Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Недостатки MBA 29 февраля 2012 г.

Не первый диплом для первых

Автор: Наталья Науменко
Источник: "Власть денег" (№8, 2012)

Возможно ли найти в этом мире нечто, что было бы сделано человеком без изъяна? Наверное, нет… Поэтому даже у самого дорогого и качественного образования есть свои недостатки.

Не первый диплом для первых
Автор коллажа:
Олег Локтев
О том, что дает MBA-образование, какие перспективы открывает и каких высот помогает достичь, написано огромное количество статей.

О недостатках пишут намного меньше. Поэтому корреспонденты "ВД" решили коснуться самых болезненных моментов отечественного бизнес-образования — с тем, чтобы определить, как и в какой степени бизнес-школы готовы решать задачи, которые ставит перед ними реальность.

"ВД" провела опрос среди выпускников бизнес-школ и потенциальных абитуриентов, также топ-менеджеров, которые решили отказаться от обучения по программе MBA. По его результатам выяснилось, что основными факторами, мешающими развитию бизнес-образования в Украине, являются: высокая стоимость обучения, отсутствие эффективной системы подбора абитуриентов (когда рядом с маститыми управленцами оказываются вчерашние студенты, в результате чего не создается адекватный уровень группы, не происходит обмен навыками) и недостаточное количество преподавателей-практиков.

Вопрос цены

Один из основных мифов, глубоко внедренных в наше сознание, гласит: "хорошее дешевым быть не может". Именно на этом постулате строится порой ценовая политика всемирно известных бизнес-школ. Однако отечественные реалии диктуют свои условия, и по­­этому цена украинского диплома MBA оказывается значительно ниже. "Стоимость обучения в зарубежных университетах и бизнес-школах достаточно высока и на порядок выше, чем стоимость аналогичных программ в украинских вузах. В зарубежных университетах и бизнес-школах стоимость растет в среднем на 3-5% каждый год", — рассказала Наталья Тарченко, директор образовательного агентства DEC education. По словам Ирины Тихомировой, президента бизнес-школы МИМ-Киев, у них стоимость обучения объявляется до начала набора на программы и не меняется в течение всего периода обучения. Все ценовые риски школа берет на себя, позволяя слушателям вносить плату за обучение поэтапно, по специальному графику, который оговаривается с кандидатами на обучение при заключении договора.

В то же время в Украине не существует столь широкой системы грантов, которая позволяет как минимум пятой части студентов зарубежных бизнес-школ снизить затраты на обучение на 15-25%.

Ведущие отечественные школы в своем большинстве не практикуют гибких систем оплаты, предполагающих разно­­образные скидки, кредитование. Например, в Школе бизнеса КИБИТ возможны такие формы и графики оплаты за обучение, как, во-первых, договор "слушатель-бизнес-школа", при этом оплата может быть за модуль, за квартал либо за весь период обучения. Во-вторых, может быть заключен трехсторонний договор "предприятие-бизнес-школа-слушатель". В этом случае оплата может вноситься поквартально или же за весь период обучения. При этом ни в том, ни в другом случае скидки не предусмотрены", — рассказала Елена Яковлева, декан Школы бизнеса КИБИТ.

По мнению Владимира Павелко, директор MBA-программ Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs) сложившаяся ситуация обусловлена тем, что если продукт качественный и соответствует ожиданиям, то клиент его обязательно купит. Вопрос о рассрочке здесь может быть уместным в зависимости от программы и текущего состояния рынка. В то время как снижение цены на качественный продукт может только вредить его продвижению.

Однако, понимая необходимость получения качественного бизнес-образования для прорывных молодых управленцев и то, что у этих людей не всегда есть деньги в необходимом объеме, в Киево-Могилянской Бизнес-Школе для них иногда предлагают специальные условия оплаты.

Останавливает ли высокая стоимость обучения абитуриентов? Безусловно. "Я знаю как минимум трех топ-менеджеров, которые хотели бы получить диплом MBA, но не были готовы к таким финансовым жертвам. В основном их мотивы были не столько в желании получить "корочку", сколько в потребности общения в профессиональном кругу. После того как мы создали бизнес-клуб, сетования прекратились", — рассказал Максим Животовский, заместитель директора ЗАО "SMT-Ритейл" (торговля, строительство, штат — ок. 400 чел.).

"Именно поэтому сейчас активно разрабатываются непродолжительные сертификационные программы типа АССА (для бухгалтеров и специалистов по управленческому и финансовому учету), которые, удовлетворяя рыночные запросы, отчасти противоречат традициям MBA, направленным на создание "универсальных управленцев", за счет осмысления опыта руководящей работы через призму концептуальных идей. Также к ним можно отнести и программы "около" MBA, mini-MBA и так далее, которые значительно ниже по стоимости и в основном ориентируются на определенную профессиональную деятельность", — считает Марина Калюжная, начальник управления персоналом страховой компании "Добробут".

В связи с этим, возможно, постепенно именно эти продукты будут более востребованы на рынке, чем классические программы MBA, диплом которых хоть и украшает резюме, но далеко не всегда сулит более высокие должности и зарплату, позволяющие компенсировать стоимость обучения.

Вместе за партой

Второй по значимости проблемой бизнес-образования в Украине, оказалась… излишняя демократичность и лояльность бизнес-школ. "Декларируемый отбор, экзамены, собеседования, ограничения по опыту и тому подобное оказываются слишком низким барьером. Ибо существует множество способов обойти эти условия для того, кто имеет желание и возможность получить украинский диплом MBA. Поэтому нередко рядом оказывается вчерашний выпускник вуза с сомнительными рекомендациями и изрядно приукрашенным резюме. Мне лично было очень некомфортно от присутствия таких ребят в группе", — рассказал Николай Грищук, выпускник одной из киевских бизнес-школ.

С одной стороны, жесткий отбор в бизнес-школы играет роль одной из самых распространенных манипулятивных маркетинговых технологий, эксплуатируя легко объяснимое человеческое свойство больше ценить то, что сложнее достается. С другой — имеет очень четкое, рациональное и вполне прагматичное объяснение: от уровня группы во многом зависит качество обучения. Об этом хорошо знают школьные учителя, испокон веков имевшие привычку делить вверенные им классы на "сильных" и "слабых". Характер вопросов, возможность обменяться своими мнениями — все это создает благоприятную среду, в которой появляются и развиваются новые идеи, подходы, практики. Отсутствие такой развивающей среды, по словам г-на Грищука, значительно снижает ценность образования.

Кроме того, значительным преимуществом становятся так называемые живые кейсы — когда с соратниками по обучению и преподавателями обсуждаются реальные проблемные ситуации. Но, разумеется, интересные "живые кейсы" и реальная польза от их обсуждения может быть, только если уровень группы достаточно высок.

И, наконец, есть еще и "третья сторона" этой медали — это то, что высоко ценится среди бизнесменов и называется модным словом "нетворкинг". Дружеско-деловые связи, устанавливающиеся при совместном обучении, могут значительно помочь в карьере. "Надо отметить, что за пределы Украины едут за дипломом MBA обычно достаточно молодые люди. Это выпускники вузов без опыта работы либо молодые специалисты с небольшим опытом работы. Ведь, как правило, занятому человеку очень сложно оставить свой бизнес и уехать на длительный срок", — объяснила Наталья Тарченко (подробнее о принципах выбора между отечественной и зарубежной бизнес-школами — см. "MBA в вы­­шиванке", "ВД" №317, 2011 г.).

Впрочем, отношение к бизнес-образованию среди украинского менеджмента очень разное. И в большинстве даже самых крупных компаний с мировым именем диплом MBA не является гарантированным пропуском наверх. Особенно это касается тех компаний, которые используют корпоративные стандарты обучения.

"Вопрос MBA не настолько актуален для наших сотрудников, поскольку в глобальной группе АВВ есть свои внутренние курсы и практики бизнес-образования. На данный момент АВВ является корпоративным спонсором бизнес-школы IMD (International Institute for Management Development) в Лозанне, которая разработала специальную тренинговую программу для старших менеджеров компаний группы АВВ, — рассказывает Олег Бардяк, PR-специалист АББ в Украине (электроинженерная компания, штат в Украине — 180 чел., в мире — 130 тыс.). — И хотя в компании нет никого, кто получил степень MBA в Украине, некоторые из наших сотрудников слушали отдельные курсы в украинских и зарубежных бизнес-школах. Их взгляды на MBA зачастую кардинально отличаются. Некоторым обучение по программам MBA помогло в профессиональном развитии, другие же отмечают, что образование в будущей работе не пригодилось. Тем не менее все сходятся во мнении, что посещать курсы в бизнес-школах достаточно интересно. Но, чтобы получить реальную отдачу от инвестиций в бизнес-образование, нужно очень стараться, воплощая полученные знания на практике".

Недаром они — преподаватели!

До тех пор пока в отечественном бизнес-образовании будет присутствовать менторский подход, роль и способы взаимодействия в группах будут катастрофически напоминать о курсах усовершенствования советских времен. "К сожалению, далеко не во всех бизнес-школах преподаватели готовы к партнерской работе. Но ведь развитие креативного мышления невозможно без провокации, создающей пространство для роста и развития", — считает Семен Кродий, HR-консультант. По его словам, в Украине сейчас не так много опытных управленцев, желающих отойти от дел и поддерживать свою форму участием в консалтинговых проектах и передачей своего опыта. В то время как такие люди, к тому же обладающие харизмой, становятся магнитом для абитуриентов, для которых отзывы о преподавателях, способных вдохновлять на свершения, становятся важным фактором принятия решения при выборе школы.

Впрочем, как резонно заметила г-жа Калюжная, "преподаватели в любом случае не могут быть стопроцентными практиками, и сфера академического образования старается максимально приблизиться к бизнесу, но это далеко не всегда удается".

При этом, по словам Елены Яковлевой, вопрос о том, должен ли преподаватель бизнес-школы сам быть успешным бизнесменом, носит риторический характер и регулярно поднимается критиками бизнес-образования на протяжении всей истории его существования. "Американские бизнес-школы давно приготовили на него и риторический ответ в виде вопроса: "А должен ли орнитолог уметь летать?" — иронизирует г-жа Яковлева. Впрочем, придерживаясь подобной софистической тактики, противники засилья теоретиков в бизнес-школах наверняка отметили бы, что, к счастью для последних, орнитологи не пытаются учить птиц навыкам полета.

Ну а что касается самих критиков, то, по вполне понятным причинам, слышать явно негативные отзывы об MBA от тех, кто вложил в обучение свои кровные, приходится крайне редко. То ли потому, что вышеназванные недостатки нивелируются достоинствами бизнес-образования, то ли потому, что осознание того, что вложенные средства и усилия не оправдались, требует поистине огромного мужества.

МНЕНИЕ. Владимир Павелко, директор MBA-программ Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs):

— Несоблюдение принципов четкого отбора целевой аудитории больше вредит, чем помогает как самим участникам, так и школе. Вообще, бизнес-образование нельзя продвигать среди людей без реального управленческого опыта, это настоящий яд для неокрепших умов. И тем более для компаний, в которые потом такие люди приходят работать.

В kmbs мы четко придерживаемся принципа жесткого отбора: собственники бизнеса учатся вместе с такими же собственниками. Первые лица компании должны развиваться среди таких же, как они. И, наконец, профессиональные функциональные руководители общаются и развиваются среди таких же прорывных лидеров. Дело в том, что у этих трех категорий управленцев совершенно разный тип мышления, они по-разному относятся к риску. Иногда на отдельных занятиях мы их специально смешиваем. Чтобы показать, где необходимо получить синергию от участия разных уровней менеджеров, и как это правильно делать.

МНЕНИЕ. Ирина Тихомирова, президент бизнес-школы МИМ-Киев:

— Качественный преподавательский состав — это одна из самых сложных проблем любой бизнес-школы. И в то же время самое главное ее преимущество. С одной стороны, преподаватель должен иметь хорошую теоретическую подготовку и опыт преподавания, быть авторитетным экспертом в своей сфере и автором научных исследований. С другой — он должен хорошо знать проблемы реального бизнеса. У каждого из наших преподавателей есть или собственный опыт работы в бизнесе, или консалтинг, которым он занимается параллельно с преподаванием в бизнес-школе.

Это обязательное условие для каждого нашего штатного преподавателя. Кроме того, отдельные лекции читают известные бизнесмены, которые делятся со слушателями своим опытом. Мы приглашаем также известных зарубежных business thinkers с лекциями или короткими курсами, чтобы наши слушатели были в курсе новейших трендов международного бизнеса.


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Убедительное письмо. Как использовать силу словУбедительное письмо. Как использовать силу слов
Связи решают все! Правила позитивного нетворкингаСвязи решают все! Правила позитивного нетворкинга
Можливо все!Можливо все!
Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджментуЛовушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту
Искусство влияния. Убеждение без манипуляцийИскусство влияния. Убеждение без манипуляций

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)