ТЕНДЕНЦИИ | Технологии 24 ноября 2016 г.

Семь трендов, которые меняют привычный уклад жизни и ведения бизнеса

Источник: AIN.UA

Семь трендов, которые меняют привычный уклад жизни и ведения бизнеса Повсеместный доступный скоростной интернет и iPhone изменили наш мир навсегда. Настолько кардинально, насколько это не удавалось ни одной научно-технической революции, стихийному или антропогенному бедствию до него. Люди больше не хотят приобретать квартиры и машины, работать в офисах и покупать то, что советует им реклама. Во всяком случае, не все и не в таких количествах. Человечество жаждет гибкости и мобильности, а она не подразумевает громоздких покупок и фантастических инвестиций в большое глобальное нечто.

Каждый человек с идеей уже сам себе предприниматель, потому что порог вхождения в бизнес снижается — базовые вещи можно быстро и задешево взять напрокат, и благодаря им в сжатые сроки показать рынку свой первый продукт. Трудовые отношения с одной стороны становятся все более зарегулированными, с другой — приобретают новую форму, становятся гибкими. Все это меняет не только мир пользователей, но и перекраивает то, каким образом люди выстраивают отношения с работодателем, бизнес выстраивает процессы внутри компании. О том, к чему привело развитие технологий для нас сейчас и куда мы идем в дальнейшем, мы и поговорим в этом тексте.

1. Продукт как услуга

Идея аренды вместо владения проходит красной нитью через все тренды, о которых пойдет речь дальше. Пожалуй, в основе этого тренда лежит популярность предпринимательства и стартаперства. Маленькие команды не могут себе позволить потратить много денег на большой продукт, который нужен им для работы. В ответ на маленькие запросы маленьких команд бизнес предлагает решения с концепцией «плати за столько, сколько потребляешь». И это уже вполне подъемные бюджеты.

К таким продуктам относятся, например, эти:

  1. Облачные хранилища (Dropbox, OneDrive, Google Drive). Для хранения общих файлов проекта не нужно физическое место или команда для обслуживания, за все это платит компания, предоставляющая сервис. Достаточно купить у нее объем места в облаке.
  2. IT-платформы. В них можно арендовать рабочие места и нужное программное обеспечение (Microsoft Azure), и ровно на то время, когда сотрудник его использует.
  3. Программное обеспечение или специальные возможности по подписке (Office 365, «Битрикс24», Google Apps для бизнеса).
  4. Дополнительные возможности существующих бесплатных сервисов за деньги по подписке (Evernote, Todoist).

Тарифы для бизнеса с оплатой за пользователя в месяц начинаются от нескольких долларов — более приемлемо для маленькой начинающей компании без стабильных доходов. Некоторые из таких сервисов дают возможность использовать их бесплатно маленьким командам. Для того, чтобы те смогли вырасти, опериться, получить первый доход и купить у уже знакомых понятных компаний больше возможностей. Win-Win.

2. Совместное потребление — комфорт напрокат

Экономика совместного потребления в ближайшее время может здорово перекроить рынок услуг и отношение пользователей к идее владения чем-то, считают исследователи и основатели компаний из сегмента sharing economy.

У экономики совместного потребления три родителя — развитый интернет, в который включается все больше людей из разных слоев и стран (причем основное направление роста — развивающиеся страны и достаточно бедное население), экономические кризисы и бунт поколений против накопления ненужных объектов и владения ними. Термин родился в 2010 году в одном из выступлений на TED.

В основе экономики совместного потребления лежит идея, что большинством вещей, которыми владеет человек, он не пользуется постоянно, так почему бы не делиться? К таким вещам относится автомобиль (отсюда родом райдшеринговые сервисы вроде BlaBlaCar или Uber), жилье (AirBnB), вещи (OLX) и даже знания (подразумеваются сервисы репетиторства и оказания оказания услуг, но кажется, что это уже притянуто за уши).

PricewaterhouseCoopers прогнозирует к 2025 году доходы от сервисов совместного потребления на уровне $335 млрд. И это при том, что в нынешнем виде sharing economy — это P2P-история, включающая в себя услуги, которые пользователи предоставляют другим пользователям. И в бизнес-сегменте она практически не развита. Но надо полагать, что распространение услуг для совместного потребления компаниями — тоже не за горами. Из примеров подобных сервисов в бизнес-области можно вспомнить разве что «Подорожники» (теперь — часть BlaBlaCar), которые разрабатывали услугу райдшерига для одной из украинских корпораций.

3. Где я, там и офис

Рабочее место в современной прогрессивной компании больше не подразумевает конкретный стул, стол и компьютер в офисе по конкретному адресу. Конечно, в мире все еще есть огромное количество компаний, которые не хотят переходить на удаленную работу из страха, что не смогут контролировать и мотивировать работников, или из-за специфики бизнеса, который требует присутствия. Например, банки, фабрики, сфера услуг и так далее. У многих из них никогда не появится шансов на «удаленку». Но при правильно организованной работе как минимум руководителю необязательно следить за подопечными с рабочего места.

Кому-то приходят на помощь коворкинги, кому-то — кафе и антикафе, кому-то собственный дом с привычной обстановкой. «Коворкинги набирают и будут продолжать набирать популярность. Это напрямую связано с развитием технологий, которые стирают физические границы и позволяют эффективно взаимодействовать с командой/заказчиками без привязки к офису, городу и даже стране», — считает Данута Писаренко, PR-директор Chasopys Creative Family.

Борис Батуринец, CEO «Бюро Бумажкин»:

«Предпринимателям, которые строят бизнес на новых трендах, удобно иметь бухгалтера на аутсорсе, не нужно обеспечивать рабочее место. Если команда разделенная и находится в разных местах, то вся бухгалтерия все равно хранится в одном месте. Мы сами нанимаем команду удаленно, причем пытаемся в регионах, а не в Киеве. Это удобно, весь документооборот у нас в электронном виде, внутри компании так точно, с контрагентами еще по-разному бывает. Бухгалтера «ведут» своих клиентов в электронном виде, и не важно, где находится команда».

4. Объединяй и властвуй

Похоже, что лозунг повелителей нового времени будет именно таким. Бум стартапов — это один из маркеров современности. Но маленьким, голодным и неоперившимся сложно выжить в океане возможностей. Поэтому, как ответ на потребности бизнесов нового времени, появляются места, где они могут объединяться вокруг какой-то общей спасательной шлюпки. Коворкинги — как место, где можно спокойно работать и общаться с себе подобными, не тратя безумных денег на аренду офиса, лаборатории — как место, где можно сообща трудиться над решением проблем из одной области, технологические кластеры — как способ держаться друг за дружку и вместе учиться ходить — быстрее и эффективнее, чем это было бы по одиночке.

Если вторые два явления пока не развиты в Украине, то коворкинги открываются особенно регулярно примерно с 2014 года. Не все живут долго, но те, кто нашел своего клиента, смотрят в будущее с воодушевлением.

«Первые сильные толчки для развития категории дал кризис 2014 года и качественная работа по обучению (как и зачем пользоваться), проведенная первыми киевскими коворкингами. На фоне популярности и стабильности заработка в IT и медленного подъема заработной платы, люди исчерпывают себя в офисной работе и запускают свои проекты. Если ничего не случится резкого с экономикой, то количество людей, которым необходимо место в коворкинге, будет только расти, — рассказывает Евгений Бабич, совладелец сети коворкингов DataHub. — Единственное, во что я не верю — это в успех маленьких одиночных коворкингов. Вложений и ежемесячных затрат там много, а заработка на таких площадях не хватит, чтобы перекрыть все операционные затраты хотя бы в 0. Зимние коммунальные в нашей стране ой какие лютые. В 2014-15 годах каждый месяц было по 2-3 объявления об открытиях новых коворкингов, и половины из них уже нет».

По данным сети DataHub и коворкинга «Часопис», их услугами пользуются и фрилансеры, и стартаперы, и небольшие компании. Одни ищут тишину и рабочую обстановку за небольшие деньги. Другие — оптимальные под их команду помещения, хорошее расположение при минимальных затратах на офис и отсутствие головной боли с уборкой, оплатой коммуналки и ресепшеном. Компаниям из 10-30 человек, которые постоянно растут, проще платить за каждого сотрудника и не менять офис всякий раз, когда команда разрастается или сокращается.

По словам Евгения Бабича, среди клиентов DataHub есть и компании или корпорации, которые экспериментируют с новыми направлениями бизнеса. Они создают временные проектные команды, размещают их в коворкинге, и в случае успеха перемещают в главный офис или снимают им отдельный, а в случае неудачи — расформировывают.

У «Часописа», старого и известного пространства в Киеве, есть своя специфика — разные зоны для «поработать» и «просто провести время». Креативное пространство на первом этаже, место оживленное, с музыкой и большой текучкой посетителей.

«Здесь гости чаще меняются, но есть и основное ядро посетителей, которые приходят работать регулярно, практически каждый день много месяцев подряд (команда Imperious Group, команда PublicFast, продюсер Kyiv MakerFaire и др.), — рассказывает Данута Писаренко. — 10% гостей — это иностранцы, которые приезжают в Киев в командировки или на проекты. Коворкинг (на четвертом этаже) с его этикетом тишины и структурой, приближенной к офисному open space, привлекает как независимых экспертов, так и целые команды для работы на постоянной основе. Здесь почти с самого открытия коворкинга обосновался бизнес-акселератор GrowthUP, развивались многие стартап-команды (Wishround, «Метнись кабанчиком», Preply, Printl и другие). Также среди наших коворкеров есть экономисты, HR-специалисты, даже есть девушка-филолог из Японии. Заполненность коворкинга обычно 95-100%, текучка составляет до 20% в год, за счет иностранных гостей, а также команд, которые выросли до отдельного офиса».

Если подытожить, то коворкинги — это пространство для работы, которое позволяет маленькому и среднему бизнесу с небольшим бюджетом и подвижным составом получать современный комфортный офис за приемлемые деньги, и это точно тот формат работы, который будет в дальнейшем набирать популярность.

5. Все на аутсорс: новые формы рабочих отношений

Украина — один из ведущих IT-аутсорсеров мира, и слово «аутсорс» у нас чаще ассоциируют именно с разработкой. Бухгалтерия, логистика, рекрутинг, услуги юриста или контакт-центра, PR — это те вещи, на которых также можно экономить, отдавая на аутсорс. В мире это тоже тренд, более развитый в одних сферах и только просыпающийся в других. Аутсорс отдельных видов деятельности компании позволяет, экономя на штате, получать квалифицированных сотрудников на стороне, которые к тому же имеют разносторонний опыт в решении клиентских задач и по идее, более креативны и ответственны, чем, например, бухгалтер на четверть ставки или юрист на два договора в год.

«В компании со штатом менее 50 сотрудников бухгалтер не будет до конца загружен работой. Ему невыгодно будет работать с одной маленькой компанией, так как она не «закрывает» все зарплатные ожидания. Бизнесу проще отдавать бухгалтерию на аутсорс. Если компания растет, то можно заказать больше услуг, если уменьшается — меньше. Если что-то не так с бухгалтером (не нашли общий язык, например), его меняют на другого сотрудника. Кроме того, в аутсорсинге квалификация бухгалтеров выше. Их поле деятельности шире, опыта больше, он не варятся в своих двух-трех бумажках, а видят многие сферы. Компания, предоставляющая услуги аутсорсинга, может дать гарантию возврата денег или компенсацию ущерба за некачественно выполненную работу бухгалтера, — рассказывает Борис Батуринец. — Если сравнивать такой формат взаимодействия с бухгалтером с самостоятельным ведением бухгалтерии, то тут плюс в том, что не приходится заниматься работой, которая вообще-то занимает много времени. Вы экономите свое время, занимаетесь тем, что умеете и любите, а рутину бухгалтерии делегируете. Кстати, любопытный факт: во Львове почти не используют бухгалтеров на аутсорс, в других регионах Украины это тоже слабо развито».

Небольшому интернет-магазину с нестабильной загрузкой на протяжении года содержать большой штат курьеров и операторов контакт-центра — невыгодно, так как в мертвый сезон этих людей будет просто нечем занять. Маленький штат грозит потерей звонков, срывом сроков доставки, а значит — потерей репутации и клиентов.

Крупные компании, которым нужно активно присутствовать в информационном пространстве, уже давным-давно прибегают к услугам коммуникационных агентств со своим штатом ассистентов, менеджеров и специалистов разного уровня, оплачивая при этом не фиксированную ставку определенному количеству людей в месяц, а нужное количество часов работы в месяц.

Для небольшой компании (коих в наш век стартапов становится все больше и больше) содержать своего юриста и бухгалтера — тоже дорогое удовольствие. А человека с неполной загрузкой в месяц не всегда легко контролировать. Поэтому услуги таких специалистов также можно заказывать на аутсорсе.

Помимо аутсорса в мире набирает популярность аутстаффинг. Он подразумевает, что сотрудники выполняют работу непосредственно на компанию и в компании, но договор заключают с посредником, он же выплачивает им зарплату и выполняет перед ними обязательства в соответствии с трудовым законодательством страны.

Аутстаффинг позволяет закрывать работодателю вакансии, при этом экономя на социальных выплатах, что особенно актуально в странах, где работник максимально защищен перед законом и его сокращение после окончания проекта несет за собой большие финансовые расходы. А так аутстаффинг-компания сможет подыскать человеку сразу новый проект или выплатить ему компенсацию в соответствии с законодательством той страны, к которой принадлежит компания. «Мы сейчас тоже рассматриваем вариант выделенных команд, чтобы удовлетворять потребности клиента. Бухгалтер будет работать только с задачами одного клиента, но стандарты качества и сервиса будет гарантировать мы, и мы будем его обучать, предоставлять необходимые инструменты для работы», — рассказывает Борис Батуринец.

6. Технологические решения без разработки

С одной стороны, современный бизнес сложно представить без привязки к технологиям — даже букет цветов уже предпочтительнее заказать в интернете. С другой — разработка под такие мелкие задачи стала уже настолько рутинной, что в большинстве случаев для внедрения простого технологического продукта не нужны специфические знания. Боты в Telegram, лендинги, красиво сверстанные в Tilda, простейшие сайты, сделанные в дружественных для простых смертных CMS — все это могут создавать для себя люди без технического образования. Технологии становятся ближе к обывателям. И чем удачнее происходит процесс, тем больше технологий проникает в повседневную жизнь. И тем больше подобных сервисов появляется. Сегодня можно говорить о зарождении нового направления в индустрии.

7. Свобода как способ удержать

Хотя мы еще не пришли к тому уровню технического прогресса, когда людей с рабочих мест повсеместно вытесняют роботы, потребности в ненормированном рабочем дне у современного человека в приличной компании и приличной стране нет. Наоборот, ради привлечения хорошего специалиста работодатели идут на невероятные для наших предков ухищрения. Так, например, Google выделяет своим сотрудникам один день в неделю на работу над своим проектом. Мотивация Google как работодателя в этом случае очевидна — они удерживают талантливых сотрудников, позволяют им развиваться и еще и увидеть очередной перспективный проект на этапе зарождения. Отдельные компании в разных странах не ограничивают работников в количестве дней отпуска.

Другие — сокращают рабочий день на несколько часов в рамках эксперимента. Швеция, прославившаяся не только отказом от наличных денег, но и невероятно щедрой социальной политикой, поощряет длинные отпуска по уходу за ребенком, которые могут брать оба родителя. В год мать и отец получают больше дней оплачиваемого отпуска по сравнению с бездетными коллегами. Все потому, что счастливый работник, которому хватает времени и на себя, и на труд, гораздо продуктивнее несчастного измучанного и выгоревшего коллеги.

Иллюстрация: LinkedIn




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
НЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатымНЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатым
Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартноГибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)