РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 5 февраля 2021 г.

Как компании-новички переписывают правила игры для монополистов и сокрушают бренды

Источник: Forbes.ru

Кто заставил Gillette впервые в истории снизить цены на лезвия? Кто обвалил цены на рынке очков в несколько раз? А кто разрушил картельный сговор производителей матрасов? Все это удалось небольшим компаниям, безвестным стартапам, которые сделали ставку на удобство и дешевизну — как раз то, что нужно новому поколению потребителей.

«Вы говорили, что хотите лучшее бритье по более низким ценам? Сделано».

Именно так выглядит победа. Опубликованная в виде рекламы во всю страницу в The New York Times и The Wall Street Journal, и вывешенная на собственном сайте в таком:

«Вы говорили, что цены на наши лезвия дороговаты, и мы прислушались».

Монополист на протяжении почти ста лет, наслаждавшийся неслыханной для сегмента маржой в 50-60%, вывесил белый флаг. В 2017 г. впервые в своей истории компания Gillette снизила цены. Всего за несколько лет ее доля на рынке упала с привычных десятилетиями 70% до 54%. Кто ее одолел? Dollar Shave Club, создавшая сервис продажи недорогих лезвий по подписке и проданная создателями в 2016-ом Unilever за 1 млрд долларов наличными.

Руководители и инженеры гиганта были в замешательстве, ведь лезвия Gillette во всех тестах оказывались более продвинутыми. Но потребители проголосовали долларом за удобство и цену. Для нормального, а не выдающегося бритья им вовсе не требовался высоко технологичный продукт со все более увеличивающимся числом лезвий. Так подавляющее преимущество сыграло против гегемона. Ответить тем же — прямой продажей потребителю — он также не мог: Walmart пригрозил выкинуть всю продукцию из своей сети, если Gillette начнет онлайн-продажи. Атаки стартапов, работающих напрямую с потребителями, в последнее время разорвали не только рынок бритья. После того как Warby Parker обвалила в разы цены на очки, ее имя стало нарицательным. Теперь глагол «to warby parker» означает полностью перевернуть какой-то сегмент.

Billion Dollar Brand Club: How Dollar Shave Club, Warby Parker, and Other Disruptors Are Remaking What We Buy (Клуб бренд на миллиард долларов: Как компании-новички переписывают правила игры для монополистов и сокрушают бренды

Книга «Billion Dollar Brand Club: How Dollar Shave Club, Warby Parker, and Other Disruptors Are Remaking What We Buy» («Клуб бренд на миллиард долларов: Как компании-новички переписывают правила игры для монополистов и сокрушают бренды») посвящена тому, как компании-новички переписывают правила, меняют весь процесс покупки и вырастают до «единорогов» (рыночная стоимость от 1 млрд). Ведь теперь не обязательно иметь самый совершенный или принципиально новый товар: лучшие цена, полезность, опыт приобретения и клиентский сервис — это то, с помощью чего сейчас можно валить голиафов с ног. Можно не иметь собственной производственной базы и команды инженеров, как производитель доступных контактных линз Hubble или Casper, порвавшая картельный сговор производителей матрасов. Если у вас есть идея как улучшить какой-то продукт, есть смысл обратиться к Alibaba. Там можно найти фабрики из любой части света, способные выпустить что угодно по вашим требованиям, а за 10 долларов система сама проведет за вас поиск, в том числе основываясь на отзывах и истории платежей контрагентов.

В отличие от многих других историй успеха, читающихся как предания старины, многие представленные в книге кейсы подрыва существующего статуса-кво развиваются у нас на глазах. Hubble только отбила атаку офтальмологов, SmileDirectClub, снизивший стоимость исправления прикуса с помощью домашних наборов с пяти до менее двух тысяч долларов, судится с ортодонтами прямо сейчас, а олигополия производителей слуховых аппаратов ставит палки в колеса стартапу Eargo, делающему их доступными миллионам потребителей.


Ролик матрасов Casper

Не являются описываемые события и мало применимыми у нас сказочками. Вы не услышите много про софт-скиллз и корпоративную культуру, зато узнаете как малышам бороться за место под солнцем. Реклама в соцсетях, соблазнение венчурных компаний и ангелов, роботизация и нюансы поиска производителей в Китае, выход в оффлайн с традиционными магазинами (самый последний тренд). И при этом не обязательно выступать в экономичном сегменте. ThirdLove обрушила неприступную и гламурную империю Victoria's Secret, в том числе предложив 30-дневную примерку своих бюстгальтеров и удобное смартфон-приложение для подбора размеров. Но учиться можно не только на удачных находках, но и провалах. В 2016 Джош Юдашкин взорвал рынок «умного» багажа, но допустил лишь один промах, и уже в конце 2017 новые правила авиаперевозок разорили его. Warby Parker лишь чудом не накосячил в начале с ценой своих очков.

Нам надо особенно внимательно отнестись к американскому опыту, потому что в США, по словам со-основателя Warby Parker Нила Блюментала (Neil Blumenthal, сейчас как никогда легко начать бизнес, но и одновременно как никогда сложно масштабировать его. Главным убийцей брендов там сейчас становится Amazon. Так что торопитесь. Свою собственную «подрывную» работу можете начать с просмотра ролика «Our Blades Are F***ing Great» на YouTube. 8 лет назад с него началась легенда DollarShaveClub и эра сокрушителей брендов.


Легендарный ролик Dollar Shave Club



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Доведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектовДоведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов
Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успехаПрыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)