Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | LMS 7 октября 2010 г.

Несколько слов в защиту LMS (и почему у социального обучения есть будущее)

Автор: Дейв Вилкинс (Dave Wilkins)
Источник: портал "Дистанционное обучение"

Дейв Вилкинс (Dave Wilkins)
Дейв Вилкинс
(Dave Wilkins)
В последнее время появляется все больше статей и постов, критикующих LMS (Learning Management System), их авторы — достаточно широкий круг людей, имеющих отношение к нашей тематике. Мнению многих из них я доверяю. Тенденция критики LMS прослеживается в блогах, комментариях, постах, обсуждениях на LrnChat и в других местах на пространствах Интернета. В 90% случаев претензии предъявляются к слишком формальному характеру LMS, их недостаточной гибкости и невозможности для учащегося «управлять» процессом обучения. Автор практически каждой статьи видит решение этой проблемы в «социальном» и «неформальном» — в социальных платформах, таких как Jive или Sharepoint, или даже в наборах слабосвязанных социальных приложений, таких как WordPress, Twiki или Yammer. В одном посте даже предполагалось, что Google Analytics сможет заменить штатные средства LMS по ведению отчетности (пожалуй, самое нелепое из всех предположений, которые я видел).

Должен сказать, что я не принимаю вышеизложенной аргументации и по большей части не согласен с моими коллегами, не потому, что они неправы в отношении социального обучения, а потому, что они ошибаются в отношении LMS. По моему мнению, при написании критических статей они оперируют ограниченными или уже уставшими данными. Я считаю, что если в последние пару лет вы не использовали LMS как учащийся или не применяли LMS для решения реальных бизнес-вопросов, то у вас нет достаточного практического материала, что бы делать громкие заявления обо всей отрасли в целом. И даже если вы применяли LMS пять лет назад или же применяете в настоящее время, но пользовались при этом только одним продуктом, вы не обладаете достаточно обширным опытом, чтобы судить о примерно 200 поставщиках этой продукции. Даже приблизительно.

Судьбе было угодно, что бы я получил достаточный опыт в этой области — мне есть с чем сравнивать. Являясь вице-президентом департамента товарного маркетинга одного из ведущих поставщиков LMS, я вовлечен в планирование будущего нашей продукции, и по характеру своей должности обязан быть в курсе разработок конкурентов и отслеживать мнения аналитиков в нашей области. Последние 15 лет я плотно занимался такими вещами как: системы обучения и повышения квалификации, электронные системы поддержки производительности, управление человеческим капиталом, управление знаниями, техническое писательство, симуляции, игры, «повышение эффективности функционирования организации при помощи человеческих ресурсов». Иными словами, я достаточно глубоко и во всех ракурсах ознакомлен с этой темой. И могу однозначно утверждать, что функциональность современных систем управления обучением значительно шире, чем отслеживание прохождения учебного курса или составление учебного плана, и их ценность не меньше, чем ценность «социальных систем».

Также хочу сказать, до того как начну приводить доводы в защиту важнейшей роли LMS-решений, что я согласен с тем, что большое значение должно отводиться и социальному взаимодействию (я на самом деле так считаю, прочитайте хотя бы название этого блога или моих постов, которых около 100, или других постов, или посмотрите мои презентации в SlideShare, вебинары, опубликованные статьи и т.д.). — только на этой неделе я провел три вебинара или презентации по социальному обучению, один из которых касался вопроса точек пересечения технологии повышения производительности персонала и социального/неформального обучения. Нет нужды говорить, что я не являюсь ни принципиальным противником всего нового, ни узколобым защитником LMS, когда речь идет о появлении новых технологий или новых подходов. Это означает, что я не думаю. что перед нами стоит выбор «либо/либо» (как уже было в период развития электронного обучения и обучения на базе веб-интерфейса). Нужно комбинировать. И обязательным элементом в этом уравнении с «И» является формальное обучение и LMS. Ну а теперь, как говориться, «пришло время» (потому что, сколь сильно я ни уважал бы пользователя @Quinnovator, его "аргументы в пользу LMS" были недостаточно убедительны…; )

Аргумент №1: LMS — это важнейшее бизнес-приложение (нравится это Джейн, или нет…)

Даже если вы ошибочно полагаете, что системы управления обучением выполняют только функции отслеживания прохождения учебных программ, оценивают выполненные задания, составляют отчеты о соблюдении правил и требований, присваивают квалификации, обеспечивают учебным контентом новых сотрудников, корректируют программы обучения для заполнения пробелов в знаниях учащихся, — эти системы всё равно приносят очевидную пользу. Почему?

В настоящее время 80% стоимости компании — это ее неосязаемая собственность (ноу-хау, «человеческий капитал», способности и т.п.). Однако, так же верно и то, что системы обобщения опыта, процессов и знаний все еще существуют, и в достаточно большом количестве. Нельзя отрицать также, что в зависимости от целей компаниям необходимо, чтобы какой-то процент рабочей силы компании обладал определенным набором знаний и опыта или повышал уровень своей компетенции.

Я не раз вступал в полемику по этому вопросу со сторонниками электронных систем повышения производительности труда. Они считают, что все системы должны быть настолько просты в применении, чтобы не было необходимости в обучении пользованию такими системами (достойная цель, однако абсолютно недостижимая в реальных условиях). Если это невозможно, то мы должны создать такой интерфейс и средства техподдержки, которые сведут к минимуму объем того, что сотрудникам нужно знать, чтобы успешно делать свою работу. Опять же, в теории это звучит прекрасно, на практике — невероятно сложно (хотя и выполнимо при наличии хорошей профессиональной команды). Мои доводы в таком случае неоригинальны: даже если предположить, что все эти пожелания выполнены, сотрудникам все равно нужно обладать различными знаниями, чтобы работать результативно, а также различными навыками, которые позволят им совершать предусматриваемые их работой операции. Эти знания и навыки невозможно получить, полагаясь на систему — они приобретаются только в процессе принятии ежесекундных текущих решений, исходя из знаний и опыта, которые являются вторым я сотрудника.

Те же принципы действуют и в отношении социального и неформального обучения — «звонок другу» работает «на ура» и в игре «Кто хочет стать миллионером», и в реальной жизни, однако часто нам лучше что-то знать прямо «здесь и сейчас». Социальное и неформальное обучение может помочь с этим, а формальное обучение при помощи симуляторов, систем аттестации, ролевых игр и т.п. позволяет создать значительно более эффективные модели обучения и развития определенных навыков у большого количества людей.

Необходимо помнить, что этому самому большинству требуется «вводное обучение», курсы «как стать [вставьте название профессии]». Согласно данным Министерства труда США, 50% занятого населения США работают на своем текущем рабочем месте не более двух лет. Вы скажете «адаптивное обучение новых сотрудников»? Хорошо, продолжим — по данным Министерства труда США, в настоящее время сотрудники моложе 35 лет уже поменяли 10-14 мест работы. Однако частая смена места работы распространена и среди более взрослых людей. Из того же источника по данным на 2010 год «из сотрудников, нанятых на работу в возрасте от 38 до 42 лет, 31% уволились в работы менее, чем через год, а 65% — менее, чем через 5 лет». Иными словами, 1 из 3 сотрудников с большим стажем меняет место работы каждый год. Так что американским компаниям приходится выполнять огромный объем работ по адаптивному обучению персонала и проведению профессиональных тренингов. И всё это должно быть стандартизировано и автоматизировано.

Наймите меня на работу при помощи системы управления персоналом, введите мои данные через веб-сервер, создайте мое дело в LMS, составьте для меня программу адаптивного обучения, разработайте план моего введения в должность — всё это обрабатывается и осуществляется автоматически. Да, и еще составьте план соблюдения правил и требований, определите обязательные аттестации или курсы повышения квалификации — при ведении бизнеса необходимо думать о стольких вещах, соблюдении требований и законов, нарушение которых грозит миллионными штрафами. А также автоматически причислите меня к сообществу новых сотрудников, выбрав сообщество по дате моего поступления на работу, и, как часть плана обучения, предоставьте мне доступ и направьте ссылку на соответствующее сообщество, где работает форум для обсуждений и помощи в практических вопросах. Погодите, вы хотите сказать, что LMS может все это сделать? О, да! Добро пожаловать в будущее… Точнее, в прошлое, т.к. наши системы управления обучением включают в себя все эти функции и задачи уже более пяти лет…

Я хотел бы немного более подробно коснуться вопроса аттестации и соответствия требованиям закона (compliance). Я не уверен, что те, кто критикуют LMS, понимают, насколько важен этот аспект. Эта функция должна рассматриваться не как просто доступная (и соответственно, применимая только потому, что она есть и не требует ни сил, ни времени), а как одна из наиболее существенных функций, позволяющих компаниях избежать некоторых рисков. Компаниям, работающим в сфере здравоохранения, финансов, фармацевтической промышленности, в сфере производства, необходимо предъявлять доказательства соблюдения определенных законов и правил. В каких-то случаях это просто — требуется пройти тренинги по технике безопасности и промышленной гигиене (OSHA), в других случаях процедура сложная — необходимо отчитываться перед Объединенной комиссией по аккредитации учреждений здравоохранения (JCHAO). И если компания осуществляет фармацевтическую деятельность, она должна не только представлять отчеты о соблюдении правил и требований, но также продемонстрировать наличие технических средств цифровой подписи и аудиторского учета, чтобы иметь техническую возможность подтвердить личности людей, проходивших тренинг и осуществляющих оценку результатов соответствия требованиям. Звучит дико, но это реальность: компаниям приходиться мириться с этим и принимать соответствующие меры. С точки зрения профессиональной этики безответственно преуменьшать важность выполнения этих требований и делать вид, что их просто нет, предлагая компаниям использовать социальные системы и системы организации коллективного взаимодействия (в которых не предусмотрены выше рассматриваемые функции).

Работа над развитием функциональности и возможностей систем управления обучением ведется уже в течение 10-15 лет, и это не поверхностные разработки. Никто из нас не сидит ночами, раздумывая о многолетней истории сертификации с целью составления планов соответствия или подобной отчетности только потому, что нам это нравится. Мы делаем это, потому что это нужно нашим клиентам, нужно уже более десяти лет, включая сотни других специфических возможностей вроде функции составления списков очередности занятий под руководством инструктора, в соответствии с членством в определенной рабочей группе. Конечно, это звучит нелепо — пока вы не поймете, что это опять же связано с вопросом комплаенса. Для группы «А» тренинги необязательны, для группы «Б» они являются обязательной составляющей годового комплаенс-плана. Поэтому даже когда член группы «А» в листе ожидания стоит на более высоком месте, чем член группы «Б», мы добавляем члена группы «Б» в класс по прохождению тренинга — в этом случае компанией не будут нарушены соответствующие требования. Желаю вам удачи в разрешении и учете тысяч таких нюансов на простой социальной платформе. Загляну к вам лет через десять — посмотреть, как у вас дела …

Аргумент №2: Современные решения LMS — это значительно больше, чем просто LMS

Конечно, LMS может значительно больше. Утверждать, что это не так — то же самое, что утверждать, что Outlook может только отправлять-получать электронную почту. А ведение календаря, списка текущих дел, управление контактами? Так же и с LMS. Последние версии LMS, лидирующие в своей отрасли, могут выполнять следующие функции:

  • Управление файлами — видео, аудио, PPT, PDF, документами, таблицами, включая вспомогательные материалы для обучающихся
  • Управление аттестациями и курсами повышения квалификации — необходимая составляющая для большинства отраслей (здравоохранение, юриспруденция, высшее образование и т.д.)
  • Управление и контроль комплаенс-процесса — курсы обучения и тесты, а также электронные подписи, пролонгация, уведомления, отчетность и т.д.
  • Управление и контроль процесса получения навыков и профессиональных знаний, корректировка процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся, имеющие пробелы в какой-либо сфере, могли пополнить недостающие знания
  • Управление обработкой документов и документооборотом с целью автоматизации обработки документов и оптимизации процессов получения утверждений и согласований
  • Управление процессом аттестации сотрудников, включая ежегодные и нерегламентированные тесты, актуализация учебных средств
  • Управление процессом планирования карьеры как для учащихся в соответствии с предложенными им вариантами, так и для компании с целью заполнения образовавшихся вакансий
  • Помощь сотрудникам в поисках куратора и организация обмена опытом посредством обсуждений, рейтингов, отзывов (как минимум)
  • Управление целями, как сотрудников, так и компании, отображение схемы неформального, социального и формального обучения
  • Систематизирование учебных материалов по должностям, чтобы обучающимся автоматически назначались нужные курсы и предоставлялись материалы, включая участие в сообществах, образованных в отношении таких должностей, обсуждениях, доступ к вики-ресурсам и т.п.
  • Автоматическое распределение учебных средств новым сотрудникам, включая видео, аудио, подбор категорий информационных ресурсов, чатов и т.п.
  • Управление занятиями под руководством инструктора (распределение аудиторий, учебных материалов, преподавателей, составление листов ожидания и т.п.)
  • Управление обучением, осуществляемым с помощью компьютеров и веб-интерфейса, с использованием различных протоколов отслеживания активности
  • Возможность совместной работы всего вышеперечисленного при помощи веб-конференций, тематических чатов, форумов, рейтингов и отзывов, ведения блогов, облаков тегов и вики-ресурсов
  • Возможность совместной работы без всего вышеперечисленного при помощи тематических чатов, форумов, рейтингов и отзывов, ведения блогов, облаков тегов и вики-ресурсов
  • Создание мест хранения профессиональных знаний, с возможностью поиска по некоторых разделам профиля обучающихся — по ресурсам, созданным самими пользователями, данным по штату служащих и даже по данным из систем сторонних организаций
  • Возможность создания подчиненного портала для поддержки сообществ по обмену опытом, электронной коммерции, расширения границ компании (партнеры, торговые посредники, клиенты, выпускники) и многое другое
  • Возможность запуска виджетов, RSS-каналов, встроенных фреймов на любой странице или портале интерфейса с целью пополнения информации из внешних источников
  • Возможность встраивания функций LMS в другие системы через внешние ссылки, встроенные фреймы и виджеты, как, например, наше объединение с Taleo TBE
  • Управление группами пользователей и областями страниц, целыми страницами или даже подчиненными порталами, основанное на объединении в группы
  • Возможность интеграции функции Single Sign-on (однократная регистрация), потоков данных, RESTful API, SSL, электронной почты и календарей, приложений для мобильных устройств, для максимальной оптимизации организации трудового процесса сотрудников
  • Функция создания формальных курсов обучения, тестов и отзывов на базе веб-интерфейса, включая возможность самостоятельного создания таких учебных материалов учащимися
  • Функция составления графика, создания и контроля проведения виртуальных конференций, через внешние инструменты создания курсов под управлением виртуального инструктора или встроенные средства, в т.ч. возможность назначения времени проведения и запись конференций учащимися
  • Полная поддержка конфигурации пользовательского интерфейса посредством редактирования в рамках концепции «что видишь, то и получаешь», чтобы даже начинающие пользователи могли настроить пользовательский интерфейс по своему желанию
  • Поддержка страниц, которые управляются учащимися, или подчиненных порталов определенных пользователей или групп пользователей.
  • Возможность интеграции профессионально разработанных и специализированных курсов обучения на базе веб-интерфейса после прохождения проверки и валидации (в качестве примера: мы протестировали и одобрили более 30,000 программ обучения от крупнейших поставщиков основных отраслей промышленности)
  • Функция поддержки полей для пользовательских данных и введения таких данных из внешних источников — систем управления тренингами, ERP, CRM систем, средств разработки и т.п.

Не все системы имеют вышеперечисленные функции. Фактически, очень не многие. Наша система имеет. И у нас есть только несколько серьезных конкурентов, которые могут заявить решения с такой же функциональностью. Всем ли нашим клиентам нужны все эти возможности? Конечно же, нет. Но когда они им понадобятся, у нас уже будет готовое решение. Посмотрите еще раз на этот перечень — что из него вы бы вычеркнули? Функции, связанные с развитием способностей? Хорошо, тогда приобретите нашу версию Advantage — в ней не предусмотрены такие функции. Общение? То есть, вы не хотите ставить рейтинг курсам или занятиям под руководством инструктора, обсуждать контент или деятельность компании? (А это значит, что вы не участвуете в рейтингах, отзывах и обсуждениях на Amazon, так? Та же модель.) Вы не хотите использовать облака тегов для поиска? Искать кураторов по областям профессиональной компетенции? Считаете, что не нужны сообщества по обмену опытом, которые позволяют обyениваться формальным, неформальным, социальным контентом в одном, общем для всех пространстве? Так где же это делать? Точно не на социальных платформах, которые до сих пор не поддерживают формальный контент никаким мыслимым образом.

А как насчет создания курсов обучения, отзывов, аттестации, виртуальных конференций? Наверняка, можно всё это организовать иным путем, однако вам еще надо будет потратить дополнительные средства. Более такого, в таком случае вам придется отдельно заниматься интеграцией, что является непростой задачей. Предположим, что вы хотели приобрести минимальный набор лицензий — на Lectora, Question Mark, Survey Monkey, WebEx. Вы имеете представление о том, сколько будут стоить все эти лицензии, с учетом того, что вы их покупаете для всей компании, чтобы каждый сотрудник мог вносить или создавать какие-либо свои информационные ресурсы, или вы не осознаете, что такая функция в настоящей момент просто необходима? В любом случае, стоимость лицензий будет запредельной. В наших решениях всё это уже включено, в том числе и функция предоставления разрешения каждому обучающемуся создавать свои собственные учебные материалы. А так как обучающимся также может быть предоставлено право создавать файлы, то пользователь должен будет сделать всего лишь пять шагов для загрузки созданного им видео-файла или подкаста, а также для включения такового в курс обучения. Купите камеру за $99, запишите видео, загрузите его (через систему управления файлами Windows или YouTube), разместите видео на странице или в курсе обучения, запустите для общего доступа — готово! Конечно, это можно сделать при помощи такой же простой процедуры и в Jive, однако, в таком случае будет отсутствовать возможность отслеживать видео или включать его в более обширный курс или программу обучения.

Обучающиеся могут также получить право быть администратором страницы или даже подчиненного портала. Это значит, что они могут создавать информационные ресурсы по определенным департаментам, продукции, предмету (теме), группе лиц — подобно тому, как Best Buy использует вики. Представьте себе, что обучающийся может управлять любой страницей в решении, создавать новые страницы, администрировать целые подчиненные порталы, а также добавлять форумы, рейтинги и отзывы, любые другие файлы, RSS-каналы, встроенные информационные ресурсы из других источников — это очень сильно отличается от возможностей Jive или SocialText. Более того, мы удовлетворяем потребности компаний в отношении формальных информационных ресурсов, таких как уроки, курсы, обучение, связанное с введением в должность, и т.п. Я не хочу сказать, что все LMS могут выполнять те же функции, что и Jive или SocialText — я хочу донести, что некоторые системы управления обучением значительно более удобны и понятны, чем вы думаете, и что социальных компонентов в них значительно больше, чем формальных компонентов, если рассматривать такие системы в сравнении с социальными платформами. И, может быть, самым существенным фактором является то, что в большинстве систем управления обучением такие компоненты либо бесплатны, либо их цена незначительно отличается от цены базового пакета. Если верить Джейн и другим, то выход только один: купить две системы, зарегистрироваться дважды, управлять пользователями, вести отчетность, поиск — все это в двойном экземпляре, несмотря на то, что формальные и социальные учебные ресурсы на самом деле являются просто двумя противоположными сторонами одного и того же контент-диапазона.

Аргумент №3 — Готовность рынка и завершенность системы

Как я отметил во вступлении, мне приходится достаточно часто рассказывать о социальных аспектах, плюс я общаюсь на эти же темы с покупателями наших LMS и консультирую клиентов по различным стратегиям и подходам к социальному обучению. К сожалению, я пришел к выводу, что специалисты по вопросам обучения и повышения квалификации еще не готовы полностью перейти или в принципе мало осведомлены о социальных платформах. Предполагаю, что, по крайней мере, 75% из них не имеют понятия, с чего начать. Когда я говорю о хранении документации и провожу аналогии между электронной почтой, форумами или микроблогами, у таких консультантов начинает кружиться голова. Когда мы начинаем говорить о стратегиях модерирования общественных ресурсов, например об «отсеве», или концепциях сообщества, таких, как тождественность группы и доверие, я вижу, что их головы готовы уже взорваться. Получается, что профессионалам в сфере обучения и повышения квалификации необходимо начать использовать и оперировать в своей работе целым комплексом новых понятий и подходов, плюс применение технических возможностей, таких как вики, блоги, форумы, тегирование и т.п.

Это первое и самое главное — культурный сдвиг, не технологический. Однако, большинство компаний, и что еще важнее, многие профессионалы в области обучения и повышения квалификации еще не способны в силу недостатка опыта и навыков подстегнуть переход на новые системы. Подходы, используемые Международным обществом повышения эффективности, такие как, например, технология повышения эффективности персонала и консультации по повышению эффективности, — это прекрасное начало, но опять же, совсем немногие готовы к этому. Стоит ли говорить, что профессионалы из сферы обучения и повышения квалификации и сферы консультирования по повышению эффективности значительно более подготовлены, чем мы (в том числе и компании связи, IT) к переходу на преимущественно социальные модели. Что касается маркетинга, то он опережает всех лет на пять, и все же в маркетинге используются как модели старой школы, так и новые разговорные/интерактивные подходы. По данным недавнего исследования, 65% из более чем 1300 опрошенных специалистов в сфере маркетинга, используют социальные сети всего несколько месяцев или менее в своей работе. Иными словами, 65% специалистов в сфере маркетинга только начинают внедрять эти элементы, несмотря на то, что как индустрия маркетинг занимает ведущее место в переходе на новые методики и технологии.

Таким образом, с точки зрения перспектив развития рынка, мы видим, что пока только лидеры индустрии начинают применять социальное и неформальное обучение (посредством официально поддерживаемых процессов или инструментальных средств), но не в качестве преобладающей модели обучения. При условии разработки и развития социальных стратегий с акцентов на их функциональности для целей маркетинга (отсутствие нормативных предписаний, значительно меньше проблем с конфиденциальностью и технологиями, больше свободы действий в системах и процессах), широкое распространение в сфере обучения и повышения квалификации такие учебные средства получат через пять лет, я полагаю, а может и через семь. Напомню, что речь идет об официальных платформах, методиках и продвижениях. Конечно же, социальное и неформальное обучение постоянно происходит везде вокруг нас, скажу больше — обучение происходит преимущественно таким образом. Но эта преобладающая модель обучения пока не стала официальной. Помимо изменения подхода к применению новых систем, есть и другие вопросы в сфере нормативной базы, отчетности и конфиденциальности, которые разработчики социальных платформ начинают учитывать по мере необходимости. Компании поступают правильно, не торопясь и осторожно подходя к принятию решения об использовании систем управления обучением.

Кроме вопроса о готовности рынка, существует также и вопрос о завершенности систем. По любым меркам передовые решения LMS продвинулись значительно дальше, чем социальные платформы, если говорить об их готовности к внедрению на предприятиях. Практически каждая крупная LMS поддерживает функцию Single Sign-on (однократная регистрация), интеграцию потоков данных, RESTful API, SSL, электронной почты и календарей, а также функцию виртуализации, избыточности, интеграцию языков, данных на иностранном языке, форматов времени, иностранных валют. Решения LMS также поддерживают следующие функции: политика конфиденциальности, интеграция личных данные людей, ведение отчетности, аналитические форматы, создание групп и подгрупп, отслеживание данных, журналы, автоматическая регистрация, рассылка сообщений и предупреждений об ошибке и т.п. И опять же, я не ставлю своею целью, как и во всем посте, раскритиковать социальные платформы — здесь всё дело в опыте и продолжительности нахождения продукта на рынке. Системы управления обучением уже включают в себя длинный список требуемых элементов, в то время как социальные только начинают переходить на новую область.

Вышеизложенное подводит меня в к другому важному вопросу — процессу взаимных эволюционных изменений в системах и на рынке. Рынок развивается, и поставщики LMS тоже не сидят, сложа руки. Практически у всех поставщиков LMS есть, что предложить в социальной сфере. В некоторых случаях предлагаются такие функции, как: сообщество по обмену опытом, «спросите эксперта», форумы, вики, блоки, рейтинги и отзывы, создание тегов, редактирование страниц, создание общей области, групп и подгрупп, чат, виртуальные конференции, поддержка созданного пользователем контента, как, например, видео или аудио-файлы. В некоторых LMS предусмотрен даже мобильный доступ. Наверное, эти функции не так совершенны, как в Jive или SocialText, не так понятны и легки в применении для пользователей, однако, всё же такие функции поддерживаются, и базовые элементы также уже разработаны.

Мы в основном говорим об изменении восприятия пользователей, завоевание доверия, постепенном переходе на ориентированность на нужды учащегося в первую очередь. Мы начинаем не с разработки рабочей области — общий план нам ясен. Если мои прогнозы верны, то уже на десятый выпуск новой продукции на рынке LMS (допустим, 2 выпуска в год) может произойти полный переход на личностно-ориентированную модель Web 2.0. Иными словами, когда участники рынка начнут активно интересоваться этим направлением — не только передовые компании, но и другие, которые представляют большинство на рынке, то каждый или практически каждый поставщик LMS уже будет готов предоставить продукты, соответствующие уровню притязаний покупателей. Задайте сами себе вопрос: разумно ли полагать, что за тот же период времени социальные платформы разовьются настолько, что смогут удовлетворить потребности организаций в поддержке возможностей для формального обучения?

Давайте обобщим:

  • LMS — необходимое приложение для среднего, и тем более крупного бизнеса.
  • Передовые LMS уже поддерживают 75-80% основных "социальных" приложений и функций взаимодействия с пользователем, которые предлагают социальные платформы.
  • Социальные платформы, напротив, поддерживают только 5% и даже меньше процентов основных "формальной" функций, которые предусматривают решениях LMS.
  • Пройдет еще немало лет, пока большая масса компаний начнет рассматривать социальное общение и взаимодействие как ключевую составляющую обучения или своего бизнеса.

Так что же в результате посоветовать компаниям, которые разрабатывают стратегию обучения: использовать совмещенные системы? Нет, в этом нет смысла. Вот правильный совет: пользоваться теми социальными функциями LMS, которые поставщик может на настоящий момент предложить, а в дальнейшем уже потребовать дополнительных разработок, изучив за это время социальные аспекты и программные средства — чтобы понять, что вам нужно будет в будущем. Я понимаю, что это звучит не так интригующе и провокационно, как если бы я посоветовал сократить использование LMS до минимума и перейти на социальные платформы, но зато значительно более практично, выполнимо и достижимо и вторит последним тенденциям: в настоящее время большее предпочтение отдается системной интеграции и использованию программных пакетов, а не стратегии, предполагающей создание нового хранилища на домене, т.к. в последнем случае область применения возможностей системы в решении производственных вопросов минимальна и фактически отсутствует возможность обмена личным и профессиональным опытом.

Аргумент №4 — Интеграция и программные пакеты

Обсуждая активное использование систем для взаимодействия сотрудников и отход от LMS, мы совсем не учитываем другую важную тенденцию — всё более активное применение комплексных систем, в частности программные пакеты управления группами (Team Management — TM). Каждый крупный поставщик TM систем сейчас может предложить такие возможности как Рекрутинг, Компенсация, План преемственности должностей и Повышение квалификации, а обучение и повышение квалификации является только одним из компонентов. Многие крупные поставщики LMS предлагают отдельные пакеты таких функций. И уже есть по крайней мере два прецедента интеграции программных пакетов TM и LMS крупных компаний: первая пара — мы (Learn.com) и Taleo, второй тандем — Geo и SuccessFactors. Причины интеграции и объединения ясны. Покупатели и поставщики сталкиваются с одними и теми же сложностями: когда одними и теми же людьми используются несколько систем, происходят накладки и расхождение действий, предлагаются разные алгоритмы действий для выполнения одинаковых операций. Единые программные пакеты позволяют более эффективно и комплексно использовать данные, вести не такую сложную отчетность, упрощается управление пользователями и т.п. Поставщики TM просто хотят предлагать системы фиксирования всех параметров и данных о сотрудниках — с момента приема их на работу и обучения до момента их увольнения или выхода на пенсию (и далее). И у клиентов те же пожелания.

Программные пакеты TM помогают находить наиболее подходящих кандидатов, вводить их в должность, управлять ими, выплачивать им вознаграждение, обучать и развивать их навыки, корректно отказываться от их услуг, когда рабочие отношения прерываются. Не думаю, что поставщики TM просто сидят в сторонке, пока в социальные платформы начинают интегрировать функции использования профиля пользователя, управления репутацией и другие подобные функции, а также вводят возможности анализа организационной сети, получения рекомендаций специалиста, применение моделей «спроси эксперта». И социальные, и формальные элементы должны быть частью одного единого Talent Profile (профиля навыков и опыта). Я уже давно ничего не слышал о роли TM во всем этом, но мне кажется, что если LMS не будут предусматривать социальные компоненты, то их будут предлагать поставщики ТМ. Например, SuccessFactors недавно приобрели CubeTree. И если вместо того, чтобы использовать CubeTree, интегрированную в SuccessFactors, для работы и общения в сети, я предпочту отдельную систему, которая поддерживает те же функции, то там потребуется зарегистрироваться, используется другой пользовательский интерфейс, мой профиль управляется отдельно, отчетность ведется отдельно — зачем мне это надо? Нет смысла так всё усложнять только потому, что социальные платформы — это круто.

Социальные функции будут включены в системы, работающие в масштабах предприятий, не в таком уж далеком будущем. Например, некоторые реальные компании начали осваивать технологии eCommerce. Конечно, Amazon прекрасно работает, и мне лично очень нравиться, но Walmart он-лайн не такой уж слабый конкурент, также как и Best Buy, или Target… Когда стало ясно, что технологии eCommerce вполне успешны, и нередко именно их популярность среди покупателей являлась критерием решения покупателя, куда идти за покупками, то реальные компании и магазины переняли и теперь применяют модели eCommerce на своих сайтах. Некоторые сети, такие как Best Buy и Walmart, используют также преимущества того, что они не виртуальны и имеют помещения, предоставляя возможность забирать или возвращать товар, приобретенный он-лайн, в ближайших торговых точках, чтобы сэкономить на доставке — это очень удобно. Amazon такого предложить не может. Поэтому говорить о «реальных» сетях и магазинах (тех, которые имеют торговые точки, в отличие от магазинов он-лайн) как о классе имеет смысл только с точки зрения способа ведения бизнеса — социальные аспекты для всех сетей и магазинов одинаковы. Когда будет достигнут определенный уровень развития — это будет просто возможность работать по-новому, и станет элементом любой из систем, которые мы используем каждый день. Одна или несколько этих систем будут бороться за то, чтобы занять место официальной зарегистрированной системы для поддержки профилей, объединенных профилей и данных об активности. Одни клиенты предпочтут LMS, другие — TM, третьи — ERP и информационную систему управления кадрами (HRIS). Иными словами, установится статус-кво, но с социальным уклоном.

Завершающая часть

Что касается места обучения, то в идеале хотелось бы, чтобы система управления обучением включала все виды обучения — не только формальное, но и социальное и неформальное, чтобы использовались внешние источники, вне системы, через различные каналы и соединения, чтобы учащиеся имели возможность проходить не только намеченную программу, но и изучать то, что им самим интересно. И, простите меня, но я считаю, что отчетность необходима, потому что это действительно важно — это помогает определить тенденции, взаимосвязи, отследить влияние различных факторов. Более того, нужны и аналитические данные — не Google Analytics, а реальные аналитические материалы. Я хочу знать, что работает лучше: коллективное обучение или формальное. Потому что в результате, если сотрудникам нравится учиться и они очень тепло относятся друг к другу, общаясь в сети, — это просто прекрасно. Но для меня действительно важно другое — опережает ли компания своих конкурентов, снижаются ли риски до минимального уровня, получают ли прибыль акционеры — для этого и создаются бизнес-системы.

Еще мне хотелось бы, чтобы у каждой компании была единая сертифицированная система для профилей пользователей, чтобы было единое место, открытое для просмотра и поиска, предусматривающее разные уровни доступа, где доступны все функции и возможности системы: сводный ресурс профессиональных знаний, аттестация, формальные и неформальные пополнения, создаваемые пользователями информационные рес·рсы, оценка репутации, оценка персонала, история трудовой деятельности, оценка себя самого, название должности, местонахождение, контактная информация, вхождение в состав групп по роду деятельности, формальная субординация. Я хочу получать данные, которые мне нужны в то время и в том месте, где мне это необходимо, и чтобы пользователи могли получать сведения друг о друге именно тогда и там, где это требуется. Таким образом, появляется возможность принимать решения быстрее, развивать доверие и веру в эффективность собственных действий, использовать все интеллектуальные ресурсы в пределах и за пределами компании, в корпоративной сети. Анализируя полученные при помощи корпоративной сети данные, вы сможете получить представление о том, кто пользуется авторитетом, кто является «восходящими звездочками», обладает высоким потенциалом, живет «вне периметра» — и что-либо подкорректировать, установить ограничение или активизироваться в общении. После этого можно разработать планы подготовки руководящих кадров для сотрудников с высоким потенциалом, чтобы они не потеряли своей мотивации и получили возможность быстрее подняться по служебной лестнице.

Я хочу, чтобы при помощи системы учащиеся могли делиться своими знаниями на любую тему и в любое время при помощи различных средств, включая блоги, вики, рейтинги и отзывы, форумы, микроблоги, «курсы», веб-конференции, игры и т.п. Также я хочу, чтобы они могли использовать эти возможности для реализации собственной инициативы или же в ответ на полученные ими данные и знания формального или неформального характера. А также хотелось бы, чтобы они могли посещать организованные занятия, читать официальные документы, проходить профессионально разработанные курсы на базе веб-интерфейса, просматривать выложенные компанией видео-файлы и читать официальные блоги — и чтобы всё это было удобно для применения пользователями.

Я не хотел бы, чтобы в будущем в компаниях и учреждениях формальное обучение осуществлялось через одни средства, а социальное и неформальное — через другие. Это стало одной из причин провала на рынке LCMS в качестве автономной модели: это была попытка создания отдельной системы только для нескольких видов информационных ресурсов, которыми управляют и которые содержат системы управления обучением. Социальное и формальное обучение будет развиваться именно там, где оно и должно развиваться. Нам нужно будет пользоваться различными информационными ресурсами, заходить на ресурсы, где бы они ни находились. Но если кто-то начнет утверждать, что социальное обучение может иметь место только в Jive или SocialText или подобных системах и что социальное обучение через LMS не настолько качественно (такое мнение в последнее время озвучивается достаточно часто), то я начну терять свое самообладание, т.к. для таких утверждений нет никакого основания. Фактически, о чем я уже говорил выше, существует большая вероятность того, что в долгосрочной перспективе «социальное ПО» будет интегрироваться в другие системы, и тремя наиболее подходящими для этого кандидатами являются LMS, решения TM или ERP/CRM.

Значит ли это, что я не являюсь любителем Jive, SocialText, WordPress, Yammer или одной из 50 очень крутых и современных технологий? Конечно же, нет. Я большой поклонник всего этого — но не фанат разрозненности данных. Я борюсь с ними всю свою профессиональную жизнь: непригодное разрозненное хранилище данных системы повышения производительности или системы управления знаниями мешающее профподготовке, или непригодное хранилище данных системы LCMS мешающее работе LMS. В результате целью всего, что мы делаем, является повышение эффективности функционирования компании посредством повышения эффективности работы сотрудников в отдельности и коллектива в целом. Совершенно неразумно создавать искусственное разделение на различные типы информационного наполнения и управлять этими ресурсами через разные инструменты, где необходимо дублировать все действия и операции — регистрацию, управление пользователями, SSO, потоки данных, ведение отчетности и так далее. Конечно, в реальности некоторым компаниям на современном этапе приходится это делать, т.к. процесс сливания социальных и формальных систем завершен только на половину, но это не тот окончательный результат, которого мы хотим достичь. Если мы хотели бы просто использовать преимущества стратегии LMS, нам не следовало бы поддерживать группы специалистов по профподготовке, многие их которых не владеют даже базовыми понятиями социальной сферы.

Я уже говорил о том, что в последние три года мы рассматриваем социальное и формальное информационное наполнение как единое множество, а не отдельные виды контента. Однако, я читаю в постах, что мы создаем новые отдельные хранилища, основанные на противопоставлении социальных и формальных элементов. И, кстати, кто проводит различие? Официальная публикация в блоге или видео, выложенное известным экспертом, считается формальным, неформальным или социальным? Специалист относится к социальной среде, а вот контент — к официальной. Что происходит, когда вы проходите курсы, включающие в себя обсуждения, RSS-каналы, встроенные элементы с YouTube и рейтинги, как в системе Composica? Когда я нахожу известного специалиста, при помощи инструмента социальной сети в моей LMS, чтобы спросить его мнение, это нужно отнести к формальным или социальным функциям? Эксперт и платформа — это формальные признаки. Но я нашел этого человека через социальную сеть — это отнести к Jive или LMS? А если я хочу найти экспертов, знания которых подтверждены дипломами? Тогда это уже становиться формальным! Полагаю, это всё относится к LMS, потому что социальные функции не предполагают решения таких задач. Однако, подождите, это всё же заключение специалиста, что точно является социальным понятием! Что же делать? Это дорога в никуда. Я имею в виду, что нет никакого резона двигаться по этому пути — после набирания опыта в течение 10 лет мы опять пришли к абсолютно бессмысленному делению информационного наполнения на типы.

Суть в том, что нам необходимы и формальные, и неформальные функции. В действительности же, по крайней мере, на настоящий момент, системы управления обучением поддерживают значительно больше социальных функций, чем социальные приложения — формальные функции, с соотношением примерно 70% к практически нулю. Я не думаю, что кто-то осознает, насколько сложнее будет поставщикам социальных платформ внедрить функции по примеру LMS, чем для LMS разработать или внедрить недостающие социальные функции, и что вероятность осуществления первого варианта мала. Одной из компаний в этой области, в которой я работал, потребовался почти целый год на разработку и добавление функций аттестации и обучения, что составляет примерно 10-15% от общего объема возможностей LMS, при том, что это работа осуществлялась опытной командой, и в их распоряжении была модель базы данных и много других необходимые элементов.

Что это значит? Это значит, что, скорее всего, когда количество социальных платформ достигнет своей критической массы (а спрос на них уже достаточно велик на рынке), крупные поставщики LMS поменяют набор функций в своих решениях за несколько новых выпусков продукции (как уже делаем мы и Saba ), приобретут и осуществят интеграцию (как уже сделала компания Cornerstone) или глубокую интеграцию (как ElementK) социальной платформы. А у поставщиков социальных платформ нет ни средств, ни опыта для применения подобной схемы (за исключением интеграции). Вот и весь разговор. И наступит эра LCMS.

И если поставщики LMS этого не сделают, тогда это сделают поставщики TM, доказательством чего служит совсем недавнее приобретение SuccessFactor. Между тем, матерые компании будут экспериментировать с Jive, SharePoint, SocialText и т.п., а компании, купившие передовые решения LMS начнут использовать социальное программное обеспечение, которое уже предусмотрено системами управления обучением. Что точно не случится, так это массовый отказ от LMS как от неэффективного решения. Нам нужно считаться с действительностью, и отталкиваясь от этого, работать над изменением ситуации — как, например, Lundy, которая пошла работать в Saba, а я помогаю разрабатывать стратегию на Learn.com и Tom, а также помогаю ElementK. Остальное нецелесообразно и только еще больше вносит неразбериху там, где и так все запутано и непонятно даже для специалистов.

Я полагаю, я уже всё сказал. Теперь я замолкаю и готов к негативным отзывам. Прошу учесть при критике моих доводов, что я являюсь ярым приверженцем социальных аспектов и сторонником этой модели с 2000 года, когда я помогал в создании интегрированной платформы, объединяющей электронные системы повышения эффективности, управления знаниями и социальную и учебную платформы. Это не аргумент против использования неформальных и социальных моделей обучения, а контраргумент к некоторым постам и комментариям о методах, которые мы избираем для достижения результата.

Оригинал статьи — "A Defense of the LMS (and a case for the future of Social Learning)"


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное руслоСовсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло
Правила выдающейся карьерыПравила выдающейся карьеры
50 великих книг об успехе50 великих книг об успехе
Личный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другиеЛичный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другие
Письма о главном. Ваши клиенты. Ваши сотрудники. Ваша карьераПисьма о главном. Ваши клиенты. Ваши сотрудники. Ваша карьера

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)