют ли сотрудники так, как если бы владели бизнесом?
  • Каковы приоритеты вашей компании?
  • Все ли в компании понимают ее миссию?

Cледует сделать:

  • Отслеживать признаки приближающихся кризисов роста.
  • Убедиться в том, что компания достаточно сфокусирована на работе с клиентами.
  • Учиться у конкурентов-новичков, которые обладают менталитетом основателя.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуацияхСтрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях
Все мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьмиВсе мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми
Просто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые временаПросто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые времена

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)