РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 28 декабря 2015 г.

Как научиться задавать вопросы по делу?

Автор: Евгений Божко
Источник: BOZHKO.RU

Слушать нельзя указывать. Альтернатива жесткому менеджменту (Эдгар Шейн)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Помните притчу про слепых мудрецов и слоне? Суть её в том, что мудрецы были слепы и на ощупь пытались описать слона. Но слон был больше их в разы и поэтому кто-то держался на ногу слона, кто-то за хобот, кто-то за ухо, кто-то сидел верхом на спине и каждый по-разному описывал слона. Один говорил, что слон похож на столб, другой — на змею, третий — на большой лист, четвертый — на большую бочку, пятый — на веревку и т.д. Кто же прав из мудрецов? Да никто! И в этом мораль этой притчи — наиболее полную картину мира можно увидеть, если сложить её отдельные части вместе. Книга Эдгара Шейна (Edgar Schein) «Слушать нельзя указывать» (Humble Inquiry: The Gentle Art of Asking Instead of Telling) о том, как наиболее полно увидеть «слона» будь-то работа или личные отношения. Главный рецепт автора — если ты хочешь увидеть «слона» в целом, то будь внимательным и искренне заинтересованным в картинах мира других людей и задавай вопросы.

А теперь представьте себе на минутку, что мудрец, который держит слона за ухо — это генеральный директор, который отметает все другие описания слона и считает их абсурдными. Он удивлен, что остальные не понимают, что слон похож на большой лист растения, — ведь это так очевидно, вот он держит этот «лист» обеими руками. Если этот высокопоставленный господин будет настаивать на исключительности своей картины мира, то породит в коллективе атмосферу недоверия, смятения и разочарования. По словам автора, именно такая атмосфера характерна для большинства организаций. Но в этом случае компания лишает себя гибкости и притока свежих идей, поскольку такая атмосфера препятствует успешному и продуктивному общению, которое, в свою очередь, необходимо для эффективной работы любой организации. Чтобы изменить эту порочную практику, Эдгард Шейн, специалист по организационной культуре, показывает в своей книге, как можно перестроить рабочую атмосферу, основанную на доверии, взаимном уважении и полноценном, наполненным смыслом общении.

В первой главе Шейн, прежде чем дать нам инструменты по технике задавания вопросов, вводит первооснову для эффективного общения — осознание своего «зависимого положения» от других. Мы не можем знать все на свете и поэтому вынуждены обращаться к другим и к их картинам мира. Однако это претит нашим установкам. Всю жизнь мы стремимся к свободе и независимости, а тут нам предлагают осознать свое «зависимое положение». Как бы не так, — подумают некоторые читатели. Но один из смертных грехов — это грех гордыни и в рамках первой главы читателям прийдется пройти путь к пониманию того, что, хотя мы и стремимся к свободе и независимости, но истинная эффективность начинается тогда, когда мы осознаем свою взаимозависимость от окружающих нас людей. Эту идею хорошо описал в своих книгах Стивен Кови, и в частности в книге «Главное внимание главным вещам» (First Things First). Если интересно разобраться в этом философском вопросе, то обратитесь к книгам Стивена Кови. А пока вернемся к Эдгару Шейну и его книге.

В первой главе он раскрывает нам ключевой принцип для задавания вопросов — осознание своего «зависимого положения», а во второй главе он приводит ряд примеров, связанных с искусством задавания вопросов, чтобы показать, что он имеет в виду, а также проиллюстрировать, как может меняться поведение в зависимости от ситуаций и обстоятельств. На мой взгляд, это очень полезная глава, т.к. дает образец поведения и то, как задавать действительно полезные для дела вопросы.

В третьей главе автор работает с проблемой, которая заключается в том, что люди не различают вопросы. Есть вопросы полезные для дела и есть вежливые вопросы, наводящие, риторические, неудобные, а также утверждения в форме вопросов, носящие умышленно провокационный характер и ставящих целью принизить собеседника. Чтобы не путать полезные вопросы с бесполезными и даже вредными, автор формирует определение: искусство задавать вопросы — это способность получать информацию, спрашивать о том, что вы действительно хотите знать, а также устанавливать взаимоотношения, основанные на вашей любознательности и интересе к другому человеку. Далее, на базе этого определения Эдгар Шейн подробно разбирает различные виды вопросов и выстраивает из них систему.

В четвертой главе автор препарирует менталитет американского предпринимательства и показывает его изнанку. Для американского бизнесмена более ценным является выполнение задач, а не выстраивание взаимоотношений. Поэтому он предрасположен отдавать указания, чем задавать вопросы. Вместо того, чтобы восхищаться силой взаимоотношений, американцы ценят личное соперничество, индивидуализм и конкуренцию. В Соединенных Штатах статус и престиж принято достигать выполнением задачи, и как только вам удалось превзойти кого-нибудь, вы получаете право говорить ему, что он должен делать. Для меня эта одна из ценнейших глав книги: я еще нигде не встречал такого анализа американского предпринимательского менталитета. Прочитайте эту главу и поймете, почему мы не Америка и почему нам не стоит слепо копировать западную модель ведения бизнеса. Если бы автор написал только одну четвертую главу, то уже за неё он был бы достоин благодарности.

В пятой главе автор продолжает рассуждать о корпоративной культуре Америки, где говорит: чем выше статус человека в корпоративной Америке, тем сложнее ему задавать вопросы.

Однако не только принятые в американской культуре нормы поведения и факт нахождения на высокой должности затрудняют овладение искусством задавать вопросы, но также и сложности в менталитете и взаимоотношения в обществе — об этом автор рассуждает в шестой главе.

В финальной, седьмой, главе Эдгар Шейн дает свод советов, как овладеть искусством задавать вопросы.

Итак, главная идея книги — умение задавать вопросы формирует атмосферу доверия и уверенности в коллективе, а это позволяет успешно справляться со всё усложняющимися задачами, с которыми мы сталкиваемся в бизнесе. Очень много времени автор посвящает разбору препятствий на пути этого умения. Причем этот разбор имеет больше отношение к американской действительности и мало соответствует нашему менталитету. Если американцы предпочитают построению взаимоотношений достижение конкретных задач, то в нашем отечестве разговоры о «деле» заменяют само «дело». Чем полезна эта книга для читателя — так это научиться задавать точные и правильные вопросы, которые способны сдвинуть дело с мертвой точки.

Уверен, данная книга займет достойное место в вашей деловой библиотеке и вы будете к ней неоднократно возвращаться.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техникиРазвитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники
Без усилий. Пусть главное станет прощеБез усилий. Пусть главное станет проще
У них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не училУ них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не учил

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)