БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Развитие менеджеров 6 мая 2009 г.

«Потони или выплыви!»

Источник: книга Генри Минцберга "Требуются управленцы, а не выпускники МВА"

Требуются управленцы, а не выпускники МВА (Генри Минцберг)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
<< НАЧАЛО (Обзор этапов обучения и развития менеджера)

Задайте вопрос группе менеджеров — а мне это приходилось делать не раз, — что произошло накануне того дня, когда они стали менеджерами? Скорее всего, в ответ они просто недоуменно пожмут плечами, в конце концов пробормотав стандартное: «Ничего»1. — «Но вам хотя бы дали прочитать главу из книги по управлению?» — «Нет». Такое ощущение, что стандартный подход к менеджменту таков же, как к сексу: «Разберетесь сами по ходу дела». И первый опыт часто схож: всяческие неожиданные, порой пагубные последствия.

Совершить служебный скачок от инженера до начальника проекта — все равно что стать акушером, имея только опыт рождения собственных детей. Это вопрос количества, но не качества — ведь цели совершенно разные. «Я не имел ни малейшего понятия о том, что должен делать. Я просто летал на крыльях счастья от того, что меня повысили, совершенно не зная, какими принципами мне теперь предстоит руководствоваться. На следующий день мне показалось, что я врезался в кирпичную стену» [Hill L. 1992, p. 15].

Это признание одного из героев замечательной книги Линды Хилл «Becoming a Manager...». Между прочим, важная тема, но в литературе поднимается крайне редко, как и вопрос о проведении подготовки молодых менеджеров на практике — подобные проблемы мало кого волнуют. Мы готовы бесконечно долго рассуждать о «менеджменте», но, когда доходит до дела, сидим сложа руки. Конечно, в чем-то можно положиться на инстинкт, но в то же время управлению необходимо учиться, и учиться не просто на опыте, а имея при этом под ногами твердую теоретическую основу. «Задача, стоящая перед вновь вступающими в ряды менеджеров, очевидна — невероятно трудно научиться грамотно управлять. Это требует решения комплексных, нередко спорных вопросов, которые, тем не менее, необходимо урегулировать» [p. 47].

Вот и неудивительно, что наиболее популярная методика развития менеджеров — «потони или выплыви» — ведет, как правило, на дно, а еще чаще просто заканчивается бесполезным «барахтаньем» (см. следующую врезку).

Управление: утонем или выплывем?

Тони Уотсон,
выдержка из книги [Watson T. 1994, p. 159]

Я не считаю себя человеком, которого учили менеджменту. Меня просто кинули в воду и сказали: плыви. Я не знал, суждено мне утонуть или научиться плавать, но я твердо верил, что в конце концов мне удастся изловчиться и зацепиться хоть за что-нибудь. Кажется, вскоре мне даже удалось научиться управлять.

Управлять?

Во всяком случае, держаться на поверхности. Я не говорю, что стал «менеджером» в вашем понимании этого слова. Я просто хочу сказать, что дотянул до пятницы, а потом и до конца месяца, не увязнув в проблемах по уши и не причинив никому особых неприятностей.

Разве не это означает «быть менеджером»?

Не знаю. Скорее всего нет. Должен признаться, что, несмотря на все тренинги, которые я прошел, и все те книги по менеджменту, которые я вызубрил, в решении вопросов я продолжаю полагаться на свое чутье и природное обаяние. Иногда мне кажется, что я так ничему и не научился, а иногда — что продолжаю обучаться каждую минуту. Во всяком случае, утонуть мне уже не суждено.

Вы стали более искусным пловцом, чем были раньше?

Мне нравится это сравнение: учиться управлять — все равно что учиться плавать. Ты полагаешься на интуицию, но знания тоже не лишние — они вселяют уверенность. Точно. С опытом приходит смелость.

Конечно, никто не начинает с нуля. У неопытных менеджеров есть старшие коллеги: пусть не как образец для подражания, но хотя бы для примера: чтобы увидеть, в чем заключаются твои обязанности. Однако смотреть со стороны — не то же, что побывать в шкуре менеджера, хотя у большинства новичков есть кто-то, кто может подсказать и направить. Иногда к такому процессу передачи знаний подходят очень серьезно, даже формально, проводя курс практического обучения. Но чаще всего вступающие в должность менеджеры вынуждены учиться чему-то, как-то и у кого придется.

Более того, приветствуется, если менеджер занимается самообразованием — слушает передачи, читает книги, идет на курсы или поступает в колледж. В Соединенных Штатах такой рост теперь — личная ответственность каждого. Дешево досталось — легко потерялось: ты потерял работу и не можешь найти другую вини только себя. Так что будьте готовы. Однако при таком отстранении обучающегося от корпоративной среды процесс обучения фактически лишен своего практического назначения и эмоциональной привлекательности. К «управлению» начинают относиться, как к обычной работе, например программированию на компьютере, забывая о том, что одна из основных задач менеджера — сплочение организации.

Каждого менеджера бросают на произвол судьбы со словами «потони или выплыви!» (sink or swim), но есть способы помочь научиться плавать. Мы рассмотрим еще четыре методики: обучение без отрыва от производства, написание курсовой работы, обучение действием и, наиболее правильную, корпоративное обучение.

Продолжение (Продвижение. Наставничество. Контроль) >>

Фрагмент из книги "Требуются управленцы, а не выпускники МВА" любезно предоставлен издательством "Олимп-Бизнес".


    1 «Констейбл и Маккормик примерно подсчитали, что из 130 тысяч людей, ежегодно выбирающих своей карьерой "менеджмент" [в Британии]... большинство... либо вообще не получают элементарных знаний в сфере бизнеса, либо получают их, когда находятся уже на середине карьерной лестницы. При этом одна треть так и не проходит формального обучения» ([Constable, McCormick 1987]; цит. по: [Mayon-White 1990, p. xiii]).


comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
28-29 августа 2017
Киев
Специалист по обучению и развитию — SpTD (Оксана Кондратенко)
6-7 сентября 2017
Киев, Конференц-центр
Эффективная закупка от А до Я (Виктория Березина)
6 сентября 2017
Одесса, Atlantic Garden Resort
Топ-менеджер номер 1 (Игорь Манн)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Як ніколи не помилятися. Сила математичного мисленняЯк ніколи не помилятися. Сила математичного мислення
Искусство мыслить масштабноИскусство мыслить масштабно
Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное руслоСовсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло
Образование против талантаОбразование против таланта
Связи решают все! Правила позитивного нетворкингаСвязи решают все! Правила позитивного нетворкинга


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)